№ 5-1/2018
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Уфа 17 января 2018 г.
Судья Орджоникидзевского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан Губайдуллин Ш.М.,
с участием помощника прокурора Хаматовой О.В.,
защитника Ступина В.С.,
рассмотрев материалы дела об административном правонарушении в отношении Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения <данные изъяты>, привлекаемого к административной ответственности по ст. 19.20 ч. 3 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение <данные изъяты> привлекается к административной ответственности по ст. 19.20 ч. 3 КоАП РФ.
Из представленных материалов следует, что прокуратурой Орджоникидзевского района г. Уфы с участием прокуратуры Республики Башкортостан, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Управлением по контролю и надзору в сфере образования Республики Башкортостан 14 ноября 2017 г. на основании п. 3 Перечня Поручений Президента РФ по итогам заседания Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям от 20 июля 2017 г. № Пр-1710 проведена проверка соблюдения законодательства об образовании в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении <данные изъяты>.
Согласно материалам проверки от 14 ноября 2017 г., в нарушение действующего законодательства ГБОУ <данные изъяты> не разработаны основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования.
В нарушение п. 11.2, 18.2.2 Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897, ГБОУ <данные изъяты> реализация учебных предметов «родной язык» и «родная литература» осуществляется по единой рабочей программе.
В судебном заседании помощник прокурора Хаматова О.В. показала, что в настоящее время выявленные нарушения устранены. Против назначения минимального наказания не возражала.
Защитник Ступин В.С. пояснил, что в настоящее время нарушения устранены, просил назначить наказание менее минимального размера.
Суд, изучив представленные материалы, заслушав мнение сторон, приходит к следующему.
Согласно ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна) предусмотрена административная ответственность.
В соответствии с п. 11 ст. 19 ФЗ от 04 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности.
Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28 октября 2013 г. № 966 утверждены лицензионные требования, предъявляемые к лицензиатам при осуществлении ими образовательной деятельности.
Согласно п.п. «а» п. 9 Положения о лицензировании, нарушения лицензионных требований, предусмотренных подпунктом «г» п. 6 Положения о лицензировании отнесены к грубым нарушениям лицензионных требований.
Подпунктом «г» пункта 6 Положения о лицензировании предусмотрено наличие у лицензиата разработанных и утвержденных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательных программ в соответствии со ст. 12 ФЗ от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
В соответствии со ст. 2 ФЗ №273-ФЗ под образовательной программой понимается комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) организационно – педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим ФЗ, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.
По смыслу ч. 5 ст. 12 ФЗ №273-ФЗ, образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.
Приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 № 1897 утвержден федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, представляющий собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Закона № 273-ФЗ, образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании.
В силу ч. 7 ст. 28 Закона № 273-ФЗ, образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством РФ порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. За нарушение или незаконное ограничение прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с КоАП РФ.
Факт совершения Государственным бюджетным общеобразовательным учреждением <данные изъяты> административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.20 ч. 3 КоАП РФ, подтверждается совокупностью следующих доказательств.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение <данные изъяты> зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц.
Согласно лицензии №, выданной 12 августа 2016 г., ГБОУ <данные изъяты> правомочно оказывать образовательные услуги по реализации образовательных программ по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования, указанным в приложении к настоящей лицензии.
Уставом ГБОУ <данные изъяты> определены цели, предметы и виды деятельности.
Согласно справки проверки Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения <данные изъяты> от 14 ноября 2017 г. при проведении проверки выявлены нарушения.
1. В нарушение ч. 5 ст. 12 ФЗ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» ГБОУ РИЛИ не разработаны основные образовательные программы основного общего и средне общего образования.
2. В нарушение пунктов 11.2, 18.2.2 Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом ФИО1 России от 17 декабря 2010 г. № 1898, реализация учебных предметов «родной язык» и «родная литература» осуществляется по единой рабочей программе.
3. В нарушение федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, утвержденного приказом Минобразования России от 09 марта 2004 №1312, в 8 и 9 В (математический профиль) классах не соблюдено соотношение регионального и школьного компонента – 5 и 8 процентов соответственно, тогда как указанным приказом определено, что на региональный компонент отводится не менее 10 процентов, на школьный компонент также не менее 10 процентов.
Из объяснения и.о. директора ФИО2 от 01 декабря 2017 г. следует, что на момент проверки учебно-воспитательный процесс в 8-11 классах осуществлялся по образовательным стандартам 2004 г., согласно которой имелись и были в наличии по отдельности:
- учебный план на 2017 – 2018 учебный год;
- рабочие программы;
- календарный учебный график;
- план внеурочной деятельности и т.д.
В настоящий момент данные документы собраны в единый документ – основные общеобразовательные программы (ООП).
Организация учебно-воспитательного процесса по 7 классам с 1 сентября 2017 г. осуществляется по ФГОС ООО согласно Приказа Минобрнауки от 17 декабря 2010 г. № 1897. Однако на момент проверки основные образовательные программы (ООП) находились на стадии разработки и принятия.
В настоящее время реализация учебных предметов «родной язык» и «родная литература» осуществляется по двум отдельным рабочим программам.
Реализация часов школьного и регионального компонентов было произведено на основании рекомендуемых базисных учебных планов и примерных учебных планов для образовательных организаций Республики Башкортостан.
Указанные обстоятельства полностью подтверждают виновность Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения <данные изъяты> в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.20 ч. 3 КоАП РФ.
Таким образом, действия Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения <данные изъяты> подлежат квалификации по ст. 19.20 ч. 3 КоАП РФ, как осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных лицензией, если лицензия обязательна.
При назначении административного наказания судом учитываются характер совершенного административного правонарушения, имущественное положение юридического лица.
Обстоятельством, в соответствии со ст. 4.2 КоАП РФ, смягчающим административную ответственность, суд признает полное признание вины.
Отягчающих административную ответственность обстоятельств не имеется.
При указанных обстоятельствах суд считает необходимым назначить ГБОУ <данные изъяты> наказание в виде штрафа.
Разрешая вопрос о размере наказания в виде административного штрафа суд считает возможным применить положения ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, согласно которого при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, рассматривающий дела об административных правонарушениях может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
В соответствии с ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса
Принимая во внимание вышеизложенное, учитывая наличие по делу смягчающих административную ответственность обстоятельств, отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, факт устранения выявленных нарушений, а также имущественное положение ГБОУ <данные изъяты>, суд считает возможным назначить ГБОУ <данные изъяты> наказание в виде административного штрафа с учетом положений ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ.
На основании ст. 29.10 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение <данные изъяты> (<данные изъяты> расположенное по <адрес>, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.20 ч. 3 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 75 000 (семьдесят пять тысяч) руб.
Реквизиты для уплаты штрафа:
<данные изъяты>
В соответствии со ст. 32.2 ч. 1 КоАП РФ, административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 или 1.3 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в шестидесятидневный срок со дня вступления постановления в законную силу влечет наложение административного штрафа в двухкратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей.
Постановление может быть обжаловано в течение десяти суток в Верховный Суд Республики Башкортостан через Орджоникидзевский районный суд г. Уфы.
Судья Ш.М. Губайдуллин