ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-19/2018 от 05.03.2018 Кабанского районного суда (Республика Бурятия)

Дело № 5-19/2018

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

с. Кабанск 05 марта 2018 года

Резолютивная часть объявлена 27.02.2018 г.

Судья Кабанского районного суда Республики Бурятия Максимов А.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Рабдаевой Э.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ в отношении юридического лица - Общества с ограниченной ответственностью «Тимлюйский цементный завод», юридический адрес: Республика Бурятия, <...>, литер Б, ОГРН <***>, ИНН <***>,

УСТАНОВИЛ:

26.09.2017 г. специалистом – экспертом отдела организации контроля и надзора в сфере здравоохранения Территориального органа Росздравнадзора по Республике Бурятия ФИО2 в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Тимлюйский цементный завод» (далее ООО «ТЦЗ»), составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, по факту того, что в период проведения плановой выездной проверки с 15.06.2017 г. по 12.07.2017 г., на основании Приказа руководителя Территориального органа Росздравнадзора по Республике Бурятия ФИО1 от 09.06.2017 г. №209 в отношении ООО «ТЦЗ», расположенного по адресу: <...>, было установлено следующее.

Общество имеет лицензию, выданную Министерством здравоохранения Республики Бурятия (номер и дата приказа (распоряжения) лицензирующего органа о предоставлении лицензии №492-ОД от 19.04.2012) на осуществление медицинской деятельности по адресу: 671205, Республика Бурятия, <...>, литер Б, второй этаж, кабинеты 34, 35, 38 при осуществлении доврачебной медицинской помощи по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым), лечебному делу. Лицензия от 19.04.2012 №JIO-03-01-000897 действует бессрочно.

В ходе проверки выявлены факты несоблюдения лицензионных требований, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении медицинской деятельности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), а именно:

- в нарушение пп. «б» п.4 постановления Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 («наличие принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и зарегистрированных в установленном порядке») - выявлены нарушения правил обращения медицинских изделий, предусмотренных ст. 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ф3 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", а именно: выявлены медицинские изделия, находящиеся в обращении ООО «ТЦЗ», не зарегистрированные в установленным порядке - весы медицинские ВМ-150-МГ №426 выпуск 30 июля 1969г номер по Госреестру (368-49), кушетка смотровая для медицинских учреждений КМС- горское 2 единицы, столы на металлическом каркасе, шкаф для посуды и приборов ШП-900-4; шкаф медицинский одностворчатый ШМ1 (разборный) тЦД 3.562.001 (вариант1); прибор для измерения артериального давления и частоты пульса цифрового REFСН-437С; механический тонометр WM-63S;

в нарушении пп. «в», «г» п.4 постановления Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 - в ООО «ТЦЗ» отсутствует лицо, ответственное за осуществление медицинской деятельности, имеющий сертификат специалиста по «организации здравоохранения и общественному здоровью», соответственно отсутствует требуемый стаж;

в нарушении пп. «е» п.4 постановления Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 («наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов) и имеющих необходимое профессиональное образование и (или) квалификацию, либо наличие договора с организацией, имеющей лицензию на осуществление соответствующей деятельности») в ООО «ТЦЗ» не осуществляется должным образом техническое обслуживание медицинских изделий работниками, с которыми заключены трудовые договоры. Согласно паспорту Камеры УФ бактерицидная для хранения стерильных медицинских инструментов КБ-02-«Я»-ФП периодичность технического обслуживания 1раз в 6 месяцев, что в действительности не выполняется;

в нарушении пп. «и» п.4 постановления Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 («наличие внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности»), а также в нарушение статья 90 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ф3 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в ООО «ТЦЗ» отсутствует утвержденный порядок осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности;

в нарушении пп. «б» п.5 постановления Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 («соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности») в ООО «ТЦЗ» отсутствует порядок осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

Выявленные Территориальным органом Росздравнадзора по Республике Бурятия нарушения, в том числе нарушение условий хранения лекарственных препаратов, не соблюдение сроков годности лекарственных средств, медицинских изделий, отсутствие возможности оказания своевременной доврачебной и неотложной медицинской помощи при приступе инфаркта миокарда с учетом не доукомплектования аптечки первой помощи согласно списку; нарушение порядка проведения предсменных и послесменных медицинских осмотров, эксплуатация незарегистрированных в установленном порядке медицинских изделий, не соблюдение правил согласно эксплуатационной документации медицинских изделий (техническое обслуживание Камеры УФ бактерицидная для хранения стерильных медицинских инструментов КБ-02-«Я»-ФП) свидетельствуют об отсутствии внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в ООО «ТЦЗ». Кроме того, в нарушение приказа Министерства здравоохранения РФ №706н от 23 августа 2010 г. «Об утверждении правил хранения лекарственных средств»:

нарушение п. 10 - шкафы, полки, предназначенные для хранения лекарственных средств, не идентифицированы.

нарушение п. 12 - вне «карантинной зоны» осуществляется хранение лекарственного препарата таблетки Ампициллина Тригидрат 250мг производитель ОАО Биосинтез с истекшим сроком годности - на вторичной упаковке указан срок годности «до 07 2017".

нарушение п.42 - лекарственные препараты мазь Эритромициновая, линимент бальзамический по Вишневскому, мазь Левометил находятся в холодильнике без учета рекомендуемой температуры хранения (фотография прилагается).

по пп. «в1» п.5 постановления Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 («соблюдение правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, и правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения») - в ООО «Тимлюйский цементный завод» не соблюдаются правила регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, и правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения. В нарушение требований ст.58.1 Федерального закона от 12.04.10 №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» отсутствует предметно-количественный учет лекарственного препарата «Спирт этиловый 70%», «Калия перманганат», включенного в «Перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету», утвержденный приказом МЗ РФ от 22.04.2014г №183н «Об утверждении перечня лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету».

Согласно п. 6 Постановления Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. N291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктами "а", "б" и "в.1" пункта 5 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Допущенные ООО «ТЦЗ» нарушения влекут за собой нарушение прав граждан на качественную и доступную медицинскою помощь в соответствии со ст. 4,10 Федерального закона от 21.11.2011 №323-фз «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», что влечёт за собой создание угрозы причинения вреда жизни, здоровья граждан.

Постановлением судьи Кабанского районного суда Республики Бурятия от 13.10.2017 г. производство по данному делу прекращено за отсутствием состава административного правонарушения. Судья пришел к выводу, что не представлено доказательств, что нарушение ООО «ТЦЗ» пунктов «б» и «в.1» п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности повлекли за собой последствия, установленные ч. 11 ст. 19 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». А именно угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан.

Решением судьи Верховного суда Республики Бурятия от 22.01.2018 г. постановление судьи Кабанского районного суда Республики Бурятия от 13.10.2017 г. отменено с направлением дела на новое рассмотрение. При этом указано, что подобный вывод суда необоснован. Суд не исследовал вопрос о том, были ли юридическим лицом допущены нарушения лицензионных требований, указанные в протоколе об административном правонарушении, не дав оценку имеющимся в деле доказательствам. При отсутствии в постановлении оценки данных обстоятельств прийти к выводу о том, относятся ли нарушения к грубым, могли ли повлечь за собой наступление последствий, перечисленных в ч. 11 ст. 19 ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности, является преждевременным. Кроме того, прекращая производство по делу за отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, суд одновременно не разрешил вопрос о возможности переквалификации действий ООО «ТЦЗ» на ч. 2 ст. 19.20 КоАП РФ. При этом судья Верховного суда Республики Бурятия пришел к выводу, что установленный ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности не истек.

По общему правилу указания суда второй инстанции обязательны для суда первой инстанции.

Защитник ООО «ТЦЗ» по доверенности ФИО3 суду в судебном заседании 22.02.2018 г. пояснила, что вину в данном административном правонарушении ООО «ТЦЗ» не признает, в отношении ООО был составлен протокол по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, Арбитражным судом Республики Бурятия производство по делу было прекращено, на ООО составили другой протокол за одно и то же деяние. Переквалифицировали на ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ в нарушение п. 20 Постановления Пленума РФ от 24.03.2005 г. № 5, т.к. ухудшение положения не допускается. Срок привлечения к административной ответственности истек 12.09.2017 г., даже Кабанский суд вынес постановление за пределами срока. В заявлении о привлечении к административной ответственности Росздравнадзор сам указал, что просит скорее рассмотреть дело ввиду истечения сроков привлечения к административной ответственности. Не понимает, где предусмотрено наличие регистрационных удостоверений на медицинские изделия. У их фельдшеров есть сертификаты о переподготовке. В материалах имеется договор на обслуживание ООО «Медтехника», есть внутренняя служба КИП, о чем поясняли на проверке, которые осуществляют обслуживание ее. Порядок осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности устанавливается организацией самостоятельно, у них есть Положение о медицинских осмотрах, должностная инструкция старшего фельдшера, который осуществляет контроль. Не понимает как можно нарушить порядок внутреннего контроля, если положения о нем нет. Полки в шкафах у них снабжены надписями. При выявлении просроченных таблеток Ампициллина Тригидрата его у них не изъяли. В судебном заседании 27.02.2018 г. пояснила, что срок привлечения к административной ответственности истек 12.10.2017 г., переквалифицировали на другую статью незаконно.

В судебном заседании 22.02.2018 г. должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении - специалист – эксперт отдела организации контроля и надзора в сфере здравоохранения Территориального органа Росздравнадзора по Республике Бурятия ФИО2 суду пояснила, что согласно ст. 38 ФЗ «Об охране здоровья граждан в РФ» медицинские изделия должны быть зарегистрированы, обращение незарегистрированных не допускается, должно быть регистрационное удостоверение на них, их не было, по сайту Росздравнадзора проверяли эти медизделия, они не значатся. Медицинские работники должны иметь сертификат именно с формулировкой по «организации здравоохранения и общественному здоровью». На ООО должен быть принят порядок осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, он отсутствует. Все нарушения отражены в акте, возражений к акту и выданному предписанию не было. Считает, что в данном случае предусмотрен годичный срок привлечения к административной ответственности, т.к. допущено нарушение в сфере здравоохранения.

В судебном заседании 22.02.2018 г. представитель ТО Росздравнадзора по Республике Бурятия ФИО4 пояснила, что проводила проверку в ООО «ТЦЗ». В нарушение постановления Правительства РФ № 291 ООО использует незарегистрированные в установленном порядке медицинские изделия, на сайте Росздравнадзора их нет, они старые, на них должны быть паспорт и регистрационное удостоверение. ООО должно иметь специалиста, имеющего сертификат по «организации здравоохранения и общественному здоровью». Могут нанять на 0,25 ставки специалиста, чтобы их курировал. В журнале не было отметок о проверках медтехники. В приемном стоит платяной шкаф, где хранятся медикаменты, его полки не идентифицированы, не промаркированы. Просроченные таблетки ФИО5 Тригидрат лежали в шкафу, не были помещены в карантинную зону, полномочий по их изъятию они не имеют. Нарушения при хранении в холодильнике в т.ч. в том, что линимент бальзамический по Вишневскому хранился при температуре от 2 до 8 градусов, а должен от 8 до 15 градусов. На спирт 70%, калия перманганат должны быть специальный журнал по требуемой форме, его не было. В ходе проверки выявлены грубые нарушения, предусмотренные пп. «б», «в», «г», «е», «и» п. 4, пп. «а», «б», «в1» п. 5 Постановления Правительства РФ № 291. В Республике Бурятия сложилась судебная практика, по которой по данным административным правонарушениям срок привлечения к ответственности составляет один год.

Выслушав защитника, должностное лицо, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Совершение ООО «ТЦЗ» вменяемого ему административного правонарушения по ч. 3 ст. 19.210 КоАП РФ и вина в его совершении подтверждается актом проверки, приложением к нему, фотографиями, пояснениями должностных лиц. Проведенной проверкой в деятельности ООО «ТЦЗ» выявлены грубые нарушения вследствие невыполнения им требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктами "а", "б" и "в(1)" пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 (ред. от 08.12.2016), повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", а именно возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан.

Данная угроза очевидна, поскольку в ООО «ТЦЗ» применяются медицинские изделия, не прошедшие государственную регистрацию, а значит не прошедшие проверки на предмет их безопасности для жизни и здоровья человека; медицинскую деятельность осуществляют лица, не имеющие необходимых познаний, что подтверждается сертификатом; техническое обслуживание медицинских изделий в установленные сроки не осуществляется; порядок осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности не утвержден, данный внутренний контроль не осуществляется; лекарственные препараты хранятся с нарушением температурного режима, требований по их идентификации в месте хранения, выявлен просроченный лекарственный препарат, хранящийся вне карантинной зоны.

Доводы защитника о том, что ООО «ТЦЗ» дважды привлечено к административной ответственности за одно и то же деяние, суд отклоняет, т.к. в части привлечения ООО «ТЦЗ» к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ производство по делу было прекращено определением Арбитражного суда Республики Бурятия от 21.09.2017 г., тем самым факт привлечения ООО «ТЦЗ» к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ места не имел. При наличии в деяниях юридического лица признаков состава другого административного правонарушения должностное лицо административного органа было вправе составить соответствующий протокол об административном правонарушении.

Несостоятельна ссылка защитника на п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 19.12.2013) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", поскольку в нем даны разъяснения о возможности переквалификации действий (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу, судьей при рассмотрении дела об административном правонарушении. В данном же случае имела место не переквалификация судьей действий (бездействия) ООО «ТЦЗ» на более тяжкую статью (часть статьи) КоАП РФ при рассмотрении дела, а составление должностным лицом административного органа протокола о более тяжком административном правонарушении.

Применительно к срокам привлечения ООО «ТЦЗ» к административной ответственности по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ суд приходит к следующему.

Должностные лица ТО Росздравнадзора по Республике Бурятия полагают, что по данному административному правонарушению срок привлечения к административной ответственности составляет один год, т.к. оно относится к сфере охраны здоровья.

Отменяя постановление судьи Кабанского районного суда Республики Бурятия от 13.10.2017 г., судья Верховного суда Республики Бурятия в решении от 22.01.2018 г. указал, что срок привлечения к административной ответственности не истек. Однако данный вывод суда второй инстанции, кроме ссылки на ст. 4.5 КоАП РФ, ничем не мотивирован. В том числе не указано, считает ли судья Верховного суда Республики Бурятия, что данный срок является годичным или большим по продолжительности; к какой из перечисленных в ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ категории административных правонарушений, с большим, чем 3 месяца, сроком давности привлечения к административной ответственности, оно относится.

С данным выводом суд согласиться не может по следующим основаниям.

Частью 1 ст. 4.5 КоАП РФ установлен общий срок давности привлечения к административной ответственности – два месяца со дня совершения административного правонарушения (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев), для ряда категорий административных правонарушений установлены большие сроки – год, два года, три года и шесть лет соответственно.

Однако административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, к таковым не относится.

Статья 19.20 КоАП РФ находится в КоАП РФ в главе 19 «Административные правонарушения против порядка управления», для которых родовым объектом посягательства являются общественные отношения в сфере порядка управления. Применительно к ст. 19.20 КоАП РФ таковыми являются общественные отношения в сфере осуществления определенных видов деятельности, не связанных с извлечением прибыли, для осуществления которой требуется специальное разрешение (лицензия). При этом наказуемой является деятельность в этой сфере без специального разрешения (лицензии), либо с нарушением или с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

В связи с чем административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, не может быть отнесено к нарушениям законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, или к каким бы то ни было иным, предусмотренным ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, для которых установлен годичный срок привлечения к административной ответственности.

Таким образом, суд приходит к выводу, что срок привлечения к административной ответственности по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ составляет 3 месяца. Данный вывод суда подтверждается судебной практикой Верховного суда РФ (например, Постановление Верховного Суда РФ от 10.04.2017 по делу N 20-АД17-2).

С учетом изложенного как на момент повторного рассмотрения судом данного дела, так и на момент его пересмотра Верховным судом Республики Бурятия, 3-хмесячный срок привлечения ООО «ТЦЗ» к административной ответственности по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, исчисляемый с 12.07.2017 г., истек.

В силу ч. 1 ст. 20 Конституции РФ, ч.1 ст. 5 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 05.02.2014) "О судебной системе Российской Федерации", судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.

Следовательно, производство по делу в отношении ООО «ТЦЗ» подлежит прекращению по п. 6 ч. 1 ст. 24 КоАП РФ – за истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ,

П О С Т А Н О В И Л:

Производство по делу об административном правонарушении по части 3 статьи 19.20 КоАП РФ в отношении юридического лица - Общества с ограниченной ответственностью «Тимлюйский цементный завод», юридический адрес: Республика Бурятия, <...>, литер Б, ОГРН <***>, ИНН <***>, прекратить за истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия через Кабанский районный суд Республики Бурятия в течение 10 суток с момента вручения или получения копии решения.

Судья А.А. Максимов