ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1/18 от 02.02.2018 Приволжского районного суда (Астраханская область)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

«02» февраля 2018 года с. Началово

Судья Приволжского районного суда Астраханской области Мернов Н.В., с участием помощника прокурора Тулегеновой С.Г., рассмотрев материалы административного дела в отношении МБУ «Дирекция ЖКХ Приволжский район», юридический адрес: <адрес>, ОГРН , ИНН , КПП привлекаемого к административной ответственности по ч.1 ст. 8.21 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

из протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ усматривается следующее. Управлением Росприроднадзора по Астраханской области, на основании письма Прокуратуры Приволжского района Астраханской области по факту выявленных нарушений Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», в отношении юридического лица МБУ «Дирекция ЖКХ Приволжский район», было возбуждено дело об административном правонарушении и проведено административное расследование. В ходе расследования установлено, что МБУ «Дирекция ЖКХ Приволжский район», являясь юридическим лицом, основными видами и предметами деятельности которого, согласно Устава, являются оказание коммунальных, жилищных услуг, осуществляя деятельность по адресу: , <адрес>, допустило нарушение требований природоохранного законодательства, выразившееся в бездействии, в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, при эксплуатации стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ организованного типа в атмосферу, в отсутствие специального разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в 11 котельных, расположенных по адресам:

- <адрес> «<данные изъяты>»;

- <адрес> «Котельная <данные изъяты>

- <адрес> «Котельная <данные изъяты>»;

- <адрес>-1, <адрес> «Котельная <данные изъяты>»;

- <адрес> «Котельная <данные изъяты>

- <адрес> «Котельная <данные изъяты>

- <адрес> «Котельная <данные изъяты>»;

- <адрес> «Котельная <данные изъяты>»;

- <адрес> «Котельная»;

- <адрес> «Котельная <данные изъяты>»;

- <адрес> «Котельная <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ при осуществлении осмотра принадлежащих юридическому лицу МБУ «Дирекция ЖКХ Приволжский район» помещений и территорий, проводимого в рамках административного расследования, специалистами аккредитованной лаборатории <данные изъяты> произведены отборы проб промышленных выбросов от пяти стационарных источников. Согласно протоколу испытаний (измерений) промышленных выбросов Филиала <данные изъяты> области ДД.ММ.ГГГГк, от стационарных источников выбросов выделяются диоксид азота, оксид азот диоксид серы и оксид углерода.

Органы и должностные лица, составившие протокол об административном правонарушении, не являются участниками производства по делам об административных правонарушениях, круг которых перечислен в главе 25 КоАП РФ (п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 года «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»), при этом суд не видит необходимости вызова в судебное заседание должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении для выяснения возникших каких-либо вопросов.

Выслушав помощника прокурора Тулегенову С.Г., просившую о привлечении МБУ «Дирекция ЖКХ Приволжский район» к административной ответственности, представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, Калимуллина Р.Р., просившего о снижения размера штрафа с учетом финансового положения предприятия, исследовав представленные материалы дела, прихожу к выводу о следующем.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

В силу ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических лиц должна осуществляться, в том числе и на основе принципов презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.

Источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, источники вредных физических воздействий на атмосферный воздух, вредных (загрязняющих) веществ, перечни вредных физических воздействий на атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормирован организаций, городских и иных поселений, субъектов Российской Федерации и Российской Федерации в целом устанавливаются на основании данных о результатах инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ (статья 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов (п. 1 ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

Согласно ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов. Технологические нормативы устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов.

Исходя из ст. 1 ФЗ от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» вредное (загрязняющее) вещество - химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду; загрязнение атмосферного воздуха - поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха.

Согласно п. 6. Приказа Минприроды России от 31.12.2010 № 579 «О порядке установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию и о Перечне вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию» к источникам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащим, государственному учету и нормированию, относятся источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, из которых в атмосферный воздух выбрасываются вредные (загрязняющие) вещества, и подлежащие государственному учету и нормированию, в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка, согласно которому в Перечень вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию, входят следующие вещества: аммиак, формальдегид, фенол, сероводород, углерод оксид, углеводороды бензина, азота оксид, сера диоксид, углерод черный (сажа).

Стационарным источником выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух является любой (точечный, площадной и т.п.) источник с организованным или неорганизованным выбросом вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, дислоцируемый или функционирующий постоянно или временно в границах участка территории (местности) объекта, предприятия, юридического или физического лица, принадлежащего ему или закрепленного за ним в соответствии с действующим законодательством (пункт 2 раздела 1.1. Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух, введенного в действие письмом Ростехнадзора от 24.12.2004 № 14-01-333). Источник загрязнения атмосферы - объект, от которого загрязняющее вещество поступает в атмосферу.Таким образом, выброс вредных веществ допускается только на основе специального разрешения, в котором устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов вредных веществ и другие условия, обеспечивающие охрану окружающей природной среды и здоровье человека. Превышение этих нормативов влечет за собой ограничение, приостановление, прекращение выбросов, вплоть до прекращения деятельности предприятий, их филиалов, цехов, установок.

Из материалов дела следует, что Управлением Росприроднадзора по Астраханской области, на основании письма Прокуратуры Приволжского района Астраханской области в отношении юридического лица МБУ «Дирекция ЖКХ Приволжский район», было возбуждено дело об административном правонарушении и проведено административное расследование. В ходе расследования установлено, что МБУ «Дирекция ЖКХ Приволжский район», при эксплуатации стационарных источников, в период с 05.10.2017 по настоящее время, осуществляет выбросы вредных (загрязняющих) веществ – диоксид азота, оксид азот диоксид серы и оксид углерода в атмосферный воздух, без разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, чем нарушает требования ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», ст. 3, ст. 16, п. 1 ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

Протоколом осмотра помещений и территорий от 16.11.2017, которыми владеет МБУ «Дирекция ЖКХ Приволжский район», проводимого в рамках административного расследования, произведены отборы проб промышленных выбросов от стационарных источников.

В судебном заседании установлено, что МБУ «Дирекция ЖКХ Приволжский район» имеет 11 стационарных источников выбросов загрязняющих веществ, а именно:

- «Котельная детского сада», расположенная по адресу: <адрес>;

- <адрес> «Котельная <данные изъяты>»;

- «Котельная <данные изъяты>» расположенная по адресу: <адрес>;

- «Котельная <данные изъяты>», расположенная по адресу: <адрес>-1, <адрес>а;

- «Котельная <данные изъяты>», расположенная по адресу: <адрес>;

- «Котельная <данные изъяты>», расположенная по адресу: <адрес>;

- «Котельная <данные изъяты> расположенная по адресу: <адрес>;

- «Котельная <данные изъяты>», расположенная по адресу: <адрес>;

- «Котельная», расположенная по адресу: <адрес>;

- «Котельная <данные изъяты> расположенная по адресу: <адрес>;

- «Котельная <данные изъяты>», расположенная по адресу: <адрес>.

Согласно протоколу испытаний (измерений) промышленных выбросов Филиала ФГБУ «<данные изъяты> по Астраханской области к от ДД.ММ.ГГГГ о стационарных источников выбросов выделяются: диоксид азота, оксид азот диоксид серы и оксид углерода.

Согласно экспертному заключению от ДД.ММ.ГГГГ, фактический выброс определить не представляется возможным, так как скорость газового потока ниже порога чувствительности метода измерения».

Установленные обстоятельства подтверждается имеющимися в деле доказательствами: определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от ДД.ММ.ГГГГ, актом (протоколом) отбора проб к от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом испытаний (измерений) промышленных выбросов к от ДД.ММ.ГГГГ, экспертным заключением от ДД.ММ.ГГГГ.

Собранные по делу доказательства с точки зрения относимости, допустимости и достоверности соответствуют требованиям КоАП РФ.

В силу требований ст. 26.1 КоАП РФ установлены: наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, виновность указанного лица, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

С учётом изложенного, оснований не согласиться с изложенными в протоколе об административном правонарушении обстоятельствами произошедшего не имеется.

Таким образом, прихожу к выводу, что МБУ «Дирекция ЖКХ Приволжский район» виновно в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ.

Учитывая изложенные обстоятельства дела, суд полагает необходимым применить административное наказание в виде административного штрафа.

Определяя размер штрафа, суд приходит к следующему.

В соответствии с частями 3, 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного Кодекса.

В судебном заседании представитель МБУ «Дирекция ЖКХ Приволжский район» Калимуллин Р.Р. согласился с протоколом об административном правонарушении, суду пояснил, что юридическим лицом заключены договоры на оказание услуг по разработке и сопровождению согласования проекта предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, постановке на учет объектов НВОС, инвентаризации источников выбросов выделения 3В в атмосферный воздух, определения количественных характеристик источников загрязнения атмосферы расчетным методом, расчет рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, однако, ввиду финансового положения и недостаточности бюджетного финансирования работы на данный момент не закончены.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.

С учетом изложенного, а также характера совершенного административного правонарушения, конкретных обстоятельств дела, финансового положения МБУ «Дирекция ЖКХ Приволжский район», подтвержденного представленными финансовыми документами предприятия, из которых видно, что МБУ «Дирекция ЖКХ Приволжский район» является муниципальным предприятием, не имеет финансовой прибыли, и в целях исключения избыточного ограничения прав юридического лица суд приходит к выводу о наличии оснований для назначения наказания, ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, но до размера не менее половины минимального размера.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ

ПОСТАНОВИЛ:

признать виновным юридическое лицо МБУ «Дирекция ЖКХ Приволжский район», юридический адрес: Астраханская область Приволжский район, ул. Мостовая, д. 1, ОГРН , ИНН , КПП , в совершении административного правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ и подвергнуть административному наказанию в виде административного штрафа в размере 90000 рублей.

Сумма административного штрафа вносится или перечисляется по следующим реквизитам: УФК по Астраханской области (Управление Росприроднадзора по Астраханской области), р/сч отделение Астрахани г. Астрахань, ИНН , БИК , ОКТМО , КПП КБК 04.

Разъяснить МБУ «Дирекция ЖКХ Приволжский район», что лицо, привлеченное к административной ответственности, обязано в добровольном порядке уплатить штраф не позднее 60 дней со дня вступления в силу постановления о наложении административного штрафа, и после истечения данного срока в случае неуплаты штрафа усматривается событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.

Постановление может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение 10 суток со дня его вручения или получения копии.

СУДЬЯ Мернов Н.В.