дело №5-19/2018
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
21 марта 2018 года г.Бавлы.
Судья Бавлинского городского суда Республики Татарстан Кашапов С.Р.,
защитника Кагирова Р.А.,
при секретаре Шамсутдиновой О.М.,
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №3 им. Ю.А. Гагарина» Бавлинского муниципального района Республики Татарстан,
установил:
в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «СОШ №3» Бавлинского муниципального района Республики Татарстан в 2016-2017, 2017-2018 учебных годах в нарушение требований статьи 91 Федерального закона №273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная деятельность по дополнительным общеразвивающим программам дополнительного образования по адресу <...>, велась без наличия специального разрешения (лицензии) на данный вид деятельности. В нарушение требований статей 46, 107 Федерального закона №273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
с сентября 2017 года в МБОУ «СОШ №3» Бавлинского муниципального района Республики Татарстан в должности педагога дополнительного образования работает ФИО1, представившая диплом, выданный Таджикским государственным институтом языков ТСИ №002011 от 06 июля 2001 года о получении специальности «Учитель, английский» не прошедший необходимой процедуры признания образования, полученного в иностранном государстве.
Директор МБОУ «СОШ №3» Бавлинского муниципального района Республики Татарстан ФИО2 в судебном заседании вину в совершении правонарушения признала и пояснила, что работа для получения лицензии по дополнительным общеразвивающим программам дополнительного образования велась, получено санитарно-эпидемиологическое заключение от 06 февраля 2018 года, получено заключение о соответствии объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности от 21 ноября 2017 года, сданы документы в филиал МФЦ о внесении изменений в сведения о юридическом лице в ЕГРЮЛ, оплачена государственная пошлина. Свидетельство о признании ФИО1 обладателем образования и квалификации в Российской Федерации соответствующим высшему образованию получено. Грубых нарушений требований лицензии, влекущих угрозу жизни или здоровью граждан не имелось. ФИО2 ввиду тяжелого финансово-экономического положения юридического лица назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей.
Защитник Кагиров Р.А. в судебном заседании просил переквалифицировать действия МБОУ «СОШ №3» Бавлинского муниципального района Республики Татарстан на часть 2 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и с учетом всех обстоятельств дела, в связи с отсутствием грубых нарушений требований лицензии, связанных с угрозой жизни и здоровья граждан, с учетом финансово-экономического положения юридического лица, назначить наказание в виде предупреждения.
Представитель Департамента надзора и контроля в сфере образования Министерства образования и науки Республики Татарстан, извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, ходатайств об отложении судебного заседания не заявила.
Судья, выслушав представителя юридического лица, его защитника, исследовав представленные доказательства, считает, что в действиях привлекаемого юридического лица имеется состав административного правонарушения.
В соответствии с частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно статьи 91 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.
В силу пункта 14 статьи 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.
В соответствии с пунктом 40 части 1 статьи 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04 мая 2011 года №99-ФЗ лицензированию подлежит образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра "Сколково").
Пунктом 11 статьи 19 Федерального закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:
1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
Статьей 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года №966 "О лицензировании образовательной деятельности" к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", в том числе:
а) нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "д", "ж" - "к" пункта 6 и подпунктами "б", "д", "е" пункта 7 настоящего Положения;
б) повторное в течение 5 лет нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктом "е" пункта 6, подпунктами "а", "в", "г" пункта 7 настоящего Положения.
Статьей 6 настоящего Постановления при определении критерия грубого нарушения лицензионных требований обозначены следующие лицензионные требования к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности являются:
а) наличие на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам;
б) наличие материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, федеральными государственными требованиями и (или) образовательными стандартами;
г) наличие разработанных и утвержденных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательных программ в соответствии со статьей 12 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации";
д) наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам;
ж) наличие в соответствии с пунктом 2 статьи 40 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые предполагается использовать для осуществления образовательной деятельности, учитывающего в том числе требования статьи 17 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", а также статьи 41 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации";
з) наличие у образовательной организации безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, с учетом соответствующих требований, установленных в федеральных государственных образовательных стандартах, федеральных государственных требованиях и (или) образовательных стандартах, в соответствии с частью 6 статьи 28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации";
и) наличие у профессиональной образовательной организации, образовательной организации высшего образования, организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в соответствии со статьей 79 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации";
к) наличие в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, научных работников в соответствии со статьей 50 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".
Из протокола об административном правонарушении №002043 от 19 февраля 2018 года следует, что в ходе проведения плановой выездной проверки МБОУ «СОШ №3» Бавлинского муниципального района Республики Татарстан установлено нарушение требований статьи 91 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в части ведения в 2016-2017, 2017-2018 учебных годах образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам без наличия специального разрешения (лицензии) на данный вид деятельности; в нарушение требований статей 46, 107 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» не представлены документы, официально подтверждающие значимость (уровень) полученного образования и (или) квалификации в целях обеспечения доступа их обладателя к образованию и профессиональной деятельности в Российской Федерации, предоставления их обладателю академических, профессиональных и (или) иных, предусмотренных международными договорами о взаимном признании и (или) законодательством Российской Федерации прав: с сентября 2017 года по настоящее время в МБОУ в должности педагога дополнительного образования работает ФИО1, представленный на момент проверки диплом, выданный Таджикским государственным институтом языков ТСИ №002011 от 06 июля 2001 года о получении специальности «Учитель, английский» не прошел необходимой процедуры признания образования, полученного в иностранном государстве.
Из объяснения ФИО2 в административном материале следует, что лицензия отсутствует из-за того, что санэпидзаключение Роспотребнадзора получено 08 февраля 2018 года. В настоящее время вся подготовительная работа проведена, подано заявление в налоговую на смену кодов в ЕГРЮЛ; в отношении ФИО1 указано, что в настоящее время ею подано заявлению на нострификацию.
Из акта проверки № А-270/18-Д от 19 февраля 2018 года следует, что при проведении плановой выездной проверки МБОУ «СОШ №3» Бавлинского муниципального района Республики Татарстан в период с 08 по 21 февраля 2018 года в нарушение требований статьи 91 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в 2016-2017, 2017-2018 годы и по настоящее время МБОУ «СОШ №3» осуществляет образовательную деятельность по программам дополнительного образования без наличия лицензии на данный вид деятельности. В нарушение требований статей 46, 107 вышеуказанного закона представленный на момент проведения проверки диплом ТСИ №0020011 (рег. №565), выданный Таджикским государственным институтом языков 06 июля 2001 года о получении ФИО1 специальности «учитель английский» находится на стадии прохождения процедуры нострификации. Не представлены документы, подтверждающие регистрацию права пользования недвижимым имуществом на здание школы, здание мастерской, пристрой, пристрой к столовой, туалет.
Согласно Уставу МБОУ «СОШ №3» Бавлинского муниципального района Республики Татарстан создана в целях реализации прав граждан на образование, гарантии общедоступности и бесплатности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» (п. 1.1). Право на осуществлении образовательной деятельности с момента получения необходимой лицензии (п. 1.15).
Из лицензии №7325 от 16 октября 2015 года следует, что МБОУ «СОШ №3 им. Ю.А. Гагарина» имеет право на ведение образовательной деятельности на начальное общее образование, основное общее образование и среднее общее образование. Место нахождения юридического лица и место осуществления образовательной деятельности совпадают.
Согласно штатному расписанию на 2016-2017 учебный год предусмотрены 1,22 штатной единицы педагогов дополнительного образования, на 2017-2018 учебный год – 2,22 штатной единицы педагогов дополнительного образования.
Таким образом, в нарушение пункта 40 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» МБОУ «СОШ №3 в период 2016-2017, 2017-2018 учебные годы осуществляло образовательную деятельность по программам дополнительного образования, не указанному в лицензии, соответственно с нарушением условий выдачи лицензии, что подтверждается актом проверки, протоколом об административном правонарушении, объяснениями ФИО2, лицензией, уставом, штатным расписанием и другими доказательствами.
Пунктом 20 Пленума Верховного суда Российской Федерации №5 от 24 марта 2005 года «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" предусмотрено, что если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
При наличии таких обстоятельств, судья переквалифицирует действия МБОУ «СОШ №3 им. Ю.А. Гагарина» Бавлинского муниципального района Республики Татарстан с части 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на часть 2 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), поскольку осуществление образовательной деятельности по программам дополнительного образования без наличия лицензии на данный вид деятельности не образует грубого нарушения лицензионных требований, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года №966 «О лицензировании образовательной деятельности». Иных доказательств, связанных с осуществлением деятельности при грубом нарушении лицензионных требований и условий материалы дела об административном правонарушении не содержат.
При избрании вида и меры наказания судья учитывает фактические обстоятельства дела, смягчающие и отягчающие административную ответственность обстоятельства.
Таким образом, с учетом изложенного, а также характера совершенного административного правонарушения, конкретных обстоятельств дела, тяжелого финансового положения юридического лица, судья считает возможным назначить наказание в виде предупреждения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 29.9-29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 им. Ю.А. Гагарина» Бавлинского муниципального района Республики Татарстан признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание в виде предупреждения.
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан через Бавлинский городской суд в 10-дневный срок со дня вручения или получения копии постановления.
Судья: подпись.
Согласовано. Судья: С.Р.Кашапов
.