ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1/18 от 22.01.2018 Кировского районного суда г. Омска (Омская область)

Резолютивная часть оглашена 22 января 2018 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 24 января 2018 года.

<...>, каб. 407 Дело № 5–1/2018

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

22 января 2018 года

Судья Кировского районного суда города Омска Валиулин Р.Р., при секретаре Махмутовой Т.З. рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ в отношении ЧОУ ДО «Мир без границ», юридический адрес: <адрес>, дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ, ИНН ОГРН ,

У С Т А Н О В И Л:

В ходе плановой выездной проверки ЧОУ ДО «Мир без границ» установлен факт осуществления образовательной деятельности по адресу: <адрес> грубым нарушением лицензионных требований.

Так, учреждением представлен приказ от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении программы дополнительного образования «Подготовка к школе», однако разработанная и утвержденная программа дополнительного образования «Подготовка к школе» на момент проверки отсутствовала.

В судебном заседании законный представитель ЧОУ ДО «Мир без границ» ФИО1 пояснила, что со всеми выявленными в ходе проверки и перечисленными в протоколе нарушениями согласна, в настоящее время нарушения частично устранены.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, главный специалист отдела лицензирования и государственной аккредитации департамента по надзору и контролю в сфере образования Министерства образования Омской области ФИО2 подтвердила обстоятельства, указанные в протоколе об административном правонарушении, за исключением излишне вмененной ЧОУ ДО «Мир без границ» обязанности по подтверждению наличия стажа работы у педагога дополнительного образования ФИО3

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, судья приходит к следующему.

Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности в соответствии с перечнем, предусмотренным ст. 12 настоящего Федерального закона.

В соответствии с п. 6 «Положения о лицензировании образовательной деятельности» утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 № 966, в качестве лицензионных требований предусмотрено, в том числе, наличие разработанных и утвержденных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательных программ в соответствии со ст. 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Как следует из положений ч. 1 ст. 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», содержание образования определяют образовательные программы. В силу ч. 5 ст. 12 названного закона образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если данным Законом не установлено иное.

Из материалов дела усматривается, что Министерством образования Омской области на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ЧОУ ДО «Мир без границ» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была проведена плановая выездная проверка с целью контроля за соблюдением лицензионных требований и условий (л.д. 9-14).

Результаты проведенной проверки зафиксированы в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15-20).

Так, в ходе проверки установлено, что ЧОУ ДО «Мир без границ» имеет лицензию от ДД.ММ.ГГГГ регистрационный серия А на право осуществления образовательной деятельности по реализации образовательных программ для профессионального образования, в приложении к которой указан адрес места осуществления образовательной деятельности: <адрес> (л.д. 27-28).

На момент проверки ЧОУ ДО «Мир без границ» представлен приказ от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении программы дополнительного образования «Подготовка к школе», однако разработанная и утвержденная программа дополнительного образования «Подготовка к школе» отсутствовала.

Факт отсутствия разработанной и утвержденной программы дополнительного образования «Подготовка к школе» помимо указанного акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждается письменными пояснениями директора Учреждения ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, экспертным заключением ФИО5

Таким образом, на момент проверки ЧОУ ДО «Мир без границ» осуществляло образовательную деятельность в отсутствие образовательной программы, что является грубым нарушением лицензионных требований.

Однако следует отметить, что разработанная и утвержденная программа дополнительного образования «Подготовка к школе» была представлена законным представителем ЧОУ ДО «Мир без границ» ФИО1 в ходе рассмотрения настоящего дела ДД.ММ.ГГГГ.

Исследовав и оценив имеющиеся доказательства в совокупности, судья находит вину ЧОУ ДО «Мир без границ» полностью доказанной, действия Учреждения в части осуществлении образовательной деятельности в отсутствие образовательной программы надлежит квалифицировать по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ как осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований лицензии.

Вместе с тем, из объема вмененного ЧОУ ДО «Мир без границ» административного правонарушения подлежат исключению следующие нарушения, перечисленные в протоколе об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ:

Отсутствие учебного плана с указанием разделов и тем образовательной деятельности по подготовке к школе, журнала учета проведенных занятий (с указанием темы, вида деятельности), расписания занятий с дошкольниками по направлениям образовательной деятельности (развитие речи, математика, окружающий мир и др.), поскольку в силу вышеназванного пункта 6 «Положения о лицензировании образовательной деятельности» наличие учебного плана, расписания занятий и журнала учета проведенных занятий не является лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности, в связи с чем их отсутствие не образует состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.

В указанной связи во внимание не может быть принята и ссылка должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, на «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого при реализации дополнительных общеобразовательных программ организацией, осуществляющей образовательную деятельность, может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, а расписание занятий объединения составляется для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха учащихся администрацией организации.

Отсутствие в учреждении личного дела с документами, подтверждающими соответствие профессионального образования, квалификации и стажа работы, необходимых для осуществления образовательной деятельности по подготовке детей к школе педагога дополнительного образования ФИО6, закрепленного группами детей дошкольного возраста приказом Учреждения от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку отсутствие в учреждении на момент проверки личного дела ФИО6 не свидетельствует об отсутствии у данного педагога соответствующего профессионального образования и квалификации.

Так из материалов дела следует, что ФИО6 окончила Омский государственный педагогический университет и имеет высшее профессиональное образование по специальности «История» с присвоением квалификаций «Учитель истории и социально-политических дисциплин и звание учителя средней школы», что подтверждается дипломом серии ЭВ (л.д. 176).

Профессиональным стандартом «Педагог дополнительного образования», утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 613н, установлены лишь требования к наличию стажа работы по специальности не менее двух лет для старшего педагога дополнительного образования и старшего тренера-преподавателя. Вместе с тем, доказательств того, что ФИО6 работает в ЧОУ ДО «Мир без границ» на одной из вышеуказанных должностей не имеется.

При этом наличие какого-либо определенного стажа работы педагога дополнительного образования иными нормативными правовыми актами не регламентировано, что также следует и из данных в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ пояснений должностного лица, составившее протокол об административном правонарушении, ФИО4

Кроме того необоснованно вменено Учреждению и указание на то, что работники ЧОУ ДО «Мир без границ» ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10 не повышали квалификацию в течение последних трех лет.

Так, согласно п. 2 ч. 5 ст. 47 ФЗ «Об образовании» педагогические работники имеют право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года.

В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 48 названного Закона педагогические работники обязаны систематически повышать свой профессиональный уровень.

Согласно п. 7.1 устава ЧОУ ДО «Мир без границ», утвержденного протоколом от ДД.ММ.ГГГГ общего собрания учредителей, педагогический работник Учреждения имеет право, в том числе, на повышение профессиональной квалификации.

Таким образом, поскольку обязанность повышать квалификацию (профессиональный уровень) с периодичностью 1 раз в три года какими-либо нормативными правовыми актами на педагогических работников фактически не возложена, и в уставе учреждения не прописана, постольку из объема правонарушения следует исключить указание на то, что ФИО7, ФИО8, ФИО9 и ФИО10 в нарушение п. 5.2. ст.47, п. 1.7 ст. 48 Закона об образовании не повышали квалификацию в течение последних трёх лет.

отсутствие у учреждения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам и нормам здания, помещений, оборудования и иного имущества, используемых для осуществления образовательной деятельности по подготовке детей дошкольного возраста к школе.

Так, согласно ответа управления Роспотребнадзора по Омской области на межведомственный запрос учреждению выдано санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам и нормам здания, помещений, оборудования и иного имущества, используемых для осуществления образовательной деятельности по реализации программ дополнительного образования- курсы иностранных языков ( с 10 лет и старше). В настоящее время в ЧОУ ДО «Мир без границ» реализуются образовательные программы для детей в возрасте от 5 лет, что влечет по мнению должностных лиц министерства образования Омской области необходимость получения образовательным учреждением нового санитарно-эпидемиологического заключения.

С данным выводом согласиться нельзя в силу следующего.

Как было указано выше учреждением получено санитарно-эпидемиологическое заключение по адресу места осуществления образовательной деятельности: <адрес> на 20 мест, заключение действует бессрочно. (л.д. 25,26).

При этом в соответствии с п. 6 Порядка выдачи санитарно-эпидемиологических заключений, утвержденного приказом Роспотребнадзора от 19.07.2007 года № 224 санитарно-эпидемиологические заключения выдаются о соответствии (несоответствии) санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые предполагается использовать для осуществления, в том числе образовательной деятельности.

Пунктом 9 данного Порядка выдачи санитарно-эпидемиологических заключений предусмотрено, что срок действия санитарно-эпидемиологического заключения составляет на виды деятельности, работы, услуги - бессрочно, за исключением сезонных работ и работ с источниками ионизирующего излучения.

Согласно п. 10 указанного выше Порядка санитарно-эпидемиологические заключения подлежат переоформлению в случаях реорганизации, изменения наименования, места нахождения юридического лица, изменения фамилии, имени и (в случае если имеется) отчества, места жительства индивидуального предпринимателя, являющихся изготовителями продукции или осуществляющих деятельность по оказанию работ (услуг), получателями санитарно-эпидемиологических заключений, изменения наименования, области применения продукции; для переоформления санитарно-эпидемиологического заключения указанными лицами подается заявление о переоформлении санитарно-эпидемиологического заключения с приложением документов, подтверждающих изменения; при переоформлении санитарно-эпидемиологического заключения выдается санитарно-эпидемиологическое заключение с присвоением нового номера и даты с указанием в тексте санитарно-эпидемиологического заключения реквизитов (номера и даты выдачи) санитарно-эпидемиологического заключения, взамен которого выдается новое.

Таким образом, согласно указанному Порядку изменение возрастных групп обучающихся в учреждении не свидетельствует о признании недействительным ранее выданного санитарно-эпидемиологического заключения.

В связи с изложенным, отсутствие у <данные изъяты> санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, используемых для осуществления образовательной деятельности по реализации программ дополнительного образования для детей в возрасте от 5 лет, принимая во внимание факт получения учреждением экспертного заключения от ДД.ММ.ГГГГ, выданного ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>», нельзя считать грубым нарушениям лицензионных требований.

Следует отметить, что материалы дела свидетельствуют о наличии возможности применения в отношении ЧОУ ДО «Мир без границ» положений ст.2.9 КоАП РФ.

Так, в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, уполномоченный решить дело об административном правонарушении, может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Подтверждением этого является то обстоятельство, что разработанная и утвержденная программа дополнительного образования «Подготовка к школе» была представлена законным представителем ЧОУ ДО «Мир без границ» ФИО1 в период рассмотрения дела в суде.

Принимая во внимание данные обстоятельства, незначительный объем совершенного правонарушения и фактическое его устранение, а также учитывая отсутствие по делу доказательств наступления каких-либо неблагоприятных последствий, равно как и доказательств наличия существенной угрозы охраняемым общественным интересам, существенного вреда для общества или государства, полагаю, что совершенное правонарушение следует признать малозначительным.

Руководствуясь ст. ст. 2.9, 24.5, 29.9, - 29.11 КоАП РФ, судья

П О С Т А Н О В И Л:

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ освободить ЧОУ ДО «Мир без границ» от административной ответственности за совершенное административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ в связи с его малозначительностью, ограничившись устным замечанием.

Постановление может быть обжаловано в Омский областной суд через Кировский районный суд г. Омска в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья: Р.Р. Валиулин