УИД 47RS0005-01-2020-001002-82
Дело № 5-1990/2021
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
гор. Выборг 25 августа 2021 года
Судья Выборгского городского суда Ленинградской области Прокопьева Марина Владимировна,
с участием защитника юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, ООО «НордЭксЭкспресс» по доверенности б/н от 01.11.2020 ФИО3,
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, в отношении юридического лица - общества с ограниченной ответственностью «НордЭкс Экспресс» (РФ, 198097, Санкт-Петербург, пр. Стачек, д. 47, литер А пом. 201; ИНН <***>, КПП 780501001, ОГРН <***>, дата регистрации юридического лица 05.10.2007),
у с т а н о в и л:
согласно протоколу об административном правонарушении общество с ограниченной ответственностью «НордЭксЭкспресс» (далее - ООО «НордЭксЭкспресс») не задекларировало по установленной форме товары, подлежащие декларированию, при перемещении через таможенную границу Российской Федерации.
23.10.2019 в 19 часов 28 минут на таможенный пост многосторонний автомобильный пункт пропуска (далее - т/п МАПП) Светогорск (адрес: Ленинградская область, Выборгский район, МОГП Светогорск, автомобильная дорога Выборг-Иматра, 55 км от Выборга) по въезду в РФ из Финляндии прибыло транспортное средство «<данные изъяты>», г/н №, с полуприцепом с г/н № №, под управлением гр. РФ ФИО1 со съемным танк-контейнером (без груза).
23.10.2019 в 20 часов 05 минут водитель автомобильного перевозчика ООО «НордЭкс Экспресс» ФИО2 в качестве уведомления о прибытии на таможенную территорию Евразийского экономического союза представил документы: свидетельство о регистрации т/с №, свидетельство о регистрации т/с №, карточку допуска серии МА № 523531.
Документов для таможенных целей на съемный танк-контейнер предоставлено не было.
В результате проведенного таможенного досмотра было установлено, что товар, перемещаемый на открытой площадке полуприцепа (контейнерная площадка) представляет собой: танк-контейнер, EXFU 878964-1, б/у, белого цвета с маркировкой: CIMC TANK,/EXSIF WORLDWIDE,/MAXX GROSS39000KG,/85980LB,/ TARE 4600KG,/ 10141LB,/ NET 34400KG,/75839LB,/MPGM ON UIC RAILWAYS 36000KG.
26.10.2019 от автомобильного перевозчика ООО «НордЭксЭкспресс», по электронной почте, поступило письмо с приложением копий документов, согласно которым контейнер EXFU 8789641 по общему соглашению об аренде емкостного оборудования № 1 от 01.01.2017 находится в аренде ООО «НордЭкс Экспресс», арендодатель ЭКСИФ Интернешил/EXSIF International LLC. В вышеуказанном контейнере согласно CMR 8606369 был осуществлен вывоз товара «Эфир 2-Этилгексиловый акриловой кислоты» 17.09.2019 перевозчиком ООО «НордЭкс Экспресс» от отправителя АО «Сибур Нефтехим» получателю CH-Polymers OY. Таким образом, товар «танк-контейнер» является иностранным товаром.
На контейнер, имеющий статус транспортного средства международной перевозки, особенности порядка и условия перемещения транспортных средств международной перевозки (далее – ТСМП) через таможенную границу ЕАЭС (далее – Союза) определены главой 38 Таможенного кодекса ЕАЭС.
Положения главы применяются в отношении временно ввозимых на таможенную территорию Союза для завершения или начала международной перевозки на такой территории и (или) за ее пределами ТСМП (включая порожние), зарегистрированные в государствах, не являющихся членами Союза, за иностранными лицами. Также положения указанной главы распространяются на товары, помещенные под процедуру временного ввоза (допуска).
Руководствуясь требованиями ст. 27.14 КоАП РФ, 28.10.2019 протоколом об аресте товаров, транспортных средств и иных вещей по делу об административном правонарушении № 10206000-3580/2019, был наложен арест на танк контейнер, EXFU 878964-1, б/у, белого цвета с маркировкой: CIMC TANK,/EXSIF WORLDWIDE,/MAXX GROSS39000KG,/85980LB,/ TARE 4600KG,/ 10141LB,/ NET 34400KG,/75839LB,/MPGM ON UIC RAILWAYS 36000KG.
Таким образом, по результатам таможенного контроля должностным установлены было установлено событие административного правонарушения, выразившегося в недекларировании автомобильным перевозчиком ООО «НордЭксЭкспресс», по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, административная ответственность за которое предусмотрена по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ.
В судебном заседании защитник юридического лица, в отношении которого ведется производство об административном правонарушении, ООО «НордЭксЭкспресс» по доверенности ФИО3 полагал, что у общества не возникло обязанности по декларированию танк-контейнера, поскольку он является многообортной тарой, которая не подлежит декларированию. При пересечении таможенной границы общество руководствовалось положениями Конвенции о временном ввозе, заключенной в г. Стамбуле 26.06.1990, и нормы которой позволяют совершать режим временного ввоза контейнеров, ввезенных в связи с коммерческой операцией, ввоз которых сам по себе не является коммерческой операцией, в упрощенном режиме без предъявления какого-либо таможенного документа и установления гарантии.
В суд представитель Выборгской таможни не явился, о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Суд, исследовав материалы дела об административном правонарушении, приходит к следующему.
В силу ст. 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с ТК ЕАЭС. Таможенное декларирование производится в электронной или письменной форме с использованием таможенной декларации. Ст. 83 ТК ЕАЭС определяет, что декларантами являются лица, имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами - при отсутствии внешнеэкономической сделки.
Как указано в письме ФТС России № 01-11/8833 от 1 марта 2011 да «О совершении таможенных операций в отношении контейнеров» при перемещении контейнеров через таможенную границу Таможенного союза сведения о таких контейнерах для таможенных целей должны отражаться в стандартных документах перевозчика в зависимости от вида транспорта, на котором перемещаются контейнеры (коносамент, железнодорожная накладная и т.п.). Иным способом таможенное декларирование перемещаемых через таможенную границу контейнеров может быть использование декларации на транспортное средство, подаваемой в отношении транспортного средства международной перевозки. В данной декларации устанавливается срок временного ввоза ТСМП.
В соответствии с положениями статьи 5 Приложения В.3 к "Конвенции о временном ввозе" (Стамбул 26 июня 1990 года), решение о присоединении Российской Федерации к данной Конвенции принято Постановлением Правительства РФ от 02.11.1995 N 1084 (далее - Конвенция) режим временного ввоза контейнеров, поддонов и упаковок предоставляется без предъявления таможенного документа и установления гарантии.
Вместо таможенного документа и гарантии на контейнеры от пользователя права временного ввоза может быть потребовано письменное обязательство предоставлять таможенным органам по их требованию подробную информацию о движении каждого контейнера, ввезенного в соответствии с процедурой временного ввоза, включая дату и место его ввоза на территорию временного ввоза и вывоза из нее, или перечень контейнеров, к которому приложено обязательство об их вывозе.
Следовательно, указанным международным договором установлено исключение из общего правила о предоставлении обеспечения уплаты таможенных платежей до выпуска товаров в соответствии с процедурой временного ввоза (допуска) контейнеров.
Пункт "c" Конвенции, а также пункт "e" статьи 1 Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Женева 14 ноября 1975 года) раскрывает термин "контейнер" как транспортное оборудование (клетка, съемная цистерна или подобное приспособление);
i) представляющее собой полностью или частично закрытую емкость, предназначенную для помещения в нее товаров;
ii) имеющее постоянный характер и в силу этого достаточно прочное, чтобы служить для многократного использования;
iii) специально сконструированное для облегчения перевозки одним или несколькими видами транспорта без промежуточной перегрузки товаров;
iv) сконструированное таким образом, чтобы была облегчена его перегрузка, в частности, с одного вида транспорта на другой;
v) сконструированное таким образом, чтобы его можно было легко загружать и разгружать;
vi) имеющее внутренний объем не менее одного кубического метра.
Термин "контейнер" охватывает принадлежности и оборудование контейнера, необходимые для данного типа контейнера, при условии, что такие принадлежности перевозятся вместе с контейнером и не включает в себя транспортные средства, принадлежности или запасные части транспортных средств, упаковку и поддоны.
Как установлено судом, при пересечении таможенной границы водителем ОО «НордЭксЭкспресс» была предъявлена CMR с маршрутом следования контейнера, данный документ в силу п. 6 ст. 105 ТК ЕАЭС может использоваться в качестве декларации.
В последующем в адрес таможни были направлены документы, подтверждающие принадлежность танк-контейнера ЭКСИФ Интернешил/EXSIF International LLC, договор аренды контейнера, CMR с маршрутом следования, где указан отправитель АО «Сибур Нефтехим» и получатель груза в Финляндии CH-Polymers OY.
Каких-либо дополнительных документов, в том числе письменное обязательство по вывозу танк-контейнера у ООО «НордЭксЭкспресс» должностными лицами Выборгской таможни не запрашивались.
Вышеуказанные представленные документы свидетельствуют о намерении общества ввезти контейнер не как предмет сделки, а как транспортное оборудование, необходимое для осуществления международной перевозки. Общество в ходе рассмотрения дела последовательно указывало на использование танк-контейнера в качестве многооборотной тары.
В соответствии с тем же письмом Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 05.10.2011 N 01-11/48016 "О таможенном декларировании многооборотной тары" в случае, если многооборотная тара удовлетворяет требованиям пункта "b", пункта "c" или пункта "d" статьи 1 Приложения B.3 к Конвенции и рассматривается как упаковка, контейнеры или поддоны, то совершение таможенных операций в отношении такой тары может осуществляться в упрощенном порядке на основании представленного письменного обязательства об их обратном вывозе (реэкспорте) с территории Российской Федерации, а также транспортных (перевозочных) и/или коммерческих документов и без оформления таможенной декларации.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что декларантом были соблюдены все условия и представлены все необходимые документы, в связи с чем у таможни не имелось оснований для отказа обществу в совершении таможенных операций в упрощенном порядке, а отнесение танк-контейнера к товару и требование о дополнительном декларировании танк-контейнера являлось необоснованным.
Ввозимый обществом танк-контейнер в данном случае не являлся товаром либо объектом сделки в том смысле, которое предусмотрено таможенным законодательством, а являлся тарой для перевозки груза (кислоты), в связи с чем не подлежал декларированию при ввозе на территорию РФ.
Таким образом, в действиях ООО «НордЭксЭкспресс» отсутствует состав административного правонарушения.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии со ст. 29.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о назначении административного наказания либо о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «НордЭксЭкспресс» подлежит прекращению за отсутствием состава административного правонарушения, а арестованный товар - возвращению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд
п о с т а н о в и л:
дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, в отношении юридического лица - общества с ограниченной ответственностью «НордЭксЭкспресс» прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Снять арест с танк контейнера, EXFU 878964-1, б/у, белого цвета с маркировкой: CIMC TANK,/EXSIF WORLDWIDE,/MAXX GROSS39000KG,/85980LB,/ TARE 4600KG,/ 10141LB,/ NET 34400KG,/75839LB,/MPGM ON UIC RAILWAYS 36000KG, наложенный 28.10.2019 протоколом об аресте товаров, транспортных средств и иных вещей по делу об административном правонарушении № 10206000-3580/2019.
Танк контейнер, EXFU 878964-1, б/у, белого цвета с маркировкой: CIMC TANK,/EXSIF WORLDWIDE,/MAXX GROSS39000KG,/85980LB,/ TARE 4600KG,/ 10141LB,/ NET 34400KG,/75839LB,/MPGM ON UIC RAILWAYS 36000KG вернуть обществу с ограниченной ответственностью «НордЭксЭкспресс».
Постановление может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение 10 суток со дня получения, вручения копии постановления.
Судья М.В. Прокопьева