Дело № 5-1/2014
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
Санкт-Петербург 22 января 2014 года
Судья Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга Кондратьева Н.М., рассмотрев административный материал в отношении:
Общественной организации Санкт-Петербургского отделения Российского творческого Союза работников культуры (ИНН №, юридический и фактический адрес: Санкт-Петербург, <адрес>),
в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
06 октября 2013 года Санкт-Петербургское отделение Российского творческого Союза работников культуры в отсутствие согласования с КГИОП на объекте, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, наб. <адрес>-а, который является объектом культурного наследия федерального значения Сад Юсуповский в составе комплекса «Дворец Юсуповых», организовало и провело культурно-массовое мероприятие «Фестиваль грибов и ягод», разметив на газонах сада оборудование (генераторы) и транспорт, загоны для животных, торговые палатки, навесы и ограждения, установило на набивных дорожках сада мобильные туалетные кабины и кострище, рекламные носители, в том числе с креплением на насаждениях, на террасе Юсуповского дворца установило сцену для выступлений, имеющую диссонирующий с обликом указанного объекта культурного наследия внешний вид, чем совершило административное правонарушение, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.
Данное нарушение было выявлено представителями Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры 06 октября 2013 года в рамках мероприятий по контролю за объектом культурного наследия, в указанную дату составлен акт, и 23 октября 2013 года - протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.7.13 КоАП РФ.
В судебном заседании защитник Санкт-Петербургского отделения Российского творческого Союза работников культуры поддержала представленный ранее письменный отзыв, в котором указано на то, что Санкт-Петербургское отделение Российского творческого союза работников культуры не должно нести ответственность за нарушения, указанные в протоколе, поскольку являясь организатором ежегодного культурно-массового мероприятия «Фестиваль грибов и ягод», заблаговременно направило все необходимые для согласования документы, и получило согласование на проведение мероприятия. Также организация ссылалась на то обстоятельство, что не является надлежащим лицом, которое должно нести ответственность за нарушения, указанные в протоколе об административном правонарушении, поскольку в соответствии с Распоряжением губернатора Санкт-Петербурга от 09.12.2000 года № 1284-р и Распоряжением Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации Правительства Санкт-Петербурга от 01.04.2004 года № 48-р, обязанностю Отделения являлось лишь согласование с Комитетом по культуре и администрацией района мероприятия; место проведения мероприятия находится в оперативном управлении Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения ВПО «Петербургский государственный университет путей сообщения», с которым Отделением заключен договор № 815/9 от 17.09.2013 года на выполнение комплекса мероприятий по организации и обеспечению проведения мероприятий.
Представитель Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры в судебном заседании пояснил, что совершение Санкт-Петербургским отделением Российского творческого Союза работников культуры административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ было выявлено представителями Комитета в рамках осуществления ими осмотра объекта культурного наследия в целях контроля за его состоянием, в ходе которого были выявлены и зафиксированы в акте от 06.10.2013 года изменения облика объекта культурного наследия и в рассматриваемом случае к данным контрольным мероприятиям не применяются положения Закона № 294-ФЗ.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд считает, что вина Санкт-Петербургского отделения Российского творческого Союза работников культуры в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, подтверждается следующими доказательствами:
актом от 06.10.2013 года, из содержания которого следует, что представителями Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры произведен осмотр памятника во время проведения культурно-массового мероприятия «Фестиваль грибов и ягод» на территории объекта культурного наследия федерального значения «Сад Юсуповский» в составе комплекса «Дворец Юсуповых», проведенного вопреки отказа КГИОП от 30.09.2013 года № 2-11110, организатором указанного мероприятия является Санкт-Петербургское отделение Российского творческого Союза работников культуры, в результате указанного осмотра установлено, что в процессе проведения мероприятия на газонах сада размещено оборудование (генераторы) и транспорт, загоны для животных, многочисленные торговые палатки, навесы, ограждения, на набивных дорожках сада установлены мобильные туалетные кабины и кострище, рекламные носители установлены, в том числе с креплением на насаждениях, на террасе Юсуповского дворца установлена сцена для выступлений, имеющая диссонирующий с обликом объекта культурного наследия внешний вид. В соответствии с п. 4.15 действующего охранного обязательства № 5994 от 07.10.2005 года не допускается установка сезонных павильонов без согласования КГИОП и установка рекламоносителей на территории памятника;
фотофиксацией;
протоколом об административном правонарушении, который составлен в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ уполномоченным на то должностным лицом.
В соответствии с частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ нарушение требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением выявленных объектов культурного наследия, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия, за исключением выявленных объектов культурного наследия, либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением выявленных объектов культурного наследия, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.
Объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ, является нарушение требований сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением выявленных объектов культурного наследия, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия, за исключением выявленных объектов культурного наследия, либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением выявленных объектов культурного наследия. Субъективная сторона характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.
Из материалов дела следует, что объект, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, наб. <адрес>-а, является объектом культурного наследия федерального значения Сад Юсуповский в составе комплекса «Дворец Юсуповых». Постановлением Правительства РФ № 527 от 10.07.2001 года указанный объект включен в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в г. Санкт-Петербурге.
Таким образом, Сад Юсуповский в составе комплекса «Дворец Юсуповых» является объектом культурного наследия, на который распространяются требования по его сохранению, использованию и охране, обеспеченные, в том числе частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В соответствии с пунктом 1статьи 52 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ юридические лица осуществляют право пользования объектом культурного наследия, включенным в реестр, право пользования земельным участком или водным объектом, в пределах которых располагается объект археологического наследия, и право пользования выявленным объектом культурного наследия по своему усмотрению с учетом требований, установленных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами, если это не ухудшает состояние указанных объектов, не наносит вред окружающей историко-культурной и природной среде, а также не нарушает права и законные интересы других лиц.
При этом использование объекта культурного наследия с нарушением настоящего Федерального закона и законодательства субъектов Российской Федерации об охране и использовании объектов культурного наследия запрещается (п. 2 названной статьи).
Согласно ч. 3 ст. 52 ФЗ № 73-ФЗ объект культурного наследия, включенный в реестр, используется с обязательным выполнением следующих требований:
обеспечение неизменности облика и интерьера объекта культурного наследия в соответствии с особенностями данного объекта, послужившими основанием для включения объекта культурного наследия в реестр и являющимися предметом охраны данного объекта, описанным в его паспорте;
согласование в порядке, установленном пунктом 4 статьи 35 настоящего Федерального закона, осуществления проектирования и проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории объекта культурного наследия либо на земельном участке или водном объекте, в пределах которых располагается объект археологического наследия.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны выявленных объектов культурного наследия, объектов культурного наследия регионального и местного (муниципального) значения, которые расположены на территории Санкт-Петербурга регулируются положениями Закона Санкт-Петербурга от 12.07.2007 № 333-64 «Об охране объектов культурного наследия в Санкт-Петербурге». Согласно ст. 3 указанного Закона к компетенции Правительства Санкт-Петербурга относится, в частности, согласование установки (размещения) на объектах (выявленных объектах) культурного наследия, а также на их территориях носителей информации, а также совершения иных действий по переоборудованию и переустройству объектов (выявленных объектов) культурного наследия в рамках осуществления мероприятий по государственной охране объектов культурного наследия
В соответствии с положениями Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утвержденной приказом Министерства культуры СССР от 13.05.1986 N 203, недвижимые памятники истории и культуры могут быть использованы в хозяйственных и иных целях, если это не наносит ущерба сохранности памятников и не нарушает их историко-художественной ценности" (пункт 67); предприятия, учреждения и организации - пользователи памятников обязаны обеспечить пожарно-сторожевую охрану и соблюдение установленного договорами и обязательствами режима содержания и использования памятников (пункт 82).
В соответствие с п. 3.58-2 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 28.04.2004 № 651 «О Комитете по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры», КГИОП наделен полномочиями выдавать письменное задание и разрешение на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (консервации объекта культурного наследия, ремонту памятника, реставрации памятника или ансамбля, приспособлению объекта культурного наследия для современного использования) в соответствии с документацией, согласованной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Санкт-Петербурга.
Поскольку заказчиком и организатором культурно-массового мероприятия является Общественная организация Санкт-Петербургское отделение Российского творческого Союза работников культуры, заключившая 17.09.2013 года с ФГБОУ ВПО «Петербургский государственный университет путей сообщения» договор возмездного оказания услуг, предметом которого являлось выполнение комплекса услуг в целях организации, обслуживания, подготовки и проведения «Фестиваля ягод и грибов» на территории Юсуповского сада 05 и 06 октября 2013 года, в рамках которого исполнитель обязан был обеспечить техническую подготовку и проведение фестиваля, Общественная организация, как заказчик указанного культурно-массового мероприятия, должна была принять все меры по сохранению объекта культурного наследия федерального значения, в частности, получить информацию о статусе объекта и его предметах охраны, получить согласование с органом, наделенным полномочиями выдавать письменное разрешение на совершение действий по переоборудованию и переустройству объектов (выявленных объектов) культурного наследия, однако данные действия не совершила.
Таким образом, Общественной организации Санкт-Петербургского отделения Российского творческого Союза работников культуры при подготовке к проведению культурно-массового мероприятия, допущены нарушения требований сохранения, использования и государственной охраны объекта культурного наследия, что образует объективную сторону вменяемого административного правонарушения.
В соответствии с частями 1, 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Пунктом 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" предусмотрено, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из письменных пояснений законного представителя Общественной организации следует, организация не является лицом, за нарушения, указанные в протоколе, поскольку являясь организатором ежегодного культурно-массового мероприятия «Фестиваль грибов и ягод», заблаговременно направило все необходимые для согласования документы, и получило согласование на проведение мероприятия, место проведения мероприятия находится в оперативном управлении Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения ВПО «Петербургский государственный университет путей сообщения», с которым Отделением заключен договор № 815/9 от 17.09.2013 года на выполнение комплекса мероприятий по организации и обеспечению проведения мероприятий.
Вместе с тем, указанные доводы судом не принимаются, поскольку как указывалось выше, Общественная организация, как заказчик культурно-массового мероприятия, проведение которого осуществлялось на объекте культурного наследия, должна была принять все меры по сохранению объекта культурного наследия федерального значения.
Кроме того, сам факт заключения с ФГБОУ ВПО «Петербургский государственный университет путей сообщения» договора на обеспечение технической подготовки и проведения фестиваля, не свидетельствует о принятии заявителем всех необходимых мер по соблюдению требований о сохранении, использовании и охране объекта культурного наследия.
При изложенных обстоятельствах вина Общественной организации Санкт-Петербургского отделения Российского творческого Союза работников культуры в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ, доказана.
Согласно ст. 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В силу абз. 3 п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, при рассмотрении дела об административном правонарушении следует установить не только формальное сходство содеянного с признаками состава того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния (наличии либо отсутствии угрозы для личности, общества или государства).
Учитывая характер совершенного административного правонарушения и обстоятельства его совершения, а именно, что Общественная организация Санкт-Петербургского отделения Российского творческого Союза работников культуры направив в Комитет по культуре Санкт-Петербурга предприняла меры для согласования проведения культурно-массового мероприятия, получив от Комитета по культуре Санкт-Петербурга, Администрации Адмиралтейского района согласование проведения мероприятия в части культурной программы, учитывая, что отказ Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры в согласовании проведения культурно-массового мероприятия «Фестиваль грибов и ягод» на территории объекта культурного наследия федерального значения «Сад Юсуповых» был направлен Комитетом лишь в адрес администрации района, а также учитывая отсутствие доказательств того, что в результате проведения культурно-массового мероприятия объекту культурного наследия был причинен непоправимый ущерб, суд считает, что хотя действия Общественной организации формально и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, однако в результате деяния организации какого – либо ущерба законным правам и интересам других лиц причинено не было, и не было создано реальной угрозы причинения такого ущерба, что свидетельствует о малозначительности совершенного правонарушения, в связи с чем суд читает возможным освободить Общественную организацию Санкт-Петербургского отделения Российского творческого Союза работников культуры от административной ответственности и ограничиться устным замечанием в ее адрес.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 2.9, 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Общественную организацию Санкт-Петербургского отделения Российского творческого Союза работников культуры (ИНН №, юридический и фактический адрес: Санкт-Петербург, <адрес>) освободить от административной ответственности за совершенное административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, в связи с его малозначительностью, ограничившись устным замечанием в адрес Санкт-Петербургского отделения Российского творческого Союза работников культуры.
Постановление может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Судья