Административное дело № 5-1/2016
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
15 января 2016 года пос.Депутатский
Усть-Янский районный суд Республики Саха(Якутия) в составе председательствующего судьи Винокурова С.С., с участием зам.прокурора Усть-Янского района ФИО1, представителя должностного лица ФИО23., при секретаре Слепцовой Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело в отношении главы Муниципального образования «Усть-Янский улус(район)» ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженца .........., .........., зарегистрированного и проживающего по адресу (адрес), в совершении административного правонарушения предусмотренной ч.1 ст.15.15.5 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Прокуратурой Усть-Янского района во исполнение Плана работы на второе полугодие 2015 года в период времени с .......... до .......... часов ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка в администрации муниципального образования «Усть-Янский улус (район)» Республики Саха (Якутия), расположенной по адресу: (адрес), исполнения бюджетного законодательства при реализации муниципальных программ, государственных программ Республики Саха (Якутия). Была выявлено, что распоряжением главы муниципального образования «Усть-Янский улус (район)» Республики Саха (Якутия) № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок расходования средств, для предоставления субсидии (гранта) на реализацию долгосрочной муниципальной целевой программы «Развитие предпринимательства и туризма в Усть-Янском улусе на 2013-2016 годы» (далее по тексту - Порядок). Согласно Соглашению № от ДД.ММ.ГГГГ Министерством по делам предпринимательства и развития туризма Республики Саха (Якутия) и Администрацией МО «Усть-Янский улус (район)» из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) муниципальному бюджету МО «Усть-Янский улус (район)» на муниципальную поддержку малого и среднего предпринимательства выделена субсидия в сумме .......... рублей. Распоряжениями главы МО «Усть-Янский улус (район)» ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, первого заместителя главы МО «Усть-Янский улус (район)» ФИО25 от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, в 2014 году получили поддержку следующие субъекты малого и среднего предпринимательства:
1) ФИО26 - .......... рублей;
2) ФИО27 – .......... рублей;
3) ФИО28 – .......... рублей;
4) ФИО29 – .......... рублей;
5) ООО «..........» - .......... рублей;
6) ООО «..........» - .......... рублей;
7) ФИО32 – .......... рублей, .......... рублей;
8) ФИО33 – .......... рублей, .......... рублей, .......... рублей;
9) ФИО34 – .......... рублей;
10) ФИО35 – .......... рублей;
11) ФИО36 – .......... рублей;
12) ФИО37 – .......... рублей;
13) ФИО38 – .......... рублей;
14) ООО «..........» - .......... рублей;
15) ФИО39 – .......... рублей;
16) ФИО40 – .......... рублей.
что также подтверждается реестром субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки.
Проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что вопреки положениям ст.ст.34, 78 Бюджетного кодекса РФ, п.2 ч.5 ст.14 Федерального закона № 209-ФЗ, п.п.2.2.5., подп.12 п.2.3.1 Порядка, администрацией МО «Усть-Янский улус (район)» поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства – ФИО26., ФИО27., ФИО28., ФИО29., ООО «..........», ООО «..........», ФИО32., ФИО33., ФИО34., ФИО35., ФИО36., ФИО38., ФИО39., в виде субсидий, предоставлена в отсутствие документов, подтверждающих понесенные расходы, т.е. главным распорядителем бюджетных средств нарушены условия предоставления субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.
В соответствии со статье 6 Бюджетного кодекса РФ, главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Глава муниципального образования «Усть-Янский улус (район)» ФИО2, является высшим должностным лицом муниципального образования «Усть-Янский улус (район)» (решение Территориальной избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ№ «О результатах выборов главы муниципального образования «Усть-Янский улус (район)»).
Таким образом, ФИО2, являясь главой муниципального образования «Усть-Янский улус (район)», действуя в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом муниципального образования «Усть-Янский улус (район)» был уполномочен принимать решения о предоставлении субсидий вышеуказанным субъектам малого и среднего предпринимательства.
При таких обстоятельствах, действия главы МО «Усть-Янский улус (район)» ФИО2, квалифицируются по ч. 1 ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицом условий их предоставления.
В ходе судебного заседания зам.прокурора района ФИО1 просит суд привлечь главу главы Муниципального образования «Усть-Янский улус(район)» ФИО2 к административной ответственности по ч.1 ст.15.15.5 КоАП РФ.
Представитель должностного лица ФИО23 представляющего интересы главы муниципального образования «Усть-Янский улус (район)» Республики Саха (Якутия) ФИО2 на основании доверенности, выданного ДД.ММ.ГГГГ№ сроком действия на 1 год, показал, что не согласен с постановлением о возбуждении административного дела в отношении главы района ФИО2, указанные нарушений указанные прокурором не обоснованные, все действия по выделению субсидий на поддержку малого среднего предпринимательства были проведены в рамках установленного законодательства.
Суд выслушав мнение участвующий сторон, изучив представленные материалы, приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 17 Федерального закона № 209-ФЗ от 24.07.2007 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий, по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
При этом, в силу п.2 ч.5 ст.14 Федерального закона № 209-ФЗ в случае, если не выполнены условия оказания поддержки, в оказании поддержки должно быть отказано.
Согласно ст.34 Бюджетного кодекса РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
В соответствии со ст.78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.В соответствии с частью 2 статьи 22 Устава муниципального образования «Усть-Янский улус (район)» Республики Саха (Якутия) (далее по тексту – Устав) улусной (районной) администрацией руководит глава улуса (района) на принципах единоначалия.
В силу пункта 12 части 1 статьи 34 Устава глава улуса (района) по управлению улусной (районной) администрацией обладает полномочием по осуществлению функции распорядителя бюджетных средств муниципального образования.
Так, В соответствии с пунктом 1.4. Порядка установлено, что отбор получателей субсидий проводит администрация МО «Усть-Янский улус (район)».
Согласно положениям п.2.2.5 Порядка, гранты предоставляются на возмещение произведенных и документально подтвержденных расходов на реализацию проекта при условии софинансирования начинающим субъектам малого предпринимательства расходов на реализацию проекта в размере не менее 15% от размера получаемого гранта.
При этом, в силу подпункта 12 пункта 2.3.1. Порядка, для получения субсидии, в администрацию МО «Усть-Янский улус (район)» предоставляется, в том числе документ, подтверждающий понесенные расходы.
Контроль за достоверностью сведений, предоставляемых претендентом на получение гранта (субсидии) осуществляет администрация МО «Усть-Янский улус (район)» (пункт 2.3.3. Порядка).
Согласно Соглашению № от ДД.ММ.ГГГГ Министерством по делам предпринимательства и развития туризма Республики Саха (Якутия) и Администрацией МО «Усть-Янский улус (район)» из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) муниципальному бюджету МО «Усть-Янский улус (район)» на муниципальную поддержку малого и среднего предпринимательства выделена субсидия в сумме .......... рублей. Из местного бюджета по софинансированию на указанные цели выделены денежные средства в сумме .......... рублей.
В ч. 2. ст. 14 ФЗ № 209-ФЗ указано, что при обращении субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки субъекты малого и среднего предпринимательства должны представить документы, подтверждающие их соответствие условиям, установленным статьей 4 настоящего Федерального закона, и условиям, предусмотренным федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Пунктами 1 и 2 ч. 5 ст. 14 ФЗ № 209-ФЗ предусмотрено, что в оказании поддержки должно быть отказано в случае, если: не представлены документы, определенные соответствующими федеральными программами развития малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития малого и среднего предпринимательства или представлены недостоверные сведения и документы; не выполнены условия оказания поддержки.
В ходе проведенного прокуратурой Усть-Янского района проверки установлено, что в нарушение требований ст.34, 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п.2 ч.5 ст.14 ФЗ № 209-ФЗ, п.п.2.2.5, подп.2.3.1 Порядка, не соблюдены условия и порядка предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства..
Выявленные нарушения подтверждаются материалами проверки, в том числе постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении, актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, объяснением заместителя главы МО «Усть-Янский улус (район)» ФИО53 от ДД.ММ.ГГГГ, ответом Управделами МО «Усть-Янский улус(район)» ФИО54 о принятии мер дисциплинарного характера в отношении членов Координационного совета в области развития предпринимательства МО «Усть-Янский улус(район)» за выявленные нарушения при выделении субсидий предпринимателям, объяснениями ФИО26., ФИО39., и другими материалами дела в их совокупности.
Возражения представителя должностного лица ФИО23 об отсутствии состава административного правонарушения, суд считает не состоятельными, так на момент прокурорской проверки должностное лицо-глава Усть-Янского района, через своего представителя действующего по доверенности ФИО53 показал, что нарушение стало возможным ввиду того, что у начинающих предпринимателей отсутствуют стартовые капиталы, субсидия называется поддержка начинающим предпринимателям. В связи с чем, комиссия сочла необязательным предоставление ими подтверждающих понесенные расходы документов. Подпункт 12 пункта 2.3.1. Порядка был утвержден без учета данных обстоятельств. Своевременно изменить либо исключить данный пункт не успели.
Ссылка представителя лица, привлекаемого к административной ответственности ФИО23 об имеющейся описки вместо 5.2.5 должно быть 2.2.5 в Порядке суд считает не состоятельными, по причине, что документ прошел соответствующую контрольную проверку и принят на исполнение; в части отсутствия претензии со стороны Министерства по делам предпринимательства и развития туризма РС(Я) к главе района, суд считает также несостоятельными т.к. данные обстоятельства не является препятствием для проведения прокурорской проверки по использованию ответственным должностным лицом, средств субвенций и субсидий.
При рассмотрении административного дела суд учитывает, что представитель должностного лица ФИО23 признал факт нарушения выделения со стороны главным распорядителем – главой МО «Усть-Янский улус(район)» субсидий в отношении предпринимателей ФИО27., ФИО29., ФИО32., ФИО35., ФИО36., ФИО38
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч.1 статьей 15.15.5 КоАП РФ, состоит в нарушении главным распорядителем бюджетных средств условий предоставления субсидии.
Таким образом, деяние правильно квалифицировано по ч.1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, субъектом правонарушения является должностное лицо – глава МО «Усть-Янского улуса (района)» ФИО2
Вина данного лица в совершении указанного административного правонарушения подтверждается материалами проверки, проведенной прокуратурой Усть-Янского района РС (Я).
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 1 статьи 3.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное приостановление деятельности назначается только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части указанного Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Санкция ч.1 ст. 15.15.5 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, судом не установлено.
Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о неправомерном использовании субсидий и причинении материального ущерба бюджету республике должностным лицом ФИО2
Таким образом, учитывая характер, степень и объем допущенных нарушений, и то, что более строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания, суд считает необходимым применить санкцию в виде административного штрафа в размере десять тысяч рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 29.7, 29.9 - 29.11 КоАП РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Признать главу МО «Усть-Янского улуса (района)» ФИО2 виновным в совершении административного правонарушения предусмотренной ч.1 ст.15.15.5 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.
Штраф подлежит уплате в течение 60 дней со дня вступления постановления в законную силу по следующим реквизитам: Управление Федерального казначейства по РС(Я), ИНН .........., КПП .........., БИК .........., КБК ..........,ОКТМО .........., номер счета получателя платежа .......... ГРКЦ НБ Республики Саха(Якутия) Банк России г.Якутск.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение 10 суток со дня получения или вручения копии постановления.
Председательствующий С.С.Винокуров