Дело № 5-1/2018г.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
5 февраля 2018 года г.Мурманск
Судья Октябрьского районного суда г.Мурманска Басос А. Б.,
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – капитана судна М0223 «Полярный исследователь» ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного и проживающего по адресу: г.Мурманск, <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов 1 отделения отдела РКМ Пограничного управления ФСБ России по западному арктическому району ФИО3 составлен протокол об административном правонарушении №, предусмотренном статьей 8.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которому должностное лицо – капитан судна М0223 «Полярный исследователь» ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ часов ДД.ММ.ГГГГ (по судовому времени) в координатах 76°19 С.Ш. 45°48 В.Д. (начало операции) и 76°30 С.Ш. 47°55 В.Д. (завершение операции), допустил нарушение среды обитания водных биологических ресурсов путем сброса в море нефтесодержащей воды (льяльных вод) в количестве 2м?, тем самым нарушил требования п.п.2 п.2 ст.12.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ. № «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» (далее – Закон об ИЭЗ РФ), а так же п.п.1.1.1 п.1.1 главы 1 части II-А Международного кодекса для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Резолюция <данные изъяты>(94) (принята ДД.ММ.ГГГГ.)) (далее – Полярный кодекс).
Должностное лицо – капитан судна М0223 «Полярный исследователь» ФИО1 в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом.
Защитник должностного лица ФИО1 – ФИО4 в судебном заседании пояснила, что поскольку поправки к Приложениям Международной конвенции по предотвращению загрязнений с судов (<данные изъяты>) на территории РФ на момент совершения инкриминируемого ФИО1 правонарушения официально опубликованы не были, то применение данных поправок в отношении ФИО1 нельзя признать законным. Кроме того, защитник ФИО4 указала, что сброс льяльных вод с судна М0223 «Полярный исследователь» произведен с соблюдением действующих на тот момент требований, в связи с чем, просила дело об административном правонарушении в отношении ФИО1 прекратить за отсутствием события административного правонарушения.
Выслушав защитника должностного лица, привлекаемого к административной ответственности, изучив материалы дела, прихожу к следующему.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что на промысловом судне М0223 «Полярный исследователь», принадлежащем ЗАО «Арктиксервис», под управлением капитана судна ФИО1, в период с ДД.ММ.ГГГГ часов ДД.ММ.ГГГГ (по судовому времени) была произведена операция по сбросу за борт льяльных (нефтесодержащих) вод в количестве 2м?, в исключительной экономической зоне Российской Федерации в координатах <данные изъяты>. (начало операции) и <данные изъяты>. (завершение операции).
Вышеприведенные обстоятельства подтверждаются:
- копией журнала нефтяных операций судна М0223 «Полярный исследователь», которым зафиксирована операция по сбросу за борт льяльных вод ДД.ММ.ГГГГ;
- копией письма Российского морского регистра судоходства от ДД.ММ.ГГГГ, которым ЗАО «Арктиксервис» было проинформировано о вступлении в силу международного кодекса для судов, эксплуатирующихся в полярных водах, принятого резолюциями <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ.;
- копией трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ между ЗАО «Арктиксервис» и ФИО1;
- копией рапорта ФИО1, согласно которому последний доложил генеральному директору ЗАО «Арктик сервис» о том, что в рейсе судном производились откачки льяльных вод через сепаратор.
Должностным лицом административного органа сделан вывод о нарушении капитаном промыслового судна М0223 «Полярный исследователь» ФИО1 среды обитания водных биологических ресурсов путем сброса в море нефтесодержащей воды (льяльных вод) в количестве 2м?, то есть, о нарушении последним требований п.п.2 п.2 ст.12.4 Закона об ИЭЗ РФ, п.п.1.1.1 п.1.1 главы 1 части II-А Полярного кодекса.
В отношении ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статьей 8.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за самовольное либо с нарушением правил захоронение с судов и иных плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений отходов и других материалов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Резолюция <данные изъяты> (прията 15.05.2015г.) устанавливает, что поправки к приложениям I, II, III, IV и V к Конвенции МАРПОЛ, придающие обязательную силу положениям Полярного кодекса, относящимся к окружающей среде, вступили в законную силу для Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ. Указанная Резолюция дополняет Приложение I Конвенции МАРПОЛ 73/78 новой главой 11, в которой, в том числе, описаны пространственные пределы Арктических вод и дано определение Полярным водам.
В силу подпункта 1.1.1 пункта 1.1 главы 1 части II-А Полярного кодекса в Арктических водах с любого судна запрещен любой сброс в море нефти или нефтесодержащих смесей.
Предметом правонарушения, предусмотренного статьей 8.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются отходы производства и иные материалы, не включенные в перечень не запрещенных к захоронению на указанной статье территории, но подпадающих под действие специально установленных правил, определяющих порядок их захоронения. Под иными материалами понимаются части (элементы) конструкций, аппаратов, судов, оборудования, использовавшихся при работах на континентальном шельфе, в морских водах или в исключительной экономической зоне РФ, либо продукты, полученные в результате таких работ либо специально доставленные для захоронения.
Объективную сторону указанного правонарушения составляет самовольное захоронение или нарушение правил захоронения с судов и иных плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений отходов и других материалов, посягающее на состояние окружающей среды и экологическую безопасность морской акватории РФ.
Согласно статье 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 155-ФЗ (в редакции от 18.07.2017г.) «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» захоронением отходов и других материалов (далее – захоронение) является любое преднамеренное удаление отходов или других материалов с судов, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, а также любое преднамеренное уничтожение судов и иных плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений. Захоронением не считается удаление отходов или других материалов, присущих или являющихся результатом нормальной эксплуатации судов, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений и не превышающих нормативов в области охраны окружающей среды, иных нормативов, требований, установленных законодательством Российской Федерации, кроме отходов или других материалов, транспортируемых судами, летательными аппаратами, установками и сооружениями, которые эксплуатируются в целях удаления таких материалов, или подвозимых к таким судам, летательным аппаратам, искусственным островам, установкам и сооружениям, а также кроме тех, что являются результатом обработки таких отходов или других материалов на таких судах, летательных аппаратах, искусственных островах, установках и сооружениях; помещение материалов для целей иных, чем их простое удаление, при условии, что это не противоречит целям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 155-ФЗ и международным договорам Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 1 Закона об ИЭЗ РФ исключительная экономическая зона Российской Федерации представляет собой морской район, находящийся за пределами территориального моря Российской Федерации и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным настоящим Федеральным законом, международными договорами Российской Федерации и нормами международного права.
На основании подпункта 2 пункта 2 статьи 12.4 Закона об ИЭЗ РФ лица, осуществляющие рыболовство в исключительной экономической зоне, обязаны не допускать нарушение среды обитания водных биоресурсов.
Согласно пункту 2 статьи 30 Закона об ИЭЗ РФ перечень вредных веществ, сброс которых в исключительной экономической зоне с судов, других плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений запрещен, пределы допустимых концентраций вредных веществ, сброс которых разрешен только в процессе нормальной эксплуатации судов, других плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, и условия сброса вредных веществ устанавливаются Правительством РФ с учетом международных договоров Российской Федерации и публикуются в «Извещениях мореплавателям».
Пунктом 33 правила 1 главы 1 приложения I к Конвенции МАРПОЛ 73/78 определено, что нефтесодержащая льяльная вода – это вода, которая может быть загрязнена нефтью в результате, например, утечки или технического обслуживания в машинных помещениях. Любая жидкость, попадающая в осушительную систему, включая борные колодцы, осушительный трубопровод, настил второго дна или сборные танки для льяльных вод, считается нефтесодержащей льяльной водой.
Перечень вредных веществ, сброс которых в исключительной экономической зоне Российской Федерации с судов, других плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений запрещен, утвержден постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№. Согласно указанному Перечню к вредным веществам, сброс которых в исключительной экономической зоне Российской Федерации с судов запрещен, относятся все виды пластмасс, включая синтетические тросы, синтетические рыболовные сети и пластмассовые мешки для мусора; мусор (в определении Приложения V к Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 года с изменениями, внесенными Протоколом 1978 года к ней (Конвенция МАРПОЛ 73/78)), в том числе изделия из бумаги, ветошь, стекло, металл, бутылки, черепки, сепарационные, обшивочные и упаковочные материалы, за исключением пищевых отходов, которые образуются в процессе нормальной эксплуатации судов, свежей рыбы и ее остатков; боеприпасы, взрывчатые вещества, биологическое, химическое оружие и компоненты для его приготовления; вещества, химический состав которых неизвестен и пределы допустимых концентраций которых в сбросе не установлены; химические вещества (соответствующие категории А в определении Конвенции МАРПОЛ 73/78); балластные воды, промывочные воды или иные остатки и смеси, содержащие химические вещества, указанные в пункте 5 Перечня.
Пределы допустимых концентраций вредных веществ, сброс которых в исключительной экономической зоне Российской Федерации разрешен только в процессе нормальной эксплуатации судов, других плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, а также – условия сброса вредных веществ в исключительной экономической зоне Российской Федерации в процессе нормальной эксплуатации судов, других плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, утверждены постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ (в редакции от <данные изъяты>.).
При этом для нефти и нефтепродуктов сброс с судна, не являющегося нефтяным танкером, а также из льял машинных помещений нефтяного танкера разрешен при условии соблюдения следующих условий: источником льяльных вод не являются льяла отделения грузовых насосов; льяльные воды не смешаны с остатками нефтяного груза; судно на ходу по пути следования; содержание нефти в стоке без разбавления не превышает 15 млн-1; на судне работает оборудование для фильтрации нефти, одобренное органом технического надзора и классификации судов, который сертифицирован соответствующей международной организацией на соответствие стандартам Международной организации по стандартизации; система фильтрации оборудована устройством, обеспечивающим автоматическое прекращение сброса, когда содержание нефти в стоке превышает 15 млн-1.
В ходе судебного разбирательства защитником предоставлены доказательства, свидетельствующие о том, что на судне «Полярный исследователь» установлено нефтеочистное оборудование, фильтрующее оборудование судна имеет сигнализатор и устройство, обеспечивающее автоматическое прекращение сброса в случае превышения допустимого содержания нефти в нем. Допустимый характер представленных доказательств представителем административного органа не оспаривался, под сомнение не ставился.
Таким образом, установлено, что при осуществлении операции по сбросу нефтесодержащих вод ДД.ММ.ГГГГ все условия, установленные действующим законодательством, капитаном судна «Полярный исследователь» ФИО1 были выполнены.
При таких обстоятельствах, в действиях капитана судна «Полярный исследователь» ФИО1 отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что в соответствии с требованиями статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является основанием для прекращения производства по делу.
При этом отсутствуют основания для переквалификации действий должностного лица ФИО1 на статью 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающую ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Так, санкция статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает более суровое наказание для должностных лиц, чем инкриминируемая ФИО1 статья 8.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а изменение квалификации действий лица, привлекаемого к административной ответственности в сторону ухудшения его положения, действующим законодательством не предусмотрено.
Кроме того, предметом правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются экологические и санитарно-эпидемиологические требования при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Указанные требования содержатся в Федеральных законах от ДД.ММ.ГГГГ № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии», от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», «Об охране окружающей среды», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также в нормативных правовых актах Правительства РФ и ведомственных нормативных правовых актах. Административным органом, проводившим административное расследование, не устанавливался факт нарушения капитаном судна «Полярный исследователь» ФИО1 конкретных требований норм вышеприведенных законодательных актов. Как указывалось ранее, капитаном судна «Полярный исследователь» ФИО1 при осуществлении операции по сбросу нефтесодержащих вод ДД.ММ.ГГГГ все условия, установленные действующим законодательством, выполнены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 8.19, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – капитана судна М0223 «Полярный исследователь» ФИО1 на основании пункта 1 части 1.1 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение десяти дней со дня вручения (получения) копии постановления.
Судья подпись А. Б. Басос