ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1/18 от 29.12.2017 Сосногорского городского суда (Республика Коми)

Дело № 5-782/2017

постановление

29 декабря 2017 года город Сосногорск Республика Коми

Судья Сосногорского городского суда РК Галимьянова Н.Т.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении юридического лица Общества с ограниченной ответственностью «Северозападстройкомплекс» (ОГРН: <данные изъяты>, ИНН: <данные изъяты>, КПП: <данные изъяты>, дата постановки на учет в налоговом органе – ДД.ММ.ГГГГ) о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ,

установил:

ДД.ММ.ГГГГ руководителем Сосногорского городского комитета по охране окружающей среды – заместителем главного государственного инспектора РК в области охраны окружающей среды на территории г. Сосногорска с подчиненной ему территорией ФИО3 в отношении юридического лица ООО «СЗСК», юридический адрес: <адрес>, составлен протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ.

Из материалов дела следует, что на основании информации размещенной в сети Интернет на сайте https://youtu.be/2pLs15HaQPc по фактам нефтезагрязнения почв, горения нефтесодержащей жидкости был организован рейдовый осмотр территории производства работ по демонтажу недействующего межпромыслового нефтепровода Пашня – Западный Тэбук на участке Нефтепечорск – Нижний Одес в целях проверки информации (сведений) о нарушениях обязательных требований природоохранного законодательства.

При обследовании территории, производимых ООО «СЗСК» работ по демонтажу недействующего межпромыслового нефтепровода УПСВ «Пашня» - ТХУ «западный Тэбук» на участке Нефтепечорск – Нижний Одес, принадлежащего ТПП «Лукойл-Ухтанефтегаз» филиалу ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» ДД.ММ.ГГГГ в 16:30 были обнаружены участки загрязненные нефтесодержащей жидкостью: квартал <данные изъяты> Нижнеодесского и кварталы <данные изъяты> и <данные изъяты> Конашьельского участкового лесничества ГУ РК «Сосногорское лесничество». По результатам обследования была назначена экспертиза на проведение качественного химического анализа проб почв в указанных кварталах и в других местах производства работ для оценки соответствия полученных результатов нормативам фонового содержания химических элементов и углеводородов в почвах РК. Согласно заключению филиала ФГБУ Северное УГМС «Коми ЦГМС» определено превышение содержания нефтепродуктов к нормативу фонового содержания химических элементов и углеводородов в почвах, что указывает на загрязнение земель нефтепродуктами при демонтаже нефтепровода. В отношении ООО «СЗСК» возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ и проведено административное расследование.

По результатам административного расследования установлено, что юридическим лицом ООО «СЗСК» нарушены требования ст.ст. 13, 42 Земельного кодекса РФ, ст.ст. 3, 34, 39 Закона РФ № 7 от 10.01.2002г. «Об охране окружающей среды», выразившиеся в превышении содержания нефтепродуктов к нормативу фонового содержания химических элементов и углеводородов в почвах, что указывает на загрязнение земель нефтепродуктами при проведении демонтажа нефтепровода.

В судебном заседании представитель юридического лица ФИО4 вину признала и указала, что работниками предприятия оперативно были приняты мероприятия по устранению образовавшегося загрязнения, разлив был полностью устранен.

Лицо, составившее протокол об административном правонарушении ФИО3 в судебном заседании обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении поддержала.

Заслушав объяснения участвующих лиц, исследовав письменные материалы дела, прихожу к следующему выводу:

Согласно ч. 2 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

В соответствии со ст. 42 ЗК РФ собственники и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

На основании ч. 1 ст. 34 Закона РФ № 7 от 10.01.2002г. «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Ст. 39 указанного Закона предусмотрено, что юридические лица обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов; обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством. Вывод из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляется в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и при наличии утвержденной в установленном порядке проектной документации. При выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов должны быть разработаны и реализованы мероприятия по восстановлению природной среды, в том числе воспроизводству компонентов природной среды, в целях обеспечения благоприятной окружающей среды.

На основании п.5 ч.1 и 3 ст.55 Лесного кодекса РФ в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляется, в частности, установление санитарных требований к использованию лесов. Правила санитарной безопасности в лесах устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Так, согласно пункту 25 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20.05.2017 N 607, не допускается ухудшение санитарного состояния лесов, расположенных на предоставленных гражданам и юридическим лицам лесных участках и лесных участках, прилегающих к ним, при использовании лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов, переработки древесины и иных лесных ресурсов, а также для иных целей.

В соответствии с ч. 1 ст. 99 Лесного кодекса РФ и пунктом 43 вышеуказанных Правил лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Материалами дела также установлено, что согласно договору от ДД.ММ.ГГГГ заключенного между ООО «СЗСК» и ООО «Югорская строительная компания», которая в свою очередь является Подрядчиком работ ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» на основании договора Y2310 от ДД.ММ.ГГГГ, ООО «СЗСК» является Субподрядчиком (исполнителем) этих работ по договору.

Так, согласно п. 6.14 договора от ДД.ММ.ГГГГ, Субподрядчик (ООО «СЗСК») обеспечивает выполнение на месте работ необходимых противопожарных мероприятий, мероприятий по охране труда, промышленной безопасности и экологии, радиационной безопасности (при организации контроля качества сварных соединений радиографическим методом) в течение всего срока проведения работ.

Согласно п. 6.29 указанного договора Субподрядчик обязан при производстве работ выполнять требования «Положения о пропускном и внутриобъектном режимах в ООО «ЛУКОЙЛ-Коми», Положения о требованиях ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» в области промышленной безопасности, охраны труда и охраны окружающей среды при выполнении работ подрядными организациями, Положения о землепользовании, «Регламента по подготовке трубопроводов к демонтажу, учету и движению демонтированной трубы ООО «ЛУКОЙЛ-Коми», а также выполнять требования иных локальных нормативных документов Заказчика.

В соответствии с п. 17 указанного договора Субподрядчик обязан предотвращать нанесение вреда окружающей среде, вт.ч. зеленым насаждениям, водотокам, почве и пр.

На основании п. 3.1.5 приложения 5 указанного договора Исполнитель обязан изучить и выполнять стандарты в области пожарной безопасности, охраны труда и охраны окружающей среды.

Согласно п. 3.1.26 Приложения 5 указанного договора Исполнитель обязан предотвращать любое негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии с п. 3.2. указанного приложения Исполнителю запрещается сбрасывать в шламовый амбар, на кустовую площадку и на прилегающие участки, иные производственные площадки Заказчика нефть, нефтепродукты, химреагенты, отходы производвта и потребления.

На основании п. 5 указанного Приложения исполнитель несет полную ответственность за соблюдением требований пожарной безопасности, охраны труда и охраны окружающей среды.

Таким образом, виновным лицом в загрязнении земель является ООО «СЗСК», которое являлось непосредственным Исполнителем работ.

Рейдовый осмотр участка недействующего нефтепровода проводился на основании планового (рейдового) задания от ДД.ММ.ГГГГ, выданного заместителем министра – начальником управления лесного хозяйства ФИО5

Согласно договору аренды лесного участка земель лесного фонда в целях, не связанных с созданием лесной инфраструктуры № от ДД.ММ.ГГГГ Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды РК предоставило ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» лесной участок, в т.ч. кварталы <данные изъяты> и <данные изъяты> Конашьельского участкового лесничества, на которых в ходе осмотра были обнаружены участки загрязненные нефтесодержащей жидкостью.

Материалы дела не содержат сведений о предоставлении Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды РК в аренду ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» квартала <данные изъяты> Нижнеодесского и квартала <данные изъяты> Конашьельского участкового лесничества. Данный факт также подтверждается представленными суду приказом от ДД.ММ.ГГГГ с приложениями. Таким образом, вмененное ООО «СЗСК» административное правонарушение по загрязнению нефтесодержащей жидкостью в квартале <данные изъяты> Нижнеодесского и в квартале <данные изъяты> Конашьельского участкового лесничества, подлежит исключению.

В судебном заседании было установлено и подтверждается материалами дела, что юридическим лицом допущены указанные нарушения требований в области охраны окружающей среды и природопользования, которые были выявлены проведенным ДД.ММ.ГГГГ рейдовым осмотром. Факт совершения административного правонарушения представителем юридического лица не оспаривается.

Таким образом, в действиях ООО «СЗСК» имеется событие и состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ.

С учетом характера совершенного правонарушения, связанного с воздействием на природную среду, являющеюся важнейшей составляющей окружающей среды, тяжести наступивших последствий, выразившихся в повышенном содержании в почве нефтепродуктов и свидетельствующих о порче земель, а также возникновения угрозы причинения вреда жизни и объектам животного и растительного мира, окружающей среде, что во всей своей совокупности является существенным нарушением охраняемых общественных правоотношений, квалифицировать правонарушение, совершенное ООО «СЗСК», как малозначительное, а также применения положений ст. 4.1.1 КоАП РФ основании не имеется.

Обстоятельством, смягчающим административную ответственность в соответствии со ст. 4.2 КоАП РФ, признаю полное признание вины.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.

При назначении наказания юридическому лицу учитываю обстоятельства совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, являющегося субъектом малого предпринимательства, основной целью которого является извлечение прибыли, наличие обстоятельств, смягчающих административную ответственность, отсутствие отягчающих наказание обстоятельств.

Исходя из того, что в настоящее время работниками юридического лица были приняты меры для устранения выявленных нарушений, считаю необходимым назначить юридическому лицу наказание в виде минимального размера административного штрафа.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья

постановил:

Юридическое лицо Общество с ограниченной ответственностью «Северозападстройкомплекс» (ОГРН: <данные изъяты>, ИНН: <данные изъяты> КПП: <данные изъяты>, дата постановки на учет в налоговом органе – ДД.ММ.ГГГГ) привлечь к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.6 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях» и назначить наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

Сумму штрафа перечислять по следующим реквизитам:

<данные изъяты>

Разъяснить представителю юридического лица, что, в соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ, административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ.

Неуплата административного штрафа в установленный законом срок, в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей.

Квитанцию об оплате штрафа предоставить в канцелярию Сосногорского городского суда РК.

Постановление может быть обжаловано сторонами через Сосногорский городской суд Республики Коми в Верховный суд Республики Коми в течение 10 суток со дня получения копии постановления.

Судья Н.Т. Галимьянова