ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-197/20 от 19.03.2020 Димитровградского городского суда (Ульяновская область)

Дело № 5-197/2020

73RS0013-01-2020-000953-28

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

Ульяновской области

Судья Димитровградского городского суда Ульяновской области Берхеева А.В., при секретаре Кузьминой О.В.,

с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1, защитника Туктарова И.Ш.,

лица составившего административный протокол инспектора ОВМ МО МВД «Димитровградский» старшего лейтенанта полиции ФИО2,

при переводчике ФИО3

рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.1 ст.18.8 КоАП Российской Федерации, в отношении

ФИО4 Алибаба кызы, (ДАТА) г.р., <данные изъяты>,

У С Т А Н О В И Л :

11 марта 2020 года в 12 часов 20 минут составлен административный протокол в отношении ФИО1 по ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ, согласно которому ФИО1 11 марта 2020 года в 11 часов 20 минут в <...> нарушила режим пребывания в Российской Федерации, выразившееся в том, что по окончании срока пребывания в Российской Федерации 26.02.2020 уклонилась от выезда за пределы России, с 27.02.2020 по настоящее время находится в России незаконно, тем самым нарушила п.2 ст.5 Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

В судебном заседании ФИО1 вину в совершении административного правонарушения не признала.

Защитник лица, привлекаемого к административной ответственности, Туктаров И.Ш. в судебном заседании пояснил, что ФИО1 при оформлении уведомления о прибытии иностранного гражданина получила в МФЦ отрывную часть уведомления, в которой срок пребывания обозначен как «до 25.03.2020». В связи с чем она полагала, что имеет право до указанной даты находиться на территории РФ. В настоящее время муж и двое детей ФИО1 являются гражданами РФ. Она сама проживала три года на основании разрешения на временное проживание. 04.12.2019 въехала на территорию РФ не для временного пребывания, а с целью проживания с семьей. В связи с чем оформляла документы для получения вида на жительство. 10.02.2020 она с мужем взяла талон, их записали на 26.02.2020. Были представлены все необходимые документы. Однако документы не приняли. При этом никакой письменный отказ не дали. В дальнейшем отдел миграционной службы на обращения о приеме документов не реагировал. В связи с чем было подано письменное обращение на неправомерность действий сотрудников в отказе принимать документы. Полагает, что отсутствует состав административного правонарушения в данном случае.

Лицо, составившее административный протокол, инспектор ОВМ МО МВД «Димитровградский» старший лейтенант полиции ФИО2, в судебном заседании пояснил, что после поступления обращения от ФИО4 была проверена законность ее пребывания на территории РФ, установили что с 27.02.2020 находиться незаконно, в связи с чем и был составлен административный протокол. Действительно, со слов сотрудника, принимающего документы, ему известно, что 26.02.2020 ФИО1 приходила сдавать документы, но их не приняли в связи с тем, что отсутствовала регистрация детей на территории РФ. В этот же день к вечеру они принесли эти документы, но их уже не приняли поскольку было поздно. В последующем правовых оснований принимать документы не имелось, поскольку ФИО1 находилась на территории РФ незаконно. Сам по себе факт того, что в уведомлении стоит дата 25.03.2020 не предоставляет ей права находиться на территории РФ до указанного времени. Она знала, что законный срок пребывания составляет 90 дней по истечении которого должна была выехать за территорию РФ. В МФЦ иногда могут не заполнять отрывной талон.

Выслушав лиц, участвующих в деле, опросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ).

Согласно статье 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.

Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции), принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона, либо ходатайство образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации такого иностранного гражданина.

В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее - Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ) иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что ФИО1 является гражданкой Азербайджана. 04.12.2019 она въехала не территорию РФ. При этом в период с 20.07.2016 по 29.11.2019 проживала на территории РФ на основании разрешения на временное проживание совместно со своим мужем и детьми, являющимися гражданами РФ.

По прибытии на территорию РФ она в установленный срок оформила уведомление о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в месте пребывания. Как следует из уведомления, первой и отрывной части, имеющихся у МО МВД «Димитровградский» и у ФИО1, указанное уведомление было принято 04.12.2019 специалистом Областного государственного казенного учреждения «Корпорация развития интернет-технологий многофункциональный центр предоставления государственный и муниципальных услуг в Ульяновской области».

На отрывной части уведомления стоит срок пребывания до «25.03.2020».

Представленный ОГКУ «Правительство для граждан» экземпляр уведомления содержит иные даты, как приема уведомления 05.12.2019, так и срока пребывания «26.02.2020».

Судом в качестве свидетеля был опрошен сотрудник ОГКУ «Правительство для граждан» С*, которая пояснила, что уведомление заполняется принимающей стороной, потом проверятся сотрудником и если все нормально ставиться штамп и даты вручную, как в самом уведомлении, так и в отрывной части. В связи с чем в уведомлении разные даты принятия и разные сроки пребывания пояснить не смогла, пояснила, что возможно это была ее ошибка.

Суд исходит из добросовестности сторон и полагает, что действительно ФИО1 была выдана отрывная часть уведомления с датой 25.03.2020.

Однако, не смотря на то, что в отрывной части уведомления проставлен срок пребывания 25.03.2020, правового значения для увеличения срока пребывания ФИО1 указанное не имело.

Тем более, что как следует из пояснений представителя, о том, что законный срок пребывания на территории РФ до 26.02.2020 ей стало известно 10.02.2020, когда они осуществляли запись на прием к специалисту миграционного отдела для сдачи документов на оформление вида на жительства.

Как установлено в судебном заседании, ФИО1 10.02.2020 до окончания срока пребывания на территории РФ записалась на прием для сдачи документов для оформления вида на жительство, что подтверждается талоном и не отрицается сторонами.

26.02.2020 ее супруг к назначенному времени принес документы, однако их не приняли.

Причины отказа в принятии документов: отсутствие регистрации детей по месту жительства. Со слов ФИО3 в связи с тем, что специалист полагала, что представленная регистрация детей по месту жительства является фиктивной.

Согласно Административному регламенту Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД России от 09.11.2017 N 846 (Далее – Регламент), исчерпывающий перечень оснований к отказу в приеме документов установлен в п.51-53.5 Регламента.

В частности, если нарушены требования к форме и содержанию заявления; при наличии фактических ошибок в указанных заявителем персональных данных; если отсутствуют документы, представление которых предусмотрено Административным регламентом, за исключением подачи заявления в электронной форме с использованием Единого портала; если представленные документы не соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям.

В соответствии с п.23 Регламента при предоставлении государственной услуги подразделениям по вопросам миграции запрещается требовать от заявителя осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственной услуги и связанных с обращением в иные государственные органы и организации, за исключением получения услуг, включенных в перечень услуг <2>, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг, утвержденный Правительством Российской Федерации.

Согласно п.50 Регламента запрещается требовать от заявителя представления документов и информации, в том числе подтверждающих внесение заявителем платы за предоставление государственной услуги, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, указанных в части 6 статьи 7 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

Судом установлено, что несовершеннолетние дети ФИО1 были зарегистрированы по месту пребывания 25.02.2020, указанная информация имелась у ОВМ МО МВ «Димитровградский», который непосредственно осуществляет постановку на регистрационный учет по месту жительства граждан. В связи с указанным, информация о месте регистрации детей, на сколько она была необходима, с учетом того, что указанные документы не предусмотрены Регламентом для предоставления заявителем, ОВМ МО МВД «Димитровградский» должна была быть получена органом самостоятельно. И по указанному основанию отказывать в приеме документов специалист не имел право.

В соответствии с ч.2 ст.5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения вида на жительство.

Таким образом, при условии приема документов 26.02.2020 ФИО1 имела законное право находиться на территории РФ до рассмотрения ее заявления.

В настоящее время обращение ФИО1 об отказе в приеме документов МО МВД «Димитровградский» не рассмотрено.

Из обозначенных в судебном заседании причин отказа в приеме документов, их анализа с точки зрения закона, суд полагает, что оснований к отказу в приеме документов не имелось, а потому полагает, что ФИО1 находиться на территории РФ на законных основаниях, как лицо своевременно обратившееся с заявлением о выдаче ей вида на жительство.

Отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (пункт 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

С учетом указанного, производство по делу об административном правонарушении по ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ в отношении ФИО1 подлежит прекращению за отсутствием состава административного правонарушения.

На основании ст.ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу об административном правонарушении по ч.1.1 ст.18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФИО4 Алибаба кызы прекратить за отсутствием состава административного правонарушения на основании п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление может быть обжаловано в Ульяновский областной суд в течение 10 суток со дня вручения копии постановления.

Судья А.В. Берхеева