ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1991/15 от 11.11.2015 Керченского городского суда (Республика Крым)

Дело № 5-1991/2015

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

11 ноября 2015 г. г. Керчь

Судья Керченского городского суда Республики Крым Собещанская Н.В. (РК, г. Керчь, ул. Свердлова, 4), рассмотрев дело об административном правонарушении, поступившее Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в отношении:

ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>, 76,

об административном правонарушении по ст. 19.5 ч. 25 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

В соответствии с протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ б\н, ФИО1 29.09.2015г. предписание об устранении нарушения земельного законодательства по административному делу от ДД.ММ.ГГГГ в результате которого установлено ненадлежащее использование земельного участка: использование земельного участка общей площадью 0,8279 га, кадастровый , категории земель - земли промышленности (установлены в соответствии с законодательством Украины) под размещение строений и сооружений комплекса «Рыбацкий стан» общей площадью 1319,10 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, без наличия правоустанавливающих документов и правоудостоверяющих документов на землю, что является нарушением требований ст. 25,26 Земельного кодекса Российской Федерации и образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.1 КоАП Российской Федерации в части «использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю», срок исполнения которого истек 04.09.2015 года, не исполнено, чем совершено административное правонарушение предусмотренное ч. 25 ст. 19.5 КоАП Российской Федерации - Невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор, в том числе в отношении земель сельскохозяйственного назначения, или их территориальных органов об устранении нарушений земельного законодательства.

В судебное заседание ФИО4 не явилась, о дне и времени рассмотрения протокола извещена надлежащим образом, явился её защитник Брусенцов В.В., действующий на основании надлежащим образом оформленной доверенности.

В судебном заседании Брусенцов В.В. вину своего подзащитного в совершении данного административного правонарушения не признал, просил суд прекратить производство по данному делу об административном правонарушении, в связи с отсутствием события административного правонарушения предусмотренного ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ в действиях ФИО4 Пояснив, что 29.09.2015г. была проведена внеплановая выездная проверка в отношении использования ФИО1 земельного участка площадью 0,8279 га., расположенного по <адрес> в <адрес>, по результатам которой был составлен протокол об административном правонарушении. Согласно указанному протоколу государственным инспектором установлено не исполнение предписания от 04.03.2015г., а именно: использование указанного земельного участка без наличия правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов, чем нарушены требования статей 25,26 ЗК РФ. По мнению государственного инспектора данные действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренные частью 25 статьи 19.5. КоАП РФ. С обстоятельствами совершения административного правонарушения не согласен поскольку не полностью исследованы имевшие место события и ранее представленные документы, связанные с возникновением прав на землю. Так, ФИО1 является собственником комплекса строений, расположенного на земельном участке площадью 0,8279 га, кадастровый в <адрес>. Указанное право было приобретено на основании договора купли-продажи от «19» сентября 2008г. реестр и зарегистрировано в Едином государственном реестре прав собственности. Право пользования земельным участком, согласно действующему на тот момент законодательству (см. ч.1,2 статьи 120 ЗК Украины), перешло к заявителю на тех же условиях и в том же объеме, которые были у предыдущего землепользователя согласно договору аренды земли, зарегистрированному в Керченском отделе КРФ ГП «ЦГЗК» от 10.09.2008г. рег. . Указанное право сохраняется и с учетом ныне действующего законодательства (см. ст. 35 ЗК РФ, ст. 271 ГК РФ). Данные обстоятельства имеют существенное значение, поскольку определяют правовые основания возникновения исключительных прав на земельный участок у собственника зданий, строений и сооружений. С целью реализации прав собственника ФИО1 в течение пяти лет, предпринимались попытки по надлежащему оформлению правоудостоверяющих документов на землю, о чем в Керченский городской совет неоднократно направлялись соответствующие заявления. Но, только 30.09.2013г. решением 38 сессии Керченского городского совета 6 созыва ФИО1 была разрешена разработка технической документации по землеустройству в части установления (восстановления) границ земельного участка площадью 0,8279 га по <адрес> в натуре, на местности. Во исполнение указанного решения в 2013-2014 году была подготовлена техническая документация, выполненные все необходимые согласования и обмеры земельного участка. Однако, оформление правоудостоверяющих документов на землю в рамках правового поля Украины не было окончено, в связи с вхождением Республики Крым в состав Российской Федерации. Так же при составлении протокола об административном правонарушении полностью проигнорированы требования специального законодательства, действующего на территории <адрес> в переходный период, в соответствие с которыми оформляются права на земельные участки. Согласно п. 1 статьи 12.1. Федерального конституционного закона -ФКЗ от 21.03.2014г., в соответствии с которым <адрес> была принята в состав Российской Федерации, особенности регулирования земельных отношений на территории республики до «01» января 2017г. могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым. В соответствии со статьями 2, 13 Закона Республики Крым «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» -ЗРК от 31.07.2014г. права на объекты недвижимого имущества, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона, сохраняются, а неоконченные оформлением права на земельные участки подлежат завершению оформления до «01» января 2017г. Согласно Порядку переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утвержденном Постановлением Совета Министров РК от 02.09.2013г. для завершения оформления прав требуется выполнение необходимых работ по постановке земельного участка на кадастровый учет и последующий выкупа земельного участка. Еще 21.10.2014г. ФИО1 обратилась в Керченский городской совет с заявлением на выкуп земельного участка площадью 0,8279 га по <адрес> в соответствии с законодательством Российской Федерации. Однако письмом от 24.11.2014г. исх. № П-2120/2-вх ей было разъяснено, что в данном случае оформление правоудостоверяющих документов возможно в порядке завершения оформления прав на земельные участки, начатое до принятия Республики Крым в состав Российской Федерации, путем разработки межевого плана и постановки земельного участка на кадастровый учет. 14.01.2015г. ФИО1 был заключен договор с ООО «ГРАДПРОЕКТ» (ОГГРН 1149102028327) на выполнение межевого плана земельного участка площадью 0,8279 га по <адрес> в <адрес> и постановки на кадастровый учет. В соответствии с п. 4.1. договора срок выполнения указанных работ составляет 60 дней, с момента подписания договора. Однако подготовленный межевой план был направлен на кадастровый учет только «05» мая 2015г., о чем свидетельствует заявление, регистрационный . Более того, в установленный для регистрации срок, кадастровый учет земельного участка площадью 0,8279 га по <адрес> в <адрес> мне не был осуществлен, в связи с допущенной специалистами ООО «ГРАДПРОЕКТ» ошибкой в формировании межевого плана. Все претензии, направленные в адрес ООО «ГРАДПРОЕКТ», были оставлены без ответа, на телефонные звонки директор компании не отвечал, от встречи уклонялся. Только 05.08.2015г. другим кадастровым инженером были выполнены все необходимые кадастровые работы и земельный участок поставлен на кадастровый учет. После постановки земельного участка на кадастровый учет и в целях дальнейшего оформления прав на землю ФИО1 21.08.2015г. обратилась в Администрацию <адрес> с заявлением о присвоении вида разрешенного использования земельного участка. Однако ответ на указанное заявление за исх. № П-4147/2 от 29.09.2015г. был представлен в адрес заявителя только 29.10.2015г., о чем свидетельствует штамп почтового отправления на конверте. Повторное заявление было направлено в адрес Администрации <адрес> 30.10.2015г. где и находится на рассмотрении в настоящее время. Таким образом, ФИО1 в пределах установленных сроков были предприняты все необходимые меры, направленные на завершение оформления прав на земельный участок, исключительное право пользования которым принадлежит последней в силу закона. Данные обстоятельства просил учесть к контексте наличия в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена п. 25 статьи 19.5. КоАП РФ.

Заслушав мнение защитника правонарушителя, исследовав материалы дела, судья приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно ст. 19.5 ч.25 КоАП РФ - невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор, в том числе в отношении земель сельскохозяйственного назначения, или их территориальных органов об устранении нарушений земельного законодательства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей

Согласно ст. 71 Земельного кодекса Российской Федерации под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели), гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности.

Объектом рассматриваемых административных правонарушений является установленный порядок управления.

Объективная сторона данных составов правонарушения заключается в невыполнении виновным лицом в установленный законом срок законного предписания (постановления, решения, представления) об устранении нарушений законодательства, выявленных самостоятельно должностным лицом, вынесшим такое предписание, либо ставших ему известными в силу каких-либо обстоятельств.

В качестве субъекта административной ответственности выступают граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица и должностные лица.

Субъективная сторона анализируемых правонарушений характеризуются либо умыслом, либо неосторожной формой вины.

В соответствии со ст. 26.1, 26.11 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежит выяснению наличие события административного правонарушения, лицо, совершившие противоправное действие, виновность лица в совершении административного правонарушения.

В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении было установлено, что согласно протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ б/н ФИО1 29.09.2015г. предписание об устранении нарушения земельного законодательства по административному делу от ДД.ММ.ГГГГ в результате которого установлено ненадлежащее использование земельного участка: использование земельного участка общей площадью 0,8279 га, кадастровый , категории земель - земли промышленности (установлены в соответствии с законодательством Украины) под размещение строений и сооружений комплекса «Рыбацкий стан» общей площадью 1319,10 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, без наличия правоустанавливающих документов и правоудостоверяющих документов на землю, что является нарушением требований ст. 25,26 Земельного кодекса Российской Федерации и образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.1 КоАП Российской Федерации в части «использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю», срок исполнения которого истек ДД.ММ.ГГГГ, не исполнено, чем совершено административное правонарушение предусмотренное ч. 25 ст. 19.5 КоАП Российской Федерации - Невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор, в том числе в отношении земель сельскохозяйственного назначения, или их территориальных органов об устранении нарушений земельного законодательства.

Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых устанавливается наличие или отсутствие событие правонарушения, виновность лица, привлекаемое к административной ответственности, и иные обстоятельства, имеющие значения для дела; в соответствии с частью 2 указанной статьи эти данные могут устанавливаться протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, иными видами доказательств.

В подтверждении виновных действий в совершении административного правонарушения предусмотренного ст. 19.5 ч. 25 КоАП РФ Государственным земельным надзором Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым представлено суду:

- Акт проверки юридического лица, органа местного самоуправления, органа государственной власти, индивидуального предпринимателя, гражданина от 29.09.015г. (л.д.2); кадастровый паспорт земельного участка (л.д.3-4); решение 38 сессии 6 созыва Керченского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ «О разрешении разработки технической документации по землеустройству в части установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности) гражданке Российской Федерации ФИО6 Н.Д. под обслуживание Рыболовецкого стана по <адрес> в <адрес> (л.д.5); заявление ФИО1, об установлении категории земель и вида разрешенного использования земельного участка от 21.08.2015г. и почтовое уведомление о вручении почтового отправления (л.д.6); Распоряжение о проведении внеплановой выездной проверки физического лица от 11.09.2015г. (л.д.7); Определение от ДД.ММ.ГГГГ об удовлетворении ходатайства о продлении срока исполнения предписания от 03.03.2015г. (л.д.8); Предписание об установлении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации от 04.03.2015г.(л.д.9); Постановление о назначении административного наказания по делу от 11.03.2015г. (л.д.10-12); квитанция об оплате штрафа (л.д.13)

В судебном заседании установлено, что ФИО4 является собственником комплекса строений, расположенного в <адрес> на земельном участке площадью 0,8279 га, кадастровый . (л.д.23-26)

Указанное право ФИО4 приобретено на основании договора купли-продажи от «19» сентября 2008г. реестр и зарегистрировано в Едином государственном реестре прав собственности.

В соответствии с положениями ч.1,2 ст. 120 Земельного Кодекса Украины, действовавшего на момент заключения сделки, право пользования земельным участком перешло к ФИО4 на тех же условиях и в том же объеме, которые были у предыдущего землепользователя согласно договору аренды земли, зарегистрированному в Керченском отделе КРФ ГП «ЦГЗК» от 10.09.2008г. рег. .

Согласно положений ст. 35 Земельного Кодекса Российской Федерации, ст. 271 Гражданского Кодекса Российской Федерации указанное право сохраняется за ФИО4

Как было установлено в судебном заседании и это подтверждается представленными доказательствами, с целью реализации прав собственника ФИО1 в течение пяти лет, предпринимались попытки по надлежащему оформлению правоудостоверяющих документов на землю, что подтверждается обращениями ФИО4 в Керченский городской совет.

И только 30.09.2013г. решением 38 сессии Керченского городского совета 6 созыва ФИО1 была разрешена разработка технической документации по землеустройству в части установления (восстановления) границ земельного участка площадью 0,8279 га по <адрес> в натуре, на местности.

Во исполнение указанного решения в 2013-2014 году была подготовлена техническая документация, выполненные все необходимые согласования и обмеры земельного участка.

Оформление правоудостоверяющих документов на землю в рамках правового поля Украины не было окончено, в связи с вхождением Республики Крым в состав Российской Федерации.

Хотелось бы отметить что при составлении протокола об административном правонарушении не были учтены требования специального законодательства, действующего на территории Республики Крым в переходный период, в соответствие с которыми оформляются права на земельные участки.

Так, согласно п. 1 статьи 12.1. Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ от 21.03.2014г., в соответствии с которым Республика Крым была принята в состав Российской Федерации, особенности регулирования земельных отношений на территории республики до «01» января 2017г. могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым.

В соответствии со статьями 2, 13 Закона Республики Крым «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» № 38-ЗРК от 31.07.2014г. права на объекты недвижимого имущества, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона, сохраняются, а неоконченные оформлением права на земельные участки подлежат завершению оформления до «01» января 2017г.

Согласно Порядку переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утвержденном Постановлением Совета Министров РК от 02.09.2013г. № 313 для завершения оформления прав требуется выполнение необходимых работ по постановке земельного участка на кадастровый учет и последующий выкупа земельного участка.

21.10.2014г. ФИО1 обратилась в Керченский городской совет с заявлением на выкуп земельного участка площадью 0,8279 га по <адрес> в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Письмом от 24.11.2014г. исх. № П-2120/2-вх ФИО4 было разъяснено, что в данном случае оформление правоудостоверяющих документов возможно в порядке завершения оформления прав на земельные участки, начатое до принятия Республики Крым в состав Российской Федерации, путем разработки межевого плана и постановки земельного участка на кадастровый учет.

14.01.2015г. ФИО1 был заключен договор с <данные изъяты>» () на выполнение межевого плана земельного участка площадью 0,8279 га по <адрес> в <адрес> и постановки на кадастровый учет.

В соответствии с п. 4.1. договора срок выполнения указанных работ составляет 60 дней, с момента подписания договора.

Подготовленный межевой план был направлен на кадастровый учет только «05» мая 2015г., о чем свидетельствует заявление, регистрационный .

Как пояснил защитник в судебном заседании, в установленный для регистрации срок, кадастровый учет земельного участка площадью 0,8279 га по <адрес> в <адрес>ФИО4 не был осуществлен, в связи с допущенной специалистами <данные изъяты>» ошибкой в формировании межевого плана. Все претензии, направленные в адрес <данные изъяты>», были оставлены без ответа, на телефонные звонки директор компании не отвечал, от встречи уклонялся. И только 05.08.2015г. другим кадастровым инженером были выполнены все необходимые кадастровые работы и земельный участок поставлен на кадастровый учет.

ФИО1 21.08.2015г, после постановки земельного участка на кадастровый учет и в целях дальнейшего оформления прав на землю, обратилась в Администрацию <адрес> с заявлением о присвоении вида разрешенного использования земельного участка.

Ответ на указанное заявление за исх. № П-4147/2 от 29.09.2015г. был представлен в адрес ФИО4 только 29.10.2015г., о чем свидетельствует штамп почтового отправления на конверте.

Повторное заявление было направлено в адрес Администрации <адрес> 30.10.2015г. где и находится на рассмотрении в настоящее время.

Таким образом, ФИО1 в пределах установленных сроков были предприняты все необходимые меры, направленные на завершение оформления прав на земельный участок, исключительное право пользования которым принадлежит последней в силу закона.

Суд может сделать вывод, что в действиях ФИО4 не усматривается умысел, либо неосторожная форма вины, т.е. отсутствует субъективная сторона состава административного правонарушения предусмотренного ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что дальнейшее производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению, ввиду отсутствия в действиях лица привлекаемого к административной ответственности состава административного правонарушения.

В соответствии с п. 2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств - отсутствие состава административного правонарушения.

Статьей 29.4 ч. 2 КоАП РФ предусмотрено, что при наличии обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 2.8, 19.5, п.2 ч.1 ст. 24.5, ч. 2 ст. 29.4, 29.11 КоАП РФ, судья -

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.5 ч.25 КоАП РФ, в отношении ФИО2 – прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым в течение десяти суток через Керченский городской суд Республики Крым со дня получения копии постановления.

Судья Собещанская Н.В.