ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1/18 от 15.01.2018 Советского районного суда г. Рязани (Рязанская область)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г.Рязань 15 января 2018 года

Судья Советского районного суда г.Рязани Мечетин Д.В.,

при секретаре Мефодиной И.А.,

с участием защитников лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - ООО «Сети-телеком» Ерохина П.А., Громова А.П., действующих на основании доверенностей,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.7.13 КоАП РФ, в отношении ООО «Сети-телеком»,

УСТАНОВИЛ:

22 мая 2017 года в отношении ООО «Сети-телеком» главным специалистом по правовым вопросам отдела надзора и сохранения объектов культурного наследия государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области ФИО2 был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.7.13 КоАП РФ.

Согласно протоколу об административном правонарушении № от 22.05.2017 г., на основании приказа государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области от 01.09.2015 г. «Об обеспечении мониторинга состояния объектов культурного наследия г.Рязани» и в целях проверки сведений, изложенных в обращении ФИО1, о земляных работах, проводимых на момент его обращения на ул.Семинарской, было осмотрено место проведения работ. В ходе осмотра установлено, что по ул.Семинарской (тротуарная часть на нечётной стороне улицы к северу от домов №8 по ул.Каширина, № № 33, 41, 43 по ул.Семинарской) проложена траншея, глубиной залегания 0,8-1 м., шириной 0,4-0,5 м., протяженностью примерно 200-220 м. На местах проведения земляных работ присутствуют остатки керамики и костей предположительно XIV-XIX вв. По результатам осмотра составлен акт от 12.04.2017 г. В соответствии с приказом Министерства культуры и туризма Рязанской области от 24.04.2013 г. № 275 были установлены границы выявленного объекта археологического наследия Рязанской области «Культурный слой острога и посада Переяславль Рязанский (современный город Рязань)». Земляные работы проводились в границах территории выявленного объекта археологического наследия. Должностным лицом было установлено, что согласно разрешения (ордера) на производство земляных работ № от 12.04.2017 г. заявителем, а также подрядчиком на выполнение работ является ООО «Сети-телеком». В связи с тем, что в нарушение п.1,2 ст.36 Федерального закона от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», заказчиком не была получена справка о наличии (отсутствии) объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия или объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, на территории в местах намечаемых работ, обязательный раздел об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проекте проведения земляных работ или проект обеспечения сохранности объектов культурного наследия, либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия, на согласование в региональный орган охраны объектов культурного наследия ООО «Сети-телеком» не представлялся, в нарушение п.4, 11 ст.36 Федерального закона от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» земляные работы не были приостановлены, археологические предметы, обнаруженные в результате проведения земляных работ не были переданы государству, должностным лицом был сделан вывод о наличии в действиях ООО «Сети-телеком» состава правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.7.13 КоАП.

В судебном заседании защитники лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Ерохин П.А. и Громов А.П., вину ООО «Сети-телеком» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.7.13 не признали, пояснили, что работы выполнялись на основании договора подряда № от 06.09.2016 г., ООО «Сети-телеком» было получено разрешение (ордер) на производство земляных работ. Также указали, что ООО «Сети-телеком» проводило работы по реконструкции существующих коммуникаций, в силу чего земляные работы не могли привести к разрушению культурного слоя. Также указали, что срок привлечения ООО «Сети-телеком» к административной ответственности истек, просили производство по делу прекратить.

Суд, выслушав объяснения защитников лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, исследовав материалы дела, заслушав показания свидетеля ФИО2, приходит к следующему.

Отношения в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее по тексту - Закон №73-ФЗ).

ООО «Сети-телеком» вменяется нарушение требований ст.36 Закона №73-ФЗ.

Согласно ст.33 Закона №73-ФЗ, объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

В силу ст. 5 Закона №73-ФЗ земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

Пунктом 5 ст.5.1 Закона №73-ФЗ предусмотрено, что особый режим использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, предусматривает возможность проведения археологических полевых работ в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ при условии обеспечения сохранности объекта археологического наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо выявленного объекта археологического наследия, а также обеспечения доступа граждан к указанным объектам.

Проектирование и проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ осуществляются при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия или объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, либо при условии соблюдения техническим заказчиком (застройщиком) объекта капитального строительства, заказчиками других видов работ, лицом, проводящим указанные работы, требований настоящей статьи (п.1 ст.36 Закона №73-ФЗ).

Судом установлено, что ООО «Сети-телеком» (подрядчик), заключило договор подряда № от 06.09.2016 г. с ООО «ЭнергоТехЦентр» (заказчик) на выполнение комплекса работ по прокладке кабельных линий в районе ул.Пожалостина, ул.ФИО3, ул.Каширина, включая земляные работы, благоустройство, восстановление асфальтового покрытия. Лицом, привлекаемым к административной ответственности, были получены разрешения (ордера) на производство земляных работ № от 12.04.2017 г., № от 11.05.2017 г. Факт проведения земляных работ по ул.Семинарской (ФИО3) защитниками лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не отрицался.

Согласно п.2 ст.36 Закона №73-ФЗ, изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы, указанные в статье 30 настоящего Федерального закона работы по использованию лесов и иные работы в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся при условии соблюдения установленных статьей 5.1 настоящего Федерального закона требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 2 статьи 45 настоящего Федерального закона, обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия.

Пунктом 4 ст.36 Закона №73-ФЗ установлено, что в случае обнаружения в ходе проведения изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в том числе объекта археологического наследия, заказчик указанных работ, технический заказчик (застройщик) объекта капитального строительства, лицо, проводящее указанные работы, обязаны незамедлительно приостановить указанные работы и в течение трех дней со дня обнаружения такого объекта направить в региональный орган охраны объектов культурного наследия письменное заявление об обнаруженном объекте культурного наследия. Региональный орган охраны объектов культурного наследия, которым получено такое заявление, организует работу по определению историко-культурной ценности такого объекта в порядке, установленном законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, на территории которых находится обнаруженный объект культурного наследия.

Нормами п.11 ст.36 Закона №73-ФЗ предусмотрено, что археологические предметы, обнаруженные в результате проведения изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ, подлежат обязательной передаче физическими и (или) юридическими лицами, осуществляющими указанные работы, государству в порядке, установленном федеральным органом охраны объектов культурного наследия.

В судебном заседании установлено и защитниками ООО «Сети-телеком» не оспаривался тот факт, что обязательный раздел об обеспечении сохранности объектов культурного наследия в проекте проведения земляных работ или проект обеспечения сохранности объектов культурного наследия либо план проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия, на согласование в региональный орган охраны объектов культурного наследия ООО «Сети-телеком» не представлялся, проводимые работы не приостанавливались, письменное заявление об обнаруженном объекте культурного наследия в Инспекцию не направлялось, археологические предметы, обнаруженные в результате проведения земляных работ государству в порядке, установленном федеральным органом охраны объектов культурного наследия не передавались.

Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и показаниями допрошенного в судебном заседании свидетеля ФИО2, оснований не доверять которым у суда не имеется.

Судом установлено, что местом совершения административного правонарушения, вменяемого ООО «Сети-телеком» является <...> (тротуарная часть на нечётной стороне улицы к северу от домов № 8 по ул.Каширина, №№ 33, 41, 43 по ул.Семинарской), то есть в границах территории выявленного объекта археологического наследия, установленного Приказом Минкультуры Рязанской области от 24.04.2013 г. № 275 «Об отнесении объекта, представляющего историко-культурную ценность, к выявленному объекту археологического наследия Рязанской области».

Согласно ч.3 ст.7.13 КоАП РФ, действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные в отношении выявленных объектов культурного наследия или на их территориях, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до одного миллиона рублей.

В силу ч.1 ст.7.13 КоАП РФ нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи влечет административную ответственность.

Частью 2 ст.2.1 КоАП РФ установлено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Суд полагает, что вина ООО «Сети-телеком» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.7.13 КоАП РФ, выразившегося в несоблюдении требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушении режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия, полностью подтверждается материалами дела, в том числе:

-протоколом об административном правонарушении № от 22.05.2017 г.;

- приказом Министерства культуры и туризма Рязанской области от 24.04.2013 г. № с приложениями № и № к нему;

- актом обследования части территории земельного участка с кадастровым номером, расположенной на ул.Семинарской, в границах объекта археологического наследия Рязанской области «Культурный слой острога и посада Переяславль Рязанский (современный г.Рязань)» от 04.04.2017 г.;

- фототаблицами к акту обследования территории от 04.04.2017 г.;

-актом осмотра территории выявленного объекта археологического наследия Рязанской области «Культурный слой острога и посада Переяславль Рязанский (современный г.Рязань)» от 12.04.2017 г.;

- фототаблицами к акту осмотра от 12.04.2017 г.

При этом суд принимает во внимание, что в материалах дела также имеется письмо, подписанное законным представителем ООО «Сети-телеком», из содержания которого следует, что в отношении ООО «Сети-телеком» направлялось уведомление и предписание о приостановлении земляных работ. При этом, ООО «Сети-телеком» обязалось разработать в проекте проведения земляных работ обязательный раздел об обеспечении сохранности выявленного объекта археологического наследия.

Каких-либо препятствий для выполнения ООО «Сети-телеком» обязанности по согласованию раздела проекта об обеспечении сохранности выявленного объекта археологического наследия «Культурный слой острога и посада Переяславль Рязанский» с Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия Рязанской области, представлению для согласования необходимых документов судом не установлено, однако обязательный раздел об обеспечении сохранности объектов культурного наследия в проекте проведения земляных работ или проект обеспечения сохранности объектов культурного наследия либо план проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия, на согласование в региональный орган охраны объектов культурного наследия ООО «Сети-телеком» не представлялся, работы ООО «Сети-телеком» не приостанавливало, письменное заявление об обнаруженном объекте культурного наследия в течение трех дней со дня обнаружения такого объекта в региональный орган охраны объектов культурного наследия не направляло, археологические предметы, обнаруженные в результате проведения изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ государству в порядке, установленном федеральным органом охраны объектов культурного наследия не передавало.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ООО «Сети-телеком» совершило административное правонарушение, предусмотренное ч.3 ст.7.13 КоАП РФ.

Доводы защитников ООО «Сети-телеком» о том, что земляные работы производились на основании выданного Администрацией города Рязани разрешения (ордера) на выводы суда в этой части не влияют, поскольку по смыслу ст.36 Закона №73-ФЗ, проектирование и проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ должно осуществляться при условии соблюдения лицом, проводящим указанные работы, требований настоящей статьи, устанавливающей обязательное согласование проектной документации с региональным органом охраны объектов культурного наследия. Неосведомленность ООО «Сети-телеком» относительно необходимости соблюдения требований Закона №73-ФЗ при производстве земляных работ, а равно и о положениях действующего Приказа Минкультуры Рязанской области от 24.04.2013 г. № 275, «Об отнесении объекта, представляющего историко-культурную ценность, к выявленному объекту археологического наследия Рязанской области» не освобождает юридическое лицо от административной ответственности, в связи с чем довод защитников ООО «Сети-Телеком» о том, что правонарушителем является Администрация города Рязани, которая выдала ордер на производство земляных работ подлежит отклонению. ООО «Сети-Телеком», являясь юридическим лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность обязано знать о действующих правилах и нормативах по производству земляных работ.

Вопреки доводов защитников, составление протокола об административном правонарушении не в месте его совершения, а также проведение осмотра и составления акта осмотра места совершения правонарушения в отсутствие законного представителя ООО «Сети-Телеком» не является нарушением действующего законодательства и не может являться основанием для освобождения ООО «Сети-Телеком» от административной ответственности. Судом установлено, что протокол об административном правонарушении № от 22.05.2017 года составлен в присутствии представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, с надлежащим извещением законного представителя ООО «Сети-телеком», при этом оспариваемые защитниками доказательства, в частности, акты обследования территории по ул.Семинарской от 04.04.2017 г. и акт осмотра Инспекцией траншеи по ул.Семинарской от 12.04.2017 г. отражены в протоколе и имеются в административном материале, что соответствует требованиям статей 26.2, 28.2 КоАП РФ.

Также подлежат отклонению доводы защитников ООО «Сети-телеком» о том, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении не знало о том, что работы проводятся в границах территории выявленного объекта археологического наследия, поскольку данные границы установлены в порядке, установленном действующим законодательством. Данные сведения являются общедоступными и, вопреки доводов защитников, обязательность установки каких-либо специальных обозначающих знаков о том, что определенная территория находится в границах территории выявленного объекта археологического наследия, законом не предусмотрена.

Довод защитников о том, что срок привлечения ООО «Сети-телеком» к административной ответственности истек, основан на неверном толковании норм материального права, поскольку на основании ст.4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности по ч.3 ст.7.13 КоАП РФ составляет один год.

Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Как указал Пленум Верховного Суда РФ в п. 14 постановления от 24.03.2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при применении части 2 статьи 4.5 КоАП РФ судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

Настоящее правонарушение является длящимся, поскольку выражается в длительном непрекращающемся невыполнении и ненадлежащем выполнении предусмотренных законодательством об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации ООО «Сети-телеком» требований происходило до момента обнаружения данного факта уполномоченным органом, то есть до 12.04.2017 г. (дата проведения осмотра места совершения административного правонарушения Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия Рязанской области). Таким образом, датой совершения вменяемого ООО «Сети-телеком» правонарушения является 12.04.2017 г. и срок давности привлечения к административной ответственности ООО «Сети-телеком» по ч.3 ст.7.13 КоАП РФ исчисляется с 12.04.2017 г.

Довод защитников Ерохина П.А. и Громова А.П. о том, что ООО «Сети-телеком» проводило работы по реконструкции существующих коммуникаций, в силу чего земляные работы не могли привести к разрушению культурного слоя не имеют юридического значения, поскольку состав правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.7.13 образует сам факт нарушения требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, который был установлен судом. Нарушение культурного слоя в контексте ст.7.13 КоАП РФ, относится к последствиям вменяемого ООО «Сети-телеком» административного правонарушения.

При таких обстоятельствах, с учетом характера совершенного административного правонарушения и его последствий, отсутствия смягчающих или отягчающих обстоятельств, суд считает возможным назначить ООО «Сети-телеком» административное наказание в виде штрафа, предусмотренного санкцией ч.3 ст.7.13 КоАП РФ, в минимальном размере, - 100 000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Признать ООО «Сети-телеком» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.7.13 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Разъяснить ООО «Сети-телеком», что, в соответствии со ст.32.2 КоАП РФ, административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса (ч.1).

Сумма административного штрафа вносится или переводится лицом, привлеченным к административной ответственности, в кредитную организацию, в том числе с привлечением банковского платежного агента или банковского платежного субагента, осуществляющих деятельность в соответствии с Федеральным законом «О национальной платежной системе», организацию федеральной почтовой связи либо платежному агенту, осуществляющему деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года №103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (ч.3).

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 или 1.1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение десяти суток, а в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи, в течение одних суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, составляет судебный пристав-исполнитель. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, не составляется в случае, указанном в примечании 1 к статье 20.25 настоящего Кодекса (ч.5).

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в Рязанский областной суд через Советский районный суд г.Рязани в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья