Дело № 5-1/2017
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
23 декабря 2016 года Федеральный судья Ленинского районного суда Волгоградской области Сулохина Н.Н., в городе Ленинске, Волгоградской области, рассмотрев единолично с участием законного представителя юридического лица - муниципального казённого образовательного учреждения дополнительного образования «<данные изъяты>» ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, поступившее в суд 16 ноября 2016 года в отношении юридического лица - муниципального казённого образовательного учреждения дополнительного образования «Ленинская <данные изъяты> юридический адрес 404621, <адрес>, <данные изъяты>
- по части 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Из протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, составленного старшим консультантом отдела надзора и контроля за соблюдением законодательства в сфере образования управления по надзору и контролю в сфере образования комитета образования и науки <адрес>ФИО1 следует, что МКОУ ДО «<данные изъяты>» осуществляет деятельность, не связанную с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
В судебном заседании представитель юридического лица муниципального казённого образовательного учреждения дополнительного образования «<данные изъяты>» ФИО2 вину в совершении административного правонарушения признал частично, суду показал, что у педагогов ФИО12ФИО3, ФИО5 и ФИО6 на момент проведения внеплановой проверки отсутствовал необходимый уровень квалификации в части требований к занимаемым должностям. Однако по результатам аттестационных комиссий ФИО12., ФИО3, ФИО4, ФИО5 и ФИО6 аттестованы в занимаемых должностях - «тренер - преподаватель», а педагог ФИО12. в настоящее время уволен, а ФИО3, ФИО5, ФИО6 проходят обучение в ЧОУ ДПО «Институт переподготовки и повышения квалификации» на курсе дополнительного профессионального образования, в связи с чем, просит производство по делу прекратить в связи с малозначительностью.
Суд, выслушав представителя юридического лица ФИО2, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему.
Часть 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), и влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно примечанию к статье 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В силу пункта 40 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" образовательная деятельность подлежит лицензированию.
Согласно пункту 9 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 N 966, к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", в том числе:
а) нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных
подпунктами "а" - "д", "ж" - "к" пункта 6 и подпунктами "б", "д", "е" пункта 7
настоящего Положения;
б) повторное в течение 5 лет нарушение лицензиатом лицензионных
требований и условий, предусмотренных подпунктом "е" пункта 6,
подпунктами "а", "в", "г" пункта 7 настоящего Положения.
Судом установлено, что по результатам плановой документарной проверки, проведённой в отношении МКОУ ДО «<данные изъяты>» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, выявлены грубые нарушения лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности, установленных подпунктом "д" Положения о лицензировании образовательной деятельности, в силу которых лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности является наличие педагогических работников, заключивших с лицензиатом трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2013 N 678 утверждена Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, на которых распространяются положения главы 52 "Особенности регулирования труда педагогических работников" ТК РФ.
Работники, занимающие должности "тренер-преподаватель", "старший тренер-преподаватель" в образовательной организации, в том числе в детско-юношеской спортивной школе и специализированной детско-юношеской спортивной школе олимпийского резерва, являются педагогическими работниками, так как указанные должности предусмотрены в указанном постановлении.
Федеральным законом от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (пункт 6 статьи 33) установлено, что образовательные учреждения дополнительного образования детей, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта и реализующие программы спортивной подготовки, разработанные на основе федеральных стандартов спортивной подготовки, наряду с указанными программами реализуют дополнительные образовательные программы в области физической культуры и спорта.
Таким образом, организации дополнительного образования, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта и являющиеся государственными или муниципальными учреждениями, независимо от ведомственной подчиненности за счет средств соответствующего бюджета реализуют следующие программы, в основе которых лежит тренировочный процесс:
дополнительные общеразвивающие программы (только на спортивно-оздоровительном этапе);
дополнительные предпрофессиональные программы (в соответствии с федеральными государственными требованиями, утвержденными приказом Минспорта России от 12.09.2013 N 730);
программы спортивной подготовки (в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки).
Функциональные обязанности тренера-преподавателя установлены профессиональным стандартом "Тренер", утвержденным приказом Минтруда России от 07.04.2014 N 193н (зарегистрирован Минюстом России 10.07.2014, регистрационный N 33035) и включают в себя осуществление тренировочного процесса на всех этапах спортивной подготовки (обобщенные трудовые функции А - Е). Тренер-преподаватель, старший тренер-преподаватель, являясь педагогическими работниками, могут привлекаться как к реализации образовательных программ, так и к реализации программ спортивной подготовки.
В соответствии с пунктами 10, 10.5 Приложения к приказу Минспорта России от 27.12.2013 N 1125 "Об утверждении Особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта" (зарегистрирован Минюстом России 05.03.2014, регистрационный N 31522) (далее - приказ Минспорта России N 1125) образовательная организация (в том числе, спортивная школа) обеспечивает непрерывный тренировочный процесс с занимающимися и осуществляет планирование участия педагогических работников и (или) других специалистов, участвующих в реализации образовательных программ и программ спортивной подготовки. Таким образом, реализация программ спортивной подготовки должна включаться в основные обязанности тренера-преподавателя, старшего тренера-преподавателя.
Образовательные организации должны привести в соответствие с профессиональным стандартом "Тренер" должностные инструкции и трудовые договоры с работниками, занимающими должности "тренер-преподаватель", "старший тренер-преподаватель". При этом, в рамках определения функциональных обязанностей указанных работников, а также с учетом требований к квалификации работника по обобщенным трудовым функциям, возможно распределение тренерского состава по этапам (периодам) подготовки, например, установить функционал тренеру-преподавателю только на определенные этапы подготовки (спортивно-оздоровительный, начальной подготовки), что содержится в обобщенных трудовых функциях А и В профессионального стандарта "Тренер", а в локальном акте (например, "Положении об оплате труда", "Положении о материальном стимулировании работников") предусмотреть стимулирующие доплаты и надбавки за сохранение контингента и передачу его на тренировочный этап (этап спортивной специализации). Возможны и иные варианты организации труда тренерского состава, в том числе и на основе бригадного метода работы.
Для разработки локальных нормативных актов образовательной организации, осуществляющей деятельность в области физической культуры и спорта, предлагается также использовать Методические рекомендации по организации спортивной подготовки в Российской Федерации (письмо Минспорта России от 12.05.2014 N ВМ-04-10/2554).
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12.2014 N 1601 "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработанной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре" (зарегистрирован Минюстом России 25.02.2015, регистрационный N 36204) для тренеров-преподавателей, старших тренеров-преподавателей установлена норма часов педагогической работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы) - 18 часов в неделю. Общая продолжительность работы (нормируемая и ненормируемая части) для педагогических
работников устанавливается в размере не более 36 часов в неделю в соответствии со статьей 333 ТК РФ.
В соответствии с пунктом 4 приложения к приказу Минспорта России N1125 составляющими образовательной деятельности являются перечисленные в указанном пункте формы организации тренировочного процесса, в том числе: тренировочные занятия с группой (подгруппой), индивидуальные тренировочные занятия и иные. По смыслу данной нормы нагрузку тренера-преподавателя, старшего тренера-преподавателя по программам спортивной подготовки следует учитывать в нормируемой части в соответствии с тарификацией работника. То есть, независимо от того, какую программу (образовательную или спортивной подготовки) реализует тренер-преподаватель, старший тренер-преподаватель, расчет педагогической нагрузки, тарификация и оплата труда должны быть единые.
При составлении штатного расписания организации следует также учитывать, что отнесение должностей работников к определенной категории в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" производится строго в соответствии с приказом Федеральной службы государственной статистики от 19.11.2014 N 671 "Об утверждении статистического инструментария для проведения федерального статистического наблюдения в сфере оплаты труда отдельных категорий работников социальной сферы и науки, в отношении которых предусмотрены мероприятия по повышению средней заработной платы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мерах по реализации государственной социальной политики".
В ходе проверки выявлены нарушения приказа министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации» от 26.08.2010 года № 761 н "Об утверждении единого квалификационного справочника должностей, специалистов и служащих", выразившиеся в отсутствии необходимого уровня квалификации к должности тренер-преподаватель у работников образовательной организации, реализующих дополнительные общеразвивающие программы физкультурно-спортивной направленности, таких как ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО12, ФИО3.
Указанные выше обстоятельства подтверждаются приказом Комитета образования науки <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении плановой выездной проверки по федеральному государственному надзору в сфере образования муниципального казенного учреждения дополнительного образования «<данные изъяты>» Ленинского муниципального района <адрес>; актом проверки Комитета образования и науки <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого отсутствует необходимый уровень квалификации в части требований к должности «Тренер-преподаватель» согласно приказу министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 года № 761 н «Об утверждении единого
квалификационного справочника должностей, специалистов и служащих» следующих педагогических работников образовательной организации, реализующих дополнительные общеразвивающие программы физкультурно-спортивной направленности - ФИО4Щотсутствует профессиональное образование по указанному направлению), ФИО5 (отсутствует соответствующее образование либо дополнительное профессиональное образование (переподготовка) по указанному направлению, ФИО6 (отсутствует соответствующее образование либо дополнительное образование (переподготовка) по указанному направлению, ФИО12 имея среднее профессиональное образование, квалификация «Мастер художник по художественной обработке дерева, отсутствует соответствующее образование либо дополнительное профессиональное образование (переподготовка) по указанному направлению, ФИО3 отсутствует соответствующее образование либо дополнительное профессиональное образование (переподготовка) по указанному направлению; отсутствуют справки об отсутствии судимости у ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО12ФИО8, ФИО2, ФИО3, ФИО9, ФИО10, ФИО11 в нарушение статьи 331 ТК РФ; официальный сайт не адаптировали версией для слабовидящих, отсутствуют обязательные для размещения сведения в нарушение требований п.3.3 приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29.05.2014 года № 785 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату предоставления на нем информации (л.д.7-8), протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.1-4), копией лицензии на право ведения образовательной деятельности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9;10).
Представленные в ходе рассмотрения директором муниципального казённого образовательного учреждения дополнительного образования «Ленинская <данные изъяты>» ФИО2 аттестационные листы в отношении ФИО12. от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ, а также копии справок, выданных ЧОУ ДПО «Институт переподготовки и повышения квалицикации» от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО3, ФИО5 и ФИО6 не свидетельствуют о наличии у последних на момент проведения проверки соответствующего образования, в связи с чем, не могут быть приняты судом во внимание.
Анализирую выше изложенное, суд приходит к выводу, что действия юридического лица МКОУ ДО «<данные изъяты>» следуют квалифицировать по ч.З ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, - осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
В качестве обстоятельств смягчающих наказание юридического лица суд принимает во внимание принятие мер к устранению выявленных нарушений и направление работников учреждения на курсы переподготовки и повышения квалификации, а также то обстоятельство, что юридическое лицо впервые привлекается к административной ответственности, финансовое положение юридического лица. Обстоятельств отягчающих наказание в судебном заседании не установлено.
С учётом изложенного и обстоятельств дела, суд полагает необходимым назначить юридическому лицу — МКОУ ДО «<данные изъяты>» административное наказание в виде административное приостановление деятельности на срок десять суток.
На основании изложенного, руководствуясь 29.9-29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Признать муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования «<данные изъяты>» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить административное наказание в виде административного приостановления деятельности на срок десять суток, исчисляя срок приостановления с ДД.ММ.ГГГГ.
Постановление может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Волгоградского областного суда через Ленинский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья