ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1/19 от 16.01.2019 Пуровского районного суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

№5-1/2019

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

г. Тарко-Сале, ЯНАО 16 января 2019 года

Судья Пуровского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа Сидельник Н.А.,

рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.31 КоАП РФ в отношении юридического лица общества с ограниченной ответственностью «РН-Пурнефтегаз» (ООО «РН-Пурнефтегаз»), ИНН ОГРН , КПП , ОКПО , юридический адрес: 629830, Российская Федерация, <адрес>, сведения о привлечении к административной ответственности за однородные правонарушения отсутствуют,

У С Т А Н О В И Л:

ДД.ММ.ГГГГ Ямало-Ненецкой природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства о недрах при использовании месторождений общераспространенных полезных ископаемых; требований земельного и лесного законодательства, в том числе при рекультивации и сдаче задействованных земель, на разрабатываемых обществом с ограниченной ответственностью «РН-Пурнефтегаз» месторождениях углеводородного сырья: Тарасовском, Харампурском, Барсуковском, Верхне-Пурпейском, Ново-Пурпейском, Западно-Пурпейском. В ходе проверки территории в районе т.вр.к 51 Барсуковского месторождения на участке местности с географическими координатами N " - Е ", в 70 метрах от указанной точки выявлено загрязнение лесного участка на площади 1900 кв.м. нефтесодержащей жидкостью.

В связи с чем в отношении юридического лица ООО «РН-Пурнефтегаз» Ямало-Ненецким природоохранным прокурором Изместьевым А.В. постановлением от ДД.ММ.ГГГГ года возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 8.31 КоАП РФ.

В судебном заседании Ямало-Ненецкий природоохранный прокурор, законный представитель юридического лица, извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.2 ст. 8.31 КоАП РФ загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В подтверждении вины юридического лица ООО «РН-Пурнефтегаз» в совершении административного правонарушения представлены:

- постановление Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора Изместьева А.В. о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ в отношении юридического ООО «РН-Пурнефтегаз», в котором зафиксированы соответствующие нарушения, допущенные при осуществлении деятельности;

- решение о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ, согласного которого принято решение о проверке исполнения законодательства о недрах, земельного и лесного законодательства, в том числе при рекультивации и восстановлении нарушенных земель в отношении ООО «РН-Пурнефтегаз»;

- акт осмотра территории от ДД.ММ.ГГГГ, с фототаблицей, согласно которого был осмотрен участок местности с географическими координатами N "43" - Е " в районе т.вр.к 51 Барсуковского месторождения на территории Пуровского района. На данном участке местности, площадь которого составляет 1900 кв.м., в 70 м. от т.вр.к. 51 Барсуковского месторождения имеются следы загрязнения почвы веществом темного цвета с характерным резким запахом нефтепродуктов и остаточные следы нефтепродуктов, а также присутствует характерный резкий запах нефтепродуктов.

- акты технического расследования причин инцидента на трубопроводе от ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ, согласно которым на трубопроводе к.51-т.вр.к.51 произошёл порыв с разливом нефти в точке 249 м от начала участка в результате разгерметизации трубы вследствие внутренней коррозии.

- протокол КХА № от ДД.ММ.ГГГГ (Лаборатория экоаналитических и технологических исследований ООО «РН-Пурнефтегаз») согласно которого содержание нефтепродуктов в почве в границах периметра загрязненного участка составило 30300+/-12100 мг/кг (проба № 578-ЭК). При этом по отбору фоновых проб на землях, расположенных за границами периметра загрязненного участка, концентрация нефтепродуктов в почве на незагрязненном участке составила 79+/-41 мг/кг (проба №

- объяснение начальника ЦТО и РТ№1 ООО «РН-Пурнефтегаз» ФИО1, согласно которым в районе выявленного нефтезагрязнения проложен нефтесборный трубопровод к. 51 - т.вр.к. 51 Барсуковского месторождения. Выявленное проверкой нефтезагрязнение произошло в результате инцидентов ДД.ММ.ГГГГ2018 и ДД.ММ.ГГГГ на указанном нефтесборном нефтепроводе. Наличие на участке остаточных следов нефтепродуктов свидетельствует о том, что при выполнении работ по ликвидации места загрязнения не в полной мере выполнены работы по снятию слоя почвы пропитанной нефтью. В Управление ООС ООО «РН-Пурнефтегз» подана заявка на выполнение такой рекультивации;

- Абрис участка местности с координатами N " - Е в районе т.вр.к 51 Барсуковского месторождения Таркосалинского лесничества Пурпейского участкового лесничества квартал №2608 выдела 148,72, площадь участка 1900 кв.м, схема участка с указанием места нарушения.

Анализ и сопоставление представленных доказательств убедительно свидетельствует о том, что факт загрязнения лесного участка вредными веществами – нефтепродуктами, установлен.

Статьей 60.12 Лесного кодекса РФ (далее - ЛК РФ) предусмотрено, что леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с Лесным кодексом РФ, Федеральным законом от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и другими федеральными законами.

Согласно ст.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 51 Лесного кодекса РФ, леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.

В соответствии с ч. 1 ст. 60.14 Лесного кодекса Российской Федерации в целях охраны лесов, включая лесные насаждения, лесные почвы, среду обитания объектов животного мира и другие природные объекты в лесах, от нефтяного загрязнения осуществляются мероприятия по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

Таким образом, законодателем предусмотрена безусловная охрана санитарной безопасности лесов от нефтяного загрязнения.

Постановлением Правительства РФ от 20.05.2017 № 607 утверждены Правила санитарной безопасности в лесах (далее - Правила), являющиеся обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.

В соответствии с п. 14 Правил при использовании лесов не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса.

Объяснениями начальника ЦТОиРТ №1 ООО «РН-Пурнефтегаз» ФИО1, актом технического расследования причин инцидента на трубопроводе, произошедшего 26.06.2018(коррозия трубы нефтепровода) подтверждено, что загрязнение лесного участка нефтепродуктами произошло в результате хозяйственной деятельности юридического лица.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Суд установил, что юридическое лицо не проявило должную заботливость и осмотрительность и не выполнило требования по соблюдению правил охраны окружающей среды то есть, не предприняло все зависящие от него меры по соблюдению таких правил, поэтому суд пришел к убеждению о том, что в действиях юридического лица ООО «РН-Пурнефтегаз» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.31 КоАП РФ.

При назначении административного наказания ООО «РН-Пурнефтегаз» суд в соответствии учитывает характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица.

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность юридического лица, судом не установлено.

Суд не установил оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ (освобождение от ответственности в связи с малозначительностью совершенного правонарушения), так как характер совершенного правонарушения и тяжесть наступивших последствий представляют существенное нарушения охраняемых общественных правоотношений (причинен вред лесному участку).

Руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ судья,

П О С Т А Н О В И Л:

Признать общество с ограниченной ответственностью «РН-Пурнефтегаз» (ООО «РН-Пурнефтегаз»), ИНН ОГРН , КПП , ОКПО юридический адрес: 629830, Российская Федерация, <адрес> виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.31 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

В соответствии с ч.1 ст. 32.1 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 или 1.3 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса. Неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток (статья 20.25 КоАП РФ).

Документ, свидетельствующий об уплате штрафа, должен быть представлен в Пуровский районный суд.

Административный штраф подлежит перечислению по следующим реквизитам: Получатель Управление Федерального казначейства по Ямало-Ненецкому автономному округу (прокуратура Ямало-Ненецкого автономного округа) ИНН <***>, КПП 890101001 л/с <***>, расчетный счет <***>, наименование банка РКЦ г. Салехарда, БИК 047182000, ОКТМО 71951000, КБК 41511690010016000140.

Постановление может быть обжаловано и опротестовано в течение 10 суток в суд Ямало-Ненецкого автономного округа со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Н.А. Сидельник