ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1/20 от 20.01.2020 Калязинского районного суда (Тверская область)

Дело № 5-1/2020

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Калязин 20 января 2020 года

Судья Калязинского районного суда Тверской области Чупалаев С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении

Хохлова Сергея Николаевича, "__"__ __ г. рождения, уроженца <адрес>, гражданина РФ, образование среднее профессиональное, вдовец, имеет несовершеннолетнего ребенка, Глава КФХ (индивидуальный предприниматель), невоеннообязанный, зарегистрирован по адресу: <адрес>, фактически проживает по адресу: <адрес>, ранее не привлекавшегося к административной ответственности,

возбужденное по ч.2 ст.8.6 КоАП РФ, по факту порчи земли в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления,

установил:

07 ноября 2019 года старшим государственным инспектором отдела земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской области Ловля К.А. в отношении Хохлова С.Н. составлен протокол об административном правонарушении, в соответствии с которым по итогам аукциона от 04.12.2018г., победителем которых признан Хохлов С.Н., с последним заключен договор аренды № ___ от 15.12.2018г. на земельный участок с кадастровым № ___, площадью ....... га, находящегося в государственной собственности, расположенный по адресу: <адрес>.

Решением Калязинского районного суда Тверской области от 18.07.2019г., с учетом изменений, внесенных апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 24.10.2019г., исковое заявление прокурора Калязинского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Калязинского района Тверской области, Хохлову Сергею Николаевичу удовлетворено, постановлено:

-признать недействительными аукционы от 04.12.2018г. на право заключения договоров аренды земельных участков с кадастровыми № ___ и № ___;

- признать недействительным (ничтожным) договор аренды от 15 декабря 2018 года № ___, заключенный между администрацией Калязинского района и Хохловым С.Н. в отношении земельного участка площадью ....... кв.м., с кадастровым № ___, расположенного по адресу: <адрес>;

- признать недействительным (ничтожным) договор аренды от 15 декабря 2018 года № ___, заключенный между администрацией Калязинского района и Хохловым С.Н. в отношении земельного участка площадью ....... кв.м. с кадастровым № ___, расположенного по адресу: <адрес>, Нерльское сельское поселение;

- признать незаконными действия арендатора Хохлова С.Н. по рубке лесных насаждений на земельных участках с кадастровыми № ___ и № ___, расположенных по адресу: <адрес>;

- признать за муниципальным образованием «Калязинский район» право на распоряжение лесными насаждениями (древесиной) в объеме 4 795 штук, срубленными Хохловым С.Н. на земельных участках с кадастровыми № ___ и № ___;

- возложить на Хохлова С.Н. обязанность по очистке территории земельных участков с кадастровыми № ___ и № ___, расположенных по адресу: <адрес>, от порубочных остатков.

20 сентября 2019 года в 11 часов на земельном участке площадью ....... кв.м. с кадастровым № ___, расположенного по адресу: <адрес>, установлено механическое загрязнение почвы, состоящее из отходов сучьев, ветвей, вершинок от лесоразработок (классификация отходов - 1 52 110 01 21 5), отходов малоценной древесины - хворост, валежник, обломки стволов (классификация отходов -1 54 110 01 21 5) в виде двух захламлённых порубочных площадок, площадью ....... кв.м. (географические координаты № .......) и ....... кв.м. (географические координаты №....... Средняя высота загрязнения составляет 35 см., плотность свободная, возможность плодородного слоя - 17 см.

Согласно докладной записке заместителя председателя комитета по управлению муниципальным имуществом Калязинского района Тверской области Иванова А.Н. от 27.03.2019г. работы по вырубке лесных насаждений на земельном участке сельхозназначения с кадастровым № ___ производились в период с декабря 2018 года по март 2019 года Хохловым С.Н.

Таким образом, Хохлов С.Н. в период с декабря 2018 года по март 2019 года совершил административное правонарушение, выразившееся в порче земель в результате нарушения правил обращения с отходами производства и потребления части земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым № ___.

Действия Хохлова С.Н. должностным лицом Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской области квалифицированы по ч.2 ст.8.6 КоАП РФ - как совершение порчи земли в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.

Лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, - Хохлов С.Н. в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, об уважительности причин неявки судье не сообщил и не просил рассмотреть дело в его отсутствие либо об отложении судебного заседания.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, - старший государственный инспектор отдела земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской области Ловля К.А. в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

С целью соблюдения принципов разумности сроков судопроизводства судья счел возможным рассмотреть дело в отсутствие должностного лица Ловля К.А. и лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, - Хохлова С.Н.

Исследовав материалы дела, судья приходит к выводу, что факт совершения Хохловым С.Н. административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.6 КоАП РФ, по обстоятельствам дела нашло свое подтверждение в судебном заседании.

Согласно ч.2 ст.36 Конституции РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Понятие отходы производства и потребления определено в статье 1 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», согласно которому отходами производства и потребления являются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии настоящим Федеральным законом. В соответствии со ст.4.1 Закона № 89-ФЗ отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: 1 класс - чрезвычайно опасные отходы; 2 класс – высоко опасные отходы; 3 класс - умеренно опасные отходы; 4 класс – малоопасные отходы; 5 класс - практически неопасные отходы. Согласно Приказу Министерства природных ресурсов РФ от 18.07.2014г. № 445 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов» отходы сучьев, ветвей, вершинок от лесоразработок (1 52 110 01 21 5) отнесены к отходам 5 класса опасности. Согласно «ГОСТ 30772-2001 Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенному в действие Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28.12.2001г. № 607-ст, засорение среды агентами, оказывающими лишь механическое воздействие без физико-химических последствий, является механическим загрязнением (п.6.8). В силу ст.4 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

В соответствии со ст.51 Федерального закона от 10.01.2002г. №7 «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В соответствии с ч.1 и ч.2 ст.3 ЗК РФ, отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения) регулируются земельным законодательством; к земельным отношениям специальные федеральные законы применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.

Как следует из положений ст.12 ЗК РФ, целями охраны земель являются предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности.

Согласно ч.2 ст.13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

В силу ст.42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; не препятствовать организации - собственнику объекта системы газоснабжения, нефтепровода или нефтепродуктопровода либо уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту расположенных на земельных участках и (или) под поверхностью земельных участков объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов, по предупреждению чрезвычайных ситуаций, по ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

В силу ч.3 ст.76 ЗК РФ загрязнение является одним из видов порчи земли. Наличие состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.6 КоАП РФ (совершение порчи земли в результате нарушения правил обращения с иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления), а также вина Хохлова С.Н. в совершении данного административного правонарушения подтверждаются исследованными в ходе рассмотрения дела доказательствами, в том числе: - протоколом об административном правонарушении №04-20/1223 от 07.11.2019г., содержащим описание и обстоятельства совершения административного правонарушения (том 1, л.д.38-39); - копией обращения Министерства лесного хозяйства Тверской области к Управлению Россельхознадзора по Тверской области от 18.06.2019г. о вырубке и складировании древесины на земельных участках сельскохозяйственного назначения в <адрес> (том 1, л.д.3); - копией приказа №1159-ЗН заместителя руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской области от 09.07.2019г. о проведении с 09.07.2019г. по 26.07.2019г. мероприятий по государственному земельному надзору с целью проверки фактов нарушения земельного законодательства на землях сельскохозяйственного назначения, расположенных в районе <адрес> (том 1, л.д.7); - копией приказа №1345-ФЛ заместителя руководителя Управления Федральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской области от 08.08.2019г. о проведении мероприятий по земельному надзору с целью проверки фактов нарушения земельного законодательства на землях сельскохозяйственного назначения, расположенных в районе <адрес> (том 1, л.д.15-16); - актом планового (рейдового) осмотра, обследования №04-20/42 от 23.07.2019г., согласно которому выявлено совершение Хохловым С.Н. порчи земельного участка (том 1, л.д.9); - копией договора аренды, находящегося в государственной собственности земельного участка № ___ от 15.12.2018г., заключенного между администрацией Калязинского района Тверской области и Хохловым С.Н., согласно которому арендатор принял на себя обязательства добросовестно и эффективно использовать участок в соответствии с разрешенным использованием и условиями настоящего договора. Срок аренды земельного участка установлен с 15.12.2018г. по 15.12.2038г. (том 1, 17-19); - копией передаточного акта от 15.12.2018г., согласно которому Хохлов С.Н. принял на себя обязательства по договору аренды, находящегося в государственной собственности земельного участка № ___ от 15.12.2018г. (том 1, л.д.20); - копией выписки из ЕГРН от 07.07.2019г., согласно которой правообладателем земельного участка с кадастровым № ___ является Хохлов С.Н. (том 1, л.д.8); - копией акта проверки №04-20/339 от 20.09.2019г. с приложенными фотоматериалами, схемой фотофиксации, согласно которому установлено совершение Хохловым С.Н. порчи земли в результате нарушения правил обращения с отходами производства (том 1, л.д.30-33);

- выпиской из ЕГРИП от 24.07.2019г., согласно которой Хохлов С.Н. совершил порчу земли в результате нарушения правил обращения с отходами производства в качестве индивидуального предпринимателя (том 1, л.д.10-11);

- иными имеющимися в материалах дела доказательствами. Административное правонарушение индивидуальным предпринимателем Хохловым С.Н. совершено с прямым умыслом, поскольку он осознавал противоправный характер своих действий, что нашло свое подтверждение в судебном заседании исследованными доказательствами, анализ которых приведен выше.

При назначении административного наказания учитываются характер административного правонарушения, данные о личности правонарушителя, его имущественное положение, обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Обстоятельств, смягчающих либо отягчающих административную ответственность Хохлова С.Н., судьей не установлено.

Санкция ч.2 ст.8.6 КоАП РФ предусматривает собой наказание в виде административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

С учетом вышеизложенных обстоятельств, степени и характера общественной опасности совершенного правонарушения, отсутствия смягчающих и отягчающих обстоятельств судья полагает, что индивидуальному предпринимателю Хохлову С.Н. с учетом его имущественного положения следует назначить наказание в виде административного штрафа, поскольку с учетом характера деяния и данных о личности правонарушителя данное наказание с учетом всех обстоятельств по делу в достаточной степени обеспечивает реализацию задач административной ответственности.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

На основании изложенного, руководствуясь ст.8.6, 29.9.-29.11. Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

постановил:

Хохлова Сергея Николаевича признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей.

Сумма штрафа перечисляется на следующие реквизиты: получатель УФК по Тверской области (Управление Россельхознадзора по Тверской области) ИНН 6950076658, КПП 695001001, БИК 042809001, р/с40101810600000010005, ОКТМО 28701000001, КБК 08111607000016000140, Банк получателя отделении Тверь г.Тверь (протокол №04-20/1223).

Разъяснить, что в соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ. Сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом, привлеченным к административной ответственности, в банк или в иную кредитную организацию. При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 или 1.1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, изготавливают второй экземпляр указанного постановления и направляют его в течение десяти суток (а в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи, в течение одних суток) судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, составляет судебный пристав-исполнитель.

Постановление может быть обжаловано в Тверской областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления путём подачи жалобы через Калязинский районный суд Тверской области.

Судья С.С. Чупалаев