ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-19/15 от 16.03.2015 Кондинского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Дело № 5-19/2015

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

п. Междуреченский 16 марта 2015 года

Судья Кондинского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Тюменской области Косолапова Ольга Анатольевна в помещении кондинского районного суда по адресу: п. Междуреченский Кондинского района Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, ул. Днепропетровская, 14,

с участием представителя муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Половинкинская средняя общеобразовательная школа ФИО1 ..

при секретаре Шестаковой Г.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ в отношении муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Половинкинская средняя общеобразовательная школа,

У С Т А Н О В И Л :

В период плановой документарной проверки соблюдения лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности, проведенной ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что юридическим лицом муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением Половинкинская средняя общеобразовательная школа допущено грубое нарушение требований и условий специального разрешения (лицензии), а именно в нарушение подп. "д" п. 6 утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года N 966 положения "О лицензировании образовательной деятельности", ст. 46 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к педагогической деятельности привлечены работники, не имеющие профессионального образования, не обладающие соответствующей квалификацией, необходимые для осуществления образовательной деятельности по реализуемой образовательной программе.

Так, отсутствует высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области физкультуры и спорта и высшее или среднее профессиональное образование в области физкультуры и спорта, доврачебной помощи у инструктора по физической культуре Р. который заключил с образовательным учреждением трудовой договор по должности учителя физической культуры.

Отсутствует высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении у учителя химии ..

В судебном заседании представитель юридического лица ФИО1 .. с протоколом об административном правонарушении согласна. Пояснила, что учитель физкультуры ... и учитель химии работают в образовательном учреждении около .. лет ДД.ММ.ГГГГ. У Р. имеется неоконченное высшее образование, о чем выдана справка ФГОУ ВПО Сибирский государственный университет физической культуры и спорта. Р.. по итогам аттестации ДД.ММ.ГГГГ присвоена первая квалификационная категория сроком на .. лет по должности учитель. Р. является руководителем районного методического объединения «Преподаватели-организаторы ОБЖ», имеет многочисленные награды и поощрения по работе, награжден памятной медалью «Патриот России». Учитель химии .. при поступлении на работу в ДД.ММ.ГГГГ представила документ о высшем педагогическом образовании, копия диплома Тобольского государственного педагогического института, выданного ДД.ММ.ГГГГ, заверенная сотрудником кадровой службы, имеется в личном деле учителя. Приказом Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры ДД.ММ.ГГГГ установлено соответствие К.. занимаемой должности учителя химии. В ходе проверки К. не представила подлинник диплома, указав, что документ сгорел при пожаре в её доме. В настоящее время приняты меры к устранению выявленных нарушений, учителя ... предупреждены о расторжении трудового договора в случае не предоставления документа, подтверждающего наличие соответствующего высшего профессионального образования или среднего профессионального образования по направлению подготовки «Образование и педагогика» в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Также указала, что представляемое юридическое лицо является бюджетным учреждением, финансируемым за счет средств соответствующего бюджета и не располагает средствами для уплаты административных штрафов. Уплата административного штрафа в размере ... руб. и более для учреждения крайне затруднительна.

Выслушав представителя ФИО1 ..., исследовав материалы дела об административном правонарушении. суд приходит к следующему.

В силу п. 40 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" образовательная деятельность подлежит лицензированию.

В соответствии с подп. "д" п. 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года N 966 "О лицензировании образовательной деятельности" лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности являются наличие педагогических работников, заключивших с лицензиатом трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам.

В соответствии с ч. 1 ст. 46 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

Согласно номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 августа 2013 года N 678, к должностям иных педагогических работников относится воспитатель.

Номенклатурой должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2013 № 678, к должностям педагогических работников отнесены в том числе должности «Инструктор по физической культуре» и «Учитель». В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 26 августа 2010 года N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образовании" требования к квалификации по должности « Инструктор по физической культуре» - высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области физкультуры и спорта без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области физкультуры и спорта, доврачебной помощи без предъявления требований к стажу работы; по должности «Учитель» - высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика», или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.

Согласно п. 9. Постановления Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года N 966 "О лицензировании образовательной деятельности" к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относится нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "д" п. 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года N 966 "О лицензировании образовательной деятельности".

Как следует из материалов дела, МБОУ Половинкинская средняя общеобразовательная школа ДД.ММ.ГГГГ получены лицензии на осуществление образовательной деятельности (л. д. 15-17).

Согласно Уставу МБОУ Половинкинская средняя общеобразовательная школа обеспечивает, в том числе реализацию общеобразовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (л. д. 21 - 45).

Согласно трудовому договору ДД.ММ.ГГГГР. выполняет функцию по должности учителя физической культуры в МБОУ Половинкинская средняя общеобразовательная школа ( л.д.47-48). Р. принят на должность учителя физической культуры с ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 49).

Согласно представленным документам Р. имеет среднее (полное) общее образование, проходил обучение в ФГОУ ВПО «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта», сдал зачеты и экзамены по 41 дисциплине ( л.д.50).

Согласно трудовому договору ДД.ММ.ГГГГК. выполняет функцию по должности учителя химии в МБОУ Половинкинская средняя общеобразовательная школа ( л.д. 51). К.. принята на должность учителя химии ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 52).

Согласно представленным документам К. имеет высшее педагогическое образование, что подтверждается копией диплома, однако подлинник указанного документа в ходе проверки не представлен, что представителем .. не оспаривается ( л.д.53-54).

Р. и К. с которыми заключены трудовые договоры, не имеют соответствующего профессионального образования, необходимого для осуществления образовательной деятельности по реализуемой программе.

Указанное нарушение являются грубым нарушением лицензионных требований и условий и образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вина юридического лица подтверждается также приказом о проведении плановой документарной проверки (л.д. 10-14), протоколом об административном правонарушении (л. д.4-9).

Согласно части 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Постановлением от 25 февраля 2014 года N 4-П Конституционный Суд дал оценку конституционности ряда положений статей 7.3, 9.1, 14.43, 15.19, 15.23.1 и 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Оспоренные заявителями нормативные положения, устанавливающие минимальные размеры административных штрафов, применяемых в отношении юридических лиц, совершивших предусмотренные ими административные правонарушения, являлись предметом рассмотрения в той мере, в какой эти положения во взаимосвязи с закрепленными данным Кодексом общими правилами применения административных наказаний служат основанием для наложения на юридическое лицо административного штрафа за конкретное административное правонарушение.

Конституционный Суд признал оспоренные положения не соответствующими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они не допускают назначения административного штрафа ниже низшего предела, указанного в соответствующей административной санкции, и тем самым не позволяют надлежащим образом учесть характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественное и финансовое положение, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства и, соответственно, обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания.

Впредь до внесения надлежащих законодательных изменений размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим административные правонарушения, предусмотренные оспоренными нормами, а равно иные административные правонарушения, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен судом ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц соответствующей административной санкцией.

Конституционный Суд указал, что до внесения соответствующих изменений в законодательство принятие решения о назначении юридическому лицу административного штрафа ниже низшего предела допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 15 июля 1999 г. N 11-П, конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения. В развитие данной правовой позиции Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 27 мая 2008 г. N 8-П указал, что меры, устанавливаемые в уголовном законе в целях защиты конституционно значимых ценностей, должны определяться исходя из требования адекватности порождаемых ими последствий (в том числе для лица, в отношении которого они применяются) тому вреду, который причинен в результате преступного деяния, с тем чтобы обеспечивались соразмерность мер уголовного наказания совершенному преступлению, а также баланс основных прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от преступных посягательств.

Приведенные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации могут быть распространены и на административную ответственность, что подтверждается неоднократно выраженной позицией Верховного Суда Российской Федерации.

В Постановлении от 14 февраля 2013 г. N 4-П Конституционный Суд Российской Федерации также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2003 г. N 3-П, от 13 марта 2008 г. N 5-П, от 27 мая 2008 г. N 8-П, от 13 июля 2010 г. N 15-П, от 17 января 2013 г. N 1-П и др).

По делу установлено, что Р. и К. с которыми заключены трудовые договоры, длительное время более .. лет осуществляют педагогическую деятельность в школе. Р. присвоена первая квалификационная категория по должности учитель, соответствие К. занимаемой должности учителя подтверждено в установленном законом порядке. Р. имеет многочисленные поощрения и награды в связи с профессиональной деятельностью, является руководителем районного методического объединения, фактически прошел обучение до 5 курса в ФГОУ ВПО «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта». Утверждение К.. о том, что подлинник её диплома о высшем педагогическом образовании уничтожен в результате пожара, не опровергнуты, ею приняты меры по восстановлению документа об образовании. Со стороны МБОУ Половинкинская средняя общеобразовательная школа приняты необходимые меры по устранению выявленных нарушений закона в виде предупреждения о расторжении трудового договора с Р. и К.. в случае не предоставления документа, подтверждающего наличие соответствующего высшего профессионального образования или среднего профессионального образования по направлению подготовки «Образование и педагогика» в срок до ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 57-58). Привлекаемое к административной ответственности юридическое лицо является некоммерческой организацией - муниципальным бюджетным учреждением. Все указанные обстоятельства в их совокупности суд признает смягчающими, исключительными и являющимися основанием для снижения административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ,

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, судом не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь ч. 3 ст.19.20, ст. 29.10 КоАП РФ, суд

П О С Т А Н О В И Л:

Признать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Половинкинская средняя общеобразовательная школа виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ, и назначить наказание административный штраф в размере ..) рублей.

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Уплату штрафа следует произвести по следующим реквизитам:

Получатель УФК по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре (

Назначение платежа: полное наименование характера платежа.

Постановление может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры через Кондинский райсуд в течение 10 дней со дня вручения копии постановления.

Судья подпись

Копия верна

Судья О.А.Косолапова

Подлинник постановления подшит к материалам дела № 5-19/2015

и хранится в Кондинском районном суде.