Дело № 5-1/2020
83RS0001-01-2019-001973-54
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о назначении административного наказания
24 января 2020 года г. Нарьян-Мар
Судья Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа Яровицына Д.А., рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <...>, зарегистрированного по адресу: Ненецкий автономный округ, <...>, занимающего должность директора автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Выстрел»,
установил:
прокуратурой Ненецкого автономного округа в связи с исполнением задания Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 25.09.2019 № 74/1-13-2019, на основании решения первого заместителя прокурора округа от 31.10.2019 № 143, в период с 31.10.2019 по 29.11.2019 в автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Выстрел» (далее - АНО ДПО «Выстрел») проведена проверка исполнения законодательства об охранной деятельности.
В ходе проверки было установлено, что директором АНО ДПО «Выстрел» ФИО1 грубо нарушены лицензионные требования, предъявляемые к организациям, осуществляющим образовательную деятельность по образовательной программе профессионального обучения для работы в качестве частного охранника «Программа профессиональной подготовки охранников», а именно:
- отсутствует часть образовательной программы профессионального обучения для работы в качестве частного охранника «Программа профессиональной подготовки охранников», по которой осуществлялось и завершилось обучение групп в периоды с 23.09.2019 по 09.10.2019, с 10.10.2019 по 23.10.2019, с 23.09.2019 по 08.11.2019, в виде таких компонентов образовательной программы как календарный учебный график, рабочие программы учебных дисциплин, итоговая аттестация, в том числе оценочный материал;
- отсутствует такой компонент образовательной программы профессионального обучения для работы в качестве частного охранника «Программа профессиональной подготовки охранников» как рабочие программы учебных дисциплин «Правовая подготовка», «Тактико- специальная подготовка», «Техническая подготовка», «Психологическая подготовка», «Огневая подготовка», «Использование специальных средств» «Первая помощь»,«Специальная физическая подготовка, а также календарный учебный график;
-содержание практической квалификационной работы по образовательной программе не определено образовательной организацией, экзаменационные билеты по проверке теоретических знаний по образовательной программе не разработаны и не утверждены руководителем организации, оценочный материал образовательной программы отсутствует.
- не осуществлен индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательной программы, а также хранение в архивах информации об этих результатах на бумажных и (или) электронных носителях, чем совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.
По результатам проверки заместителем прокурора Ненецкого автономного округа в отношении директора АНО ДПО «Выстрел» ФИО1 было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.
В судебное заседание ФИО1 не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом.
Защитник Ядринцева Э.А. наличие нарушений указанных в постановлении не оспаривает, указал на признание ФИО1 вины, пояснил, что выявленные нарушения в настоящее время устранены.
Заслушав защитника, заместителя начальника отдела по надзору за исполнением федерального законодательства Прокуратуры НАО, исследовав и оценив представленные доказательства, судья приходит к следующему.
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно примечанию к указанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций, несут административную ответственность как должностные лица.
Частью 3 ст. 19.20 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Согласно примечанию к указанной норме понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Статьей 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Федеральный закон № 99-ФЗ) установлено, что лицензия - это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
В соответствии с п. 40 ч.1 ст. 46 Федерального закона № 99-ФЗ образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года № 966 утверждено Положение о лицензировании образовательной деятельности (далее - Положение о лицензировании образовательной деятельности), которое устанавливает порядок лицензирования образовательной деятельности, осуществляемой образовательными организациями, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.
В соответствии с п.п. «г» п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности одним из лицензионных требований к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности является наличие разработанных и утвержденных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательных программ в соответствии со статьей 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Как следует из материалов дела, АНО ДПО «Выстрел» на основании лицензии № 120 от 27.07.2017 оказывает образовательные услуги по реализации образовательных программ по профессиональному обучению и дополнительному образованию.
АНО ДПО «Выстрел» реализуется программа профессионального обучения для работы в качестве частного охранника «Программа профессиональной подготовки охранников» - базовый курс для охранника 4 разряда - 98 часов, 5 разряда - 174 часа, 6 разряда - 266 часов (программа утверждена директором АНО ДПО «Выстрел» 05.03.2015).
Программа включает в себя учебный план Программы, тематические планы и программы учебных дисциплин, требования к итоговой аттестации и требования к уровню подготовки лиц, успешно освоивших Программу, включен раздел «Наличие специальной учебной базы», в котором указываются типы, виды и модели оружия и специальных средств, используемых в учебном процессе.
В соответствии с п. 9 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ) образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.
Согласно ч.5 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.
Уполномоченными федеральными государственными органами в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, разрабатываются и утверждаются примерные программы профессионального обучения или типовые программы профессионального обучения, в соответствии с которыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность, разрабатываются соответствующие программы профессионального обучения (ч.15 ст. 12 Закона).
На основании ч.1 ст. 15.2 Закон РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» профессиональное обучение для работы в качестве частных детективов, частных охранников и дополнительное профессиональное образование руководителей частных охранных организаций осуществляются в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения и дополнительным профессиональным программам.
Статьей 15.3 названного Закона определено, что типовые программы профессионального обучения для работы в качестве частных детективов и типовые программы профессионального обучения для работы в качестве частных охранников разрабатываются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования. Типовые дополнительные профессиональные программы для руководителей частных охранных организаций разрабатываются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.
Приказом МВД России от 25.08.2014 № 727 утверждены типовые программы профессионального обучения для работы в качестве частного охранника.
Так, согласно п. 5 типовой программы, программа включает в себя: примерный учебный план Программы, примерные тематические планы и примерные программы учебных дисциплин, требования к итоговой аттестации и требования к уровню подготовки лиц, успешно освоивших Программу. Дополнительно в Программу включается обязательный раздел «Наличие специальной учебной базы», в котором указываются типы, виды и модели оружия и специальных средств, используемых в учебном процессе образовательной организации.
В соответствии с п. 6 типовой программы, примерный учебный план Программы состоит из следующих дисциплин: правовая подготовка, тактико-специальная подготовка, техническая подготовка, психологическая подготовка, огневая подготовка, использование специальных средств, первая помощь, специальная физическая подготовка.
Вместе с тем, в нарушение требований п. 9 ст. 2, п. 7 ст. 4, ст. 12 Закона об образовании, п.п. «г» п. 6 Положения о лицензировании, установлено отсутствие у АНО ДПО «Выстрел» части образовательной программы профессионального обучения для работы в качестве частного охранника «Программа профессиональной подготовки охранников», по которой осуществлялось и завершилось обучение групп в периоды с 23.09.2019 по 09.10.2019, с 10.10.2019 по 23.10.2019, с 23.09.2019 по 08.11.2019, в виде таких компонентов образовательной программы как календарный учебный график, рабочие программы учебных дисциплин, итоговая аттестация, в том числе оценочный материал.
Кроме того, у АНО ДПО «Выстрел» отсутствует такой компонент образовательной программы профессионального обучения для работы в качестве частного охранника «Программа профессиональной подготовки охранников» как рабочие программы учебных дисциплин «Правовая подготовка», «Тактико- специальная подготовка», «Техническая подготовка», «Психологическая подготовка», «Огневая подготовка», «Использование специальных средств», «Первая помощь», «Специальная физическая подготовка», а также календарный учебный график.
В силу п.п. 7.1, 7.2, 7.4 типовой программы, по завершении профессионального обучения проводится итоговая аттестация в форме квалификационного экзамена, к которой допускаются обучающиеся, освоившие Программу в полном объеме. Квалификационный экзамен проводится образовательной организацией для определения соответствия полученных знаний, умений и навыков программе профессионального обучения и установления на этой основе лицам, прошедшим профессиональное обучение, квалификационных разрядов.
Квалификационный экзамен включает в себя практическую квалификационную работу и проверку теоретических знаний в пределах квалификационных требований, указанных в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартов, по соответствующим профессиям рабочих (должностям служащих). Содержание практической квалификационной работы определяется образовательной организацией, включает выполнение заданий по одной или нескольким учебным дисциплинам и выполняется в пределах времени освоения дисциплин.
Проверка теоретических знаний проводится с использованием экзаменационных билетов, разработанных образовательной организацией, осуществляющей профессиональное обучение охранников на основе данной Программы, и утвержденных руководителем образовательной организации. Проверка теоретических знаний может проводиться в форме тестирования.
Аналогичные положения закреплены в образовательной программе профессионального обучения для работы в качестве частного охранника «Программа профессиональной подготовки охранников», утвержденной 05.03.2015 директором АНО ДПО «Выстрел».
Однако, содержание практической квалификационной работы по образовательной программе не определено образовательной организацией, экзаменационные билеты по проверке теоретических знаний по образовательной программе не разработаны и не утверждены руководителем организации, оценочный материал образовательной программы отсутствует.
В соответствии с п.п. 11 ч. 3 ст. 28 Закона об образовании, к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится в том числе индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ и поощрений обучающихся, а также хранение в архивах информации об этих результатах и поощрениях на бумажных и (или) электронных носителях.
Вместе с тем, АНО ДПО «Выстрел» не осуществляется индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ и поощрений обучающихся, а также хранение в архивах информации об этих результатах и поощрениях на бумажных и (или) электронных носителях. Таким образом, не проведен учет часов, прочитанных в рамках образовательной программы профессионального обучения для работы в качестве частного охранника «Программа профессиональной подготовки охранников», реализованной Учреждением в период за 2018 - 2019 года, в том числе группам обучающихся с 23.09.2019 по 09.10.2019, с 10.10.2019 по 23.10.2019, с 23.09.2019 по 08.11.2019.
Согласно ч. 11 ст.19 Федерального закона № 99-ФЗ исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой, в частности, возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
В силу п. 9 Положения о лицензировании образовательной деятельности к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», в том числе нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "д", "ж" - "к" пункта 6 данного Положения.
На основании ч. 8 ст. 51 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ руководитель образовательной организации несет ответственность за руководство образовательной, научной, воспитательной работой и организационно-хозяйственной деятельностью образовательной организации.
Таким образом, с учетом вышеприведенных положений законодательства в области лицензирования, выявленные в ходе проверки в АНО ДПО «Выстрел», директором которого является ФИО1, нарушения являются грубыми нарушениями лицензионных требований.
Выявленные нарушения образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.
Вина ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, помимо постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 16.12.2019 подтверждается копией Устава АНО ДПО «Выстрел», копией лицензии от 27.07.2017 № 120, копией приказа директора АНО ДПО «Выстрел» от 25.03.2019 № 9л/с, копией решения от 22.03.2019 № 21 единственного учредителя АНО ДПО «Выстрел», копией решения о проведении проверки от 31.10.2019 № 143, рапортом : заместителя начальника отдела прокуратуры округа от 28.11.2019, копией программы профессионального обучения для работы в качестве охранника - «Программа профессиональной подготовки охранника», приказы о зачислении слушателей (формировании группы) в группы обучающихся по данной программе (е приложением) в периоды с 23.09.2019 по 09.10.2019 с 10.10.2019 по 23.10.2019, с 23.09.2019 по 08.11.2019, приказы о допуске указанных групп к итоговой аттестации (с приложением), протоколы итоговой аттестации указанных групп обучающихся, приказы об отчислении в связи с окончанием обучения (с приложением).
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ФИО1 составлено заместителем прокурора НАО и соответствует требованиям статей 28.1 и 28.4 КоАП РФ, нарушений требований закона при его составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в постановлении отражены.
За совершенное правонарушение ФИО1 подлежит административному наказанию.
Санкция ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ предусматривает наказание для должностных лиц в виде административного штрафа в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
При назначении ФИО1 административного наказания на основании положений ст. 4.1 КоАП РФ учитываю характер совершенного административного правонарушения, личность виновного.
Смягчающим административную ответственность ФИО1 обстоятельством является признание вины и устранение выявленных нарушений.
Обстоятельства, отягчающие административную ответственность не установлены.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, а также предусмотренных ст. 2.9 КоАП РФ, не установлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч.1 ст.4.5 КоАП РФ, не истек.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
постановил:
признать ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Административный штраф перечислить: УФК по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (Прокуратура Ненецкого автономного округа, л/с <***>), Код ОКТМО 1185100, расчетный счет №<***> в Отделение Архангельск г. Архангельск, ИНН <***>, БИК 041117001, КПП 298301001, наименование платежа: административный штраф, код бюджетной классификации КБК 41511690010016000140.
В силу ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.
В случае неуплаты административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом лицо, не уплатившее штраф, может быть подвергнуто административному наказанию по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ в виде штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Постановление может быть обжаловано в суд Ненецкого автономного округа в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья подпись Д.А.Яровицына
Постановление не вступило в законную силу __________2020года
Подлинный документ подшит в материалах дела № 5-1/2020 УИД 83RS0001-01-2019-001973-54, находящегося в производстве Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа