ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-19/2018 от 01.02.2018 Якутского городского суда (Республика Саха (Якутия))

Дело № 5-19/2018

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

г. Якутск 01 февраля 2018 г.

Судья Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) Холмогорова Л.И., при секретаре Черноградской А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.13 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Товары Саха Якутместпрома», юридический адрес: ___, ОГРН , ИНН ,

у с т а н о в и л:

Департаментом Республики Саха (Якутия) по охране объектов культурного наследия в Якутский городской суд РС (Я) передан на рассмотрение протокол от 07 декабря 2017 г. об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.7.13 КоАП РФ, в отношении ООО «Товары Саха Якутместпрома».

В судебном заседании представитель Департамента РС(Я) по охране объектов культурного наследия по доверенности ФИО1 представленный материал поддержал, пояснил, что по итогам документарной проверки, выявлено, что ООО «Товары Саха Якутместпрома» построили не имея на то законных оснований объект капительного строительства «Многоквартирный жилой дом с соцкультбытом в квартале 23 г. Якутска» (разрешение на строительство не было выдано до 03 октября 2016 года) на территории 100 метровой защитной зоны объекта культурного наследия регионального значения «Церковь Никольская (каменная), 1852 г.». Тем самым ООО «Товары Саха Якутместпрома» нарушили пункт 1 и 3 статьи 34.1 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», разрешение на строительство объекта: «Многоквартирный жилой дом с соцкультбытом в квартале 23 г. Якутска» ООО «Товары Саха Якутместпрома» не выдавалось, в действиях юридического лица ООО «Товары Саха Якутместпрома» усматриваются противоправные, виновные действия выраженных в нарушение установленных запретов законодательства в области охраны объектов культурного наследия предусмотренных ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, то есть нарушения требований законодательства об охране объектов культурного наследия.

Представитель ООО «Товары Саха Якутместпрома» по доверенности ФИО2 в судебном заседании с протоколом об административном правонарушении не согласилась, пояснила, что строительство данного дома началось 01.09.2014 г., на основании решения Арбитражного суда РС(Я) от 31.08.2017 г. ООО «Товары Саха Якутместпрома» является собственником земельного участка, разрешение на строительство ООО «Товары Саха Якутместпрома» должно получить, в материалы дела не представлены доказательства, что Никольская церковь является объектом культурного наследия, памятником истории и культуры, рядом с церковью строится здание школы и просила не привлекать ООО «Товары Саха Якутместпрома» к административной ответственности.

В ходе судебного заседания по ходатайству представителя Департамента РС(Я) по охране объектов культурного наследия судом была допрошена в качестве свидетеля представитель Централизованной религиозной организации Якутской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) по доверенности ФИО3, которая суду показала, что Никольская церковь и земельный участок на которой она расположена, являются собственностью Якутской Епархии Русской Православной Церкви, которая находится под юрисдикцией Московского Патриархата. На землю и недвижимость у епархии имеются все правоустанавливающие документы. Этот храм является объектом культурного наследия, исторически земля принадлежит Никольскому храму, рядом было расположено церковное кладбище. Якутская Епархия желает сохранить облик нашего города, возведение многоквартирного дома на охраняемой зоне на месте кладбища, рядом с Никольской церковью будет мешать обзору и загораживать Храм, портить вид Храма.

Выслушав доводы и пояснения лиц, участвующих в деле, показания свидетеля, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Административная ответственность по ч. 1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.

Как следует из материалов дела 18 сентября 2017 года на основании Задания на проведение мероприятия по контролю за достоянием объектов культурного наследия от 18.09.2017 г. сотрудниками Департамента Республики Саха (Якутия) по охране объектов культурного наследия (далее Департамент) проведена проверка по заявлению Якутского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры от 14.09.2017 г. исх. о нарушении законодательства РФ в сфере объектов культурного наследия в 23 квартале г.Якутска.

В ходе проверки 23 квартала г. Якутска было выяснено, что в границах 100 метровой защитной зоны объекта культурного наследия регионального значения «Церковь Никольская (каменная), 1852 г.» строится многоэтажный жилой дом со стороны улицы Лермонтова (схема нарушения защитной зоны прилагается), о чем составлен Акт от 18 сентября 2016 года.

В соответствии с пунктом 3 статьи 64 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» объект культурного наследия регионального значения «Церковь Никольская (каменная), 1852 г» включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на основании постановления Совета Министров ЯАССР от 31.12.1976 г. .

В соответствии с пунктом I статьи 34.1 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-Ф3 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" защитными зонами объектов культурного наследия являются территории, которые прилегают к включенным в реестр памятникам и ансамблям (за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи объектов культурного наследия) и в границах которых в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия и композиционно-видовых связей (панорам) запрещаются строительство объектов капитального строительства и их реконструкция, связанная с изменением их параметров (высоты, количества этажей, площади), за исключением строительства и реконструкции линейных объектов.

В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объектом капитального строительства является здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 34.1 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЭ границы защитной зоны объекта культурного наследия устанавливаются для памятника, расположенного в границах населенного пункта, на расстоянии 100 метров о г внешних границ территории памятника.

В соответствии с пунктом 4 статьи 34.1 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-Ф3 в случае отсутствия утвержденных границ территории объекта культурного наследия, расположенного в границах населенного пункта, границы защитной зоны такого объекта устанавливаются на расстоянии 200 метров от линии внешней стены памятника либо от линии общего контура ансамбля, образуемого соединением внешних точек наиболее удаленных элементов ансамбля, включая парковую территорию.

Границы территории данного памятника были установлены приказом Министерства культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) от 21.12.2012 г. . Таким образом, границы защитной зоны данного объекта культурного наследия устанавливаются в 100 метров от установленных границы территории объекта культурного наследия.

В соответствии с пунктом 4 Федерального закона от 05.04.2016 N 95-ФЗ Положение пункта 1 статьи 34.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73- ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", предусматривающее запрет строительства объектов капитального строительства и их реконструкции, связанной с изменением их параметров (высоты, количества этажей, площади), не применяется к правоотношениям, связанным со строительством и реконструкцией объектов капитального строительства, возникшим на основании разрешений на строительство, которые выданы в установленном порядке до 03 октября 2016 года, в том числе в случаях продления сроков их действия или изменения застройщика.

Согласно ответа на запрос ГО «город Якутск» предоставил следующую информацию (письмо от 26.10.2017 г. ): разрешение на строительство объекта: «Многоквартирный жилой дом с соцкультбытом в квартале 23 г. Якутска» ООО «Товары Саха Якугместпрома» не выдавалось;

02 сентября 2016 года на заявление ООО «Товары Саха Якутместпрома» от 25 августа 2016 года Департаментом градостроительства Окружной администрации города Якутска отказано в выдаче разрешения на строительство вышеназванного объекта на земельной участке с кадастровым номером по причине: отсутствия правоустанавливающих документов на земельный участок, отсутствия градостроительного плана земельного участка и материала, содержащиеся в проектной документации;

Таким образом, судом установлено, что ООО «Товары Саха Якутместпрома» осуществляет строительство объекта капительного строительства «Многоквартирный жилой дом с соцкультбытом в квартале 23 г. Якутска» на территории 100 метровой защитной зоны объекта культурного наследия, не имея разрешение на строительство в непосредственной близости от объекта культурного наследия регионального значения «Церковь Никольская (каменная), 1852 г.», что является нарушением пунктов 1 и 3 статьи 34.1 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

При таких обстоятельствах, в действиях юридического лица ООО «Товары Саха Якутместпрома» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.

Вина лиц, в отношении которого ведется административное производство, подтверждается также протоколом об административном правонарушении от 07.12.2017 г. и иными представленным доказательствам, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает.

Объективных данных, ставящих под сомнение представленные доказательства, в материалах дела не содержатся, нарушений требований закона при их составлении не допущено, все сведения, необходимые для разрешения дела отражены полно, оснований сомневаться в достоверности и допустимости данных сведений у суда не имеется.

Существенных нарушений, которые могли бы повлечь недопустимость представленных доказательств, судом не установлено, каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на квалификацию административного правонарушения материалы дела не содержат.

Наличие решения Арбитражного суда РС(Я) от 31.08.2017 г.. обязывающее Окружную администрацию города Якутска размежевать земельный участок и передать ООО «Товары Саха Якутместпрома» земельный участок за вычетом площади 1060 кв.м.. занятой свайным полем. А также передать земельный участок площадью 115 кв., не является основанием для освобождения ООО «Товары Саха Якутместпрома» также не влияет на квалификацию административного правонарушения.

Ссылка представителя лица, в отношении которого ведется административное производство, о том, что объект культурного наследия регионального значения «Церковь Никольская (каменная), 1852 г» не включен Реестр объектов культурного наследия, несостоятелен, поскольку региональный контроль за соблюдением требований к содержанию и использованию объектов культурного наследия лицами, во владении и пользовании которых они находятся, осуществляется в отношении всех объектов культурного наследия федерального, регионального и местного значения, а также выявленных объектов культурного наследия, находящихся под государственной охраной, независимо от того, включены ли они в соответствующий реестр.

Согласно п. 2 ст. 20 Федерального закона от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" регистрация объекта культурного наследия в реестре представляет собой присвоение объекту культурного наследия регистрационного номера в реестре и осуществляется актом федерального органа охраны объектов культурного наследия.

Пунктом 7 указанной статьи установлено, что документационное обеспечение реестра осуществляется федеральным органом охраны объектов культурного наследия совместно с региональными органами охраны объектов культурного наследия и включает в себя подготовку и хранение документации, предусмотренной настоящим Федеральным законом, в виде учетных дел объектов культурного наследия, подлежащих бессрочному хранению в федеральном органе охраны объектов культурного наследия, региональном органе охраны объектов культурного наследия. На основе указанных учетных дел формируются информационные ресурсы реестра, обеспечивающие его автоматизированное ведение.

Таким образом, принадлежность конкретного объекта недвижимости к объектам культурного наследия, в отношении которых осуществляется государственный контроль и надзор, не зависит от наличия или отсутствия сведений о нем в реестре, который ведется в целях информационного обеспечения деятельности органов охраны объектов культурного наследия и иных субъектов государственного управления.

Наличия постановления Совета Министров ЯАССР от 31.12.1976 г. , в соответствии с которым Никольская церковь, расположенная по адресу: <...>, принято под государственную охрану в качестве объекта культурного наследия республиканского (РСФСР) значения, уже достаточно для осуществления государственного контроля за его сохранением и использованием.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ вина юридического лица устанавливается выявлением наличия у него возможности для соблюдения требований законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и непринятием всех зависящих от него мер по соблюдению этих требований.

Отсутствие документов, подтверждающих правовой статус и режим объекта культурного наследия регионального значения «Церковь Никольская (каменная), 1852 г.» не лишает ООО «Товары Саха Якутместпрома» возможности соблюдения требований законодательства об охране объектов культурного наследия. В рассматриваемом случае доказательств невозможности выполнения данных требований в силу обстоятельств, которые ООО «Товары Саха Якутместпрома» не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности, не представлено, что с учетом положений ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ свидетельствует о наличии вины

ООО «Товары Саха Якутместпрома», являясь самостоятельным субъектом предпринимательской деятельности, вправе самостоятельно определять особенности ее осуществления таким образом, чтобы она не приводила к нарушению установленных правил и норм. Однако доказательств, подтверждающих принятие ООО «Товары Саха Якутместпрома» всех зависящих от него, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих выполнению ООО «Товары Саха Якутместпрома» установленных законодательством обязанностей, представителем ООО «Товары Саха Якутместпрома» суду не представлено.

Отягчающих и смягчающих обстоятельств административной ответственности суд не находит.

При назначения наказания суд учитывает обстоятельства дела, характер, высокую степень общественной опасности содеянного, и полагает возможным назначить наказание в виде штрафа в пределах санкции части 1 статьи 7.13 КоАП РФ в минимальном размере.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

п о с т а н о в и л :

Признать Общество с ограниченной ответственностью «Товары Саха Якутместпрома», юридический адрес: ____, ОГРН , ИНН , виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.13 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.

Сумму административного штрафа внести или перечислить в течение 60 дней со дня вступления в законную силу постановления суда по следующим реквизитам: ___.

Постановление может быть обжаловано в течение десяти дней в Верховный суд Республики Саха (Якутия) со дня получения или вручения копии постановления.

Судья Л.И.Холмогорова