ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1/2014 от 28.02.2014 Кировского районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

Дело № 5-1/2014

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

 28 февраля 2014 года г.Красноярск

 Красноярский край

 Резолютивная часть постановления оглашена 26 февраля 2014 года.

 Судья Кировского районного суда г.Красноярска Красноярского края Чернов Вячеслав Иванович,

 с участием представителя юридического лица ФИО1, государственного инспектора г. Красноярска по пожарному надзору ФИО2, рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.5 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении Краевого государственного казенного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Красноярский детский дом № 1», юридический адрес <адрес>

 УСТАНОВИЛ:

 Согласно протоколу об административном правонарушении № 3338 от 07 ноября 2013 года Краевое государственное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Красноярский детский дом № 1» (далее по тексту КГКОУ «Красноярский детский дом № 1») повторно нарушило требования пожарной безопасности к эвакуационным путям и выходам, в частности п. 4.3.4, 4.2.2 "СП 1.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" а именно:

 - ограждение с перилами лестничной площадки 3-го этажа правой от центрального входа лестничной клетки выполнено высотой менее 1,2 метра,

 - ограждение с перилами лестничной площадки 3-го этажа левой от центрального входа лестничной клетки выполнено высотой менее 1,2 метра,

 - ограждение с перилами лестничных маршей на наклонных участках правой от центрального входа лестничной клетки выполнено высотой менее 1,2 метра,

 - ограждение с перилами лестничных маршей на наклонных участках левой от центрального входа лестничной клетки выполнено высотой менее 1,2 метра,

 - отсутствует второй эвакуационный выход, ведущий из подвального этажа непосредственно наружу при площади подвала более 300 кв.м..

 Представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ФИО1, вину юридического лица в совершении административного правонарушения, не признал, пояснили, что у детского дома не было объективной возможности устранить нарушения правил пожарной безопасности, в силу отсутствия необходимых денежных средств и надлежащего финансирования со стороны учредителя, являющегося распределителем бюджетных средств. Для устранения нарушений правил пожарной безопасности требуются значительные денежные средства, которые отсутствуют у детского дома. При наличии экономии сложившейся в результате проведения открытого аукциона по продуктам питания и мягкому инвентарю, были направлены ходатайства о перемещении бюджетных ассигнований на устранение нарушений правил пожарной безопасности, в связи с чем в настоящее время нарушения в части обустройства лестничных площадок и лестничных маршей ограждениями с перилами высотой 1.2 метра устранены.

   Выслушав представителя юридического лица, должностного лица, органа составившего протокол об административном правонарушении, изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам.

 В соответствии ст.ст. 6, 6.1 ФЗ «О пожарной безопасности»№ 69-ФЗ должностные лица федерального государственного пожарного надзора имеют право проводить проверки юридических лиц на предмет выявления нарушений пожарной безопасности.

 Согласно п. 4.3.4 "СП 1.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" (утв. Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 N 171) в редакции Изменения N 1, утв. Приказом МЧС РФ от 09.12.2010 N 639) при высоте лестниц более 45 см следует предусматривать ограждения высотой не менее 1,2 м с перилами.

 На основании п. 4.2.2. "СП 1.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" (утв. Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 N 171) не менее двух эвакуационных выходов должны иметь подвальные и цокольные этажи при площади более 300 кв.м или предназначенные для одновременного пребывания более 15 человек.

 Согласно ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

 Как установлено в судебном заседании постановлением от 17 января 2013 года № 4116, КГКОУ «Красноярский детский дом № 1» привлечёно к административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным выходам и путям эвакуации.

 С 22 октября 2013 года по 07 ноября 2013 года должностным лицом, уполномоченным осуществлять государственный пожарный надзор, проведена внеплановая проверка КГКОУ «Красноярский детский дом № 1», что подтверждается соответствующим распоряжением от 08 октября 2013 года, актом проверки от 07 ноября 2013 года.

 Из акта проверки от 07 ноября 2013 года № 2748, протокола об административном правонарушение от 07 ноября 2013 года № 3338, следует, что в КГКОУ «Красноярский детский дом № 1» выявлено нарушение п. 4.3.4, 4.2.2 "СП 1.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" заключающееся в отсутствии ограждения с перилами лестничной площадки 3-го этажа правой от центрального входа лестничной клетки, ограждения с перилами лестничной площадки 3-го этажа левой от центрального входа лестничной клетки, ограждения с перилами лестничных маршей на наклонных участках правой от центрального входа лестничной клетки, ограждения с перилами лестничных маршей на наклонных участках левой от центрального входа лестничной клетки, высотой 1,2 метра, а также в отсутствии второго эвакуационного выхода, ведущего из подвального этажа непосредственно наружу.

 Из пояснений представителя юридического лица, установлено, что причиной неисполнения противопожарных требований к эвакуационным выходам и путям эвакуации явилось отсутствие у КГКОУ «Красноярский детский дом № 1» денежных средств, обусловленное бездействием бюджетных распорядителей.

 Исходя из устава КГКОУ «Красноярский детский дом № 1» является бюджетным учреждением, источниками финансирования которого являются: собственные средства учредителя -Министерства образования и науки Красноярского края.

 Административный орган вопреки правилу презумпции невиновности не представил доказательств, того, что КГКОУ «Красноярский детский дом № 1» имел возможность оборудовать лестничные площади и лестничные марши третьего этажах ограждениями высотой 1,2 метра, а также подвальное помещение вторым эвакуационным выходом.

 Кроме того, исходя из п. 2 ч. 2 ст. 1 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ положения данного федерального закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны при применении и исполнении нормативных документов по пожарной безопасности.

 В силу ч. 3 ст. 4 названного федерального закона к нормативным документам по пожарной безопасности относятся, в частности документы, содержащие требования пожарной безопасности.

 Правила противопожарного режима в РФ, на нарушение которых ссылается административный орган, являются документом, содержащим требования пожарной безопасности.

 Таким образом, положения Технического регламента о требованиях пожарной безопасности обязательны для исполнения при применении Правил противопожарного режима в РФ.

 Исходя из ч. 4 ст. 4 Технического регламента в случае, если положениями регламента устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений технического регламента, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию до дня вступления в силу технического регламента, применяются ранее действовавшие требования.

 Как следует из выписки из единого государственного реестра объектов капитального строительства здание КГКОУ «Красноярский детский дом № 1» построено и введёно в эксплуатацию в 1957 г..

 На основании п.1.1, 1.3, 1.4 "СП 1.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" настоящий свод правил разработан в соответствии со статьей 89 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", является нормативным документом по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного применения и устанавливает требования к эвакуационным путям и выходам зданий, сооружений и строений.

 При изменении функционального назначения существующих зданий или отдельных помещений в них, а также при изменении объемно-планировочных и конструктивных решений должны применяться действующие нормативные документы в соответствии с новым назначением этих зданий или помещений.

 Настоящий свод правил может быть использован при разработке специальных технических условий на проектирование и строительство зданий.

 На основании п. 4.3.4 "СП 1.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" (в редакции действовавшей до 01 февраля 2011 года) при высоте лестниц более 45 см предусматривалось только наличие ограждений с перилами, не зависимо от их высоты.

 Кроме того, КГКОУ «Красноярский детский дом № 1» вменяется нарушение пунктов "СП 1.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утвержденных Приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. N 171 и введенных в силу с 01 мая 2009 года. Однако учитывая, что здание КГКОУ «Красноярский детский дом № 1» построено и введёно в эксплуатацию в 1957 году, тем самым к данному зданию не подлежат применению нормы, указанного выше Свода правил.

 Учитывая изложенное, привлечение КГКОУ «Красноярский детский дом № 1» к административной ответственности по ч. 5 ст. 20.4 КоАП РФ необоснованно, а потому производство по административному делу подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

 Руководствуясь ст. 24.5 КоАП РФ, ст. 29.9 КоАП РФ, судья

 ПОСТАНОВИЛ:

 Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.5 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении Краевого государственного казенного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Красноярский детский дом № 1», прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

 Постановление может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

 Судья

 Копия верна.

 Судья В.И. Чернов