ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1/2016 от 15.01.2016 Онежского городского суда (Архангельская область)

Дело № 5-1/2016

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

о назначении административного наказания

город Онега

15 января 2016 года

Судья Онежского городского суда Архангельской области Жирков В.Н., рассмотрев административный материал в отношении ГБУЗ Архангельской области «Онежская центральная районная больница», привлекаемого к административной ответственности по ч.1 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

<Дата> консультантом отдела лицензирования в сфере здравоохранения и контроля качества и безопасности медицинской деятельности управления модернизации и стратегического развития министерства здравоохранения Архангельской области ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении ГБУЗ Архангельской области «Онежская центральная районная больница».

Определением мирового судьи судебного участка № 1 Онежского судебного района Архангельской области от <Дата> протокол об административном правонарушении в отношении ГБУЗ АО «Онежская центральная районная больница» направлен по подведомственности в Онежский городской суд Архангельской области.

Представитель ГБУЗ АО «Онежская центральная районная больница», представитель Министерства здравоохранения Архангельской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

В соответствии с п.2 ст.25.1 КоАП РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Изучив материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

В период с <Дата> по <Дата> Онежской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере обращения лекарственных средств и лицензирования в ГБУЗ Архангельской области «Онежская ЦРБ».

В ходе проверки зафиксировано административное правонарушение – осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубыми нарушениями лицензионных требований, за которое предусмотрена административная ответственность в соответствии с ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ.

Часть 1 ст. 19.20 КоАП РФ предусматривает осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна). Санкция статьи предусматривает предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно протокола об административном правонарушении от <Дата> установлено, что действия ГБУЗ Архангельской области «Онежская ЦРБ» квалифицированы по части 1 ст. 19.20 КоАП РФ, при этом квалификация содеянного фактически изложена по части 3 ст.19.20 КоАП РФ, как - осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубыми нарушениями лицензионных требований.

Норма части 3 ст. 19.20 КоАП РФ предусматривает осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна). Санкция части 3 предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Архангельской области «Онежская центральная районная больница» осуществляет фармацевтическую деятельность на основании действующей лицензии № ЛО-29-02-000459 от <Дата>, предоставленной Министерством здравоохранения <Адрес> бессрочно.

В ходе проверки обособленных структурных подразделениях ГБУЗ <Адрес> «Онежская ЦРБ» Онежской межрайонной прокуратурой в производственной аптеке с правом изготовления асептических лекарственных препаратов, расположенной по адресу: <Адрес> выявлены факты нарушение правил хранения лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденных приказом Минздравсоцразвития РФ от <Дата>...Н «Об утверждении правил хранения лекарственных средств»:

- допускается хранение лекарственных средств для медицинского применения в помещениях не оборудованных приборами для регистрации параметров воздуха, позволяющих обеспечить хранение лекарственных средств в соответствии с указанными на первичной и вторичной упаковке требованиями производителей лекарственных средств к хранению, (нарушение п.7 приказа ...Н).

- некоторые партии лекарственных средств не идентифицированы с помощью стеллажной карты, содержащей информацию о хранящемся лекарственном средстве (наименование, форма выпуска и дозировка, номер серии, срок годности, производитель лекарственного средства) (нарушение п.п. 3 п. 10 приказа ...Н).

Нарушение правил хранения лекарственных препаратов является нарушением лицензионных требований, определенных подпунктами «з» п. 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата>..., а так же требований части 2 статьи 58 Федерального закона от <Дата> № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств».

Согласно примечания, содержащегося в норме ст.19.20 КоАП РФ, понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Указанные в протоколе нарушения, в соответствии с п. 6 Постановления Правительства Российской Федерации от <Дата>..., отнесены к грубым нарушениям, и могли повлечь за собой: возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровья граждан.

Указанные нарушения влекут за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от <Дата> N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон от <Дата> N 99-ФЗ) медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.

Пунктом 6 Положения о лицензировании медицинской деятельности предусмотрено, что осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Под грубым нарушением лицензионных требований понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктами "а", "б" и "в(1)" пункта 5 указанного Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Частью 11 статьи 19 Федерального закона от <Дата> N 99-ФЗ определено, что исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:

1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.

Согласно подпункту "и" пункта 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности одним из лицензионных требований, предъявляемых к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности, является наличие внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

- Исходя из содержания протокола об административном правонарушении, ГБУЗ Архангельской области «Онежская ЦРБ» вменяется нарушение правил хранения лекарственных препаратов для медицинского применения, что является нарушением лицензионных требований, определенных пп. «з» п.5 Положения.

Согласно подпункту «з» пункта 5 Положения о лицензировании фармакологической деятельности, лицензиат для осуществления фармацевтической деятельности должен соответствовать следующим лицензионным требованиям: соблюдение лицензиатом, осуществляющим хранение лекарственных средств для медицинского применения, - правил хранения лекарственных средств для медицинского применения.

При этом, исходя из квалификации содеянного, изложенного в протоколе об административном правонарушении – осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубыми нарушениями лицензионных требований, за которое предусмотрена административная ответственность в соответствии с ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, с указанием в протоколе об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.20 КоАП РФ, по существу носит характер опечатки, поскольку квалификация содеянного указано в соответствии с ч.3 ст.19.20 КоАП РФ – как осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

В силу п. 6 Положением о лицензировании медицинской, утвержденного Постановлением Правительства РФ от <Дата> N 291, под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктами "а", "б" и "в(1)" пункта 5 данного Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона от <Дата> N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

С учетом изложенных обстоятельств, нарушение ГБУЗ Архангельской области «Онежская ЦРБ» правил хранения лекарственных средств, при обстоятельствах, указанных в протоколе об административном правонарушении образует объективную сторону состава административного правонарушения, квалифицируемого по ч.3 ст.19.20 КоАП РФ.

Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна) образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.

Согласно примечанию к ст. 19.20 КоАП РФ, понятие грубого нарушения условий лицензии устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Согласно п. 6 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от <Дата> N 291, под грубым нарушением лицензионных требований понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных п. 4 и п. п. "а", "б", "в(1)" п. 5 данного Положения, повлекшее за собой последствия, установленные ч. 11 ст. 19 Федерального закона от <Дата> N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Частью 11 ст. 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в редакции Федерального закона от <Дата> N 519) установлено, что к грубым нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой: возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан; человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух или более граждан, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан.

В соответствии с п. 6 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от <Дата> N 1081 (в редакции от <Дата> N 342, действующей на момент совершения административного правонарушения), осуществление фармацевтической деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством РФ. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами "а" - "з" пункта 5 данного Положения.

В силу п. п. "ж, з" п. 5 указанного Положения, лицензиат для осуществления фармацевтической деятельности должен соблюдать требования ст. 57 Федерального закона от <Дата> N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", а также Правил хранения лекарственных средств для медицинского применения.

Согласно ч. 2 ст. 58 Федерального закона от <Дата> N 61-ФЗ (в редакции Федерального закона от <Дата> N 34-ФЗ, действующей на момент совершения административного правонарушения), правила хранения лекарственных средств утверждаются соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Пунктом 32 приказа Министерства здравоохранения РФ от <Дата> N 706н "Об утверждении правил хранения лекарственных средств" (в редакции от <Дата> N 1221н) установлено, что хранение лекарственных средств, требующих защиты от воздействия повышенной температуры (термолабильные лекарственные средства), организации и индивидуальные предприниматели должны осуществлять в соответствии с температурным режимом, указанным на первичной и вторичной (потребительской) упаковке лекарственного средства в соответствии с требованиями нормативной документации.

В соответствии с п. 7 приказа Министерства здравоохранения РФ от <Дата> N 706н, помещения для хранения лекарственных средств должны быть оснащены приборами для регистрации параметров воздуха (термометрами, гигрометрами (электронными гигрометрами) или психрометрами).

Обстоятельства совершения административного правонарушения подтверждаются следующими доказательствами: актом проверки исполнения федерального законодательства от <Дата>, сообщением Онежской межрайонной прокуратуры, приказом от <Дата> «Об организации хранения лекарственных средств и изделий медицинского назначения в МУЗ «Онежская ЦРБ», актом проверки от <Дата>.

В силу ст. 18 Федерального закона от <Дата> N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" (в редакции Федерального закона от <Дата> N 78-ФЗ, действующей на момент совершения административного правонарушения), каждый имеет право на охрану здоровья, которое обеспечивается производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощи.

При рассмотрении дела об административном правонарушении судом установлены все фактические и юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, материалами дела, оцененными в соответствии с правилами ст. 26.11 КоАП РФ, установлена вина ГБУЗ Архангельской области «Онежская ЦРБ» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.

Представитель ГБУЗ АО «Онежская ЦРБ» в судебном заседании не оспаривая вину и квалификацию содеянного по ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, просит уменьшить размер административного штрафа, полагая санкцию несоразмерной, поскольку никаких вредных последствий и ущерба не наступило.

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ), отягчающих и смягчающих обстоятельств не имеется.

Обстоятельств влекущих признание содеянного правонарушения малозначительным не установлено.

Обстоятельств, исключающих производство по делу, а также оснований для освобождения от административной ответственности, не имеется.

Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не истек.

При таких обстоятельствах целесообразно назначить ГБУЗ АО «Онежская центральная районная больница» административное наказание в виде административного штрафа. Применение административного наказания в виде административного приостановления деятельности юридического лица считает нецелесообразным.

Согласно части 1 статьи 3.1 КоАП РФ административный штраф является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Соответственно, устанавливаемые данным Кодексом размеры административных штрафов должны соотноситься с характером и степенью общественной опасности административных правонарушений и обладать разумным сдерживающим эффектом, необходимым для соблюдения находящихся под защитой административно-деликтного законодательства запретов. В противном случае применение административной ответственности не будет отвечать предназначению государственного принуждения, которое, по смыслу статей 1 (часть 1), 2, 17 (часть 3), 18 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, должно заключаться главным образом в превентивном использовании соответствующих юридических средств для защиты прав и свобод человека и гражданина, иных конституционно признаваемых ценностей гражданского общества и правового государства.

Согласно Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от <Дата> N 4-П, поскольку вытекающие из Конституции Российской Федерации и общих принципов права критерии (дифференцированность, соразмерность, справедливость), которым должны отвечать санкции за административные правонарушения, и, соответственно, сформулированные на их основе в настоящем Постановлении требования к минимальным размерам административных штрафов, устанавливаемых для юридических лиц за конкретные административные правонарушения, распространяются и на иные - не являвшиеся предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации по настоящему делу - положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, внесение в данный Кодекс изменений, вытекающих из настоящего Постановления, должно быть направлено на исключение возможности чрезмерного ограничения экономической свободы и права собственности юридических лиц при их привлечении к административной ответственности и за другие административные правонарушения, минимальные размеры административных штрафов за которые сопоставимы с теми, что установлены законоположениями, признанными настоящим Постановлением не соответствующими Конституции Российской Федерации, т.е. по крайней мере составляют сто тысяч рублей и более.

Минимальный размер административного штрафа, предусмотренный санкцией ч.3 ст.19.20 КоАП РФ налагаемый на юридических лиц составляет сто пятьдесят тысяч рублей.

Федеральным законом от <Дата> N 515-ФЗ "О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" реализовано Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от <Дата> N 4-П, предусматривающее возможность назначения административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкциями соответствующих норм КоАП РФ, ст. 4.1 КоАП РФ дополнена, в частности, частями 3.2 и 3.3.

В соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Согласно ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с ч. 3.2 размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

При таких обстоятельствах назначение ГБУЗ <Адрес> «Онежская ЦРБ» административного наказания в виде административного штрафа в размере ... рублей, предусмотренном санкцией ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, не будет соответствовать характеру совершенного административного правонарушения, а также характеру осуществляемой бюджетным учреждением здравоохранения деятельности и может повлечь избыточное ограничение прав бюджетного учреждения здравоохранения, что с учетом конкретных обстоятельств дела позволяет снизить размер административного наказания ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, но до размера не менее половины минимального размера.

На основании изложенного, учитывая характер и все обстоятельства совершенного правонарушения, руководствуясь ст. ст. 3.1, 4.1, 26.1, 29.7, 29.9-29.11 КоАП РФ, судья

постановил:

признать Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Архангельской области «Онежская центральная районная больница» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере ...) рублей.

Административный штраф перечислить: УФК по <Адрес> и Ненецкому автономному округу (министерство здравоохранения <Адрес>); р/с ...; лицевой счёт ..., наименование банка получателя – отделение Архангельск; БИК банка получателя ...; КПП администратора ... ИНН ... код ОКТМО 11701000; КБК 06....

В силу ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ.

В случае неуплаты штрафа в шестидесятидневный срок со дня вступления данного постановления в законную силу лицо, не уплатившее штраф, может быть подвергнуто административному наказанию по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ в виде штрафа в сумме, вдвое превышающей размер неуплаченного штрафа.

Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, предложить направить в канцелярию Онежского городского суда Архангельской области.

Постановление может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение 10 суток со дня его получения или вручения через Онежский городской суд, либо непосредственно в суд, уполномоченный рассматривать жалобу.

Судья В.Н. Жирков

<Адрес>

<Адрес>