Дело № 5-1/2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
р.п. Средняя Ахтуба 15 января 2020 года
Судья Среднеахтубинского районного суда <адрес> Соломенцева Е.А. (404143, Волгоградская область, р.<...>) рассмотрев административный материал в отношении Главного бюджетного учреждения Волгоградской области «Природный парк Волго-Ахтубинская Пойма»,расположенного по адресу: <адрес> в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
Постановлением заместителя Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора Гречаник М.В. (с учетом определения об исправлении описки (опечатки) в постановлении о возбуждении производства об административном правонарушении от 01.10.2019г.) в отношении юридического лица – ГБУ ВО «ПП «Волго-Ахтубинская Пойма», зарегистрированного по адресу: <адрес><.....> возбуждено производство об административном правонарушении по ст.8.1 КоАП РФ, т.е. несоблюдение экологических требований при эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.
В судебном заседании представитель ГБУ ВО «ПП «Волго-Ахтубинская Пойма», - директор ФИО1 вину в совершении административного правонарушения не признала.Указала, что в соответствии с п.4 ст.24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ учреждением заключен договор с региональным оператором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, который был подписан с региональным оператором ДД.ММ.ГГГГ. Согласно п.1.4 договора, дата начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами ДД.ММ.ГГГГ. Отходы, за исключением бумаги и картона, образуемые от деятельности учреждения, размещаются в баках общего пользования населением в административных границах р.п. Средняя Ахтуба, что не противоречит принципам заключенного с региональным оператором договора. До момента подписания договора велась переписка между учреждением и региональным оператором по урегулированию количества вывозимого ТКО и переходу на договор в соответствии с нормативами, утвержденными Приказом Комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 30.06.2017 № 21, что подтверждено документально. Также отметила, что взамен ранее существующего лимита образования ТКО, с региональным оператором достигнута договоренность о взимании платы по утвержденному нормативу в соответствии с Приказом Комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 30.06.2017 № 21, что привело к снижению платы более чем на 35%. Отметила, что при составлении постановления о возбуждении производства об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ., договор о вывозе ТКО срегиональнымоператором представлен в природоохранную прокуратуру. Полагала, что поскольку учреждением до момента заключения договора проводилась и была завершена работа по заключению договора по оказанию услуг по обращению с отходами, при этом учреждение не уклонялось от заключения договора, о чем свидетельствует переписка с организацией, своевременное ведение журналов образования, учета и движения отходов, заключение договора, действие которого определено с 01.01.2019г., оплата по договору за оказанные услуги по вывозу ТКО, отсутствие претензий со стороны ООО «Управление отходами – Волгоград» в адрес учреждения, то событие административного правонарушения отсутствует. Просила производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.1 КоАП РФ в отношении ГБУ ВО «ПП «Вого-Ахтубинская пойма» прекратить на основании п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
Представитель Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратуры, - старший помощник Навасардян Д.В. просил привлечь вышеуказанное юридическое лицо к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ, при этом при решении вопроса о размере наказания полагался на усмотрение суда.
Представитель Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был надлежащим образом извещен.
Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями ст. 8.1 КоАП РФ несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
С объективной стороны правонарушение, предусмотренное статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заключается в несоблюдении уполномоченными лицами экологических требований, в том числе при эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов.
Субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом или неосторожностью.
В силу статьи 1 Закона N 7-ФЗ от 10.01.2002 года "Об охране окружающей среды", требования в области охраны окружающей среды - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 года "Об отходах производства и потребления" (далее по тексту - Закон об отходах), под обращением с отходами понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Статья 11 указанного Закона об отходах содержит ряд требований к обращению с отходами для юридических лиц при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами.
Согласно ч. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (часть 5 ст.24.7).
Юридические лица, в результате деятельности которых образуются твердые коммунальные отходы, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы (часть 6 ст.24.7).
Как следует из материалов дела и установлено судом, в ходе проведения Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки соблюдения законодательства об охране окружающей среды, в деятельности ГБУ ВО «ПП «Волго-Ахтубинская Пойма» выявлены нарушения в части исполнения требований законодательства об охране окружающей среды.
Так, в результате осуществления деятельности ГБУ ВО «ПП «Волго-Ахтубинская Пойма» образуются следующие отходы: мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (код по ФККО 73310001724); отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства (код по ФККО 405 12202605); мусор и смет от уборки парков, скверов, зон массового отдыха, набережных, пляжей и других объектов благоустройства (код по ФККО 73120002725); лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства (код по ФККО 47110101521).
Вместе с тем, вопреки требованиям вышеназванного федерального закона, на момент проведения проверки ДД.ММ.ГГГГ. ГБУ ВО «ПП «Волго-Ахтубинская Пойма» не заключило договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором. При этом образующиеся в учреждении отходы размещаются сотрудниками в баках общего пользования населения в административных границах р.п. Средняя Ахтуба.
Указанные обстоятельства подтверждены: постановлением о возбуждении производства об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.6-9); справкой о результатах проверки природоохранного законодательства в деятельности ГБУ ВО «ПП «Волго-Ахтубинская Пойма» от ДД.ММ.ГГГГ., составленной помощником прокурора Навасардян Д.В. (л.д.10-14); объяснениями директора ГБУ ВО «ПП «Волго-Ахтубинская пойма» от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.18);договором аренды нежилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.37-38); договором № от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.40-45); соглашением к договору от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.46-49); актами об оказании услуг (л.д.50-60); приказом № от ДД.ММ.ГГГГ. «Об организации раздельного сбора отходов бумаги в ГБУ ВО «ПП «Волго-Ахтубинская пойма» (л.д.61); приложением к приказу (л.д.62);
Кроме этого, в ходе рассмотрения дела судьей, директор ГБУ ВО «ПП «Волго-Ахтубинская Пойма» ФИО1 не отрицала, что на момент проведения Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ. проверки, договор с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы, заключен не был.
Доводы директора ГБУ ВО «ПП «Волго-Ахтубинская пойма» ФИО1 о том, что на момент проведения проверки с региональным оператором велась переписка на предмет заключения договора, а также о том, что договор с региональным оператором был подписан ДД.ММ.ГГГГ., то есть сразу после проведения проверки, и срок его действия определен с 01.01.2019г., не могут служить основанием для освобождения юридического лица от ответственности, поскольку в силу положений ч. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" факт нарушения данного федерального закона на момент проведения проверки был установлен.
Фактически выявленное нарушение сводится к неисполнению ГБУ ВО «ПП «Волго-Ахтубинская пойма» положений Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», что подлежит квалификации по ст.8.2 КоАП РФ, как несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, утилизации и ином обращении с отходами производства и потребления.
Согласно п.20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Санкция ст.8.1 КоАП РФ, совершение которой инкриминируется ГБУ ВО «ПП «Волго-Ахтубинская пойма», устанавливает менее строгое наказание, нежели санкция 8.2 КоАП РФ, следовательно, в силу вышеназванному разъяснению, изложенному в п.20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5, переквалификация деяния, совершенного юридическим лицом, невозможна.
Оценив представленные доказательства, признавая их относимыми, допустимыми, достоверными и достаточными для рассмотрения дела по существу, суд приходит к выводу, что ГБУ ВО «ПП «Волго-Ахтубинская пойма» подлежит привлечению к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ.
Согласно ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с названным Кодексом.
Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Так, за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ предусмотрено наказание как в виде предупреждения, так и в виде административного штрафа.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность судом не установлено.
При назначении наказания, принимая во внимание степень общественной опасности совершённого правонарушения, обстоятельства его совершения, а также принятие юридическим лицом безотлагательных мер к устранению выявленного нарушения, считаю возможным назначить юридическому лицу ГБУ ВО «ПП «Волго-Ахтубинская пойма» административное наказание в виде предупреждения в пределах санкции ст.8.1 КоАП РФ.
Срок привлечения к административной ответственности не истек.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд
постановил:
Главное бюджетное учреждение Волгоградской области «Природный парк Волго-Ахтубинская Пойма», зарегистрированное по адресу: <адрес> признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначить административное наказание в виде предупреждения.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток в Волгоградский областной суд со дня вручения или получения копии постановления путем подачи жалобы через Среднеахтубинский районный суд Волгоградской области.
Постановление в окончательной форме изготовлено 15 января 2020 года
Судья: (подпись) Е.А. Соломенцева
Подлинник данного документа
подшит в деле № 5-1/2020,
которое находится в Среднеахтубинском райсуде Волгоградской области