ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1/2021 от 21.01.2021 Альменевского районного суда (Курганская область)

Дело №5-1/2021

Уникальный идентификатор дела 45RS0001-01-2020-000350-69

Постановление

по делу об административном правонарушении

21 января 2021 года

ул. Советская, 2, с. Альменево Альменевского района Курганской области

Судья Альменевского районного суда Курганской области Воробьев Олег Александрович, рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении должностного лица:

Цаплина Эдуарда Николаевича, <данные изъяты>

установил:

Постановлением заместителя прокурора Альменевского района Курганской области от 20 ноября 2020 года возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) в отношении должностного лица - заместителя главы Альменевского района - начальника МКУ отдел ЖКХ и МТО администрации Альменевского района Цаплина Э.Н., указано следующее.

26 октября 2020 года должностному лицу Цаплину в соответствии со ст. 25.1 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» объявлено предостережение о недопустимости нарушений закона. Было указано, что в силу подп. 1, 4 п. 1, п. 1.1 ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям муниципального района в сфере теплоснабжения отнесены: организация теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду.

Приказом Минэнерго России от 12 марта 2013 года №103 утверждены Правила оценки готовности к отопительному периоду. Разделом II Правил установлен порядок проведения проверки готовности к отопительному периоду. Результаты проверки оформляются актом. При наличии замечаний к выполнению требований по готовности или невыполнению требований по готовности к акту прилагается перечень замечаний с указанием сроков их устранения.

Сроки выдачи паспортов определяются руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного органа в зависимости от особенностей климатических условий, но не позднее 15 ноября – для муниципальных образований.

Комиссией, образованной приказом Уральского управления Ростехнадзора от 18 сентября 2020 года, проведена проверка готовности к отопительному периоду муниципального образования Альменевский район. По результатам проверки 29 сентября 2020 года составлен акт, в соответствии с которым сделан вывод о неготовности муниципального образования к отопительному периоду 2020-2021 гг. В связи с тем, что по состоянию на 26 октября 2020 года нарушения, указанные в акте не были устранены в полном объёме, а также в связи с тем, что в 2019 году паспорт готовности не был получен по аналогичным причинам, имелись основания полагать о возможном нарушении требований федерального законодательства и неполучения паспорта готовности района в установленные законом сроки, в связи с чем было объявлено указанное предостережение.

После объявления предостережения заместителем главы Альменевского района – начальником МКУ отдел ЖКХ и МТО администрации Альменевского района Цаплиным должных выводов сделано не было, достаточные меры, направленные на получение паспорта готовности района не приняты, паспорт готовности в установленные законом сроки не получен.

Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, влечёт за собой установленную законом ответственность. Должностное лицо Цаплин, не выполнил требования предостережения о недопустимости нарушения закона. Местом совершения административного правонарушения является <адрес> Дата совершения правонарушения 16 ноября 2020 года.

Лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, Цаплин Э.Н. указал, что вину не признаёт. Законом Курганской области от 25 декабря 2014 года №108 за сельскими поселениями Курганской области закреплён, в том числе вопрос местного значения теплоснабжения. От исполнения предостережения не уклонялся, предпринимал меры к получению паспорта готовности к отопительному сезону, для чего было направлено значительное количество документов, проводилась разъяснительная работа с исполнителями. Последний раз дополнительные документы были направлены 30 декабря 2020 года, а до этого 13 октября 2020 года. Однако паспорт готовности не был получен, при этом отопительный сезон, начатый 25 сентября 2020 года, проходит в нормальном режиме. В 2019 году паспорт готовности не был получен в связи с тем, что теплоснабжающая организация не выполняла предписания, что от администрации Альменевского района и от него лично не зависело. В 2020 году эта причина не указана в качестве нарушения.

Прокурор Альменевского района Курганской области Кравцов А.В. указал, что полностью подтверждает обстоятельства, указанные в постановлении заместителя прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении. Состав административного правонарушения образовался вследствие неполучения муниципальным образованием Альменевский район паспорта готовности к отопительному периоду. Предостережение по данному поводу было вынесено в связи с наличием угрозы нарушения закона в виде неполучения паспорта готовности. Сведения о наличии планируемого правонарушения или противоправного деяния не были установлены, однако, невыполнение необходимых мероприятий по подготовке к отопительному сезону могло привести чрезвычайным ситуациям, например, при невозможности оказания услуг по теплоснабжению. По своим должностным обязанностям Цаплин обязан исполнять требования законодательства РФ, кроме того на него возложена обязанность реализации вопросов организации в границах Альменевского района теплоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством РФ.

В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные.

Согласно решению от 26 октября 2020 года заместителем прокурора Альменевского района принято решение о проведении проверки администрации Альменевского района на предмет соблюдения требований законодательства при подготовке к отопительному периоду 2020-2021 гг.

Согласно справке от 26 октября 2020 года заместителем прокурора Альменевского района по результатам проверки сделан вывод, что нарушения, указанные в акте 29 сентября 2020 года о неготовности муниципального образования к отопительному периоду 2020-2021 гг. не устранены, что создаёт угрозу неполучения паспорта готовности района в установленные законом сроки. Указано на необходимость объявления заместителю главы Альменевского района – начальника МКУ отдел ЖКХ и МТО администрации Альменевского района предостережения о недопустимости нарушения закона. Справка согласована с прокурором Альменевского района.

Согласно предостережению о недопустимости нарушения закона от 26 октября 2020 года оно объявлено заместителем прокурора Альменевского района в адрес заместителя главы Альменевского района – начальника МКУ отдел ЖКХ и МТО администрации Альменевского района Цаплина Э.Н. Указано, что прокуратурой проведена проверка соблюдения жилищно-коммунального законодательства в деятельности администрации Альменевского района. Со ссылками на пп. 1, 9 п. 1 ст. 3, пп. 1, 4 п. 1, п. 1.1 ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении», раздел II Правил оценки готовности к отопительному периоду, утверждённых приказом Минэнерго России от 12 марта 2013 года №103 указано, что сроки выдачи паспортов определяются руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного органа в зависимости от особенностей климатических условий, но не позднее 15 ноября – для муниципальных образований. Комиссией, образованной приказом Уральского управления Ростехнадзора от 18 сентября 2020 года, проведена проверка готовности к отопительному периоду муниципального образования Альменевский район. По результатам проверки 29 сентября 2020 года составлен акт, в соответствии с которым сделан вывод о неготовности муниципального образования к отопительному периоду 2020-2021 гг. Нарушения, указанные в акте не устранены в полном объёме, что создаёт угрозу неполучения паспорта готовности района в установленные законом сроки. В 2019 году паспорт готовности не был получен по аналогичным причинам, что свидетельствует о возможном нарушении администрацией района требований федерального законодательства. Указано о недопустимости указанных нарушений закона, разъяснено, что неисполнение законных требований прокурора влечёт административную ответственность по ст. 17.7 КоАП РФ.

В объяснении от 26 октября 2020 года Цаплин указал, что 13 октября 2020 года в адрес Ростехнадзора направлены документы на повторную проверку.

В объяснении от 20 ноября 2020 года Цаплин указал, что 13 октября 2020 года в адрес Ростехнадзора направлены документы на повторную проверку, после чего каких-либо актов и замечаний не поступало. Паспорт готовности не получен. В период с 26 октября 2020 года из сообщения руководителя теплоснабжающей организации известно, что поданы документы на сотрудников для прохождения обучения.

Согласно распоряжению главы Альменевского района от 17 декабря 2019 года Цаплин Э.Н. назначен на должность заместителя главы Альменевского района – начальника МКУ отдел ЖКХ и МТО администрации Альменевского района.

Согласно должностной инструкции заместителя главы Альменевского района – начальника МКУ отдел ЖКХ и МТО администрации Альменевского района в число основных обязанностей входит соблюдение Конституции РФ, Федеральных Конституционных законов, Федеральных законов, иных нормативно-правовых актов Российской Федерации (подп. 1 п. 3.1). В функциональные обязанности входит осуществление координации взаимодействия администрации района с сельскими поселениями, предприятиями, организациями и учреждениями района, осуществляющими свою деятельность в сфере жилищно-коммунального комплекса. Осуществляет реализацию вопросов местного значения в части организации в границах Альменевского района теплоснабжения (п.3.3).

Согласно акту проверки готовности муниципального образования к отопительному периоду 2020-2021 гг. от 29 сентября 2020 года, составленному комиссией, образованной приказом Уральского управления Ростехнадзора от 18 сентября 2020 года, проведена проверка готовности к отопительному периоду муниципального образования Альменевский район. Сделан вывод о неготовности муниципального образования к отопительному периоду 2020-2021 гг., в частности проверены Альменевское, Бороздинское, Иванковское, Казенское, Малышевское, Танрыкуловское, Шариповское, Юламановское, Ягоднинское сельские поселения. В перечне замечаний указаны замечания в 13 пунктах.

Согласно распоряжению главы Альменевского района от 23 апреля 2020 года утверждён перечень мероприятий по подготовке объектов ЖКХ и социальной сферы к осенне-зимнему периоду. Контроль за выполнением распоряжения возложен на заместителя главы Альменевского района – начальника МКУ отдел ЖКХ и МТО администрации Альменевского района Цаплина Э.Н. В Перечне мероприятий, мероприятия, указанные в качестве невыполненных в акте от 29 сентября 2020 года отсутствуют.

В ответе от 18 сентября 2020 года №331-2232 Уральского управления Ростехнадзора указано о предоставлении администрацией Альменевского района в рамках подготовки к отопительному периоду 2020-2021 гг. документов о перечне теплоснабжающих организаций Альменевского района, справки об отсутствии бесхозяйных тепловых сетей.

Согласно сопроводительному письму главы Альменевского района от 13 октября 2020 года в Уральское управление Ростехнадзора направлены документы оценки готовности к отопительному периоду 2020-2021 года по Альменевскому району. В качестве приложения указан реестр документов: по Бороздинскому сельсовету 22 документа, по Иванковскому сельсовету 18 документов, по Казенскому сельсовету 47 документов, по Малышевскому сельсовету 20 документов, по Танрыкуловскому сельсовету 20 документов, по Шариповскому сельсовету 22 документа, по Юламановскому сельсовету 33 документа, по Ягоднинскому сельсовету 36 документов.

Согласно справке администрации Альменевского района Курганской области от 11 декабря 2020 года указано, что документы, представленные сельскими поселениями Альменевского района, переданы в Уральское управление Ростехнадзора. Паспорт готовности не может быть выдан, так как выявлены замечания в адрес теплоснабжающих организаций. В период с 26 октября по 15 ноября 2020 года администрацией Альменевского района совместно с сельскими поселениями проведена работа с теплоснабжающими организациями по устранению замечаний. Комиссии сельсоветов рассматривают вопрос о выдаче паспортов готовности теплоснабжающим организациям.

В ходе судебного разбирательства представлены копии: порядка ликвидации аварийных ситуацией в системах водо- и теплоснабжения, с учётом взаимодействия энергоснабжающих организаций, потребителей и служб жилищно-коммунального хозяйства всех форм собственности; постановлений сельских поселений Альменевского района об утверждении программ проведения проверок готовности к отопительному периоду 2020-2021 гг.; программ проведения проверок готовности к отопительному периоду 2020-2021 гг.; графиков проведения проверок готовности к отопительному периоду 2020-2021 гг.; справок о запасах топлива; актов о проверках готовности к отопительному периоду проведённых комиссиями, созданными сельскими поселениями Альменевского района, датированные 21, 25, 26, 27 августа, 7, 25 сентября, 30 ноября, 01, 10 декабря 2020 года; перечней потребителей тепловой энергии по сельским поселениям согласованных главами сельских поселений; перечней теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, осуществляющих деятельность в сфере теплоснабжения на территории сельсовета; справок о наличии запаса топлива, утверждённых энергоснабжающей организацией и согласованных с главами сельских поселений; паспортов готовности к отопительному периоду 2020-2021 гг., выданных главами сельских поселений;

Согласно ответу Уральского управления Ростехназдора от 07 декабря 2020 года в адрес прокурора Альменевского района указано о выявлении при проверке готовности Альменевского муниципального района к отопительному периоду 2020-2021 гг. невыполненных условий, указанных в 7 пунктах: отсутствуют акты проверки готовности и паспорта готовности к прохождению отопительного периода 2020-2021 гг. теплоснабжающих организаций; отсутствуют акты проверки готовности и паспорта готовности к прохождению отопительного периода потребителей тепловой энергии; отсутствует распорядительный документ о назначении в установленном порядке комиссии по проверке готовности теплоснабжающих, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к работе в отопительный период; отсутствует документ, устанавливающий норматив запаса топлива на всех теплоисточниках Альменевского муниципального района, договора на поставку природного газа, твёрдого и жидкого топлива; отсутствует перечень потребителей тепловой энергии, в отношении которых должны проводиться проверки готовности к отопительному периоду; не представлена информация об отсутствии или наличии теплоснабжающих организаций, либо наличии теплоснабжающих организаций и теплосетевых организаций осуществляющих свою деятельность в одной системе теплоснабжения; отсутствует порядок ликвидации аварийных ситуаций в системах теплоснабжения с учётом взаимодействия тепло-, электро-, топливо- и водоснабжающих организаций, потребителей тепловой энергии, ремонтно-строительных и транспортных организаций, а также органов местного самоуправления Альменевского района. Указано, что на основании письма администрации Альменевского района проведена повторная проверка с 12 по 13 ноября 2020 года, установлено, что вышеуказанные требования не выполнены. Требования по предоставлению документов в адрес администрации Альменевского района не направлялись.

Согласно ответу Уральского управления Ростехназдора от 28 декабря 2020 года в адрес прокурора Альменевского района также указано, что документы при проведении проверок предоставляются муниципальным образованием. Требования по предоставлению документов в адрес администрации Альменевского района не направлялись.

Согласно ответу Уральского управления Ростехназдора от 12 января 2020 года в адрес Альменевского районного суда Курганской области указано, что при повторной проверке с 12 по 13 ноября 2020 года готовности Альменевского муниципального района к отопительному периоду 2020-2021 гг. были представлены перечень теплоснабжающих организаций; графики аварийного отключения режимов потребления тепловой энергии для потребителей, согласованные с администрациями сельских поселений; справка об отсутствии бесхозяйных тепловых сетей, источников тепловой энергии; программы проведения проверки готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций и потребителей тепловой энергии сельских поселений; механизм оперативно-диспетчерского управления в системе теплоснабжения муниципального образования Альменевский район; система мониторинга состоянии систем теплоснабжения на территории Альменевского района. Не представлены документы (по 8 пунктам): акты проверки готовности и паспорта готовности к прохождению отопительного периода 2020-2021 гг. теплоснабжающих организаций; акты проверки готовности и паспорта готовности к прохождению отопительного периода потребителей тепловой энергии; распорядительные документы о назначении в установленном порядке комиссии по проверке готовности теплоснабжающих, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к работе в отопительный период; документ, устанавливающий норматив запаса топлива на всех теплоисточниках Альменевского муниципального района; договора на поставку природного газа, твёрдого и жидкого топлива; перечень потребителей тепловой энергии Бороздинского сельсовета; соглашение об управлении системой теплоснабжения; порядок ликвидации аварийных ситуаций в системах теплоснабжения с учётом взаимодействия тепло-, электро-, топливо- и водоснабжающих организаций, потребителей тепловой энергии, ремонтно-строительных и транспортных организаций, а также органов местного самоуправления Альменевского района. 30 декабря 2020 года от администрации Альменевского района получено письмо с просьбой о проведении повторной проверки с прилагаемыми документами. Законом не предусмотрено установление сроков устранения нарушений, выявленных при проведении проверок готовности муниципальных образований к отопительному периоду.

Согласно ответу Уральского управления Ростехназдора от 18 января 2021 года в адрес прокурора Альменевского района указано, что 15 декабря 2020 года администрацией Альменевского района представлены документы: акты проверки готовности к отопительному периоду 2020-2021 гг. теплоснабжающих организаций ООО «Энергосервис», ООО «Пермьэнергосервис»; акты проверки готовности и паспорта готовности к прохождению отопительного периода потребителей тепловой энергии; перечень потребителей тепловой энергии в отношении которых должны проводиться проверки готовности к отопительному периоду; порядок ликвидации аварийных ситуаций в системах теплоснабжения с учётом взаимодействия тепло-, электро-, топливо- и водоснабжающих организаций, потребителей тепловой энергии, ремонтно-строительных и транспортных организаций, а также органов местного самоуправления Альменевского района.

Согласно акту повторной проверки готовности муниципального образования Альменевский район к отопительному периоду 2019-2020 гг., составленному комиссией, образованной приказом Уральского управления Ростехнадзора, сделан вывод о невыполнении одного пункта – касающегося невыполнения предписания от 05 декабря 2018 года, выданного Уральским управлением Ростехнадзора ООО «Пермьэнергосервис».

Согласно ст. 25.1 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.

Рассматривая вопрос о наличии оснований для объявления предостережения следует учесть следующее.

В Указании Генерального прокуратура Российской Федерации от 6 июля 1999 года N 39/7 «О применении предостережения о недопустимости нарушения закона» указано, что предостережение объявляется во всех случаях, когда у прокурора имеются сведения о готовящихся противоправных деяниях. Применению предостережения должна в обязательном порядке предшествовать проверка сведений о готовящихся противоправных деяниях конкретными должностными лицами с истребованием от них письменных объяснений.

Согласно Правилам оценки готовности к отопительному периоду, утверждённым приказом Минэнерго России от 12 марта 2013 года №103, в случае устранения указанных в Перечне замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности в сроки, установленные в пункте 10 настоящих Правил, комиссией проводится повторная проверка, по результатам которой составляется новый акт (п.11).

В объяснении Цаплина от 26 октября 2020 года указано о том, что 13 октября 2020 года были вновь направлены документы в Уральское управление Ростехнадзора, однако оценка данному обстоятельству не дана, сведения о перечне документов, результатах их рассмотрения до момента объявления предостережения не были истребованы. Данный вывод подтверждается тем обстоятельством, что согласно ответу Уральского управления Ростехнадзора повторная проверка была проведена в период с 12 по 13 ноября 2020 года.

Изученная справка по результатам проверки, а также изученное предостережение не содержит конкретных сведений: о том, что и кем не было выполнено при подготовке к отопительному периоду 2020-2021 года, к чьей обязанности относится выполнение мероприятий; о правонарушении и о готовящемся противоправном деянии, а также о том какой вред они могут причинить; о наличии полномочий у должностного лица Цаплина по выполнению данных мероприятий. При этом прокурор в судебном заседании указал, что сведения о наличии планируемого правонарушения или противоправного деяния не были установлены.

Оценивая содержание предостережения, с учётом содержания постановления о возбуждении дела об административном правонарушении о дате совершения нарушения 16 ноября 2020 года и озвученных в судебном заседании доводов прокурора, прихожу к выводу, что его нельзя признать мотивированным, резолютивная часть предостережения не содержит указания на недопустимость конкретного нарушения конкретного закона и ссылки на конкретный срок выполнения требований.

Содержание акта повторной проверки готовности муниципального образования Альменевский район к отопительному периоду 2019-2020 гг. и ответов Уральского управления Ростехнадзора опровергают вывод предостережения об ожидаемом неполучении паспорта готовности по аналогичным причинам.

Доводы о наличии административного правонарушения сводятся к неполучению муниципальным образованием Альменевский район паспорта готовности к отопительному периоду 2020-2021 гг.

Вопреки доводам прокурора содержание постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, которое не подлежит расширительному толкованию, не содержит указания на совершение должностным лицом Цаплиным нарушения путём неполучения конкретного перечня документов, указанных в Правилах оценки готовности к отопительному периоду, утверждённых приказом Минэнерго России от 12 марта 2013 года №103. Следует отметить, что Раздел II Правил, ссылка на который указана в предостережении и постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении регламентирует только Порядок проведения проверки, а Требования по готовности к отопительному периоду для муниципальных образований указаны в разделе V.

При этом согласно Правил оценки готовности к отопительному периоду, утверждённых приказом Минэнерго России от 12 марта 2013 года №103, организация, не получившая по объектам проверки паспорт готовности до даты, установленной пунктом 10 настоящих Правил, обязана продолжить подготовку к отопительному периоду и устранение указанных в Перечне к акту замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности. После уведомления комиссии об устранении замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности осуществляется повторная проверка. При положительном заключении комиссии оформляется повторный акт с выводом о готовности к отопительному периоду, но без выдачи паспорта в текущий отопительный период (п.12).

После даты 15 ноября 2020 года паспорт готовности не мог быть получен, что, однако, не является препятствием для предоставления необходимых документов в дальнейшем, что подтверждается фактическим предоставлением документов администрацией Альменевского района Курганской области в Уральское управление Ростехнадзора в декабре 2020 года, что подтверждается ответами указанного органа от 12 и 18 января 2021 года, согласно которым сроки для устранения недостатков не устанавливались. Таким образом, срок 15 ноября не является пресекательным, поскольку после указанной даты предусмотрено продолжение выполнений требований по подготовке к отопительному сезону.

Согласно п. 8 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утверждённых приказом Минэнерго России от 12 марта 2013 года №103 при наличии у комиссии замечаний к выполнению требований по готовности или при невыполнении требований по готовности к акту прилагается перечень замечаний с указанием сроков их устранения.

Изученные документы не содержат сведений, что комиссией, образованной приказом Уральского управления Ростехнадзора, были установлены сроки устранения замечаний. Заместителем прокурора при вынесении предостережения данный вопрос не выяснялся, в предостережении срок исполнения не устанавливался. Следовательно, довод о совершении правонарушения 16 ноября 2020 года является необоснованным.

Изложенное в совокупности с тем обстоятельством, что отопительный период на территории Альменевского района был начат 25 сентября 2020 года на основании постановления администрации Альменевского района от 22 сентября 2020 года №357, свидетельствует о том, что при неисполнении требований Правил оценки готовности к отопительному периоду, утверждённых приказом Минэнерго России от 12 марта 2013 года №103 о необходимости получения в срок до 15 ноября паспорта готовности отопительный период был начат, услуги по теплоснабжению оказываются, доказательств нарушения прав граждан, организаций в части качества услуги по теплоснабжению суду не представлено.

Выводы суда в данной части подтверждаются содержанием решения Альменевского районного суда Курганской области от 30 сентября 2020 года по административному иску прокурора Альменевского района Курганской области о признании незаконным бездействия администрации Альменевского района Курганской области, выразившегося в ненадлежащем обеспечении надежного теплоснабжения потребителей на территории Альменевского района Курганской области, в ненадлежащей организации подготовки к отопительному периоду 2020-2021 годов на территории Альменевского района Курганской области, и возложении на администрацию Альменевского района Курганской области обязанность организовать надлежащую подготовку к отопительному сезону 2020-2021 годов в срок до01 октября 2020 года и организовать обеспечение надежного теплоснабжения потребителей на территории Альменевского района Курганской области, производство в части требований возложения на администрацию Альменевского района Курганской области обязанности организовать надлежащую подготовку к отопительному сезону 2020-2021 годов в срок до01 октября 2020 года и организовать обеспечение надежного теплоснабжения потребителей на территории Альменевского района Курганской области прекращено в связи с отказом от иска, так как теплоснабжение было начато.

Согласно ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (п.1 ч. 1); выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду (п. 4 ч. 1). Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения реализуются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации (ч.1.1).

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации

Согласно ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района вопросы теплоснабжения не отнесены.

Согласно п. 4.2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении».

Согласно п. 1 ст. 1 Закона Курганской области от 25 декабря 2014 года №108 «О закреплении за сельскими поселениями Курганской области вопросов местного значения городских поселений» за сельскими поселениями Курганской области закреплён, в том числе вопрос местного значения городских поселений – организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Законом Курганской области от 06 июля 2004 года №419 Альменевский район наделён статусом муниципального образования – муниципальный район.

Законом Курганской области полномочиями городского поселения наделены сельские поселения Курганской области, в том числе сельские поселения Альменевского района, которые исходя из содержания исследованных доказательств, принимают меры к выполнению требований закона в сфере теплоснабжения.

Согласно п. 2 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утверждённых приказом Минэнерго России от 12 марта 2013 года №103 проверка муниципальных образований осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, проверка теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов.

Ни при проведении проверки, ни при объявлении предостережения, ни в заключении прокурора в ходе судебного разбирательства полномочия сельских поселений Альменевского района не разграничены с полномочиями муниципального района и должностного лица Цаплина. В ходе опроса Цаплина 26 октября 2020 года вопрос о том, вследствие каких конкретно недостатков был сделан вывод о неготовности муниципального образования Альменевский район к отопительному периоду 2020-2021 гг. не выяснялся.

Обязанности решения вопросов теплоснабжения в должностной инструкции Цаплина не конкретизированы, в связи с чем невозможно сделать вывод о его ответственности за невыполнение указанных требований законодательства и предостережения, при том, что доказательств наличия у должностного лица Цаплина распорядительных полномочий в отношении сельских поселений и теплоснабжающих организаций, суду не представлено.

Диспозиция ст. 17.7 КоАП РФ предусматривает умышленную форму вины.

Согласно ч. 1 ст. 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Рассматривая возражения Цаплина об отсутствии его вины, суд с учётом того, что в судебном заседании установлено неоднократное направление администрацией Альменевского района Курганской области документов в Уральское управление Ростехнадзора для оценки готовности к отопительному периоду 2020-2021 гг., в частности 13 октября 2020 года по которому на момент вынесения предостережения не была проведена проверка, а также в декабре 2020 года, сведения о получении которых 30 декабря 2020 года, указаны в ответе Уральского управления Ростехнадзора от 12 января 2021 года, а также 15 декабря 2020 года, сведения о получении которых, указаны в ответе Уральского управления Рестехнадзора от 18 января 2021 года, приходит к выводу, что при отсутствии убедительных доказательств довод о наличии умышленной формы вины следует отвергнуть, поскольку нет доказательств того, что именно вследствие умышленных действий или бездействия Цаплина не были подготовлены необходимые документы. Неисполнение же тех или иных должностных обязанностей само по себе, не является безусловным свидетельством умышленного характера поведения должностного лица.

Следует учесть, что исходя из содержания ответов Уральского управления Ростехнадзора количество пунктов, по которым не были представлены документы, уменьшилось на момент последней проверки, от числа недостатков, указанных в акте от 29 сентября 2020 года.

Опровержение или доказывание данных обстоятельств не может быть возложено на лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении с учётом презумпции невиновности.

Совокупность изложенных обстоятельств позволяет сделать вывод, что содержание указанного предостережения не отвечает требованиям законности, предшествующая проверка была проведена формально, не были установлены необходимые сведения, указанные в ст. 25.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

Кроме этого, необходимо учесть, что предостережение о недопустимости нарушения закона является документом прокурорского реагирования, мерой профилактического воздействия. Обязанность по исполнению законов и постановлений правительства РФ возложена на граждан и должностных лиц, независимо от наличия или отсутствия требований прокурора об этом. Такой акт прокурорского реагирования не содержит властно-распорядительных обязательных предписаний.

Предостережение – это правовое средство особой целевой направленности, оно имеет превентивный (предупредительный, профилактический) характер. Цель предостережения – предупреждение правонарушений путем официального указания на необходимость изменения модели своей юридически значимой деятельности.

Прокурор при проведении проверки может объявить предостережение лишь при наличии веских задокументированных оснований, связанных с тем, что в будущем, возможно, лицо совершит правонарушение.

Предостережение о недопустимости нарушения закона никаких юридических последствий для лица, которому оно объявлено, не влечет. Если лицо, которому ранее было объявлено предостережение, все же совершит в дальнейшем правонарушение, о недопустимости которого оно предостерегалось, то правовые последствия для него породят иные меры прокурорского реагирования, принятые в связи с последним нарушением законности, а не это предостережение.

Указанные выводы согласуются с позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 18 июня 2014 года №82-КГПР14-2.

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 17 февраля 2015 года №2-П приведена правовая позиция, согласно которой при рассмотрении в судебном порядке дела об административном правонарушении, выразившемся в умышленном невыполнении требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом (статья 17.7 КоАП Российской Федерации), прокурор должен доказать правомерность своих требований и факт нарушения закона органом или должностным лицом, которому предъявлены соответствующие требования.

Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, и считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к названной статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Согласно ст. 29.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении (п. 2 ч. 1). Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ (ч. 1.1).

Согласно ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения (п. 2 ч. 1).

Оценивая исследованные доказательства в совокупности, следует признать, что в действиях Цаплина состав, правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ отсутствует, поскольку наличие объективной стороны правонарушения и вина не доказаны.

Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 29.9, ст. 29.10 КоАП РФ,

постановил:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении должностного лица Цаплина Эдуарда Николаевича прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Воробьев О.А.