Дело №5-197/2018
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
11 июля 2018 года г.Барнаул
Судья Центрального районного суда г.Барнаула Овсянникова М.Ю., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.34 КоАП РФ, в отношении должностного лица – председателя Алтайского краевого общественного движения поддержки гражданских и социальных инициатив «Согласие» ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, родившегося в ...., зарегистрированного по адресу: ....,
УСТАНОВИЛ:
Согласно протоколу об административном правонарушении от 19.04.2018, составленному начальником отдела по делам некоммерческих организаций Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю, в период с 01.11.2017 по 30.11.2017 Управлением проведена плановая документарная проверка соответствия деятельности Движения «Согласие», в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, заявленным уставным целям и законодательству РФ. При анализе документов, представленных на проверку, публикаций в сети Интернет, информации, полученной по запросам, установлено следующее.
На момент проведения проверки участниками Движения «Согласие» являются:
ФИО2;
ФИО3;
ФИО4;
ФИО5;
ФИО6;
ФИО7;
ФИО8;
ФИО1.
Согласно странице https://transparency.org.ru/nashakomanda/sotrudniki/svetlana- yurevna-telnova.html Web - сайта https://transparency.org.ru ФИО5 с 02.10.2017 является руководителем регионального антикоррупционного центра в Барнауле Автономной некоммерческой организации «Центр антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл-Р» (далее - Региональный антикоррупционный центр в Барнауле), (скриншот от 20.11.2017).
В проверяемом периоде ФИО1 являлся экспертом Регионального антикоррупционного центра в Барнауле (скриншот от 09.11.2015).
В соответствии с договором аренды № АН-17 от 01.09.2014 Обществом с ограниченной ответственностью «НПФ «КОСНАС» для размещения офиса Движения «Согласие» предоставлено нежилое помещение - часть кабинета № 208, расположенного на 2 этаже по адресу: <...>.
На официальном сайте Автономной некоммерческой организации «Центр антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл-Р» содержатся сведения о том, что Региональный антикоррупционный центр в Барнауле https://transparencv.org.ru/antikorruptcionnve-tcentry/regionalnvv- antikorruptsionnvv-tsentr-v-barnaule.html располагается по фактическому адресу Движения «Согласие».
В ходе проверки установлено, что контактный телефон <***>, указанный на официальных бланках Движения «Согласие», является телефоном горячей линии Регионального антикоррупционного центра в Барнауле.
07.04.2015 Министерством юстиции Российской Федерации Автономная некоммерческая организация «Центр антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл-Р» включена в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
По итогам анализа представленных документов на проверку установлено, что председатель Алтайской краевой общественной организации «Геблеровское экологическое общество» ФИО9 принимал участие в мероприятиях, проводимых Движением «Согласие», а именно:
05.12.2014 на круглом столе «Противодействие коррупции в лесной отрасли: задачи общественности» выступил с докладом «О нарушении прав граждан, обусловленных коррупцией»;
07.05.2015 выступил участником в качестве спикера круглого стола по концепции проекта Алтайского края «Об общественном контроле в Алтайском крае»;
24.11.2016 на семинаре «Общество, экономика, власть и участие молодежи» выступил с докладом по теме: «Роль общества в защите окружающей среды»;
16.03.2017 принял участие в работе круглого стола «Как избавить Барнаул от мусора: роль власти, бизнеса и гражданского общества?».
Министерством юстиции Российской Федерации 23.06.2015 Алтайская краевая общественная организация «Геблеровское экологическое общество» была включена в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, а впоследствии 27.01.2017 исключена из реестра в связи с ликвидацией организации по решению суда.
Кроме того, 15.06.2017 на заседании Совета Движения «Согласие» рассматривался вопрос об участии ФИО1 в выборах в депутаты Барнаульской городской Думы 7 созыва. По итогам данного заседания Советом принято решение рекомендовать ФИО1 принять участие в выборах в Барнаульскую Городскую Думу 7 созыва.
Согласно информации, полученной по запросу Управления из Избирательной комиссии муниципального образования города Барнаула от 14.11.2017, Председатель Движения «Согласие» ФИО1 выдвинут избирательным объединением Алтайского краевого регионального отделения российской политической партии в составе муниципального списка кандидатов в депутаты Барнаульской городской Думы седьмого созыва.
К информации избирательной комиссии приобщены копии следующих документов:
заявление ФИО1 о согласии баллотироваться в депутаты Барнаульской городской Думы седьмого созыва;
муниципальный список кандидатов в депутаты, выдвинутый избирательным объединением Алтайского краевого регионального отделения российской политической партии;
справка по основному месту работы ФИО1
Как следует из представленных избирательной комиссией документов, ФИО1 является председателем Движения «Согласие».
В своей предвыборной кампании Г.П. Шейда активно проводил агитацию, в том числе как председатель Алтайского краевого общественного движения поддержки гражданских и социальных инициатив «Согласие» (копия агитационной листовки прилагается), которая поднимает проблемы города Барнаула: возвращение Барнаулу настоящего мэра и самостоятельного (сильного) парламента; борьба с ростом цен и налогов; сделаем Барнаул чистым и уютным; против строительства нового мусорного полигона в Центральном районе Барнаула.
Также имеется в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в социальной сети «Одноклассники» страница «Геннадий Шейда» https://ok.ru/pro file/174097313290/statuses/66790486510346, где размещена агитационная программа, в которой он позиционирует себя как Председатель Движения «Согласие».
Данная предвыборная позиция размещена в печатном издании «За права Человека на Алтае» № 3 (72) августа 2017 г. и на сайте газеты http://yabloko- altai.ru/attachments/article/20/Za-72.pdf
В соответствии с агитационной программой доверенными лицами кандидата в депутаты Барнаульской городской Думы 7 созыва ФИО1 являются участники Движения «Согласие» - ФИО22., ФИО8, ФИО15
С ноября 2016 г. по октябрь 2017 г. ФИО1 избирался депутатом Барнаульской городской Думы, взамен выбывшего депутата.
По результатам представленных на проверку документов Движением «Согласие» в проверяемом периоде проведены следующие мероприятия: круглый стол посвященный теме: Противодействие коррупции в лесной отрасли (декабрь 2014); проведен семинар НКО — новое правовое регулирование в ГК; Сравнительный анализ новых и предыдущих реформ (декабрь 2014); круглый стол по проекту Закона «Об общественном контроле» (март 2015); проведен семинар Школой Практики и Лидерства «Общество, экономика, власть и участие молодежи» (ноябрь 2016); круглый стол «Как избавить Барнаул от мусора: роль власти, бизнеса и гражданского общества» (март 2017), посвященный проблемам раздельного (селективного) сбора мусора в Барнауле (далее - ССМ) - основная цель это выработать рекомендации по повышению заинтересованности власти, бизнеса и граждан в организации ССМ и минимизация экологического ущерба для Барнаула. Итогом круглого стола стало понимание того, что в обществе созрел запрос на более активное участие граждан в ССМ, желании навести и поддерживать порядок на своих придомовых территориях, кроме того выявился дефицит взаимодействия власти, бизнеса и общества в этом вопросе, устранение которого позволит остановить и снизить нарастание экологической угрозы для муниципалитета. По результатам круглого стола участниками, направлено обращение главе администрации города Барнаула ФИО23.
15.05.2017 по инициативе Движения «Согласие» состоялся круглый стол по раздельному (селективному) сбору мусора. В круглом столе приняли участие 40 человек: представители экологических организаций, власти, бизнеса, депутатского корпуса. Разработано и направлено мэру города 18 предложений по ведению в Барнауле системы раздельного сбора мусора.
ФИО1 является руководителем «Школы Практики и Лидерства «ШПИЛька», страница в VK http://vk.com/club90281667.
Кроме того, ФИО1 имеет Web - сайт www,sheida2017лти, на момент проведения проверки сайт не доступен.
Согласно информации, полученной по запросу Управления из правоохранительных органов, Председатель Движения ФИО1 на систематической основе выступает соорганизатором проводимых на территории региона политических конференций, финансируемых за счет средств иностранных организаций.
17-18 июня 2017 года в г. Барнауле состоялась XXIV международная политологическая научно-практическая конференция «2017 год: Пути развития России в условиях международной напряженности» при организационной и финансовой поддержке «Фонда имени Фридриха Эберта (ФРГ) в Российской Федерации», при этом ФИО1 и ФИО11 (член организации, помощник по реализации проекта Движения «Согласие» - «Школа практики и лидерства (Шпилька)») вошли в состав оргкомитета конференции.
Кроме того, ФИО1 в качестве депутата Барнаульской городской Думы и председателя Движения «Согласие» являлся экспертом международного форума, в ходе которого выступил с докладом на тему «Гражданское общество как ресурс развития Барнаула».
Проверка деятельности по расходованию денежных средств и использованию иного имущества проводилась на предмет установления соответствия осуществляемой деятельности некоммерческой организацией целям, предусмотренным ее Уставом.
Для ведения безналичных денежных расчетов Движением «Согласие» открыт расчетный счет в рублях № в УДО № 8644/0794 Алтайского отделения № 8644 ПАО «Сбербанк России».
на расчетный счет Движения «Согласие» поступила оплата по счету № 3 от 02.12.2014 за организацию круглого стола от Автономной некоммерческой организации «Центр антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл-Р» в сумме 25 000 рублей.
Движением «Согласие» совместно с Автономной некоммерческой организации «Центр антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл-Р» и Общественным Советом по защите лесов в Алтайском крае проведен круглый стол на тему «Противодействие коррупции в лесной отрасли (задачи общественности)».
В проверяемом периоде от ФИО1 на расчетный счет Движения «Согласие» поступило благотворительных взносов на уставную деятельность на общую сумму 456 000 рублей, а именно: в 2015 г. - 101 000 рублей; в 2016 г. - 258 000 рублей; в 2017 г. — 97 000 рублей.
21.01.2015 платежным поручением № 33330 взнос на уставные цели в сумме 10 000 рублей;
14.08.2015 платежным поручением № 650016 добровольные пожертвования в сумме 20 000 рублей;
04.09.2015 платежным поручением № 9854 благотворительный взнос на уставные цели в сумме 8 000 рублей;
16.09.2015 платежным поручением № 14460 благотворительный взнос на уставные цели в сумме 8 000 рублей;
13.10.2015 платежным поручением № 811829 благотворительный взнос на уставные цели в сумме 20 000 рублей;
11.11,2015 платежным поручением № 940029 добровольный взнос в сумме 35 000 рублей;
14.01.2016 платежным поручением № 769555 благотворительный взнос в сумме 30 000 рублей;
03.03.2016 платежным поручением № 621199 благотворительный взнос в сумме 20 000 рублей;
13.04.2016 платежным поручением № 920143 благотворительный взнос в сумме 20 000 рублей;
12.05.2016 платежным поручением № 948183 благотворительный взнос в сумме 20 000 рублей;
02.06.2016 платежным поручением № 588395 благотворительный взнос в сумме 20 000 рублей;
28.06.2016 платежным поручением № 559482 благотворительный взнос в сумме 20 000 рублей;
05.07.2016 платежным поручением № 550134 благотворительный взнос в сумме 30 000 рублей;
02.08,2016 платежным поручением № 3475172 благотворительный взнос в сумме 3 000 рублей;
05.08.2016 платежным поручением № 534254 благотворительный взнос в сумме 30 000 рублей;
09.09.2016 платежным поручением № 734993 благотворительный взнос в сумме 20 000 рублей;
09.11.2016 платежным поручением № 1011446 денежная наличность в сумме 45 000 рублей;
03.03.2017 платежным поручением № 3067373 благотворительный взнос в сумме 23 000 рублей;
06.04.2017 платежным поручением № 3549085 благотворительный взнос в сумме 17 000 рублей;
17.04.2017 платежным поручением № 8506050 благотворительный взнос в сумме 5 000 рублей;
18.04.2017 платежным поручением № 4037838 благотворительный взнос в сумме 1 000 рублей;
11.05.2017 платежным поручением № 4639372 благотворительный взнос в сумме 15 000 рублей;
16.05.2017 платежным поручением № 4890542 благотворительный взнос в сумме 10 000 рублей;
17.05.2017 платежным поручением № 4381691 благотворительный взнос в сумме 6 000 рублей;
06.06.2017 платежным поручением № 3649831 благотворительный взнос в сумме 10 000 рублей;
24.06.2017 платежным поручением № 936 благотворительный взнос в сумме 7 000 рублей;
02.08.2017 платежным поручением № 3475172 благотворительный взнос в сумме 3 000 рублей.
Дополнительно правоохранительными органами предоставлены в адрес Управления сведения о движении денежных средств на банковском расчетном счете № №, открытом 07.07.2011 в ПАО «Сбербанк России», принадлежащем председателю Движения «Согласие» ФИО1
Установлено, что в проверяемом периоде на указанный счет перечислялись денежные средства от иностранных источников, а именно:
28.11.2014 со счета банка ФРГ осуществлено зачисление денежных средств в размере 42 339,6 рублей в качестве возмещения путевых расходов;
31.07.2015 от ННО «Фонд имени Фридриха Эберта» 16 312 рублей в
качестве оплаты гонорара по договору от 01.06.2015;
От Автономной некоммерческой организации «Центр антикоррупционных
исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл-Р», включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, в том числе перечислено: в 2014 г. - 39 150 рублей; в 2015 г. ~ 292 326,6 рублей; в 2016 г. - 268 096,49 рублей. Таким образом, в ходе проверки установлено получение Движением «Согласие» денежных средств от иностранных источников через законного представителя юридического лица - ФИО1, а также осуществление политической деятельности на территории Российской Федерации.
При этом Движение «Согласие» на момент проведения проверки не было включено в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Соответствующее заявление должностным лицом — Председателем Движения «Согласие» ФИО1 в Министерство юстиции Российской Федерации не представлялось.
Действия должностного лица квалифицированы по ч.1 ст.19.34 КоАП РФ.
В судебное заседание ФИО1 и его защитник не явились, о его времени и месте извещены надлежаще, ходатайства об отложении судебного заседания оставлены без удовлетворения, в связи с чем судья полагает возможным дело рассмотреть в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.
Частью 1 статьи 19.34 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление деятельности некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, не включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в том числе всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу ч. 3 ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Согласно п.4.1 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, за исключением бюджетных и казенных учреждений, и ведомственного контроля за деятельностью бюджетных и казенных учреждений.
Федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, организацией и проведением проверок некоммерческих организаций, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон) с учетом указанных в пунктах 4.2 - 4.5 настоящей статьи особенностей организации и проведения внеплановых проверок.
Порядок организации и проведения плановых проверок юридических лиц установлены ст. 9 Федерального закона.
Плановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона (п.11 ст. 9 Федерального закона).
В силу ст. 11 Федерального закона предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
Организация документарной проверки (как плановой, так и внеплановой) осуществляется в порядке, установленном статьей 14 настоящего Федерального закона, и проводится по месту нахождения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
В процессе проведения документарной проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в первую очередь рассматриваются документы юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющиеся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, в том числе уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, представленные в порядке, установленном статьей 8 настоящего Федерального закона, акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах осуществленных в отношении этих юридического лица, индивидуального предпринимателя государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
В силу ч. 1 ст. 13 указанного закона срок проверки не может превышать двадцати рабочих дней. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований, на основании мотивированного предложения должностных лиц органа государственного контроля, проводящих выездную проверку, срок проведения плановой выездной проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на двадцать рабочих дней (ч. 3).
При проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе превышать установленные сроки проведения проверки (п. 6 ст. 15 Федерального закона).
Из материалов дела следует, что распоряжением Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю от 06.10.2017 в отношении АКОД «Согласие» назначено проведение плановой документарной проверки в целях осуществления контроля за деятельностью общественного объединения, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, его уставным целям и законодательству Российской Федерации, за период деятельности с 01.11.2014 по 31.10.2017 включительно.
Срок проведения проверки установлен со 02 ноября 2017 года по 30 ноября 2017 года.
В ходе проверки были выявлены нарушения требований Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
Нарушения зафиксированы в акте проверки от 30 ноября 2017 года № 03-17/122.
Из акта проверки следует, что в ходе проведения проверки Управлением были направлены запросы о деятельности некоммерческой организации в администрацию города Барнаула Алтайского края, прокуратуру Центрального района г.Барнаула, МИФНС № 15 по Алтайскому краю, Центр по противодействию экстремизму ГУВД по Алтайскому краю, Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Алтайскому краю и Республике Алтай, Центр специальной связи и информации Федеральной службы охраны Российской Федерации в Алтайском крае, Избирательную комиссию муниципального образования города Барнаула.
Вместе с тем, в администрацию города Барнаула Алтайского края запрос был направлен 05.09.2017, в прокуратуру Центрального района г.Барнаула – 07.09.2017, в МИФНС № 15 по Алтайскому краю – 07.09.2017, в Центр по противодействию экстремизму ГУВД по Алтайскому краю, Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Алтайскому краю и Республике Алтай – 05.09.2017, в Избирательную комиссию муниципального образования города Барнаула – 03.11.2017.
При этом, 05.09.2017 Управлением был направлен запрос в Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Алтайскому краю о предоставлении информации о противоправной деятельности АКОД «Согласие» за период с 01.10.2014 по 30.09.2017 с приложением копий имеющихся материалов и документов.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля начальник отдела по делам некоммерческих организаций Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю ФИО17 пояснил, что событие правонарушения было установлено на основании информации, поступившей из ФСБ, самостоятельно данные доказательства не истребовались.
Таким образом, проверочные мероприятия были начаты до начала срока проведения проверки, поэтому должностным лицом превышен двадцатидневный срок проведения проверки, следовательно, при проведении проверки допущено грубое нарушение требований Федерального закона.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 20 Федерального закона к грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных пунктом 6 (в части превышения установленных сроков проведения проверок) статьи 15 настоящего Федерального закона.
На основании ч. 1 ст. 20 Федерального закона результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора) с грубым нарушением установленных названным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица.
Указанная норма закона согласуется с требованиями ч. 3 ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Иных, помимо акта проверки, проведенной с грубым нарушением закона, достоверных доказательств вины ФИО1 в нарушении требований действующего законодательства, не имеется.
В связи с чем, протокол от 19.04.2018 об административном правонарушении по ч.1 ст. 19.34 КоАП РФ является недопустимым доказательством по настоящему делу.
В силу положений ч. 1 и 4 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Пунктом 2 ч. 1 ст. 29.9 КоАП РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о прекращении производства по делу, в том числе в связи с тем, что имеется хотя бы одно из обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренное ст. 24.5 настоящего Кодекса.
Согласно п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст.ст.29.9, 29.10 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.34 КоАП РФ, в отношении должностного лица – председателя Алтайского краевого общественного движения поддержки гражданских и социальных инициатив «Согласие» ФИО1 прекратить за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г.Барнаула в течение 10 суток.
Судья М.Ю.Овсянникова