Дело № 5-782/2017
постановление
29 декабря 2017 года город Сосногорск Республика Коми
Судья Сосногорского городского суда РК Галимьянова Н.Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении юридического лица Общества с ограниченной ответственностью «Северозападстройкомплекс» (ОГРН: <данные изъяты>, ИНН: <данные изъяты>, КПП: <данные изъяты>, дата постановки на учет в налоговом органе – ДД.ММ.ГГГГ) о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ,
установил:
ДД.ММ.ГГГГ руководителем Сосногорского городского комитета по охране окружающей среды – заместителем главного государственного инспектора РК в области охраны окружающей среды на территории г. Сосногорска с подчиненной ему территорией ФИО3 в отношении юридического лица ООО «СЗСК», юридический адрес: <адрес>, составлен протокол об административном правонарушении № по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ.
Из материалов дела следует, что на основании информации размещенной в сети Интернет на сайте https://youtu.be/2pLs15HaQPc по фактам нефтезагрязнения почв, горения нефтесодержащей жидкости был организован рейдовый осмотр территории производства работ по демонтажу недействующего межпромыслового нефтепровода Пашня – Западный Тэбук на участке Нефтепечорск – Нижний Одес в целях проверки информации (сведений) о нарушениях обязательных требований природоохранного законодательства.
При обследовании территории, производимых ООО «СЗСК» работ по демонтажу недействующего межпромыслового нефтепровода УПСВ «Пашня» - ТХУ «западный Тэбук» на участке Нефтепечорск – Нижний Одес, принадлежащего ТПП «Лукойл-Ухтанефтегаз» филиалу ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» ДД.ММ.ГГГГ в 16:30 были обнаружены участки загрязненные нефтесодержащей жидкостью: квартал <данные изъяты> Нижнеодесского и кварталы <данные изъяты> и <данные изъяты> Конашьельского участкового лесничества ГУ РК «Сосногорское лесничество». По результатам обследования была назначена экспертиза на проведение качественного химического анализа проб почв в указанных кварталах и в других местах производства работ для оценки соответствия полученных результатов нормативам фонового содержания химических элементов и углеводородов в почвах РК. Согласно заключению филиала ФГБУ Северное УГМС «Коми ЦГМС» определено превышение содержания нефтепродуктов к нормативу фонового содержания химических элементов и углеводородов в почвах, что указывает на загрязнение земель нефтепродуктами при демонтаже нефтепровода. В отношении ООО «СЗСК» возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ и проведено административное расследование.
По результатам административного расследования установлено, что юридическим лицом ООО «СЗСК» нарушены требования ст.ст. 13, 42 Земельного кодекса РФ, ст.ст. 3, 34, 39 Закона РФ № 7 от 10.01.2002г. «Об охране окружающей среды», выразившиеся в превышении содержания нефтепродуктов к нормативу фонового содержания химических элементов и углеводородов в почвах, что указывает на загрязнение земель нефтепродуктами при проведении демонтажа нефтепровода.
В судебном заседании представитель юридического лица ФИО4 вину признала и указала, что работниками предприятия оперативно были приняты мероприятия по устранению образовавшегося загрязнения, разлив был полностью устранен.
Лицо, составившее протокол об административном правонарушении ФИО3 в судебном заседании обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении поддержала.
Заслушав объяснения участвующих лиц, исследовав письменные материалы дела, прихожу к следующему выводу:
Согласно ч. 2 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
В соответствии со ст. 42 ЗК РФ собственники и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
На основании ч. 1 ст. 34 Закона РФ № 7 от 10.01.2002г. «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Ст. 39 указанного Закона предусмотрено, что юридические лица обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов; обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством. Вывод из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляется в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и при наличии утвержденной в установленном порядке проектной документации. При выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов должны быть разработаны и реализованы мероприятия по восстановлению природной среды, в том числе воспроизводству компонентов природной среды, в целях обеспечения благоприятной окружающей среды.
На основании п.5 ч.1 и 3 ст.55 Лесного кодекса РФ в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляется, в частности, установление санитарных требований к использованию лесов. Правила санитарной безопасности в лесах устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Так, согласно пункту 25 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20.05.2017 N 607, не допускается ухудшение санитарного состояния лесов, расположенных на предоставленных гражданам и юридическим лицам лесных участках и лесных участках, прилегающих к ним, при использовании лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов, переработки древесины и иных лесных ресурсов, а также для иных целей.
В соответствии с ч. 1 ст. 99 Лесного кодекса РФ и пунктом 43 вышеуказанных Правил лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Материалами дела также установлено, что согласно договору № от ДД.ММ.ГГГГ заключенного между ООО «СЗСК» и ООО «Югорская строительная компания», которая в свою очередь является Подрядчиком работ ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» на основании договора №Y2310 от ДД.ММ.ГГГГ, ООО «СЗСК» является Субподрядчиком (исполнителем) этих работ по договору.
Так, согласно п. 6.14 договора № от ДД.ММ.ГГГГ, Субподрядчик (ООО «СЗСК») обеспечивает выполнение на месте работ необходимых противопожарных мероприятий, мероприятий по охране труда, промышленной безопасности и экологии, радиационной безопасности (при организации контроля качества сварных соединений радиографическим методом) в течение всего срока проведения работ.
Согласно п. 6.29 указанного договора Субподрядчик обязан при производстве работ выполнять требования «Положения о пропускном и внутриобъектном режимах в ООО «ЛУКОЙЛ-Коми», Положения о требованиях ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» в области промышленной безопасности, охраны труда и охраны окружающей среды при выполнении работ подрядными организациями, Положения о землепользовании, «Регламента по подготовке трубопроводов к демонтажу, учету и движению демонтированной трубы ООО «ЛУКОЙЛ-Коми», а также выполнять требования иных локальных нормативных документов Заказчика.
В соответствии с п. 17 указанного договора Субподрядчик обязан предотвращать нанесение вреда окружающей среде, вт.ч. зеленым насаждениям, водотокам, почве и пр.
На основании п. 3.1.5 приложения 5 указанного договора Исполнитель обязан изучить и выполнять стандарты в области пожарной безопасности, охраны труда и охраны окружающей среды.
Согласно п. 3.1.26 Приложения 5 указанного договора Исполнитель обязан предотвращать любое негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии с п. 3.2. указанного приложения Исполнителю запрещается сбрасывать в шламовый амбар, на кустовую площадку и на прилегающие участки, иные производственные площадки Заказчика нефть, нефтепродукты, химреагенты, отходы производвта и потребления.
На основании п. 5 указанного Приложения исполнитель несет полную ответственность за соблюдением требований пожарной безопасности, охраны труда и охраны окружающей среды.
Таким образом, виновным лицом в загрязнении земель является ООО «СЗСК», которое являлось непосредственным Исполнителем работ.
Рейдовый осмотр участка недействующего нефтепровода проводился на основании планового (рейдового) задания № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного заместителем министра – начальником управления лесного хозяйства ФИО5
Согласно договору аренды лесного участка земель лесного фонда в целях, не связанных с созданием лесной инфраструктуры № № от ДД.ММ.ГГГГ Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды РК предоставило ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» лесной участок, в т.ч. кварталы <данные изъяты> и <данные изъяты> Конашьельского участкового лесничества, на которых в ходе осмотра были обнаружены участки загрязненные нефтесодержащей жидкостью.
Материалы дела не содержат сведений о предоставлении Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды РК в аренду ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» квартала <данные изъяты> Нижнеодесского и квартала <данные изъяты> Конашьельского участкового лесничества. Данный факт также подтверждается представленными суду приказом № от ДД.ММ.ГГГГ с приложениями. Таким образом, вмененное ООО «СЗСК» административное правонарушение по загрязнению нефтесодержащей жидкостью в квартале <данные изъяты> Нижнеодесского и в квартале <данные изъяты> Конашьельского участкового лесничества, подлежит исключению.
В судебном заседании было установлено и подтверждается материалами дела, что юридическим лицом допущены указанные нарушения требований в области охраны окружающей среды и природопользования, которые были выявлены проведенным ДД.ММ.ГГГГ рейдовым осмотром. Факт совершения административного правонарушения представителем юридического лица не оспаривается.
Таким образом, в действиях ООО «СЗСК» имеется событие и состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ.
С учетом характера совершенного правонарушения, связанного с воздействием на природную среду, являющеюся важнейшей составляющей окружающей среды, тяжести наступивших последствий, выразившихся в повышенном содержании в почве нефтепродуктов и свидетельствующих о порче земель, а также возникновения угрозы причинения вреда жизни и объектам животного и растительного мира, окружающей среде, что во всей своей совокупности является существенным нарушением охраняемых общественных правоотношений, квалифицировать правонарушение, совершенное ООО «СЗСК», как малозначительное, а также применения положений ст. 4.1.1 КоАП РФ основании не имеется.
Обстоятельством, смягчающим административную ответственность в соответствии со ст. 4.2 КоАП РФ, признаю полное признание вины.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.
При назначении наказания юридическому лицу учитываю обстоятельства совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, являющегося субъектом малого предпринимательства, основной целью которого является извлечение прибыли, наличие обстоятельств, смягчающих административную ответственность, отсутствие отягчающих наказание обстоятельств.
Исходя из того, что в настоящее время работниками юридического лица были приняты меры для устранения выявленных нарушений, считаю необходимым назначить юридическому лицу наказание в виде минимального размера административного штрафа.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
постановил:
Юридическое лицо Общество с ограниченной ответственностью «Северозападстройкомплекс» (ОГРН: <данные изъяты>, ИНН: <данные изъяты> КПП: <данные изъяты>, дата постановки на учет в налоговом органе – ДД.ММ.ГГГГ) привлечь к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.6 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях» и назначить наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Сумму штрафа перечислять по следующим реквизитам:
<данные изъяты>
Разъяснить представителю юридического лица, что, в соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ, административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ.
Неуплата административного штрафа в установленный законом срок, в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей.
Квитанцию об оплате штрафа предоставить в канцелярию Сосногорского городского суда РК.
Постановление может быть обжаловано сторонами через Сосногорский городской суд Республики Коми в Верховный суд Республики Коми в течение 10 суток со дня получения копии постановления.
Судья Н.Т. Галимьянова