Дело №5-1/2019
Резолютивная часть объявлена 18.01.2019 года
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Ярославль 22 января 2019 года
Судья Кировского районного суда города Ярославля Кадыкова О.В., при секретаре Жибаревой А.М., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Дрим Хаус», юридический адрес: <...>,
установил:
В отношении ООО «Дрим Хаус», <данные изъяты>, юридический адрес: <...>, главным специалистом отдела государственного надзора департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области 14 ноября 2018 года составлен протокол № 41 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Административное правонарушение выразилось в том, что ООО «Дрим Хаус», являясь собственником помещений в объекте «Северный корпус комплекса речного вокзала», 1976 год, адрес: <...>, получив 9 октября 2018 года уведомление о включении данного объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия, предостережение о недопустимости нарушения требований, установленных п. 1 ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», допустило нарушение п. 1 ст. 45, пп. 3, 4 п. 1 ст. 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ, п. 4.2 Проекта зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) города Ярославля и признании утратившими силу и частично утратившими силу отдельных правовых актов Ярославской области, утвержденного Постановлением Правительства ЯО от 22.06.2011 N 456-п. Время совершения административного правонарушения: 10 октября 2018 года (акт осмотра от 10 октября 2018 года). Место совершения административного правонарушения: <...>.
В судебном заседании защитник ООО «Дрим Хаус» по доверенности ФИО1 возражал против привлечения ООО «Дрим Хаус» к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 чт. 7.13 КоАП РФ, указывая на отсутствие состава административного правонарушения. Действия ООО «Дрим Хаус», описанные в протоколе об административном правонарушении, должны квалифицироваться по ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ, так как совершены в отношении выявленного объекта культурного наследия. На ООО «Дрим Хаус» не возложены запреты, предусмотренные в п. 1 ст. 45, пп. 3, 4 п. 1 ст. 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ, п. 4.2 Проекта зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) города Ярославля и признании утратившими силу и частично утратившими силу отдельных правовых актов Ярославской области, утвержденного Постановлением Правительства ЯО от 22.06.2011 N 456-п (далее – ПЗО). Пункт 1 ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ, п. 4.2 ПЗО не применимы, поскольку объект «Северный корпус комплекса речного вокзала», 1976 год, объектом культурного наследия не является. ООО «Дрим Хаус» по состоянию на 10 октября 2018 года не выполняло работы, которые описаны в протоколе об административном правонарушении. Фактически после 5 октября 2018 года на объекте не проводились никакие работы, которые могли бы изменить облик, уничтожить или повредить его. Все работы, указанные в протоколе, были выполнены летом и в начале осени 2018 года, когда юридическое лицо не знало о включении объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия. ООО «Дрим Хаус» не проводило реконструкцию объекта с изменением его габаритов, работы, изменяющие объемно-пространственный облик, объемно-планировочные и конструкторские решения и структуры выявленного объекта культурного наследия. Предостережение Департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области от 27 сентября 2018 года не являлось основанием для приостановки работ на объекте. До момента включения объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия ООО «Дрим Хаус» не обязано было прекращать работы на объекте. Данное предостережение общество не получало, лицо, его получившее, не является работником данного юридического лица. Приказ Департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области от 3 октября 2018 года о включении объекта «Северный корпус комплекса речного вокзала», 1976 год, в перечень выявленных объектов культурного наследия ООО «Дрим Хаус» считает незаконным, в связи с чем обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с соответствующим административным исковым заявлением. Уведомление о включении объекта «Северный корпус комплекса речного вокзала», 1976 год, в перечень выявленных объектов культурного наследия ООО «Дрим Хаус» не получало. Уведомление было получено директором <данные изъяты> и ООО «Дрим Хаус» ФИО 1 9 октября 2018 года. Уведомление не содержало требование прекратить работы на объекте. Предостережение о недопустимости нарушения требований, установленных п. 1 ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ ООО «Дрим Хаус» получило 9 октября 2018 года. Основанием для немедленной остановки работ, проведение которых может ухудшить состояние выявленного объекта культурного наследия, является получение предписания. Предостережение таким документом не является. Такое предписание получено только 24 ноября 2018 года. Также защитник указывал на существенные процессуальные нарушения. ООО «Дрим Хаус» не было извещено о проведении внеплановой выездной проверки 15-16 октября 2018 года, извещение в адрес юридического лица направлено 16 октября 2018 года. Приказ о проведении внеплановой выездной проверки от 8 октября 2018 года является незаконным, поскольку основания для проведения проверки на основании пп. «б» п. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» отсутствовали. Акты осмотров и фототаблицы к ним не являются допустимыми доказательствами, так как не были получены в рамках административного расследования или проверки. Протокол об административном правонарушении, составлен с нарушением ст. 28.2 КоАП РФ, имеет место нарушение права на защиту ООО «Дрим Хаус». На объекте после 5 октября 2018 года проводилась уборка мусора, консервация объекта.
Представитель департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области по доверенности ФИО2 указала на наличие оснований для привлечения ООО «Дрим Хаус» к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 чт. 7.13 КоАП РФ, в связи с нарушением п. 1 ст. 45, пп. 3, 4 п. 1 ст. 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ, п. 4.2 ПЗО: на объекте «Северный корпус комплекса речного вокзала», 1976 год, работниками ООО «Дрим Хаус» проводилась замена кровельного покрытия крыши здания; продолжался монтаж подвесного потолка и подсветки столбов входных групп западного и восточного фасадов; на пилонах западного фасада осуществлялась вычинка кирпичной кладки, то есть проводились работы, изменяющие облик объекта. Снос подоконных простенков наружных стен, вынос остекления наружу примерно на 200 мм от наружной грани существующих пилонов свидетельствует о проведении реконструкции здания с изменением габаритов. Кроме того, указанные работы проводились на выявленном объекте культурного наследия, расположенном в границах буферной зоны объекта всемирного наследия, где запрещена реконструкция существующих объектов капитального строительства с изменением габаритов. Департамент охраны объектов культурного наследия Ярославской области действовал в соответствии с требованиями Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ, Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, Административным регламентом Департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области. У ООО «Дрим Хаус» обязанность по соблюдению требований п. 1 ст. 45, пп. 3, 4 п. 1 ст. 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ возникла с 9 октября 2018 года, с даты получения уведомления и предостережения о недопустимости нарушения требований, установленных п. 1 ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ.
Выслушав лиц, участвующих в деле об административном правонарушении, исследовав письменные материалы дела, прихожу к выводу о наличии оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Дрим Хаус».
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений – ст. 24.1 КоАП РФ.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, помимо прочего: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В силу ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Протокол об административном правонарушении должен отвечать требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, в частности в нем должно содержаться, помимо прочего: сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.
При этом КоАП РФ не содержит указания, что доказательства совершения лицом административного правонарушения должны быть обязательно получены в ходе проверки факта совершения административного правонарушения в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Сбор доказательств осуществляется согласно требованиям КоАП РФ после возбуждения дела об административном правонарушении в соответствии со статьей 28.1 КоАП РФ, в том числе в ходе проверок, проводимых в целях осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
В ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.
Диспозиция ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ носит бланкетных характер, отсылает к положениям Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и к другим нормативно-правовым актам, регламентирующим правоотношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (ст. 2 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ). В частности к данным нормативно-правовым актам относится Постановление Правительства ЯО от 22.06.2011 N 456-п, которым утверждено ПЗО.
Таким образом, протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, будучи основным доказательством по делу об административном правонарушении, должен содержать указание на то, какие конкретные требования законодательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации были нарушены или не выполнены. Объективная сторона административного правонарушения должна быть конкретизирована путем указания на то, в чем именно выразилось данное нарушение на дату совершения административного правонарушения.
Из материалов дела следует, что 23 мая 2018 года в Департамент охраны объектов культурного наследия Ярославской области поступило заявление о включении в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) здания по адресу: <...>.
В силу положений ст. 16.1 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ, Порядка проведения работ по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, утвержденного Приказом Минкультуры России от 02.07.2015 N 1905, с момента подачи данного заявления указанное здание было принято на государственный учет, как объект обладающий признаками объекта культурного наследия. Департамент охраны объектов культурного наследия Ярославской области 3 октября 2018 года приказом № 59 включил здание по адресу: <...>, в перечень выявленных объектов культурного наследия, как «Северный корпус комплекса речного вокзала», 1976 год.
Выявленный объект культурного наследия подлежит государственной охране в соответствии с настоящим Федеральным законом до принятия решения о включении его в реестр либо об отказе во включении его в реестр (абз. 2 ч. 5 ст. 16.1 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ).
Согласно частям 8, 9, 12 ст. 16.1 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ региональный орган охраны объектов культурного наследия не позднее трех рабочих дней со дня получения информации от органа регистрации прав уведомляет собственника и (или) иного законного владельца объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, о включении указанного объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия с приложением копии решения о включении объекта в указанный перечень, а также о необходимости выполнять требования к содержанию и использованию выявленного объекта культурного наследия, определенные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона.
Собственник или иной законный владелец выявленного объекта культурного наследия обязан выполнять определенные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона требования к содержанию и использованию выявленного объекта культурного наследия.
Обязанность собственника или иного законного владельца выявленного объекта культурного наследия по выполнению указанных в пунктах 8 и 9 настоящей статьи требований к содержанию и использованию выявленного объекта культурного наследия возникает с момента получения данным лицом предусмотренного пунктом 8 настоящей статьи уведомления.
Из анализа положений ст. 16.1 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ и Порядка проведения работ по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия до получения уведомления о включении указанного объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия с приложением копии решения о включении объекта в указанный перечень, о необходимости выполнять требования к содержанию и использованию выявленного объекта культурного наследия обязанность собственника или иного законного владельца соответствующего объекта по соблюдению требований к содержанию и использованию выявленного объекта культурного наследия не возникает.
Из выписки из ЕГРН следует, что собственником здания по адресу: <...>, является ООО «Дрим Хаус» (юридический адрес: <...>), арендатором <данные изъяты>. Директором обоих юридических лиц является ФИО 1<данные изъяты> на указанном объекте осуществляло строительные работы, что подтверждается пояснениями защитника, договором строительного подряда, актами о приемке выполненных работ.
Департамент охраны объектов культурного наследия Ярославской области 27 сентября 2018 года направил в адрес ООО «Дрим Хаус» предостережение №ИХ.43-2893/18 о недопустимости нарушения обязательных требований. Данное предостережение ООО «Дрим Хаус» получено не было.
Уведомление о включении здания в перечень выявленных объектов культурного наследия от 4 октября 2018 года и предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований от 8 октября 2018 года получено директором ООО «Дрим Хаус» и <данные изъяты> 9 октября 2018 года.
Таким образом, обязанность по соблюдению требований к содержанию и использованию выявленного объекта культурного наследия возникла у ООО «Дри Хаус» 9 октября 2018 года.
После включения здания по адресу: <...>, в перечень выявленных объектов культурного наследия, с 3 октября 2018 года, департамент охраны объектов культурного наследия Ярославской области начал осуществление мероприятий по региональному государственному надзору в отношении него в соответствии с ст. 11 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ и п.п. 1.6.1, 1.8, 1.9, 1.13, 1.14, 3.10, 3.12, 3.13, 3.15 Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению регионального государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия, утвержденного Приказом от 3 октября 2016 года № 35, а именно на основании заданий департамента должностным лицом проведены осмотры 4, 8, 10, 11, 12 октября 2018 года, по итогам которых составлены акты осмотров и фототаблицы к ним.
Выявив в ходе мероприятий по региональному государственному надзору осуществление строительных работ на объекте «Северный корпус комплекса речного вокзала», 1976 год, Департамент санкционировал проведение внеплановой выездной проверки в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», п. 1.15 Административного регламента. Проверка проведена на основании приказа от 8 октября 2018 года в период с 15 октября 2018 года по 16 октября 2018 года без надлежащего извещения ООО «Дрим Хаус» о ее проведении. Однако поскольку правовым основанием для ее проведения послужил пп. «б» п. 2 ч. 2 ст. 10 указанного Федерального закона, извещение о ее проведении в силу ч. 16 ст. 10, п. 2 ст. 15 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ не требовалось. По итогам проверки составлен акт проверки от 16 октября 2018 года и материалы фотофиксации от 15 октября 2018 года.
На основании результатов мероприятий по региональному государственному надзору, внеплановой выездной проверки 14 ноября 2018 года в отношении ООО «Дрим Хаус», главным специалистом отдела государственного надзора департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области составлен протокол № 41 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ. Протокол содержит указание на нарушение юридическим лицом при выполнении ремонтных и строительных работ требований п. 1 ст. 45, пп. 3, 4 п. 1 ст. 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ, п. 4.2 ПЗО.
Так в протоколе указано, что в рамках предварительного рассмотрения, в соответствии с информацией, имеющейся в Департаменте, установлено, что существовавшее ранее здание речного вокзала представляло собой каркасное сооружение: несущие кирпичные пилоны, железнобетонные плиты перекрытия. Ограждающие конструкции здания (межпилонное пространство) были выполнены из оштукатуренной кирпичной кладки и заполнения оконными и дверными блоками. При этом ограждающие конструкции 1-го этажа были смещены примерно на 1 метр вглубь здания относительно наружной плоскости пилонов. Ограждающие конструкции 2-3 этажей были смещены примерно на 200 мм вглубь здания относительно плоскости пилонов.
В ходе внеплановой выездной проверки 15 октября 2018 года установлено, что на указанном объекте капитального строительства выполнены работы по демонтажу ограждающих конструкций (оконных блоков, подоконных простенков наружных стен). Выполнены работы по удалению отделочных слоев (штукатурный, окрасочный) с несущих кирпичных пилонов здания, с обрезов железобетонных плит перекрытий. Выполнена вычинка наружных верст каменной кладки пилонов. Со стороны р. Волга взамен демонтированных оконных и дверных блоков и кирпичных простенков выполнен монтаж витражного остекления фасада на всю высоту здания. При этом наружная плоскость данного остекления вынесена наружу примерно на 200 мм от наружной грани существующих пилонов.
На момент проверки осуществлялись следующие работы: проводилась замена кровельного покрытия крыши здания; продолжался монтаж подвесного потолка и подсветки столбов входных групп западного и восточного фасадов; на двух пилонах западного фасада осуществлялась вычинка кирпичной кладки.
Перечисленные работы (за исключением кровельных работ) изменяют облик объекта, проводятся без разрешения департамента.
Снос подоконных простенков наружных стен, вынос остекления наружу примерно на 200 мм от наружной грани существующих пилонов свидетельствует о проведении реконструкции здания с изменением габаритов.
Указанные работы проводятся на выявленном объекте культурного наследия «Северный корпус комплекса речного вокзала», 1976 год, расположенном в границах буферной зоны объекта всемирного наследия в подзоне 3 (ЗОЛ.Ю.1), где запрещена реконструкция существующих объектов капитального строительства с изменением габаритов.
Время совершения административного правонарушения: 10 октября 2018 года (акт осмотра от 10 октября 2018 года).
Таким образом, протокол об административном правонарушении от 14 ноября 2018 года не содержит указания на то, какие строительные работы выполнялись на выявленном объекте культурного наследия «Северный корпус комплекса речного вокзала», 1976 год, расположенном в границах буферной зоны объекта всемирного наследия, 10 октября 2018 года, по состоянию на какую дату установлено состояние здания речного вокзала, в котором оно существовало ранее.
Протокол об административном правонарушении от 14 ноября 2018 года, как и акт проверки от 16 октября 2018 года, содержит указание на установление 15 октября 2018 года в ходе внеплановой выездной проверки проведения на объекте объекта «Северный корпус комплекса речного вокзала», 1976 год, ремонтных и строительных работ в нарушение п. 1 ст. 45, пп. 3, 4 п. 1 ст. 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ, п. 4.2 ПЗО.
Кроме того, из фотоматериалов, приложенных к актам осмотра и акту проверки, нельзя установить факт проведения ремонтных и строительных работ, изменяющих облик и габариты объекта «Северный корпус комплекса речного вокзала», 1976 год, 10 октября 2018 года, фотоматериалы во многом дублируют друг друга. В частности акты осмотра от 8 и 10 октября 2018 года с фототаблицами к ним аналогичны по своему содержанию. На фотографиях зафиксированы присутствие рабочих на объекте, однако при этом нельзя сделать однозначный вывод, что они проводили работы по замене кровельного покрытия крыши здания, монтажу подвесного потолка и подсветки столбов входных групп западного и восточного фасадов, по вычинке кирпичной кладки на пилонах западного фасада. Осмотр объекта 9 октября 2018 года не производился.
Проанализировав результаты мероприятий по региональному государственному надзору, внеплановой выездной проверки, в частности фототаблицы и материалы фотофиксации, содержание актов осмотра, акта проверки и протокола об административном правонарушении, прихожу к выводу об отсутствии виновных действий со стороны ООО «Дрим Хаус», образующих состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, на 10 октября 2018 года (дату совершения административного правонарушения).
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Дрим Хаус», <данные изъяты>, юридический адрес: <...>, прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья О.В. Кадыкова