ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-19/2022 от 20.01.2022 Валуйского районного суда (Белгородская область)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Судья Валуйского районного суда Белгородской области Кириллова О.А.

рассмотрев в <...>) 20 января 2022 года в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 16.21 КоАП РФ, в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1, родившегося ДД.ММ.ГГГГ года в с. Казинка Валуйского р-на Белгородской области, гражданина РФ, имеющего высшее образование, холостого, зарегистрированного и проживающего по адресу: <...>, ОГРНИП <***>, дата регистрации 21.05.2018, ИНН <***>, ранее привлекавшегося к административной ответственности в области таможенного дела,

УСТАНОВИЛ:

В вышеуказанном помещении индивидуальным предпринимателем ФИО1 осуществлялись хранение и розничная торговля табачными изделиями иностранного производства:

- сигареты торговой марки «DE SANTIS» в количестве 4 пачки по 20 сигарет в каждой пачке (пачки бордового цвета, имеется надпись: FOR DUTY FREE SALE ONLY MADE IN EUROPA, штрих код 8606012942318);

- сигареты торговой марки «GMB» в количестве 10 пачек по 20 сигарет в каждой пачке (пачки темно-серого матового цвета с золотыми вставками, имеется надпись: FOR ADULTS ONLY, штрих код 6291104080386);

- сигареты торговой марки «GMB» в количестве 3 пачек по 20 сигарет в каждой пачке (пачки темно-серого матового цвета с красными вставками, имеется надпись: FOR ADULTS ONLY, штрих код 6291104080447).

Указанный товар находился под полкой за стеклянной витриной. Заводские упаковки пачек не нарушены. На указанном товаре отсутствуют акцизные марки, имеются надписи «FOR DUTY FREE SALE ONLY», «только для продажи в магазинах беспошлинной торговли». Товар хранился и предлагался ИП ФИО1 к реализации.

По данному факту инспектором ОКВОТ СКПВТ Белгородской таможни 18.11.2021 было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по ст. 16.21 КоАП РФ.

В судебное заседание ФИО1 не прибыл, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, передал заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором просил приметить наказание в виде конфискации предметов административного правонарушения. В ходе расследования административного дела вину в совершении вменяемого административного правонарушения признал, в содеянном раскаялся (л.д. 29-30).

Представитель Белгородской таможни по доверенности ФИО3 считает, что в действиях ИП ФИО1 содержится состав вменяемого административного правонарушения, полгала необходимым привлечь его к административной ответственности, применив наказание в виде конфискации предметов административного правонарушения.

Исследовав материалы административного дела, судья приходит к следующему.

В соответствии с требованием п. 1 Постановления Правительства РФ от 20.02.2010 № 76 "Об акцизных марках для маркировки ввозимой в Российскую Федерацию табачной продукции" установлено, что табачная продукция иностранного производства, ввозимая в Российскую Федерацию с целью ее реализации, подлежит обязательной маркировке акцизными марками. Согласно требованиям п. 6 Правил изготовления акцизных марок для маркировки ввозимой в Российскую Федерацию табачной продукции, их приобретения, маркировки ими табачной продукции, учета, идентификации и уничтожения поврежденных акцизных марок, утвержденных указанным постановлением Правительства, маркировка акцизными марками ввозимой в Российскую Федерацию табачной продукции осуществляется до ее ввоза в Российскую Федерацию. Согласно п. 8 данных правил, акцизная марка наносится путем наклеивания на потребительскую тару табачной продукции, которая неотделима от товара до его непосредственного употребления и в которой табачная продукция представляется для розничной продажи.

То есть, ввозимый товар должен иметь установленные акцизные марки на момент пересечения государственной границы - страны участника Евразийского экономического союза. Отсутствие на пачках сигарет акцизных марок влечет за собой отказ в выпуске товара в связи несоблюдением декларантом обязательных требований и свидетельствует о том, что товары незаконно перемещены через таможенную границу ЕАЭС.

Факт отсутствия на упаковке товаров, хранящихся в торговом помещении «Табакерка» и реализуемых ИП ФИО1, наклеенных акцизных марок, свидетельствуют о невозможности принятия таможенным органом решения, разрешающего использовать Товары в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры, следовательно - отсутствие выпуска товаров и неуплату таможенных платежей.

В определении от 27.11.2001 № 202-О Конституционный Суд РФ указал, что если в отношениях, связанных с приобретением имущества, заведомо происходящего из-за границы, если приобретатель не проявил ту степень заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась в целях надлежащего соблюдения таможенного законодательства, то это дает основание говорить о его вине в форме неосторожности.

В соответствии с Приказом ФТС России от 31.10.2007 № 1347 «О порядке получения лицами сведений о выпуске товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации», ИП ФИО1 имел право получить сведения о выпуске товаров. При этом, оптовая и розничная торговля товарами из магазинов беспошлинной торговли законом также запрещена.

Требования к обустройству, оборудованию и месту расположения магазина беспошлинной торговли, порядок его учреждения и функционирования, а также правила реализации товаров в магазинах беспошлинной торговли определены статьями 380 и 381 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также главой 60 ТК ЕАЭС.

Статья 380 Федерального закона № 289-ФЗ не предусматривает возможность продажи табачной продукции из магазинов беспошлинной торговли как оптовым или розничным способом вне пределов таких магазинов, так и неопределенному кругу лиц. Кроме того, пп. 4 п. 6 ст. 380 Федерального закона № 289-ФЗ определен круг лиц, которым реализуются товары из торговых залов магазинов беспошлинной торговли. К ним относятся только физические лица: а) убывающие с таможенной территории Союза, с исключением возможности оставления товаров, приобретенных в магазине беспошлинной торговли, на таможенной территории Союза, в том числе путем передачи их физическим лицам, остающимся на этой территории; б) прибывающие на таможенную территорию Союза, с исключением возможности оставления товаров, приобретенных в магазине беспошлинной торговли, на таможенной территории Союза помимо таможенного контроля, в том числе путем передачи их физическим лицам, не осуществляющим прибытие на таможенную территорию Союза; в) выезжающие из Российской Федерации в другое государство - член Союза, с исключением возможности реализации товаров физическим лицам, выезжающим из Российской Федерации; г) въезжающие в Российскую Федерацию из другого государства - члена Союза, с исключением возможности реализации товаров физическим лицам, не въезжающим в Российскую Федерацию. Таким образом, торговля продукцией из магазинов дьюти-фри вне его пределов противоречит требованиям действующего законодательства и исключает законный способ реализации названных товаров.

При описанных обстоятельствах, в действиях ИП ФИО1 усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст. ст. 16.21 КоАП РФ, выразившегося в хранении и реализации товара, который незаконно перемещен через таможенную границу Евразийского экономического союза и в отношении которого не уплачены таможенные пошлины, налоги и не соблюдены запреты и ограничения.

В соответствии с заключением эксперта <данные изъяты> от 02.12.2021, в представленных на экспертизу измельченных частях растений темно-коричневого цвета, обладающих специфическим запахом, находящихся в 17 пачках с надписями, среди прочих, «DE SANTIS», «GMB», в пределах чувствительности используемых методов исследования наркотических средств, сильнодействующих, психотропных веществ не обнаружено ( л.д.49-56).

В ходе проведения экспертизы израсходовано содержимое одной сигареты из каждой пачки (всего израсходовано содержимое 17 сигарет), из числа представленных на экспертизу.

В соответствии с вышеуказанным заключением эксперта, свободная (рыночная) стоимость на внутреннем рынке РФ товара, соответствующего требованиям российского законодательства аналогичному товару, являющегося предметом административного правонарушения по делу № 10101000-2074/2021, по состоянию на 18.11.2021 составила 3317,70 руб. ( л.л.49-56)

В целях сохранения предметов административного правонарушения товар передан в соответствии с актом приема-передачи вещественных доказательств № 2 от 18.11.2021г. на хранение в камеру хранения вещественных доказательств в Белгородской таможне (л.д. 57).

Из показаний свидетелей ФИО4, ФИО5 следует, что они работают в отделе (ОКВОТ СКПВТ) Белгородской таможни. 18.11.2021 на основании предписания на проведение таможенного осмотра был проведен таможенный осмотр торгового павильона «Табакерка», расположенного по адресу: <...> А. В вышеуказанном помещении индивидуальным предпринимателем ФИО1 осуществляется розничная торговля табачными изделиями иностранного производства. Среди осмотренной табачной продукции было выявлено наличие товара без акцизных марок: 1) сигареты торговой марки «DE SANTIS» в количестве 4 пачки по 20 сигарет в каждой пачке (пачки бордового цвета, имеется надпись: FOR DUTY FREE SALE ONLY MADE IN EUROPA, штрих код 8606012942318); 2) сигареты торговой марки «GMB» в количестве 10 пачек по 20 сигарет в каждой пачке (пачки темно-серого матового цвета с золотыми вставками, имеется надпись: FOR ADULTS ONLY, штрих код 6291104080386); 3) сигареты торговой марки «GMB» в количестве 3 пачек по 20 сигарет в каждой пачке (пачки темно-серого матового цвета с красными вставками, имеется надпись: FOR ADULTS ONLY, штрих код 6291104080447). В ходе таможенного осмотра установлено, что указанный товар находился под полкой за стеклянной витриной. Заводские упаковки всех пачек не нарушены. На указанном товаре отсутствуют акцизные марки. Каких-либо документов на обнаруженный товар индивидуальным предпринимателем ФИО1 не предоставлено (л.д.39-44).

ИП ФИО1 в объяснениях от 23.11.2021г. пояснил, что он является индивидуальным предпринимателем с 21.05.2018 года. В качестве основного вида деятельности ему разрешена розничная торговля табачными изделиями в специализированных магазинах. 18.11.2021 сотрудниками Белгородской таможни был проведен таможенный осмотр торгового павильона «Табакерка», расположенного по адресу: <...> А. Данное помещение он арендует, согласно договору аренды имущества . В вышеуказанном помещении ФИО1 лично осуществляется розничная торговля табачными изделиями. Среди осмотренной табачной продукции было выявлено наличие товара без акцизных марок: 1) сигареты торговой марки «DE SANTIS» в количестве 4 пачки по 20 сигарет в каждой пачке (пачки бордового цвета, имеется надпись: FOR DUTY FREE SALE ONLY MADE IN EUROPA, штрих код 8606012942318); 2) сигареты торговой марки «GMB» в количестве 10 пачек по 20 сигарет в каждой пачке (пачки темно-серого матового цвета с золотыми вставками, имеется надпись: FOR ADULTS ONLY, штрих код 6291104080386); 3) сигареты торговой марки «GMB» в количестве 3 пачек по 20 сигарет в каждой пачке (пачки темно-серого матового цвета с красными вставками, имеется надпись: FOR ADULTS ONLY, штрих код 6291104080447). В ходе таможенного осмотра установлено, что указанный товар находился под полкой за стеклянной витриной. Заводские упаковки всех обнаруженных 17 пачек сигарет не нарушены. Каких-либо документов на обнаруженный товар не было. Указанные сигареты ФИО1 приобрел в ноябре 2021 года, у незнакомого человека на рынке в г. Шебекино с целью личного использования и частичной реализации. По какой цене, ФИО1 не помнит. Какие-либо товаросопроводительные документы, в том числе чеки, ФИО1 никто не выдал. При покупке ФИО1 не обратил внимание на отсутствие на пачках акцизных марок. Вину в совершении правонарушения он признал, в совершенном правонарушении раскаялся (л.д. 29-30).

Согласно полученному расчету таможенные платежи при проведении таможенных операций, необходимые для уплаты при таможенном декларировании и помещения товара под таможенную процедуру «Выпуск для внутреннего потребления» на территории Союза по состоянию на 18.11.2021 составили бы 2288,45 руб.(л.д.65-67)

Объективная сторона правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.21 КоАП РФ, предусматривает ответственность за пользование и хранение товаров, которые незаконно перемещены через таможенную границу ЕАЭС и в отношении которых не уплачены таможенные пошлины, налоги или не соблюдены установленные международными договорами государств - членов ЕАЭС, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запреты и ограничения.

В соответствии с п. 1 ст. 118 Таможенного кодекса ЕАЭС выпуск товаров производится таможенным органом при условии, что лицом соблюдены условия помещения товаров под заявленную таможенную процедуру и уплачены таможенные сборы за совершение таможенными органами действий, связанных с выпуском товаров.

Товар (сигареты) подпадает под действие Технического регламента Таможенного союза «Технический регламент на табачную продукцию» ТР ТС 035/2014 (утв. Решением Совета ЕЭК от 12.11.2014 № 107). Технический регламент устанавливает обязательные для применения и исполнения на таможенной территории Таможенного союза требования к табачной продукции, выпускаемой в обращение на таможенной территории Таможенного союза, а также требования к информации (маркировке), наносимой на потребительскую упаковку табачной продукции для обеспечения ее свободного перемещения. На потребительскую упаковку табачной продукции наносятся специальные (акцизные, учетно-контрольные или иные) марки, исключающие возможность их подделки и повторного использования (далее - марки)

В соответствии с требованием п. 1 Постановления Правительства РФ от 20.02.2010 № 76 "Об акцизных марках для маркировки ввозимой в Российскую Федерацию табачной продукции" установлено, что табачная продукция иностранного производства, ввозимая в Российскую Федерацию с целью ее реализации, подлежит обязательной маркировке акцизными марками. Согласно требованиям п. 6 Правил изготовления акцизных марок для маркировки ввозимой в Российскую Федерацию табачной продукции, их приобретения, маркировки ими табачной продукции, учета, идентификации и уничтожения поврежденных акцизных марок, утвержденных указанным постановлением Правительства, маркировка акцизными марками ввозимой в Российскую Федерацию табачной продукции осуществляется до ее ввоза в Российскую Федерацию. Согласно п. 8 данных правил, акцизная марка наносится путем наклеивания на потребительскую тару табачной продукции, которая неотделима от товара до его непосредственного употребления и в которой табачная продукция представляется для розничной продажи.

Следовательно, ввозимый товар должен иметь установленные акцизные марки на момент пересечения государственной границы - страны участника Евразийского экономического союза. Отсутствие на пачках сигарет акцизных марок влечет за собой отказ в выпуске товара в связи несоблюдением декларантом обязательных требований и свидетельствует о том, что товары незаконно перемещены через таможенную границу Евразийского экономического союза.

Факты отсутствия на упаковке товаров, хранящихся в торговом помещении «Табакерка» и реализуемых ИП ФИО1, наклеенных акцизных марок, свидетельствуют о невозможности принятия таможенным органом решения, разрешающего использовать Товары в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры, следовательно - отсутствие выпуска товаров и неуплату таможенных платежей. Товар - сигареты, обнаруженный в торговом помещении «Табакерка», не мог быть законно перемешен через таможенную границу Евразийского экономического союза.

В соответствии с п. 2 ст. 494 ГК РФ, выставление в месте продажи (на прилавках, в витринах и т.п.) товаров, демонстрация их образцов в месте их продажи признается публичной офертой независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия договора розничной купли-продажи, за исключением случая, когда продавец явно определил, что соответствующие товары не предназначены для продажи.

Под хранением товаров следует понимать действия лица, связанные с владением товарами, содержащимися при лице, в помещении, в тайнике, при этом не имеет значение, в течение какого времени лицо хранило такие товары.

Согласно п. 1 примечаний к ст. 16.1 КоАП РФ, за административные правонарушения, предусмотренные гл. 16, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

В соответствии с ч. 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. ИП ФИО1 не была проявлена та степень заботливости и осмотрительности, необходимая для соблюдения действующего законодательства ЕАЭС и Российской Федерации.

Таким образом, судьей установлено, что в действиях ИП ФИО1 содержатся признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.21 КоАП РФ, выразившегося в приобретении, пользовании и хранении товара, который незаконно перемещен через таможенную границу Евразийского экономического союза и в отношении которого не уплачены таможенные пошлины, налоги и не соблюдены запреты и ограничения, что подтверждается доказательствами: актом таможенного осмотра помещений и территорий (л.д.7-9); протоколом изъятия вещей и документов от 18.11.2021 (л.д.13-14); протоколом опроса лица, в отношении которого ведется производство по делу, (л.д. 29-30); протоколами опроса свидетелей от 25.11.2021 (л.д. 39-44); заключением эксперта от 02.12.2021 (л.д.48-55).

Действия ИП ФИО1 судья квалифицирует по ст. 16.2 ч.1 КоАП РФ пользование товарами, которые незаконно перемещены через таможенную границу Евразийского экономического союза и в отношении которых не уплачены таможенные пошлины, налоги или не соблюдены установленные международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запреты и ограничения.

Ранее ИП ФИО1 привлекался к административной ответственности за аналогичное административные правонарушения (л.д. 68).

При назначении наказания ИП ФИО1 судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение наличие обстоятельств, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельствами смягчающими административную ответственность ИП ФИО1, судья признает признание вины и раскаяние.

Обстоятельством отягчающее административную ответственность судья признает повторное совершение однородного административного правонарушения (15.02.2021 г. по ч. 1 ст. 16.21 КоАП л.д.68).

С учетом вышеизложенного, положений ст. 3.1 КоАП РФ, устанавливающей цели административного наказания и его соразмерность, судья полагает необходимым назначить ИП ФИО1 наказание в виде конфискации предметов административного правонарушения – товара (сигарет).

В соответствии с ч. 2 ст. 24.7 КоАП РФ издержки по данному делу, связанные с проведением экспертизы, хранением предметов административного правонарушения, подлежат отнесению на счет федерального бюджета.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 29.9 - ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Признать индивидуального предпринимателя ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.21 КоАП РФ, и назначить ему по этой статье наказание в виде конфискации предметов административного правонарушения: - сигарет торговой марки «DE SANTIS» в количестве 4 пачки по 20 сигарет в каждой пачке (пачки бордового цвета, имеется надпись: FOR DUTY FREE SALE ONLY MADE IN EUROPA, штрих код 8606012942318); - сигареты торговой марки «GMB» в количестве 10 пачек по 20 сигарет в каждой пачке (пачки темно-серого матового цвета с золотыми вставками, имеется надпись: FOR ADULTS ONLY, штрих код 6291104080386); - сигареты торговой марки «GMB» в количестве 3 пачек по 20 сигарет в каждой пачке (пачки темно-серого матового цвета с красными вставками, имеется надпись: FOR ADULTS ONLY, штрих код 6291104080447), общая свободная (рыночная) стоимость которых по состоянию на 18.11.2021 составляет 3317,70 руб., за исключением израсходованного в ходе проведения экспертизы содержимого одной сигареты из каждой пачки (всего 17 сигарет), из числа представленных на экспертизу.

Доходы федерального бюджета по средствам от распоряжения и реализации конфискованного имущества обращенного в доход Российской Федерации (в случае наличия) подлежат перечислению по следующим реквизитам: Получатель: УФК по Белгородской области (ТУ Росимущества в Белгородской области), Банк получателя: Отделение Белгород г. Белгород; р/с <***>, БИК 041403001, ИНН <***>, КПП 312301001, ОКТМО 14701000001; КБК 167 1 14 03012 01 0500 410 Средства от распоряжения и реализации прочего движимого конфискованного и иного имущества, обращенного в собственность Российской Федерации (в части реализации основных средств по указанному имуществу)», КБК 167 1 14 03012 01 0500 440 «Средства от распоряжения и реализации прочего движимого конфискованного и иного имущества, обращенного в собственность Российской Федерации (в части реализации материальных запасов по указанному имуществу)»; поле «Назначение платежа»: Средства от реализации конфискованного и иного имущества, обращенного в доход Российской Федерации, по делу об АП № 10101000-002074/2021 в отношении ИП ФИО1

Издержки по данному делу, связанные с проведением экспертиз и хранением предметов административного правонарушения, отнести на счет федерального бюджета.

Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии путем подачи жалобы в Белгородский областной суд через Валуйский районный суд Белгородской области либо непосредственно в Белгородский областной суд.

Судья:

Постановление29.01.2022