ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1/19 от 23.01.2019 Зерноградского районного суда (Ростовская область)

Дело № 5-1/2019

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

23 января 2019 года г. Зерноград

Судья Зерноградского районного суда Ростовской области Портнова И.А.,

с участием генерального директора АО Агрофирма «Гвардейская» ФИО1, представителя АО Агрофирма «Гвардейская» ФИО2,

рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении АО Агрофирма «Гвардейская»,

УСТАНОВИЛ:

На основании приказа Департамента Росприроднадзора по Южному федеральному округу от 02.10.2018 в отношении АО Агрофирма «Гвардейская» была проведена проверка и установлено, что АО Агрофирма «Гвардейская» является коммерческой организацией, созданной в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, основными целями деятельности общества являются: производство и реализация сельскохозяйственной продукции, переработка сельскохозяйственной продукции, производство переработка и реализация продукции прудового хозяйства, производство продукции специализированного семеноводства, производство продукции племенного животноводства. АО Агрофирма «Гвардейская» на территории площадки № 7 по адресу: <адрес>, 350 м на юго-восток от восточной окраины, на территории площадки № 1 по адресу: <адрес>, в период времени с 01.01.2017 по 19.11.2018 осуществлялась не связанная с извлечением прибыли деятельность по транспортировке и размещению отхода IV класса опасности – навоза крупного рогатого скотам свежего, при отсутствии лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов, что является нарушением ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 30, ч. 1 ст. 12 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ, согласно которым подлежит лицензированию вид деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.

В судебном заседании генеральный директор АО Агрофирма «Гвардейская» ФИО1, представитель АО Агрофирма «Гвардейская» ФИО2 пояснили, что в действиях агрофирмы отсутствует состав вмененного правонарушения, так как в соответствии с разъяснениями Министерства природных ресурсов и экологии РФ юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе использовать продукты, образующиеся в результате их хозяйственной и иной деятельности, в том числе навоз, помет, иные органические вещества и материалы, для собственных нужд по целевому назначению при дальнейшем осуществлении хозяйственной деятельности, в том числе, в качестве удобрения при ведении растениеводства в сочетании с животноводством (смешанное сельское хозяйство) в соответствии с уставной, проектной, технологической и иной документацией, при соблюдении природоохранных, санитарно-гигиенических и иных требований законодательства. В случае отнесения навоза, помета и других органических веществ и материалов, которые образуются в животноводстве в результате содержания сельскохозяйственных животных и являются продуктами жизнедеятельности последних, к продукции и (или) их использования в качестве промежуточных (побочных) продуктов для собственных нужд требования природоохранного законодательства, включая требования к получению лицензий на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, оформлению паспортов, разработке проектов нормативов образования и лимитов на их размещение, расчету и внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов производства и потребления на такие навоз, помет, органические вещества и материалы распространяться не будут. Таким образом, из разъяснений Министерства природных ресурсов и экологии РФ следует, что продукция жизнедеятельности КРС навоз-сырец, а после обезвреживания органическое удобрение навоз-сыпец, если эта продукция не реализуется другим лицам, а вывозится на поля в качестве удобрения, не является отходом и не попадает под действие ст. 12 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», т.е. ч. 30 ст. 12 вышеуказанного закона на правоотношения об использовании для повышения плодородия обезвреженного навоза не распространяются. Обременение деятельности административной ответственностью, регламентами и лицензиями не идет на пользу дела, а может губительно сказаться на животноводстве как отрасли сельского хозяйства. Применение сельхозпроизводителями органических удобрений для повышения плодородия почвы обеспечивает продовольственную безопасность страны и в разы перекрывает какое-либо нежелательное воздействие сельхозпроизводства на природу. Реализация продукции жизнедеятельности КРС (навоза) юридическим и частным лицам агрофирмой не производилась. АО Агрофирма «Гвардейская» осуществляет сельхозпроизводство смешанного типа, занимаясь, как растениеводством, так и животноводством, о чем, по непонятным причинам умолчал госинспектор Росприроднадзора. Полученные АО Агрофирма «Гвардейская» после биотермического обезвреживания результаты исследования продукции жизнедеятельности КРС, выполненные ФГБУ Государственным центром агрохимической службы «Ростовский», подтвердили принадлежность навоза-сыпца к органическому удобрению, а не отходом производства. Представители юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, просили прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств дела, его разрешение в соответствии с законом.

В силу ст. 26.1 КоАП РФ обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие либо отягчающие административную ответственность, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Исходя из ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна) влечет в соответствии с частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ выражается в осуществлении лицензируемого вида деятельности, не связанной с извлечением прибыли, при отсутствии или лишении лицензии либо в нарушении условий, предусмотренных лицензией.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.

Как усматривается из представленных материалов, в результате проверки Департаментом Росприроднадзора по Южному федеральному округу выявлен факт осуществления АО Агрофирма «Гвардейская» не связанной с извлечением прибыли деятельности по транспортированию и размещению отходов I - IV классов опасности, о чем был составлен акт проверки от 19 ноября 2018 года.

Посчитав, что вышеприведенные обстоятельства свидетельствуют об осуществлении Обществом подлежащей лицензированию в соответствии с пунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», статьи 9 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» деятельности по транспортированию и размещению отхода IV класса опасности (навоз крупного рогатого скота свежего) без соответствующей лицензии, должностным лицом Управления Росприроднадзора по Южному федеральному округу в отношении АО Агрофирма «Гвардейская» был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ.

Таким образом, административный орган пришел к выводу о наличии оснований для привлечения общества к административной ответственности за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, по транспортированию и размещению отходов I - IV классов опасности без специального разрешения (лицензии).

В соответствии с п. 3 ст. 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под отходами производства и потребления (далее - отходы) понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным Федеральным законом.

Согласно подпункту 30 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

Минприроды России в соответствии с письмом Аппарата Правительства Российской Федерации от 12.04.2016 № П9-17701 рассмотрело запрос по вопросам необходимости оформления лицензии при обращении с навозом и в части своей компетенции дало разъяснения в письме от 05.05.2016 N 04-12-27/9376.

Так, по мнению Минприроды России, навоз, помет и иные органические вещества и материалы, образующиеся в животноводстве в результате содержания сельскохозяйственных животных и являющиеся продуктами жизнедеятельности последних, после их обезвреживания и обеззараживания в соответствии с указанными выше санитарными правилами, а также органические удобрения на их основе могут быть реализованы в качестве продукции при соблюдении ряда условий, а именно:

- при наличии уставной, проектной, технологической и иной документации, позволяющей относить указанные навоз, помет, иные органические вещества и материалы, образующиеся на предприятии в результате хозяйственной и иной деятельности, к продукции;

- при наличии разработанных и утвержденных технических условий для удобрения (или подобные продукты) на основе указанных навоза, помета, иных органических веществ и материалов, которые учитывают государственные и отраслевые стандарты, санитарно-гигиенические нормативы и правила, природоохранные требования и соответствующие нормам законодательства о техническом регулировании, а также при наличии технологического регламента на такие навоз, помет, органические вещества и материалы;

- при реализации юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем указанных навоза, помета, иных органических веществ и материалов сторонним лицам на договорной (в том числе на безвозмездной) основе в соответствии с уставной и иной документацией;

- при отражении в хозяйственном, бухгалтерском учете предприятия операций с указанными навозом, пометом, иными органическими веществами и материалами в качестве операций с продукцией.

Также указано, что юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе использовать промежуточные (побочные) продукты, образующиеся в результате их хозяйственной и иной деятельности, в том числе навоз, помет, иные органические вещества и материалы, для собственных нужд в дальнейшем осуществлении хозяйственной деятельности, в том числе в качестве удобрения при ведении растениеводства в сочетании с животноводством (смешанное сельское хозяйство) в соответствии с уставной, проектной, технологической и иной документацией при соблюдении природоохранных, санитарно-гигиенических и иных требований законодательства.

Исходя из вышеизложенного Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в письме от 05.05.2016 № 04-12-27/9376 сделан вывод о том, что в случае отнесения навоза, помета и других органических веществ и материалов, которые образуются в животноводстве в результате содержания сельскохозяйственных животных и являются продуктами жизнедеятельности последних, к продукции и (или) их использования в качестве промежуточных (побочных) продуктов для собственных нужд требования природоохранного законодательства, включая требования к получению лицензий на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, оформлению паспортов, разработке проектов нормативов образования и лимитов на их размещение, расчету и внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов производства и потребления на такие навоз, помет, органические вещества и материалы распространяться не будут.

При рассмотрении дела, суд установил, что основными видами деятельности АО Агрофирма «Гвардейская» являются ведение растениеводства (выращивание зерновых культур) в сочетании с животноводством (разведение молочного крупного рогатого скота), т.е. имеет место смешанное хозяйство, при этом продукты жизнедеятельности сельскохозяйственных животных являются исходным сырьем для производства удобрений – навоза-сыпца, относящегося к органическому удобрению на основании протокола испытаний от 21.12.2018. Получение из свежего навоза удобрения, используемого в последующем для собственных нужд, является производной деятельностью общества, которая не связана с обезвреживанием отходов по смыслу, придаваемому Федеральным законом № 89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления», и лицензированию не подлежит.

Исходя из вышеизложенного и учитывая разъяснения Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации в письме от 05.05.2016 № 04-12-27/9376 прихожу к выводу об отсутствии у АО Агрофирма «Гвардейская» обязанности лицензирования деятельности по транспортированию и размещению отхода IV класса опасности - навоза крупного рогатого скота свежего, и соответственно, к выводу об отсутствии в действиях АО Агрофирма «Гвардейская» состава вменяемого административного правонарушения, поскольку образующийся в хозяйственной деятельности по выращиванию крупного рогатого скота навоз является не отходом, а удобрением для сельскохозяйственного производства по выращиванию зерновых культур.

В связи с чем, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - АО Агрофирма «Гвардейская» подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в действиях общества состава административного правонарушения.

Руководствуясь ст. 29.9-29.11 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - АО Агрофирма «Гвардейская» на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Зерноградский районный суд в течение 10 суток со дня получения копии постановления.

Судья