ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-19/20 от 03.01.2020 Октябрьского районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика)

Дело №5-19/2020

УИД 18RS0003-01-2020-000087-69

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

13 февраля 2020 года г. Ижевск

Судья Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики Пашкина О.А. в служебном кабинете по адресу г. Ижевск, ул. Родниковая, 60,

рассмотрев протокол об административном правонарушении и другие материалы дела об административном правонарушении о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ

Акционерного общества «Летний сад им. М. Горького», <номер>, расположенного по адресу: <адрес>, ранее не привлекавшегося к административной ответственности,

установил:

Акционерное общество «Летний сад им. М. Горького» (далее – АО «Летний сад им. М. Горького») 31 мая 2019 года по адресу: <адрес>, расторгло договор подряда от 01 мая 2019 года <номер>, заключенный с гражданином Украины Ш.А.Е., <дата> года рождения, не уведомив МВД по Удмуртской Республике о расторжении указанного договора с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты его расторжения, чем нарушило требования п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Законный представитель АО «Летний сад им. М. Горького» в судебное заседание не явился, извещался о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки не представил, с заявлениями об отложении рассмотрения дела или о рассмотрении дела в его отсутствие не обращался. На основании ч. 2 ст. 25.1, ч. 3 ст. 25.4, ст. 29.7 КоАП РФ дело рассмотрено в отсутствие законного представителя АО «Летний сад им. М. Горького».

Защитник АО «Летний сад им. М. Горького» Кренев А.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании вину юридического лица в совершении административного правонарушения признал при обстоятельствах, изложенных в протоколе об административном правонарушении.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, старший инспектор ОВМ ОП №2 УМВД России по г. Ижевску Кутаисова Е.А., надлежащим образом извещенная о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, ходатайства об отложении судебного заседания или о рассмотрении дела в ее отсутствие не заявляла, в связи с чем препятствий для рассмотрения дела об административном правонарушении в ее отсутствие судья не усматривает.

Заслушав защитника, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к выводу, что факт совершения АО «Летний сад им. М. Горького» административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, нашел подтверждение при рассмотрении дела.

В соответствии с частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, влечет назначение административного наказания в виде наложения административного штрафа на юридических лиц от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

Отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности, являются предметом регулирования Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №115-ФЗ).

Исходя из п. 1 ст. 2 Федерального закона №115-ФЗ, иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Согласно п. 3 ст. 13 Федерального закона №115-ФЗ заказчиком работ (услуг) в соответствии с настоящим Федеральным законом является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников (за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей) и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг). В качестве заказчика работ (услуг) может выступать в том числе иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

Как следует из п. 8 ст. 13 Федерального закона №115-ФЗ, работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора. Указанное в абзаце первом настоящего пункта уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, 01 мая 2019 года АО «Летний сад им. М. Горького» заключен договор подряда <номер> с Ш.А.Е., являющимся гражданином Украины, в связи с чем на основании п. 3 ст. 13 Федерального закона №115-ФЗ юридическое лицо признается заказчиком работ (услуг) в соответствии с настоящим Федеральным законом и несет предусмотренные этим законом обязанности, вытекающие из факта использования им труда иностранного работника на основании заключенного с ним гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).

31 мая 2019 года истек срок договора подряда от 01 мая 2019 года <номер>, в связи с чем в указанный день данный договор прекращен. Таким образом, на основании п. 8 ст. 13 Федерального закона №115-ФЗ у АО «Летний сад им. М. Горького» как заказчика работ (услуг), использующего труд иностранного работника, возникла обязанность по уведомлению МВД по УР о прекращении (расторжении) с иностранным гражданином Ш.А.Е. договора подряда в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты прекращения (расторжения) соответствующего договора.

В нарушение п. 8 ст. 13 Федерального закона №115-ФЗ АО «Летний сад им. М. Горького» в течение трех рабочих дней, то есть до 05 июня 2019 года, не уведомило Министерство внутренних дел по Удмуртской Республике о прекращении (расторжении) договора подряда с иностранным гражданином Ш.А.Е., тем самым совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ.

Временем совершения АО «Летний сад им. М. Горького» административного правонарушения судья признает 00 час. 00 мин. 06 июня 2019 года, поскольку предусмотренная п. 8 ст. 13 Федерального закона №115-ФЗ обязанность по уведомлению уполномоченного органа о прекращении (расторжении) гражданско-правового договора с иностранным работником не была выполнена юридическим лицом к указанному сроку (в течение трех рабочих дней с даты прекращения (расторжения) договора).

Как следует из правовой позиции, изложенной в п. 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», местом совершения административного правонарушения является место совершения противоправного действия независимо от места наступления его последствий, а если такое деяние носит длящийся характер, - место окончания противоправной деятельности, ее пресечения; если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность. При определении территориальной подсудности дел об административных правонарушениях, объективная сторона которых выражается в бездействии в виде неисполнения установленной правовым актом обязанности, необходимо исходить из места жительства физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, места исполнения должностным лицом своих обязанностей либо места нахождения юридического лица, определяемого в соответствии со статьей 54 ГК РФ.

Согласно п.п. 2, 3 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц. В едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц местом нахождения АО «Летний сад им. М. Горького» является <адрес>.

Поскольку объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, выражается в бездействии АО «Летний сад им. М. Горького» по уведомлению МВД по УР о прекращении (расторжении) гражданско-правового договора с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты прекращения (расторжения) договора, местом совершения юридическим лицом административного правонарушения является место его нахождения, то есть <адрес>.

Обстоятельства, свидетельствующие о нарушении АО «Летний сад им. М. Горького» требований законодательства о привлечении иностранных граждан к трудовой деятельности в Российской Федерации, то есть о совершении указанным юридическим лицом административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, подтверждаются собранными по делу и исследованными судьей доказательствами, в частности протоколом об административном правонарушении от 26 декабря 2019 года <номер>, составленном в отношении АО «Летний сад им. М. Горького», протоколом объяснения юрисконсульта АО «Летний сад им. М. Горького» Кренева А.В. от 16 декабря 2019 года, копией договора подряда с Ш.А.Е. от 01 мая 2019 года <номер>, копией уведомления о прекращении (расторжении) указанного договора от 13 декабря 2019 года и другими материалами дела.

Каких-либо процессуальных нарушений, влекущих недопустимость указанных доказательств, не установлено, в связи, с чем судья признает перечисленные доказательства относимыми и допустимыми по данному делу и в своей совокупности подтверждающими, что АО «Летний сад им. М. Горького» нарушило требования законодательства о привлечении иностранных граждан к трудовой деятельности в Российской Федерации при обстоятельствах, указанных в протоколе об административном правонарушении, то есть совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ (неуведомление территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о прекращении (расторжении) гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом).

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

АО «Летний сад им. М. Горького» имело возможность для исполнения и соблюдения требований законодательства о привлечении иностранных граждан к трудовой деятельности в Российской Федерации, но юридическим лицом не были приняты все необходимые и зависящие от него меры по их исполнению, иного из материалов дела не следует и АО «Летний сад им. М. Горького» судье не представлено.

Таким образом, факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, и виновность АО «Летний сад им. М. Горького» в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают. Собранные по делу доказательства являются относимыми, допустимыми и в совокупности достаточными для привлечения АО «Летний сад им. М. Горького» к административной ответственности по ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ.

Оснований для признания совершенного АО «Летний сад им. М. Горького» административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, малозначительным не имеется. Устранение выявленных нарушений требований законодательства не влияет на признание административного правонарушения малозначительным, а учитывается судьей при назначении административного наказания. Существенная угроза общественным отношениям в данном случае заключается в том, что виновное юридическое лицо посягает на охраняемые законом общественные отношения в области защиты государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации, осуществления ими трудовой деятельности в Российской Федерации. Объектом охраны являются интересы государства в реализации единой государственной политики привлечения и использования иностранной рабочей силы, а также обеспечения устойчивости и стабильности внутреннего рынка труда, что свидетельствует о высокой степени общественной опасности правонарушения в указанной сфере. Отсутствие вредных последствий совершенного правонарушения также не дает оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ, поскольку состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, является формальным.

В связи с этим возможность освобождения АО «Летний сад им. М. Горького» от административной ответственности в связи с малозначительностью административного правонарушения по ст. 2.9 КоАП РФ отсутствует. Доказательств того, что деяние АО «Летний сад им. М. Горького» не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, материалы дела не содержат и судье не представлено.

Годичный срок привлечения АО «Летний сад им. М. Горького» к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, не истек, обстоятельств, указанных в ст. 24.5 КоАП РФ, при рассмотрении дела не установлено.

Разрешая вопрос об административном наказании АО «Летний сад им. М. Горького», судья отмечает следующее.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 4.1 КоАП РФ).

Определяя вид и размер наказания, учитываю привлечение к административной ответственности впервые, общественную опасность совершенного правонарушения, характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства при которых оно было совершено, характер допущенного нарушения, а также тяжесть последствий.

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность АО «Летний сад им. М. Горького», не имеется.

В судебном заседании установлены обстоятельства, в совокупности свидетельствующие о совершении юридическим лицом административного правонарушения в области правил привлечения иностранных граждан к трудовой деятельности.

В связи с этим судья считает необходимым назначить АО «Летний сад им. М. Горького» административное наказание в виде административного приостановления деятельности АО «Летний сад им. М. Горького» по приему на работу и заключению гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными гражданами и лицами без гражданства по адресу: <адрес>.

С учетом времени, необходимого для устранения нарушений закона, срок административного приостановления деятельности АО «Летний сад им. М. Горького» определяю в четырнадцать суток.

Приостановление указанной деятельности не препятствует АО «Летний сад им. М. Горького» осуществлять деятельность по устранению нарушений закона и основную целевую деятельность учреждения в соответствии его уставом.

Менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

В соответствии с ч. 2 ст. 3.12 КоАП РФ срок административного приостановления деятельности исчисляется с момента фактического приостановления деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Исходя из ч. 1 ст. 32.12 КоАП РФ, постановление об административном приостановлении деятельности подлежит немедленному исполнению после вынесения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9-29.11 КоАП РФ, судья,

постановил:

признать Акционерное общество «Летний сад им. М. Горького», <номер>, расположенное по адресу: <адрес>, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного приостановления деятельности по приему на работу и заключению гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными гражданами и лицами без гражданства по адресу: <адрес>, на срок четырнадцать суток.

Постановление об административном приостановлении деятельности Акционерного общества «Летний сад им. М. Горького» по приему на работу и заключению гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными гражданами и лицами без гражданства подлежит немедленному исполнению.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики через Октябрьский районный суд г. Ижевска в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья: О.А. Пашкина