ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1/16 от 12.01.2016 Орловского районного суда (Орловская область)

Материал № 5-63/2015

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

о прекращении производства по делу

об административном правонарушении

Судья Орловского районного суда Орловской области Шекшуева О.Н., рассмотрев протокол об административном правонарушении в отношении

Автономной некоммерческой образовательной организации высшего образования «Воронежский экономико-правовой институт», ИНН <***>, КПП 366601001, ОКПО 45961702, ОГРН <***>, находящегося по адресу: 394000, <...>,

законному представителю которого ФИО2 <данные изъяты> (доверенность от Дата) в соответствии со ст. 25.1, 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) разъяснены его права, в том числе: право знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника,

У С Т А Н О В И Л А:

В Орловский районный суд <адрес> поступил протокол № АП-19.20-3-601/ВП/Л/З/К от Дата, составленный старшим государственным инспектором отдела контроля качества образования и мониторинга в системе образования Управления надзора и контроля за организациями, осуществляющими образовательную деятельность Рособрнадзора, ФИО1 об административном правонарушении Автономной некоммерческой образовательной организации высшего образования «Воронежский экономико-правовой институт» в части филиала Автономной некоммерческой образовательной организации высшего образования «Воронежский экономико-правовой институт» в <адрес>, предусмотренном ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ - осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований.

Из содержания протокола следует, что Дата в 16 ч 00 мин Автономной некоммерческой образовательной организацией высшего образования «Воронежский экономико-правовой институт» по адресу: 302038, <адрес>, пом. 5, велась образовательная деятельность с грубым нарушением лицензионных требований, выразившимся в нарушении подпунктов «а» «в», «к» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от Дата, а именно:

- у лицензиата отсутствуют на праве собственности или ином законном основании объекты физической культуры и спорта, что противоречит требованиям п.п «а» пункта 6 Положения, согласно которому необходимо наличие на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений и территорий (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, объекты физической культуры и спорта), необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам;

- лицензиат не предоставляет безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности, что противоречит требованиям п.п. «в» п. 6 Положения, согласно которому необходимо наличие условий для охраны здоровья обучающихся в соответствии со статьями 37 и 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;

- в филиале лицензиата отсутствуют научные работники, прошедшие конкурсный отбор и заключившие с лицензиатом трудовые договоры, которые обязаны формировать у обучающихся профессиональные качества по избранным профессии, специальности или направлению подготовки; развивать у обучающихся самостоятельность, инициативу, творческие способности, что противоречит требованиям п.п. «к» п. 6 Положения, согласно которому необходимо наличие в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, научных работников в соответствии со статьей 50 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

По мнению лица, составившего административный протокол, - старшего государственного инспектора отдела контроля качества образования и мониторинга в системе образования Управления надзора и контроля за организациями, осуществляющими образовательную деятельность Рособрнадзора, ФИО1, поскольку в силу п. 9 Положения о лицензировании образовательной деятельности к грубым нарушениям лицензионных требований относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», в том числе: нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами «а» - «д», «ж» - «к» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, следовательно, в действиях Автономной некоммерческой образовательной организации высшего образования «Воронежский экономико-правовой институт» усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ, которая устанавливает ответственность юридического лица, допустившего административное правонарушение.

Законный представитель Автономной некоммерческой образовательной организации высшего образования «Воронежский экономико-правовой институт» по доверенности ФИО2 вину в совершении Автономной некоммерческой образовательной организации высшего образования «Воронежский экономико-правовой институт» административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ, не признала и пояснила, что для осуществления ведения образовательной деятельности согласно приказу от 23.07.2012г. об учебных кабинетах, утверждении их наименования и их оборудовании, в аудитории 405 проводились занятия по физической культуре и спорту; также были заключены договоры аренды нежилого помещения, с целью проведения физкультурно-оздоровительных и спортивных занятий и . При проведении внеплановой проверки проверяющему были представлены копии документов, подтверждающих наличие у АНОО ВО «ВЭПИ» в <адрес> объектов физической культуры и спорта. Датаг. был заключен договор о сотрудничестве и оказании медицинской помощи, в соответствии с условиями которого медицинская помощь осуществляется в медицинском кабинете, расположенном по адресу: <адрес>, у. Раздольная, <адрес>, пом. 5, которое полностью оборудовано и которое безвозмездно передается для работников городской больницы. Датаг. также были заключены договоры на предоставление лечебно-профилактической помощи и договор о передаче в безвозмездное пользование медицинского кабинета. При проведении внеплановой проверки проверяющему были представлены копии документов, подтверждающих наличие у АНОО ВО «ВЭПИ» в <адрес> безвозмездно предоставленного медицинского кабинета с необходимым медицинским оборудованием. 31.08.2015г. был объявлен конкурс на замещение вакантных должностей младших научных сотрудников. В результате проведения конкурса ФИО3 и ФИО4 были избраны на должности младших научных сотрудников АНОО ВО «ВЭПИ» в <адрес>. Работники заключили трудовые договора. На основании предписания от Дата об устранении выявленных в ходе внеплановой проверки недостатков, срок выявления которых установлен до Дата, АНОО ВО «ВЭПИ» проведен ряд дополнительных мероприятий, направленных на улучшение образовательной деятельности филиала. Полагает, что в действиях АНОО ВО «ВЭПИ» отсутствует событие административного правонарушения, отмечает, что протокол об административном правонарушении составлен до истечения срока действия предписания.

Выслушав доводы участвующих в деле лиц, свидетеля, исследовав представленные материалы, судья приходит к следующему.

Задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).

В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела и разрешение его в соответствии с законом являются задачами производства по делам об административных правонарушениях (ст. 24.1 КоАП РФ).

В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения.

Постановление по делу об административном правонарушении должно быть мотивированным (пункт 6 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ).

Из материалов дела следует, что Дата в 16 ч 00 мин по адресу: <адрес>, 127 994, на основании приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 2 Дата «О проведении внеплановой документарной проверки в отношении Автономной некоммерческой образовательной организации высшего образования «Воронежский экономико-правовой институт» в части филиала Автономной некоммерческой образовательной организации высшего образования «Воронежский экономико-правовой институт» в <адрес>» проводилась внеплановая документарная проверка по вопросу соблюдения лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности в отношении Автономной некоммерческой образовательной организации высшего образования «Воронежский экономико-правовой институт» в части филиала Автономной некоммерческой образовательной организации высшего образования «Воронежский экономико-правовой институт» в <адрес>, расположенного по адресу: 302038, <адрес>, пом. 5.

Как указано в протоколе об административном правонарушении, в ходе данной проверки установлено, что Автономной некоммерческой образовательной организацией высшего образования «Воронежский экономико-правовой институт» по адресу: 302038, <адрес>, пом. 5 Дата в 16 ч 00 мин. велась образовательная деятельность с грубым нарушением лицензионных требований, выразившимся в нарушении подпунктов «а» «в», «к» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от Дата, в связи с чем был составлен протокол об административном правонарушении по ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ.

Между тем, с таким выводом лица, составившего административный протокол, согласиться нельзя по следующим основаниям.

В соответствии с частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В примечании к данной статье указывается, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Согласно части 11 статьи 19 Федерального закона № 99-ФЗ от Дата «О лицензировании отдельных видов деятельности» исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:

1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.

В соответствии с п. 40 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от Дата № 99-ФЗ образовательная деятельность подлежит лицензированию.

Пунктом 9 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от Дата, установлено, что к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные ч. 11 ст. 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», в том числе: а) нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подп. «а» - «д», «ж» - «к» п. 6 и подп. «б», «д», «е» п. 7 настоящего Положения; б) повторное в течение 5 лет нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий, предусмотренных подп. «е» п. 6, подп. «а», «в», «г» п. 7 настоящего Положения.

Согласно лицензии от Дата Автономной некоммерческой образовательной организации высшего образования «Воронежский экономико-правовой институт», в том числе ее филиалу в г. Орёл, предоставлена лицензия на осуществление образовательной деятельности (л.д.32-35).

В обоснование непризнания юридическим лицом вины в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ, законным представителем привлекаемого к административной ответственности юридического лица в суд представлены следующие документы:

1) подтверждающие отсутствие нарушения Автономной некоммерческой образовательной организацией высшего образования «Воронежский экономико-правовой институт» (АНОО ВПО «ВЭПИ»), в том числе ее филиала в г. Орёл, п.п «а» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности и наличие у лицензиата на праве аренды объектов физической культуры и спорта:

а) копия приказа АНОО ВПО «ВЭПИ» от Дата об учебных кабинетах в филиале в <адрес> с приложением, в котором указан оборудованный спортивным инвентарем спортзал (л.д.104-107);

б) копия договора аренды между ОАО банк социального развития и строительства «Липецкомбанк» и АНОО ВПО «ВЭПИ» от Дата и дополнительного соглашения к нему от Дата (продляющее срок аренды до Дата), в котором указан объект аренды - нежилое помещение по адресу: <адрес>, Платоновское сельское поселение, <адрес>, общей площадью 2 472,1 кв.м., в котором имеется спортзал, обозначенный на экспликации помещения литерой «42», площадью 106,4 кв.м (л.д.108-116).;

в) копии договоров аренды нежилого помещения между МБОУДО «Городской спортивно-оздоровительный центр» и АНОО ВПО «ВЭПИ» от Дата и Дата для проведения занятий в спортивном зале комплекса, с приложение экспликации помещения и фотографий (л.д.117-143);

г) после вынесенного Дата старшим государственным инспектором отдела контроля качества образования и мониторинга в системе образования Управления надзора и контроля за организациями, осуществляющими образовательную деятельность Рособрнадзора, ФИО1 предписания (л.д.144-146) изданы приказ -У от Дата об организации занятий по физкультуре в филиале (л.д.147), приказ от Дата о выделении помещения под спортивный зал в филиале (л.д.148), приказ от Дата о создании комиссии для ввода в эксплуатацию оборудования и спортивного зала в филиале (л.д.149), акт от Дата ввода в эксплуатацию оборудования (л.д.150-151), договор от Дата о предоставлении оборудования в безвозмездное пользование (л.д.153-158);

2) подтверждающие отсутствие нарушения Автономной некоммерческой образовательной организацией высшего образования «Воронежский экономико-правовой институт», в том числе ее филиала в г. Орёл, п.п «в» п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности и предоставление у лицензиатом безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности:

а) копия договора о сотрудничестве и оказании медицинской помощи между АНОО ВПО «ВЭПИ» и БУЗ <адрес> «Городская больница им. С.П. Боткина» от Дата год и дополнительного соглашения к нему от Дата, из которых следует, что оказание медицинской помощи осуществляется в медицинском кабинете, расположенном по адресу филиала (л.д.160-165),

б) после вынесенного Дата старшим государственным инспектором отдела контроля качества образования и мониторинга в системе образования Управления надзора и контроля за организациями, осуществляющими образовательную деятельность Рособрнадзора, ФИО1 предписания (л.д.144-146) копия договора о передаче в безвозмездное пользование медицинского кабинета между АНОО ВПО «ВЭПИ» и БУЗ <адрес> «Городская больница им. С.П. Боткина» от Дата (л.д. 172-173, 176), копия договора между АНОО ВПО «ВЭПИ» и БУЗ <адрес> «Городская больница им. С.П. Боткина» на предоставление лечебно-профилактической помощи от Дата (л.д.174-275);

3) подтверждающие отсутствие нарушения Автономной некоммерческой образовательной организацией высшего образования «Воронежский экономико-правовой институт», в том числе ее филиала в г. Орёл, п.п. «к» п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности и наличие у лицензиата научных работников, прошедших конкурсный отбор и заключивших с лицензиатом трудовые договоры:

а) выписка из штатного расписания о наличии в филиале должности (0,5) младшего научного сотрудника (л.д.180-181),

б) документы, подтверждающие проведение в октябре 2015 года конкурса на замещение вакантных должностей младших научных сотрудников (л.д.182-189),

в) выписка из протокола заседания Ученого совета об объявлении конкурса на замещение вакантных должностей младших научных сотрудников (л.д.190-192),

г) копии должностной инструкции младшего научного сотрудника (л.д. 193-199),

д) копии приказов о приеме на работу от Дата двух работников на должности младших научных сотрудников (0,25) ФИО4, ФИО3 (л.д. 200,202),

е) копии трудового договора от Дата (л.д. 201,203),

ж) копии индивидуального плана работы научных сотрудников от Дата (л.д.204-211),

з) список педагогических работников филиала с указанием ученой степени и занимаемой должности.

Свидетель ФИО5 рассказала, что она состоит в должности директора филиала АНОО ВО «ВЭПИ» в <адрес>, который расположен по адресу: <адрес>, пом.5, которое представляет собой отдельно стоящее здание, в котором расположены 17 учебных аудиторий, библиотека, спортивный зал, методический кабинет, актовый зал, медицинский кабинет, буфет, оборудован зал судебных заседаний, кабинет криминалистики, преподавательская, кабинеты директора, его заместителя, вспомогательные помещения. В филиале имеются три кафедры, на которых осуществляют свою деятельность научно-педагогические работники, с которыми заключается контракт после конкурсного отбора. Занятия по физической культуре проводятся в оборудованном спортивным инвентарем спортзале в здании филиала по адресу: <адрес>, пом.5, или по расписанию арендуемом на основании договора аренды МБОУДО «Городской спортивно-оздоровительный центр». В здании филиала с 2012 года на безвозмездной основе функционирует медицинский кабинет, где медицинскую деятельность на основании договора о сотрудничестве и оказании медицинской помощи между АНОО ВПО «ВЭПИ» и БУЗ <адрес> «Городская больница им. С.П. Боткина» медицинскую помощь оказывают работники больницы. Полагает, что состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ в действиях АНОО ВПО «ВЭПИ» нет.

Исследовав представленные доказательства и оценив их в совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, судья приходит к выводу об отсутствии в действиях АНОО ВПО «ВЭПИ» состава вменяемого административного правонарушения, поскольку нарушений лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами «а» - «д», «ж» - «к» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, в деятельности АНОО ВПО «ВЭПИ» судом не установлено.

Так, в силу п. 7 ст. 1 Федерального закона от Дата N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» объекты спорта - объекты недвижимого имущества или комплексы недвижимого имущества, специально предназначенные для проведения физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий, в том числе спортивные сооружения.

Суду представлены доказательства, свидетельствующие о наличии у АНОО ВПО «ВЭПИ» на ином праве (праве аренды) зданий, помещений, относящихся к объектам физической культуры и спорта, где по расписанию занятий проводятся учебные занятия по указанной дисциплине.

Статьей 41 Федерального закона от Дата № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья (п. 1 ч. 1). Организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями (ч. 2). Организацию оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения. Образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности (ч. 3).

Анализ перечисленных выше доказательств свидетельствует о том, что в филиале АНОО ВПО «ВЭПИ» имеется предоставленный безвозмездно БУЗ <адрес> «Городская больница им. С.П. Боткина» помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности, для чего с указанной больницей заключен договор о сотрудничестве.

В соответствии со ст. 50 ФЗ от Дата № 273-ФЗ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, предусматриваются должности педагогических работников и научных работников, которые относятся к научно-педагогическим работникам. Педагогические работники относятся к профессорско-преподавательскому составу указанных организаций.

В Федеральном законе от Дата № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» под научной (научно- исследовательской) деятельностью понимается деятельность, направленная на получение и применение новых знаний (статья 2).

Согласно пункту 1 статьи 4 названного Федерального закона научным работником (исследователем) является гражданин, обладающий необходимой квалификацией и профессионально занимающийся научной и (или) научно-технической деятельностью.

Анализ перечисленных выше доказательств свидетельствует о том, что в филиале АНОО ВПО «ВЭПИ» имеются не только работники, которые относятся к профессорско-преподавательскому составу, но и научные работники (в штатном расписании ставка младшего научного сотрудника 0,5) ФИО4, ФИО3

Поскольку на практике, как правило, педагогические и научные работники совпадают в одном лице, т.е. осуществляют и научную и педагогическую деятельность, что следует из названия ст. 50 ФЗ от Дата № 273-ФЗ «научно-педагогические работники», следовательно, у суда нет оснований сомневаться в том, что ФИО4, ФИО3 (в силу наличия ученой степени и занимаемой должности) относятся к категории, в том числе и научных работников, совмещая с педагогической и научную деятельность, что следует из индивидуального плана работы научного сотрудника.

Оценка же квалификации научных работников и критерии этой оценки определяются в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности, и обеспечиваются государственной системой аттестации (абзац второй пункта 1 статьи 4), и не входит в компетенцию ни лица, составившего протокол об административном правонарушении, ни суда.

Кроме того, согласно списку профессорско-преподавательского состава филиала из 14 сотрудников 11 имеют ученую степень, из которых 2- степень доктора наук (л.д.213).

Каких-либо иных объективных доказательств, опровергающих доводы законного представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, и совокупность исследованных судом доказательств суду не представлено.

Таким образом, судья не усматривает в действиях Автономной некоммерческой образовательной организации высшего образования «Воронежский экономико-правовой институт» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ предусмотрено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии отсутствия состава административного правонарушения.

Оснований для отложения рассмотрения дела, предусмотренных ст. 29.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 22.1, 23.1, 24.5, 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

П О С Т А Н О В И Л А:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Автономной некоммерческой образовательной организации высшего образования «Воронежский экономико-правовой институт» прекратить за отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Орловский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья О.Н. Шекшуева