Дело № 5-1/2019
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
10 января 2019 года с. Якшур-Бодья УР
Судья Якшур-Бодьинского районного суда УР Горбунова О.Н.,
при секретаре Поповой Н.Н.,
рассмотрев в порядке административного судопроизводства дело об административном правонарушении по ч.2 ст. 8.31 КоАП РФ в отношении юридического лица – Акционерного общества «Удмуртторф», юридический адрес: 426057, УР, <...>, ИНН <***>, КПП 183101001, ОГРН <***>
у с т а н о в и л :
В ходе осмотра лесными инспекторами Якшур-Бодьинского лесничества Мукшинского участкового лесничества ФИО1 и ФИО2 13 ноября 2018 г. в 10 час. 30 мин. квартала 52 выдела 8 Мукшинского участкового лесничества Якшур-Бодьинского лесничества был обнаружен разлив нефти на площади 230 м2. Кроме того, на данном участке обнаружена законсервированная нефтяная скважина, из которой происходила утечка черной жидкости с характерным запахом нефти. Неизвестными лицами часть разлитой жидкости засыпана слоем почвы при помощи ручного инструмента (лопат) на месте разлива с целью направленного стока нефтепродукта обустроена небольшая канава, направленная в выкопанную прямоугольную яму размером 1,5 х 3,0 метра глубиной 0,5 м, обтянутую полиэтиленовой пленкой. Согласно таксационному описанию 2014 года, лесной участок, расположенный в квартале 52 выделе 8 Мукшинского участкового лесничества Якшур-Бодьинского лесничества, на котором обнаружен разлив нефтепродукта, относится к эксплуатационным лесам, возраст насаждения 10 лет, состав: 5ЛП3ОС1Б1ИВД.
12.12.2018 г. руководителем ГКУ УР «Якшур-Бодьинское лесничество», старшим государственным лесным инспектором Якшур-Бодьинского лесничества ФИО3 составлен протокол об административном правонарушении № 22/2018-173 по ч. 2 ст. 8.31 КоАП РФ в отношении АО «Удмуртторф».
В данном протоколе нашли свое отражение установленные выше нарушения в области нарушения правил санитарной безопасности в лесах.
В судебном заседании представитель Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды – ФИО4, действующая на основании доверенности, обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении подтвердила, дополнительно приобщила к материалам дела материалы проверки по факту разлива нефти на территории Якшур-Бодьинского лесничества вблизи с.Лынга Якшур-Бодьинского района. Письменные пояснения приобщила к делу. Просила признать виновным АО «Удмуртторф» в совершении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.31 КоАП РФ.
Представитель АО «Удмуртторф» - ФИО5, действующий на основании доверенности, в судебном заседании сослался на письменные пояснения по делу, в которых указано следующее: Скважина № 789, рядом с которой был обнаружен разлив темной жидкости, была законсервирована еще в 1983 г. Скважина никогда не использовалась в качестве нефтедобывающей. Ежегодно в период с ноября по декабрь, с учетом нахождения скважины в труднодоступном месте, специализированная организация проводила плановые обследования устья скважины и прилегающей территории.
С момента консервации на протяжении более 35 лет никаких аварий, протечек не было. Согласно имеющейся информации протечка могла возникнуть вследствие интенсивной разработки Есенейского месторождения (на данной территории находится скважина) другой организации – ОАО «Удмуртнефть» в результате которой существенно повысилось пластовое давление, что, возможно повлекло частичный выход жидкости черного цвета с характерным запахом нефти.
АО «Удмуртторф» приняло все меры для предотвращения дальнейшей утечки нефти и сбора темной жидкости с характерным запахом нефти, и этот факт отражен в протоколе об административном правонарушении. Обществом предпринимаются все меры по устранению последствий административного правонарушения. Совместно с представителями Якшур-Бодьинского лесничества разрабатываются мероприятия по очистке почвы и вывозу загрязненного грунта, устанавливаются маршрут и график вывоза грунта.
Ранее к административной ответственности АО «Удмуртторф» не привлекалось.
С учетом характера правонарушения, роли правонарушителя, размера вреда, тяжести наступивших последствий положений ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ просят снизить размер ответственности до половины минимального размера.
Кроме того, просил принять во внимание, что юридическое лицо активно способствовало устранению разлива нефти и принимало активные действия по предотвращению загрязнения окружающей среды. Письменные пояснения и иные документы приобщены к материалам дела.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив представленные материалы, судья приходит к следующему.
Согласно 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В статье 26.1 КоАП РФ закреплены обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, в том числе наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, за которые КоАП РФ или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти обстоятельства в соответствии со ст.26.2 КоАП РФ устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Частью 2 ст. 8.31 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса.
Объективная сторона данного правонарушения может выражаться в засорении леса, то есть размещении на территории лесных участков отходов производства и потребления путем создания несанкционированных свалок, вывоза и сброса мусора, а также путем оставления неубранными мест привала туристов, отдыха граждан, поступлении вредных веществ в атмосферу и попадании их на древесно-кустарниковую растительность, почву земель лесного фонда в результате переноса по воздуху, выпадения осадков, оседания, или сбросов сточных вод, то есть привнесении, выпуске, сливании их в водные объекты, расположенные на территории земель лесного фонда, или непосредственно на земли, покрытые и не покрытые лесом, а также путем размещения отходов производства, то есть устройства несанкционированных свалок, вывоза отходов и сброса их на территории земель лесного фонда, то есть размещения на поверхности земли, занятой лесом, или на не покрытых лесом площадях. Загрязнение лесов может быть химическим, биологическим, радиационным и иным, осуществляться путем привнесения различными способами указанных в диспозиции нормы веществ, их соединений.
В соответствии со ст. 50.7 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивного и нефтяного) и от иного негативного воздействия, защите от вредных организмов, а также подлежат воспроизводству.
Согласно ст. 99 Лесного кодекса РФ лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 14 Правил санитарной безопасности в лесах, утв. Постановлением Правительства РФ от 20.05.2017 г. № 607 при использовании лесов не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса.
13.11.2018 г. в связи с поступившим сообщением о разливе нефти был осуществлен выезд на указанный в сообщении лесной участок для оценки угрозы возникновения чрезвычайной ситуации и для уточнения параметров и условий аварийного разлива. В ходе осмотра, проведенного в 10 час. 30 мин. было установлено, что разлив нефти или нефтепродукта имеет расположение: квартал 52 (выдел 8) Мукшинского участкового лесничества Якшур-Бодьинского лесничества. На участке была обнаружена законсервированная нефтяная скважина, из которой происходила утечка черной жидкости с характерным запахом нефти. Площадь разлива составила 230 м2. На данной площади неустановленными лицами часть разлитой жидкости засыпана слоем почвы. На месте разлива выкопана прямоугольная яма глубиной 0,5 м, шириной 1,5 м, длиной 3 м, обтянутая полиэтиленовой пленкой, в которую был направлен сток жидкости от скважины.
Данное обстоятельство следует из акта осмотра лесного участка от 13.11.2018 г., составленного лесничим и участковым лесничим Мукшинского участкового лесничества ГКУ УР «Якшур-Бодьинское лесничество», фототаблицы к указанному акту, плана лесонасаждения с указанием места разлива.
Данный осмотр был проведен в рамках административного расследования на основании определения лесничего Мукшинского участкового лесничества ГКУ УР «Якшур-Бодьинское лесничество» от 13.11.2018 г.
В ходе указанного административного расследования были вынесены определения и запросы об истребовании сведений, направленные ООО «УНК», ООО «РНК», АО «Белкамнефть», ООО «Средуралнеруд», АО «Удмуртнефть», АО «Удмуртторф» с целью установления принадлежности нефтяной скважины, расположенной в квартале 52 выделе 8 Мукшинского участкового лесничества.
В соответствии с материалами дела, скважина № 789, расположенная на Есенейском месторождении нефти в квартале 52 выдел 8 Мукшинского участкового лесничества Якшур-Бодьинского лесничества, находится в собственности АО «Удмуртторф» (свидетельство о государственной регистрации права от 06.11.2013 г. 18 АБ № 851148). В судебном заседании представитель юридического лица не оспаривал факт принадлежности скважины № 789 АО «Удмуртторф».
На основании акта о консервации от 23.05.1983 г., утвержденного ген. директором ПГО «Удмуртгеология» скважина № 789 законсервирована «в качестве эксплуатационной на верейскую залежь до ввода месторождения в промышленную разработку».
В соответствии с экспертным заключением, вынесенным на основании определения о назначении экспертизы от 13.11.2018 г., с целью установления содержания загрязняющего вещества – нефтепродуктов, определения токсичности и класса опасности отобранных проб, также площади загрязнения лесного участка в квартале 52 выдел 8 Мукшинского участкового лесничества Якшур-Бодьинского лесничества, засвидетельствованный актом отбора № 721 от 13.11.2018 г. экотоксилогический анализ отобранных проб показал 4 класс опасности для окружающей природной среды, оказывает острое токсическое действие на тест-культуру Дафния. Площадь загрязнения лесного участка составила 374,4 кв.м.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что выявленный в ходе осмотра факт загрязнения нефтепродуктами земельного участка, расположенного в квартале 52 выдел 8 Мукшинского участкового лесничества Якшур-Бодьинского лесничества, свидетельствует о наличии в действиях (бездействии) АО «Уддмуртторф», как собственнике нефтяной скважины, расположенной на данном земельном участке, состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 8.31 КоАП РФ.
Имеющиеся в деле доказательства являются допустимыми и достаточными для установления вины АО «Удмуртторф» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении наказания, суд учитывает требования ст. 4.1 КоАП РФ, характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, отсутствие обстоятельств, смягчающих и отягчающих юридическую ответственность и считает возможным применить положения ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ.
Срок давности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел и порядок привлечения АО «Удмуртторф» к административной ответственности соблюдены, оснований для прекращения производства по делу и освобождения юридического лица от административной ответственности не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.23.1, ст.ст.29.9-29.11 КоАП РФ,
п о с т а н о в и л :
Признать юридическое лицо – Акционерное общество «Удмуртторф» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.31 КоАП РФ, и назначить ему наказание с применением с ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50 000 (Пятьдесят тысяч) рублей.
Реквизиты для уплаты штрафа : ИНН <***>; КПП 183101001; УФК по Удмуртской Республике (Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды УР) р/с <***>; Банк отделение – НБ УР г.Ижевск; БИК 049401001; КБК 05311625071016000140 ОКТМО 94650000
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд УР через Якшур-Бодьинский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья О.Н. Горбунова