Дело № 5-1/2022
УИД №
Полный текст изготовлен 16.01.2022
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
13 января 2022 года г. Мурманск
Судья Октябрьского районного суда города Мурманска Хуторцева И.В. в помещении Октябрьского районного суда г. Мурманска, расположенного по адресу: <...>,
с участием защитника юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО5,
представителя административного органа ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и материала к нему в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Аврора Тур», ИНН №, ОГРН №, юридический адрес: г. <данные изъяты>, ранее не привлекавшегося к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Государственной инспекцией Пограничного управления ФСБ России по западному арктическому району в суд представлен протокол и материал к нему об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.37 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Аврора Тур» (далее – ООО «Аврора Тур», Общество).
Согласно протоколу об административном правонарушении от 17.11.2021 ООО «Аврора Тур», являющееся пользователем водными биологическим ресурсами на основании разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов № №, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ допустило нарушение в форме бездействия, то есть несоблюдение требований пунктов 11 и 13 Правил рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 30 октября 2014 года № 414, выразившихся в отсутствии на рыболовном участке № 458, расположенном в районе акватории мыса Ярнышный Баренцева моря, в момент осуществления любительского рыболовства гражданином ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ надлежащим образом оформленного подлинника разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов, документа о внесении изменений в данное разрешение, переданное посредством электронной или иной связи, являющегося неотъемлемой частью разрешения; промыслового журнала; локального акта, изданного юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем о назначении его лицом, ответственным за добычу (вылов) водных биоресурсов.
Законный представитель ООО «Аврора Тур» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, в судебное заседание не явился, не просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Защитник ООО «Аврора Тур» ФИО5 в судебном заседании с инкриминируемым правонарушением не согласилась, вину в совершении административного правонарушения не признала, пояснила, что вменяемые ООО «Аврора Тур» нарушения относятся к любительскому рыболовству. Общество не осуществляет добычу (вылов) водных биологических ресурсов, а его основным видом деятельности является организация туров (организация маршрута, питания, рыбалки и т.д.).
В целях осуществления туристической деятельности между Обществом и Североморским территориальным управлением ФАР заключен договор пользования рыболовным участком для организации любительского рыболовства от 18.08.2020 № Л-5/2020, согласно пункту 2 которого орган государственной власти предоставляет пользователю рыболовный участок для организации любительского рыболовства, а в подпункте «к» пункта 8 указано, что предписывается пользователю для организации любительского рыболовства.
Из решения Верховного суда РФ от 11.08.2009 № ГКПИ 09-678 следует, что по договору о предоставлении рыбопромыслового участка орган государственной власти предоставляет пользователю рыбопромысловый участок для организации любительского и спортивного рыболовства и право на добычу (вылов) водных биологических ресурсов. Само Общество и его сотрудники не осуществляли добычу (вылов) водных биологических ресурсов, а лишь оказывало услуги гражданам, как туроператор, осуществляя свою предпринимательскую деятельность.
Со ссылками на ч. 2 ст. 5, ст. 43.1 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» указывает, что договорные обязательства, связанные с оборотом водных биоресурсов, отнесённых к объектам рыболовства, регулируется гражданским законодательством, Правила рыболовства, которыми также регламентируется добыча (вылов) водных биоресурсов, в том числе любительское рыболовство с учетом особенностей установленных Федеральным законом «О любительском рыболовстве и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 25.12.2018 № 475-ФЗ, обязательны для исполнения.
С учетом понятия любительского рыболовства, указанного в названном законе, как деятельность по добыче (вылову) водных биологических ресурсов, осуществляемая гражданами в целях удовлетворения личных потребностей, а также при проведении официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, Общество не занимается каким-либо видом рыболовства, не имеет технических средств, морских судов, а также сотрудников, которые занимаются добычей водных биоресурсов.
Юридические лица только осуществляют организацию любительского рыболовства, а граждане непосредственно осуществляют любительское рыболовство на основании Правил рыболовства № 414. Организация любительского рыболовства – это деятельность, направленная на оказание услуг в области любительского рыболовства, в том числе создание условий и обустройства мест осуществления любительского рыболовства. Осуществление любительского рыболовства – это непосредственная деятельность по добыче (вылову) водных биологических ресурсов, осуществляемая гражданами в целях удовлетворения личных потребностей.
Глава II Правил рыболовства содержит пункты, относящиеся как к любительскому рыболовству (пункты 10-10.5), так и иные пункты не относящиеся к любительскому рыболовству (пункты 9-9.3), в которых прямо указано, что они не распространяются на любительское рыболовство.
В разрешении № 51202106027 указано лицо, ответственное за организацию любительского и спортивного рыболовства, а не за вылов водных биоресурсов, поэтому все пункты Правил рыболовства, в которых рассматриваются обязанности лица, ответственного за добычу (вылов), не распространяются на ООО «Аврора Тур», так как такое лицо в разрешении не указано. Согласно кассационному определению СК по гражданским делам Верховного суда РФ от 10.10.2007 № 64-Г07-18 установлено, что право лиц, осуществляющих любительское рыболовство на рыбопромысловых участках, ограничивается только согласием пользователя рыбопромыслового участка. Назначения участков может быть разным, в том числе для промышленного и прибрежного рыболовства. Владелец участка обязан назначить лицо, ответственное за вылов водных биоресурсов, поскольку в данном случае наличие путевки не предполагается, учет должно вести лицо, ответственное за вылов, в том числе, когда организуют осуществление любительского рыболовства на предназначенных для других целей рыболовных участках.
Раздельный учет улова для организации любительского рыболовства ведется в промысловом журнале, форма которого утверждена приказом Минсельхоза России от 24.08.2016 № 375 (раздел VI), и в котором содержится подпись лица, ответственного за организацию любительского рыболовства.
Если организация любительского рыболовства происходит на рыбопромысловом участке, предназначенном по договору для организации любительского и спортивного рыболовства, лицо, ответственное за добычу не назначается. В соответствии с позицией пограничного органа пункты 11 и 13 Правил рыболовства, которые должны рассматриваться одновременно, противоречат пункту 9 Правил рыболовства, поэтому в соответствии с ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ неясности должны толковаться в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности. В действиях Общества отсутствует состав административного правонарушения по ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ.
Дополнительно пояснила, что Общество контроль за количеством выловленного пользователями краба камчатского не осуществляет, а по факту взвешивания выловленных ими водных биоресурсов составляет статистическую отчетность. С пользователем водных биоресурсов Обществом заключается соглашение. В разрешении на вылов водных биоресурсов лицом, ответственным за организацию любительского рыболовства, указана ФИО7 При этом лица, ответственного за вылов водных биоресурсов, при организации любительского рыболовства не может быть. Из разъяснений Федерального агентства по рыболовству усматривается двоякое толкование Правил рыболовства, относящихся к организации любительского рыболовства, поэтому неясности должны толковаться в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности. Пункты 11 и 13 Правил рыболовства не относятся к организуемому Обществом любительскому рыболовству, поэтому на рыболовном участке промысловый журнал не может быть отдельно от лица, ответственного за вылов водных биоресурсов.
Просила прекратить производство по делу об административном правонарушении, учесть позицию в разъяснениях Федерального агентства по рыболовству и Североморского Территориального управления Росрыболовства.
Представитель административного органа ФИО6 в судебном заседании пояснила, что протокол составлен на основании материалов проверки, соответствует требованиям закона, и в материалах дела имеются объективные доказательства вины ООО «Аврора Тур» в инкриминируемом правонарушении по ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ. Пользователь не должен взвешивать добытые водные биоресурсы и отмечать количество особей краба камчатского, выпущенных в естественную среду обитания. Данные действия должно осуществлять лицо, назначенное ответственным за организацию любительского рыболовства, на месте расположения рыболовного участка и вносить сведения в промысловый журнал. Не исполняя пункты 11 и 13 Правил рыболовства, Общество не осуществляет контроль за деятельностью пользователей водных биоресурсов.
В соответствии со статьей 25.15 КоАП РФ дело рассмотрено в отсутствие законного представителя ООО «Аврора Тур».
Выслушав защитника, представителя административного органа, специалиста, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил, регламентирующих рыболовство, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 8.17 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой.
Как разъяснено в пункте 1 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 23.11.2010 № 27 «О практике рассмотрения дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного, прибрежного и других видов рыболовства», при рассмотрении дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного, прибрежного и других видов рыболовства, необходимо учитывать, что отношения в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов регулируются, в том числе Федеральными законами: от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».
Согласно статьям 34, 35 Федерального закона от 24.05.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» юридическими лицами и гражданами могут осуществляться такие виды пользования животным миром, как рыболовство, включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих.
В соответствии с пунктом 9 статьи 1 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее – Закон № 166-ФЗ) рыболовство - деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству рыбной и иной продукции из водных биоресурсов.
В силу статьи 43.1 Закона № 166-ФЗ Правила рыболовства являются основой осуществления рыболовства и сохранения водных биоресурсов обязательны для исполнения юридическими лицами и гражданами, осуществляющими рыболовство и иную связанную с использованием водных биоресурсов деятельность. Правила рыболовства утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства для каждого рыбохозяйственного бассейна.
В соответствии со статьей 24 Закона № 166-ФЗ отношениям в области любительского рыболовства, не урегулированным настоящим Федеральным законом, применяются Федеральный закон «О любительском рыболовстве и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты Российской Федерации.
В пункте 1 части 1 статьи 2 Федерального закона «О любительском рыболовстве и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 25.12.2018 № 475-ФЗ (далее – Закон № 475-ФЗ, с изменениями и дополнениями, действовавшими в период совершения административного правонарушения) дано понятие любительское рыболовство - деятельность по добыче (вылову) водных биологических ресурсов, осуществляемая гражданами в целях удовлетворения личных потребностей, а также при проведении официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий.
Согласно части 1 статьи 8 Закона № 475-ФЗ правила любительского рыболовства, в том числе ограничения любительского рыболовства, предусматриваются правилами рыболовства, установленными Федеральным законом от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».
В Баренцевом море до 01.09.2021 действовали Правила рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна, утвержденные приказом Министерства сельского хозяйства России от 30.10.2014 № 414 (в редакции, действовавшей на момент совершения административного правонарушения), которые регламентировали деятельность российских юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, включая лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и их общины, осуществляющих рыболовство во внутренних водах Российской Федерации, в том числе во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации в пределах Северного рыбохозяйственного бассейна (далее – Правила рыболовства).
Учитывая, что Законом № 475-ФЗ не урегулирован порядок деятельности лиц, осуществляющих организацию любительского рыболовства, в указанной части применяются положения Правил рыболовства.
Согласно пункту 1 Правил рыболовства данные Правила регламентируют добычу (вылов) водных биоресурсов, в том числе в целях осуществления любительского рыболовства с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2018 № 475-ФЗ «О любительском рыболовстве и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Согласно пункту 62 Правил рыболовства юридические лица, осуществляющие организацию любительского рыболовства на рыболовных (рыбопромысловых) участках, предоставленных для организации любительского рыболовства, а также граждане, осуществляющие любительское рыболовство, обязаны соблюдать положения раздела II Правил рыболовства.
Пункты 11 и 13 Правил рыболовства включены в раздел II Правил рыболовства, то есть обязательны для исполнения лицами, осуществляющими организацию любительского рыболовства на рыболовных (рыбопромысловых) участках.
Согласно пункту 11 Правил рыболовства капитан судна или лицо (лица), ответственное (ответственные) за добычу (вылов) водных биоресурсов, в том числе осуществляющее организацию любительского и спортивного рыболовства (за исключением граждан, осуществляющих любительское и спортивное рыболовство, а также лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и их общин, осуществляющих традиционное рыболовство без предоставления в пользование рыболовного (рыбопромыслового) участка), должны иметь на борту судна, на каждом рыболовном (рыбопромысловом) участке либо при себе в местах добычи (вылова) при осуществлении рыболовства за пределами рыболовных (рыбопромысловых) участков: надлежащим образом оформленный подлинник разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов, а также документ о внесении изменений в данное разрешение, переданный посредством электронной и иной связи, являющийся неотъемлемой частью разрешения; промысловый журнал; технологический журнал (при производстве рыбной и иной продукции из водных биоресурсов).
В соответствии с пунктом 13 Правил рыболовства лицо (лица), ответственное (ответственные) за добычу (вылов) водных биоресурсов, должно (должны) иметь на каждом рыболовном (рыбопромысловом) участке либо при себе в местах добычи (вылова) при осуществлении рыболовства за пределами рыболовных (рыбопромысловых) участков локальный акт, изданный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем о назначении его лицом, ответственным за добычу (вылов) водных биоресурсов.
В соответствии с пунктом 10.3 Правил рыболовства при организации любительского рыболовства на предоставленных для этих целей рыболовных (рыбопромысловых) участках юридические лица и индивидуальные предприниматели должны иметь надлежащим образом оформленный договор пользования рыболовным участком (договор о предоставлении рыбопромыслового участка), разрешение на добычу (вылов) водных биоресурсов, промысловый журнал.Из системного толкования приведенных норм Правил рыболовства следует, что юридическое лицо, осуществляющее организацию любительского рыболовства, должно иметь на каждом рыболовном (рыбопромысловом) участке локальный акт, изданный юридическим лицом о назначении лица, ответственного за добычу (вылов) водных биоресурсов, а также надлежащим образом оформленный подлинник разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов, документ о внесении изменений в данное разрешение, переданный посредством электронной и иной связи, являющийся неотъемлемой частью разрешения; промысловый журнал.
Как следует из материалов дела, ООО «Аврора Тур» в соответствии с договором № Л-5/2020 от 18.08.2020, заключенным с Североморским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству, предоставлено право на добычу (вылов) водных биологических ресурсов на рыболовном участке № 458, расположенном в районе акватории мыса Ярнышный Баренцева моря.
В соответствии с подпунктом «к» пункта 8, пунктом 2 данного договора пользователь (ООО «Арора Тур») обязан использовать рыболовный участок в целях, указанных в пункте 2 договора (для организации любительского рыболовства), и в установленных в пункте 1 договора границах.
ООО «Аврора Тур» ДД.ММ.ГГГГ выдано разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов № №, в соответствии с которым должностным лицом, ответственным за организацию любительского и спортивного рыболовства, является ФИО7 - директор ООО «Аврора Тур».
Сведений о внесении изменений в данное разрешение материалы дела не содержат. Законным представителем и защитником юридического лица, представителем административного органа не сообщено о наличии выданного ООО «Аврора Тур» документа о внесении изменений в данное разрешение.
В соответствии с приказом ООО «Аврора Тур» № 6-к от 18.08.2021 в силу производственной необходимости ответственным за организацию любительского рыболовства (в части выдачи путевок (договоров) гражданам, обеспечения раздельного учета улова водных биоресурсов в промысловом журнале) на рыболовном участке № 458 (Баренцево море, мыс Ярнышный) назначена ФИО8
ДД.ММ.ГГГГ ООО «Аврора Тур» гражданину ФИО1 выдана путевка серии ПИ № 5 с периодом действия с 00:00 24.08.2021 по 24:00 25.08.2021 на добычу (вылов) на рыболовном участке № 458, расположенном в районе акватории мыса Ярнышный Баренцева моря, сетными орудиями лова краба камчатского в количестве 10 экземпляров на путевку.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на рыболовном участке № № гражданином ФИО1 с использованием плавательного средства осуществлена (добыча) вылов 2 экземпляров камчатского краба.
В соответствии с данными промыслового журнала рыболовного участка указанным лицом по путевке № № от ДД.ММ.ГГГГ добыт камчатский краб общим весом 7, 5 кг.
В соответствии с актом осмотра места осуществления рыболовства от ДД.ММ.ГГГГ, составленным должностными лицами административного органа на побережье рыболовного участка № 458 м. Ярнышный п. Дальние Зеленцы, в период с 10:00 до 13:00 часов ДД.ММ.ГГГГ на рыбопромысловом участке № 458 в период осуществления промысловой деятельности отсутствовало лицо, ответственное за добычу (вылов), и промысловый журнал, вследствие чего не представилось возможным проверить надлежащим образом оформленные документы.
В соответствии с актом осмотра судна и актом контроля выгрузки уловов водных биоресурсов от ДД.ММ.ГГГГ, составленным должностными лицами административного органа в пос. Дальние Зеленцы с участием ФИО1., установлено наличие у него 2 штук краба камчатского весом 7, 5 кг. Количество выловленных экземпляров краба камчатского в путевке № 5, выданной ФИО1 указано 2 экземпляра, вес не указан в связи с отсутствием весов.
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Факт совершения ООО «Аврора Тур» административного правонарушения подтверждается исследованными в судебном заседании доказательствами: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, актом осмотра судна от ДД.ММ.ГГГГ, актом контроля выгрузки уловов водных биоресурсов от ДД.ММ.ГГГГ, актом осмотра места осуществления рыболовства от ДД.ММ.ГГГГ, копией путевки, выданной ФИО1 серии ПИ №№ № от ДД.ММ.ГГГГ, копией договора на пользование рыболовным участком для организации любительского рыболовства № № от ДД.ММ.ГГГГ, копией разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов № № от ДД.ММ.ГГГГ, копией промыслового журнала, Уставом ООО «Аврора Тур», выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ООО «Аврора Тур», протоколом опроса свидетеля ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом опроса свидетеля ФИО3. от ДД.ММ.ГГГГ, копией приказа ООО «Аврора Тур» от ДД.ММ.ГГГГ № 6-К и иными материалами дела.
Данные доказательства являются относимыми, допустимыми, достоверными и достаточными, подтверждающими факт совершения ООО «Аврора Тур» административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.37 КоАП РФ, выразившегося в неисполнении юридическим лицом пунктов 11 и 13 Правил рыболовства, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства России от 30.10.2014 № 414 (в редакции, действовавшей на момент совершения административного правонарушения), в части отсутствия на рыболовном участке № 458, расположенном в районе акватории мыса Ярнышный Баренцева моря, в момент осуществления любительского рыболовства гражданином ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ надлежащим образом оформленного подлинника разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов, документа о внесении изменений в данное разрешение, переданное посредством электронной или иной связи, являющегося неотъемлемой частью разрешения (при наличии); промыслового журнала; локального акта, изданного юридическим лицом о назначении лица, ответственного за добычу (вылов) водных биоресурсов.
ООО «Аврора Тур» признается виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.37 КоАП РФ, поскольку у Общества имелась возможность для соблюдения пунктов 11 и 13 Правил рыболовства, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства России от 30.10.2014 № 414 (в редакции, действовавшей на момент совершения административного правонарушения), но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о принятии Обществом всех зависящих от него мер по соблюдению пунктов 11 и 13 Правил рыболовства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, материалы дела не содержат, что свидетельствует о наличии вины юридического лица в нарушении пунктов 11 и 13 Правил рыболовства применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
В судебном заседании специалист – должностное лицо Североморского Территориального управления Федерального агентства по рыболовству ФИО4 будучи предупрежденным об административной ответственности по статье 17.9 КоАП РФ, пояснил, что вес выловленного (добытого) водного биоресурса должен быть внесен в путевку гражданином, а затем в промысловый журнал лицом, ответственным за организацию любительского рыболовства. Лицо, ответственное за организацию любительского рыболовства, не аналогично лицу, ответственному за добычу (вылов) водных биоресурсов.
В целом пояснения специалиста не свидетельствуют об отсутствии в действиях ООО «Аврора Тур» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ.
Судья не может признать убедительными доводы защитника об отсутствии в действиях ООО «Аврора Тур» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ, полагая их основанными на неверном толковании норм Правил рыболовства, предусматривающих деятельность лиц, осуществляющих организацию любительского рыболовства.
Действительно в пункте 9.1 Правил рыболовства указано, что при осуществлении видов рыболовства, указанных в пункте 3 Правил рыболовства (за исключением любительского рыболовства) юридические лица и индивидуальные предприниматели назначают локальным актом лицо (лиц), из числа работников предприятия, ответственное (ответственных) за добычу (вылов) водных биоресурсов (при осуществлении рыболовства без использования судна рыбопромыслового флота).
Вместе с тем, деятельность лица, осуществляющего организацию любительского рыболовства, после получения разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов заключается не только в выдаче гражданам путевок на добычу (вылов) водных биоресурсов, но и в осуществлении надлежащего контроля за соблюдением гражданами Правил рыболовства, то есть в соблюдении лицом, осуществляющим организацию любительского рыболовства, пунктов 11 и 13 Правил рыболовства.
Согласно разрешению на добычу (вылов) водных биоресурсов от ДД.ММ.ГГГГ № № выданному ООО «Аврора Тур», как пользователю, право на изъятие водных биоресурсов из среды их обитания возникает на основании разрешения, которое выдается юридическому лицу, с требованиями о соблюдении условий осуществления организации любительского и спортивного рыболовства, правил рыболовства и ограничений рыболовства, установленных законодательством РФ в области рыболовства и сохранении водных биологических ресурсов для рыбохозяйственного бассейна. Пользователь обязан сообщать достоверные сведения о добыче (вылове) водных биоресурсов в соответствии с правилами рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна.
Получив разрешение на добычу (вылов) водных биоресурсов, ООО «Аврора Тур» признается ответственным за добычу (вылов) водных биоресурсов в том смысле, который определяется Правилами рыболовства, что предусматривает осуществление контроля за объемом добытых (выловленных) водных биоресурсов гражданами на основании выданных им путевок, а также за надлежащее и достоверное оформление промыслового журнала, ответственным за ведение которого является ООО «Аврора Тур», что невозможно обеспечить вне места расположения рыболовного (рыбопромыслового) участка.
При этом каких-либо неясностей в толковании соответствующих норм Правил рыболовства в ходе рассмотрения протокола об административном правонарушении судьей не установлено.
Ответы Североморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству от 14.12.2021 и Федерального агентства по рыболовству от 22.12.2021, представленные защитником в материалы дела, не являются разъяснениями по применению Правил рыболовства.
Содержание названных ответов не свидетельствует об отсутствии в действиях ООО «Аврора Тур» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не установлено.
Обстоятельств, исключающих производство по делу и обстоятельств, в силу которых производство по делу подлежит прекращению, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, не установлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истёк.
Оснований для освобождения ООО «Аврора Тур» от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью не имеется.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность ООО «Аврора Тур», судьей не установлено.
За совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ, юридическому лицу назначается административный штраф в размере 100 000 рублей.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 указанного Кодекса.
В рассматриваемом случае из материалов дела указанная совокупность обстоятельств не усматривается, нарушение Правил рыболовства причиняет вред объектам животного мира, окружающей среде, поэтому административный штраф не может быть заменен на предупреждение.
В силу ч. 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При рассмотрении дела установлено, что ООО «Аврора Тур» ранее к административной ответственности не привлекалось, по состоянию на 10.01.2022 является микропредприятием внесенным в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Наложение административного штрафа в установленных санкцией ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ пределах, в размере 100 000 рублей, не отвечает целям административного наказания, предусмотренным в статье 3.1 КоАП РФ, и влечет избыточное ограничение прав юридического лица.
Учитывая положения частей 3.1, 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, в целях обеспечения баланса конституционно значимых ценностей и в интересах субъектов права, с учетом обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, судья назначает ООО «Аврора Тур» наказание в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ, то есть в размере 50 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 4.1, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать Общество с ограниченной ответственностью «Аврора Тур» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей без конфискации судна и иных орудий совершения административного правонарушения.
В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях исполнение постановления о наложении административного штрафа должно быть произведено лицом, привлеченным к административной ответственности не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления в законную силу.
Сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом, привлеченным к административной ответственности, на следующие реквизиты:
УФК по Мурманской области (ПУ ФСБ России по западному арктическому району); ИНН: <***>; КПП: 519001001; Лицевой счет 04491Y00970;
казначейский счет – 03 100 643 000 0000 14900,
банковский счет, входящий в состав единого казначейского счета – 401 028 107 4537 000 0041,
БИК: 014705901; Банк – Отделение Мурманск Банка России/УФК по Мурманской области г. Мурманск;
ОКТМО: 47701000;
КБК 189 1 16 13000 01 7000 140;
УИН 18900009760210024191.
Квитанция об уплате штрафа подлежит предъявлению в Октябрьский районный суд города Мурманска.
Разъяснить юридическому лицу, что неуплата штрафа в установленный срок влечет административную ответственность на основании ч. 1 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей.
Постановление может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение десяти дней со дня вручения или получения копии постановления.
Судья И.В. Хуторцева