ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1/2016 от 14.01.2016 Прибайкальского районного суда (Республика Бурятия)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административных правонарушениях

Прибайкальский районный суд Республики Бурятия в составе судьи Горковенко С.В., рассмотрев материалы об административных правонарушениях, предусмотренных ч.3 ст.18.15 КоАП РФ, в отношении ЗАО «Байкальская лесная компания», юридический адрес: <адрес>, фактический адрес: <адрес>,

установил:

ЗАО «Байкальская лесная компания», находящееся по адресу: <адрес>, расторгнув гражданско-правовые договоры с гражданами Эстонии М.Х., ДД.ММ.ГГГГ г.р., М.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Т.Т., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Э.Э., ДД.ММ.ГГГГ г.р., в нарушение п.8 ст.13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» в течение 3 рабочих дней с момента расторжения данных договоров (с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ включительно) не уведомил об этом Управление Федеральной миграционной службы России по <адрес> (далее по тексту – УФМС России по РБ), расположенный по адресу: <адрес>.

Так, ЗАО «Байкальская лесная компания» ДД.ММ.ГГГГ почтой направило в УФМС России по РБ уведомления, заполненные с использованием формы, которая утратила силу в связи с выходом приказа ФМС России от 08 декабря 2014 г. №640, в связи с чем УФМС России по РБ было возвращено ЗАО «Байкальская лесная компания» уведомление и разъяснены причины возврата. Уведомления по действующей форме, утвержденной приказом ФМС России от 08 декабря 2014 г. №640, ЗАО «Байкальская лесная компания» направлено почтой в УФМС России по РБ только ДД.ММ.ГГГГ

Указанные обстоятельства отражены в протоколах об административных правонарушениях , , , от ДД.ММ.ГГГГ, из которых усматривается наличие оснований для применения положений ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ, в связи с чем судом вынесено определение об объединении таких материалов и рассмотрении их в одном производстве с вынесением одного постановления.

При рассмотрения дела представитель ЗАО «Байкальская лесная компания» К.Н.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, пояснила, что уведомление о расторжении гражданско-правовых договоров с гражданами Эстонии было направлено в УФМС по РБ своевременно, но с использованием формы, утратившей силу, как только УФМС по РБ сообщило об этом, они направили уведомление по действующей форме. Поскольку сам факт уведомления УФМС был, считает, что действия не причинили какой-либо ущерб государству, последствия действий несоизмеримы с размером административного наказания за данное правонарушение, просит прекратить производство по делу в виду отсутствия состава правонарушения или признать правонарушение малозначительным.

Представитель Управления Федеральной миграционной службы России по РБ Б.В.А. пояснила, что события административных правонарушений, предусмотренных ч.3 ст.18.15 КоАП РФ, имели место в отношении каждого иностранного гражданина, правонарушения не являются малозначительными, наказание должно быть назначено за каждое правонарушение согласно ч. 1 ст. 4.4. КоАП РФ.

Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд находит доказанным наличие в действиях ЗАО «Байкальская лесная компания» составов административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.18.15 КоАП РФ – нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, о прекращении (расторжении) гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом.

В соответствии с п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.

Указанное уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

Форма и порядок подачи указанного уведомления (в том числе в электронном виде) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.

Приказом ФМС России от 08 декабря 2014 г. №640 внесены изменения в приказ ФМС России от 28 июня 2010 г. №147 «О формах и порядке уведомления Федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации», введена новая форма уведомления о прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином или лицом без гражданства.

События правонарушений, предусмотренных ч.3 ст.18.15 КоАП РФ, вина ЗАО «Байкальская лесная компания» подтверждается:

- протоколами об административных правонарушениях от ДД.ММ.ГГГГ, , , в отношении ЗАО «Байкальская лесная компания»,

- копиями уведомлений в адрес УФМС России по РБ о прекращении (расторжении) ДД.ММ.ГГГГ гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с гражданами Эстонии М.Х., ДД.ММ.ГГГГ г.р., М.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Т.Т., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Э.Э., ДД.ММ.ГГГГ г.р.,

- копией сопроводительного письма ЗАО «Байкальская лесная компания» от ДД.ММ.ГГГГ о направлении уведомлений на указанных иностранных граждан с отметкой о поступлении в УФМС России по РБ ДД.ММ.ГГГГ,

- копией письма УФМС России по РБ от ДД.ММ.ГГГГ о возвращении ЗАО «Байкальская лесная компания» без рассмотрения уведомлений на указанных иностранных граждан в связи с использованием формы, утратившей силу в связи с выходом приказа ФМС России от 08 декабря 2014 г. №640,

- копией письма ЗАО «Байкальская лесная компания» о направлении ДД.ММ.ГГГГ в адрес УФМС России по РБ уведомлений о прекращении (расторжении) гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданами Эстонии на новых бланках,

- копией описи вложения в ценное письмо от ЗАО «Байкальская лесная компания», согласно которой уведомления в адрес УФМС России по РБ направлены ДД.ММ.ГГГГ

Также судом исследованы копия сведений из ЕГРЮЛ в отношении ЗАО «Байкальская лесная компания», определения заместителя начальника ОИК УФМС России по РБ Т.В.В. от ДД.ММ.ГГГГ о направлении дел об административном правонарушении по подведомственности, определения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ о направлении дел об административном правонарушении по подсудности.

Довод представителя ЗАО «Байкальская лесная компания» К.Н.В. о том, что факт уведомления УФМС был, действия ЗАО «Байкальская лесная компания» не причинили какой-либо ущерб государству, последствия действий несоизмеримы с размером административного наказания за данное правонарушение, суд признает не состоятельным по следующим основаниям.

В момент расторжения ЗАО «Байкальская лесная компания» гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с гражданами Эстонии у ЗАО «Байкальская лесная компания» как у заказчика работ (услуг), привлекающего и использующего для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, была предусмотренная п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» обязанность уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты прекращения (расторжения) соответствующего договора.

Форма и порядок подачи указанного уведомления в рассматриваемый период времени была установлена приказом ФМС России от 08 декабря 2014 г. №640 путем внесения изменения в приказ ФМС России от 28 июня 2010 г. №147 «О формах и порядке уведомления Федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации», введена новая форма уведомления о прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином или лицом без гражданства.

Поскольку состав административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.18.15 КоАП РФ включает в себя нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, то использование ЗАО «Байкальская лесная компания» ненадлежащей формы при первоначальном уведомлении не может рассматриваться как исполнение предусмотренной п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» обязанности. Последующее направление ЗАО «Байкальская лесная компания» уведомлений с использованием формы, установленной приказом ФМС России от 08 декабря 2014 г. №640, было за пределами предусмотренного законом срока (не позднее трех рабочих дней с даты прекращения (расторжения) соответствующего договора).

Кроме того, состав указанного административного правонарушения не включает в себя наступление последствий в виде реального ущерба, является оконченным при нарушении лицом охраняемых законом правоотношений, возникающих в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности. В связи с чем оснований для прекращения производства по делу в виду отсутствия состава правонарушения не имеется.

Доводы представителя ЗАО «Байкальская лесная компания» К.Н.В. о малозначительности правонарушения суд признает необоснованными по следующим мотивам.

В соответствии со ст.3.1 КоАП РФ административное наказание применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. При применении ст.2.9 КоАП РФ субъективная сторона правонарушения, т.е. связанная с личностью привлекаемого к административной ответственности лица и его действиями, существенного значения не имеет, правонарушение должно быть малозначительным с объективной стороны, т.е. не причинять существенного вреда охраняемым законом интересам. В данном случае допущены правонарушения в области обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории РФ, установленная законом обязанность уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации надлежащим образом не исполнена, применение ст.2.9 КоАП будет противоречить установленным ст.3.1 КоАП РФ целям административного наказания.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ).

Согласно ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.

При этом, в силу ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ, при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) названного Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

Из материалов дел об административных правонарушениях усматривается, что ненадлежащее исполнение ЗАО «Байкальская лесная компания» установленной законом обязанности уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации было допущено при совершении одних действий в отношении всех граждан Эстонии, с которыми ЗАО «Байкальская лесная компания» ДД.ММ.ГГГГ были прекращены гражданско-правовые договоры. Так, уведомления в адрес УФМС России по РБ по недействующей форме были направлены с сопроводительным письмом ЗАО «Байкальская лесная компания» от ДД.ММ.ГГГГ, то есть одним действием, после возвращения указанных уведомлений ЗАО «Байкальская лесная компания» ДД.ММ.ГГГГ письмом направляет в адрес УФМС России по РБ уведомления о прекращении (расторжении) гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданами Эстонии на новых бланках, то есть одним действием. Нарушение ЗАО «Байкальская лесная компания» предусмотренного законом срока подачи уведомления по соответствующей форме, который не должен превышать трех рабочих дней с даты прекращения (расторжения) соответствующего договора (с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ включительно), было допущено в результате бездействия.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч.3 ст. 18.15 КоАП РФ, возбужденных УФМС России по РБ в отношении ЗАО «Байкальская лесная компания» по результатам проверки сведений, указанных работодателями в уведомлениях о заключении/расторжении договоров с иностранными гражданами, в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 23.1, ст. 29.5 названного Кодекса, подведомственно одному и тому же судье.

Следовательно, ЗАО «Байкальская лесная компания», совершив в результате одного действия (бездействия) административные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена ч.3 ст. 18.15 КоАП РФ, рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, подлежит привлечению за данные правонарушения к административной ответственности с назначением одного административного наказания в пределах санкции ч.3 ст. 18.15 КоАП РФ.

При этом суд находит, что пункт 2 примечания к ст. 18.15 КоАП РФ не исключает применение в отношении ЗАО «Байкальская лесная компания» положений ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ, поскольку в силу пункта 1 примечания к ст. 18.15 КоАП РФ в целях настоящей статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства. ЗАО «Байкальская лесная компания» правонарушения совершены после расторжения гражданско-правовых договоров с иностранными гражданами и не влияют на законность привлечения этих иностранных граждан к трудовой деятельности в Российской Федерации, то есть на законность их допуска в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина.

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность ЗАО «Байкальская лесная компания», судом не установлено. При назначении наказания суд также учитывает характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение.

Учитывая указанные обстоятельства, положения ч. 2, 3 ст. 4.4. КоАП РФ, суд находит возможным не применять в отношении ЗАО «Байкальская лесная компания» административное приостановление деятельности, назначив административное наказание в виде штрафа в пределах санкции ч.3 ст. 18.15 КоАП РФ, поскольку приходит к выводу, что данный вид наказания достигнет предусмотренную ст. 3.1 КоАП РФ цель административного наказания – предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.18.15, 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд

постановил:

ЗАО «Байкальская лесная компания» признать виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч.3 ст.18.15, ч.3 ст.18.15, ч.3 ст.18.15, ч.3 ст.18.15 КоАП РФ, на основании ч.2 ст. 4.4 КоАП РФ назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 400000 руб.

ЗАО «Байкальская лесная компания» не позднее 60 дней со дня вступления постановления в законную силу (ч.1 ст. 32.2 КоАП РФ) перечислить штраф на счет ГРКЦ НБ Республики Бурятия Банка России г. Улан-Удэ БИК 048142001, р/с 40101810600000010002, получатель УФК по РБ (Управление ФМС России по Республике Бурятия) ИНН 0326029742, КПП 032601001, ОКТМО 81642000, КБК 19211640000016020140 назначение платежа - административный штраф.

Разъяснить правонарушителю, что квитанция об уплате штрафа должна быть предъявлена в суд. При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении срока судья направляет в течение трех суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренным законодательством. Кроме того, судебный пристав-исполнитель составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф, и санкция данной статьи предусматривает наказание в виде административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до 15 суток.

Постановление может быть обжаловано в Верховный суд РБ в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья . Горковенко С.В.