ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1/19 от 18.01.2019 Вяземского районного суда (Хабаровский край)

Дело № 5-1/2019

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г.Вяземский 18.01.2019.

Судья Вяземского районного суда Хабаровского края Толызенкова Л.В., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ, в отношении ФИО1,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1, занимая должность муниципальной службы - первого заместителя главы администрации Вяземского муниципального района, исполняя в соответствии с распоряжением главы Вяземского муниципального района от 06.06.2018 № 80 полномочия главы Вяземского муниципального района, 26.06.2018 в период времени с 08 до 17 час., находясь в помещении администрации Вяземского муниципального района, расположенном по адресу: <...>, в нарушение положений ст. 38, 81, 161, 306.4 Бюджетного кодекса РФ, издав постановление администрации Вяземского муниципального района от 26.06.2018 № 605, направила средства резервного фонда администрации Вяземского муниципального района в сумме 552,2 тыс. рублей в целях, несоответствующих целям, установленным п. 1.2, пп. «а-ж» п.1 раздела 3 Порядка использования бюджетных ассигнований резервного фонда администрации Вяземского муниципального района, утвержденного постановлением администрации Вяземского района от 22.04.2016 № 349, определяющим правовые основания для использования средств резервного фонда местной администрации. Чем допустила нецелевое использование средств бюджета Вяземского муниципального района в сумме 552,2 тыс. руб.

В судебном заседании ФИО1, ее защитники Лис О.Б., Терешина О.Л., не согласившись с постановлением исполняющего обязанности прокурора Вяземского района о возбуждении дела об административном правонарушении от 14.12.2018, считают, что в действиях ФИО1 отсутствует состав указанного административного правонарушения. Ссылаются на положения ст. 57 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ст. 32 Конституции РФ, ст. 81, 86, 154 Бюджетного кодекса РФ, ст. 36,37 Устава Вяземского муниципального района. Пояснили, что исполнительно-распорядительный орган муниципального образования обязан решить вопрос о финансировании муниципальных выборов, обеспечить реализацию прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. При формировании проекта решения о бюджете на 2018 и на плановый период 2019 и 2020 годы Муниципальной избирательной комиссией была представлена смета расходов для подготовки и проведения выборов Собрания депутатов Вяземского района в 2018 на общую сумму 2547,8 тыс. рублей. Решением Собрания депутатов Вяземского муниципального района от 19.12.2017 № 483 «О бюджете Вяземского муниципального района на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» на обеспечение проведения выборов было предусмотрено 847,8 тыс. рублей. Сметы расходов были представлены муниципальной избирательной комиссией в финансовое управление администрации муниципального района на сумму 1500,0 руб. 25.06.2018 и 26.06.2018 на сумму 1400,0 тыс. руб. Учитывая непредвиденность расходов, то есть расходов, не предусмотренных в бюджете на текущий год, необходимость обеспечения финансирования мероприятий общественно-политического значения, администрацией района принято решение о выделении финансовых средств из резервного фонда администрации района на проведение выборов в 2018 в сумме 552,2 тыс. руб. В формировании бюджета на проведение выборов депутатов представительного органа муниципального образования ФИО1 не участвовала. Средства из резервного фонда выделены на основании п. «ж», «д» раздела 3 Постановления администрации Вяземского района от 22.04.2016 № 349 «О порядке использования бюджетных ассигнований резервного фонда администрации Вяземского района Хабаровского края», регламентирующих использование средств резервного фонда для финансирования, в том числе, мероприятий общественно-политического значения, других непредвиденных расходов, относящихся к полномочиям органов местного самоуправления, возникающих в ходе исполнения бюджета муниципального района. В соответствии со ст. 38 Бюджетного кодекса РФ, вывод об использовании бюджетных средств можно сделать лишь по итогам проверяемого периода, поскольку финансовый результат в целом, как и факт использования бюджетных средств, формируется по результатам финансового года. Проверка прокурором проведена до окончания проверяемого периода, в связи с чем, любые выводы такой проверки по промежуточным результатам текущего периода не образуют события правонарушения.

Исполняющий обязанности прокурора Вяземского района Блудов И.А. доводы, изложенные в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 14.12.2018 поддержал, пояснил, что проведение выборов депутатов Собрания депутатов района не является в силу действующего законодательства непредвиденным расходом местного бюджета, при формировании бюджета на 2018 местная администрация, как орган, осуществляющий составление местного бюджета была проинформирована органом, организующим выборы, об объеме средств, необходимых для проведения выборов. При этом, несмотря на потребность на проведение выборов в размере 2547,8 тыс. руб., фактический объем средств местного бюджета на 2018 в указанных целях установлен в размере 847,8 тыс. руб.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, прихожу к выводу о наличии в действиях ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ.

Согласно ст. 38 Бюджетного кодекса РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

В соответствии со ст. 81 п. 4, 6 Бюджетного кодекса РФ, средства резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, а также на иные мероприятия, предусмотренные порядком, указанным в пункте 6 настоящей статьи. Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда местной администрации, предусмотренных в составе местного бюджета, устанавливается местной администрацией.

Согласно Порядка использования бюджетных ассигнований резервного фонда администрации Вяземского муниципального района, утвержденного постановлением администрации Вяземского муниципального района от 22.04.2016 № 349 (раздел 3) установлен перечень мероприятий для финансирования которых могут быть использованы средства резервного фонда. В числе прочего, это могут быть мероприятия общественно-политического значения, по осуществлению других непредвиденных расходов, относящихся к полномочиям органов местного самоуправления, возникающих в ходе исполнения бюджета муниципального района.

Из представленных материалов следует, что письмом от 15.09.2017 № 01-07/89 избирательная комиссия района уведомила администрацию о необходимости учета при формировании бюджета на 2018 расходов на проведение выборов депутатов Собрания депутатов района в размере 2547,8 тыс. рублей. Решением Собрания депутатов района от 19.12.2017 № 483 «О бюджете Вяземского муниципального района на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годы» предусмотрены бюджетные ассигнования на проведение выборов депутатов представительного органа муниципального образования в размере 847,8 руб. Распоряжением главы Вяземского района от 06.06.2018 № 80 в связи с убытием в отпуск с 15 по 30.06.2018, возложено исполнение обязанностей главы администрации района на первого заместителя главы администрации района ФИО1

Муниципальной избирательной комиссией в финансовое управление администрации муниципального района представлены сметы расходов на сумму 1500,0 тыс. руб. 25.06.2018 (вх. № 2626) и 26.06.2018 на сумму 1400,0 тыс.руб. (вх. № 2710). Постановлением исполняющей обязанности главы администрации района первым заместителем главы администрации района ФИО1 от 26.06.2018 № 605 поручено финансовому управлению администрации района выделить администрации района из средств резервного фонда администрации Вяземского района 552,2 тыс. рублей, отделу учета и отчетности администрации района профинансировать территориальную избирательную комиссию района на проведение выборов депутатов Собрания депутатов Вяземского района из бюджета Вяземского муниципального района.

Из платежного поручения № 106252 от 27.06.2018 следует, что средства резервного фонда администрации района в размере 552,2 тыс. рублей перечислены избирательной комиссии Вяземского района Хабаровского края.

Из вышеприведенных положений закона следует, что средства резервного фонда могут расходоваться на мероприятия, определяющим для которых должен быть такой фактор, как непредвиденность расходов, то есть расходов, не предусмотренных в бюджете на текущий финансовый год. Поскольку в местном бюджете на 2018 год были предусмотрены расходы на проведение выборов депутатов представительного органа муниципального образования, то расходы, выделенные из средств резервного фонда на основании постановления от 26.06.2018 № 605 в сумме 552,2 тыс. рублей, не могли являться непредвиденными.

Статьей 15.14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, в виде административного штрафа для должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификации на срок от одного года до трех лет.

При таких обстоятельствах, в действиях должностного лица ФИО1 содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, как нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

Доводы ФИО1 о вынужденном характере выделения средств для необходимости проведения выборов, несостоятельны, поскольку денежные средства для проведения выборов были предусмотрены в бюджете на текущий финансовый год, фактический объем средств местного бюджета на 2018 для проведения выборов был определен в размере 847,8 тыс. рублей и оснований для финансирования выборов из резервного фонда не имелось.

Состав правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, формальный. Правонарушение считается оконченным с момента нарушения порядка использования денежных средств не в соответствии с утвержденной бюджетной росписью, сметой расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств. То есть объективная сторона такого правонарушения характеризуется совершением конкретной платежно-расчетной операции по расходованию средств и ее завершенностью в момент осуществления операции. В связи с чем, доводы ФИО1, ее защитников о том, что проверка проведена прокурором до окончания проверяемого периода, в связи с чем выводы такой проверки по промежуточным результатам текущего периода не образуют события правонарушения.

Смягчающих, отягчающих наказание обстоятельств не усматривается. С учетом всех обстоятельств дела ФИО1 надлежит назначить минимально возможное наказание, предусмотренное санкцией ст. 15.14 КоАП РФ.

Руководствуясь ст. 29.9-29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Признать ФИО1 виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, по которой назначить ей наказание в виде штрафа в размере 20000 рублей.

Постановление может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Вяземский районный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Судья: Толызенкова Л.В.