ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1/2022 от 18.02.2022 Красногорского районного суда (Алтайский край)

Дело № 5-1/2022

22RS0026-01-2021-000509-22

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

с. Красногорское 18 февраля 2022 года

Судья Красногорского районного суда Алтайского края Исламова Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело в отношении

ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, гражданки РФ, проживающей по адресу: <адрес>, зарегистрированной по <адрес>, не работающей,

- в совершении ей административного правонарушения, предусмотренного ст.17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Согласно постановлению о возбуждении производства об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенному прокурором Красногорского района Алтайского края Г.А.В., главой Администрации Усть-Ишинского сельсовета Красногорского района Алтайского края ФИО1 умышленно не выполнены требования, изложенные в протесте прокурора Красногорского района Алтайского края от 04.02.2021 года на постановление Администрации Усть-Ишинского сельсовета Красногорского района Алтайского края от 16.02.2017 года № 29 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг из бюджета муниципального образования Усть-Ишинский сельсовет Красногорского района Алтайского края», выразившиеся в неисполнении, в нарушение статьи 6 и 23 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», требований о рассмотрении протеста и уведомлении прокурора о его рассмотрении.

Действия должностного лица – главы администрации ФИО1 квалифицированы по ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В судебное заседание лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – ФИО1 не явилась, извещена надлежащим образом, письменных ходатайств об отложении судебного заседания не заявила, доказательств уважительности неявки в судебное заседание не представила.

Ранее участвуя в судебном заседании, ФИО1 с постановлением прокурора не согласилась, полагала, что в ее действиях отсутствует умысел на неисполнение требований прокурора, поскольку протест ею рассмотрен в установленные сроки, ответ также направлен прокурору в сроки, предусмотренные Законом. По какой причине ответ, направленный ею электронной почтой на адрес помощника прокурора района, не доставлен, ей не известно. Также ответ на протест был направлен почтой.

Прокурор Красногорского района Г.А.В. в судебном заседании возражал против доводов ФИО1, поясняя, что ответ на протест прокурора Красногорского района Алтайского края от 04.02.2021 года, фактически в адрес прокуратуры района поступил 30.12.2021 года. В установленные законом сроки, т.е. непосредственно после его рассмотрения 18.02.2021 года ответ на протест в прокуратуру района не поступал. В связи с отсутствием ответа на протест, прокурором района 30.03.2021 года главе администрации Усть-Ишинского сельсовета ФИО1 направлено представление об устранении нарушений законодательства и направлении ответа, которое получено, однако представление до настоящего времени не рассмотрено. В ходе проведенной по жалобе ФИО1 проверке начальником отдела информационных технологий прокуратуры Алтайского края установлено, что на компьютере помощника К.А.А. отсутствуют сведения о поступлении какой-либо информации с почтового адреса ФИО1 Полагал, что в действиях должностного лица – главы Администрации Усть-Ишинского сельсовета ФИО1, исполнявшей свои обязанности на момент рассматриваемых событий, имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу ч. 2 ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

В соответствии с абз. 2 п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда "Судебное", утвержденных приказом ФГУП "Почта России" от 31 августа 2005 года N 343.

ФИО1 о дате и времени первого судебного заседания извещена надлежащим образом, присутствовала в судебном заседании, о дате следующего судебного заседания извещена надлежащим образом. В связи с нахождением ФИО1 на больничном, почтовая корреспонденция направлена ей по месту регистрации (<адрес> фактического проживания (<адрес>) и месту нахождения юридического лица (<адрес>). В связи с прекращением полномочий ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ, как главы администрации Усть-Ишинского сельсовета, она также извещалась посредством направления повестки сотрудниками Красногорского районного суда Алтайского края, что подтверждается актом.

Учитывая, что до начала судебного заседания ФИО1 позвонила в Красногорский районный суд и ходатайствовала об отложении судебного заседания, а также учитывая наличие информации о движении административного дела на сайте Красногорского районного суда Алтайского края, судья считает, что ФИО1 надлежащим образом извещена о дате и времени судебного заседания и, руководствуясь ч. 2 ст. 25.1 и ч. 2 ст. 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, рассмотрел дело при указанной явке.

Выслушав участвующих лиц, заслушав пояснения специалиста, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

В соответствии со статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.

В силу положений пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон о прокуратуре) (в редакции, действовавшей на момент внесения представления прокурора от 11 мая 2021 года) требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Согласно Закону о прокуратуре одной из мер реагирования прокуратуры на нарушение закона является представление об устранении нарушений закона.

Исходя из пункта 1 статьи 21 Закона о прокуратуре предметом надзора являются, в частности: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации органами местного самоуправления, их должностными лицами; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.

В силу пункта 3 ст. 22 Закона о прокуратуре прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными.

Прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 22).

Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме (пункт 2 статьи 22).

Таким образом, данной нормой предусмотрено, что протест подлежит рассмотрению в установленный 10-дневный срок и обязательное направление письменного ответа незамедлительно после его рассмотрения.

Субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является, в том числе должностное лицо.

В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно примечанию к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.

Из представленных материалов следует, что ФИО1 вступила в должность главы Администрации Усть-Ишинского сельсовета на основании решения Совета депутатов Усть-Ишинского сельсовета Красногорского района Алтайского края от 24.09.2018 года № 17, следовательно является должностным лицом и субъектом указанного правонарушения.

ДД.ММ.ГГГГ прокурором Красногорского района Алтайского края главе Администрации Усть-Ишинского сельсовета Красногорского района внесен протест на постановление Администрации Усть-Ишинского сельсовета Красногорского района Алтайского края от 16.02.2017 года № 29 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг из бюджета муниципального образования Усть-Ишинский сельсовет Красногорского района Алтайского края». Протест подлежал обязательному рассмотрению в течение 10 дней с момента поступления и незамедлительному сообщению о его рассмотрении в письменном виде в прокуратуру района.

Протест получен главой Администрации Усть-Ишинского сельсовета ФИО1 и рассмотрен 18.02.2021 года.

В судебном заседании ФИО1 пояснила, что ответ на протест направила электронной почтой на электронный адрес помощника прокурора Красногорского района К.А.А., также ответ был повторно направлен 26.06.2021 года и 30.12.2021 года.

В подтверждение данных доводов глава Администрации Усть-Ишинского сельсовета представила:

- копию ответа на имя прокурора Красногорского района от 18.02.2021 года о том, что протест на указанный нормативно-правовой акт рассмотрен, копию Постановления от 18.02.2021 года № 6 Об утверждении Порядка предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг из бюджета муниципального образования Усть-Ишинский сельсовет Красногорского района Алтайского края,

- информацию от 25.06.2021 года о принятых нормативно-правовых актах за 6 месяцев 2021 года,

- ответ от 30.12.2021 года о том, что протест был рассмотрен, ответ направлен на электронную почту,

- акт от 10.01.2022 года о создании скриншотов входящих и исходящих писем электронной почты,

- скриншоты исходящего сообщения от 20 февраля (без указания года), 25 июня (без указания года), 30.12.2021 года,

- копию журнала исходящей корреспонденции Администрации Усть-Ишинского сельсовета за 2021 год.

В обоснование доводов, подтверждающих факт ненадлежащего исполнения требований прокурора, выразившихся в непредставлении ответа на протест, прокурором района представлены:

- представление от 30.03.2021 года об устранении указанных нарушений и направлении ответа, которое направлено заказным письмом с уведомлением и получено Администрацией Усть-Ишинского сельсовета 22.04.2021 года;

- скриншот компьютера помощника прокурора К.А.А., где отсутствуют сведения о поступлении электронной почты ФИО1, 20.02.2021 года, при этом имеются сведения о поступлении ответа 26.06.2021 года;

- справка от 11.02.2022 года начальника отдела информационных технологий о проверке компьютера помощника прокурора К.А.А. о том, что 20.02.2021 года входящих сообщений с адреса электронной почты ФИО1 ustisha11@yandex.ru не установлено, сбоев в работе почтового сервера, влекущих утрату электронного письма в феврале 2021 года не зафиксировано;

- распоряжение прокурора Красногорского района Алтайского края от 17.02.2021 года № 3р «О распределении обязанностей между работниками прокуратуры Красногорского района», в котором обязанность по получению и регистрации корреспонденции закреплена за специалистом 1 разряда М.М.В.;

- журнал входящей корреспонденции, в котором за 30.12.2021 года имеются сведения о поступлении ответа на протест от 04.02.2021 года.

Кроме того, к участию в деле привлечен эксперт Г.М.Б., который осмотрел электронную почту Администрации Усть-Ишинского сельсовета и в судебном заседании пояснил, что файл «ответ на протест», отраженный в скриншоте от 20 февраля (без даты), как созданный и отправленный с почты ustisha11@yandex.ru на почту К.А.А. в исходящей почте Администрации Усть-Ишинского сельсовета имеется, однако статуса «доставленного» данный файл не имеет. Также пояснил, что осмотреть электронную почту он смог при повторном выезде (ДД.ММ.ГГГГ), поскольку при первом посещении (ДД.ММ.ГГГГ) сотрудники Администрации пояснили, что у них не имеется логина и пароля к электронной почте, он находится у ФИО2, самой главы Администрации - ФИО1 на рабочем месте не было. По какой причине файл не был доставлен, он сказать не может.

Судом из ФГУП «Почта России» истребованы сведения о наличии информации о направленных в указанный период письмах Администрации Усть-Ишинского сельсовета.

По информации ФГУП «Почта России» от 18.01.2022 года представить сведения о корреспонденции, направленной Администрацией через Почту России, они не могут, поскольку для проверки данных необходимы полные данные о почтовом отправлении, реестр простых писем работниками Почты не ведется.

Анализируя изложенные доказательства, оценив их в совокупности по своему внутреннему убеждению, суд приходит к выводу о наличии в действиях главы Администрации Усть-Ишинского сельсовета ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Субъективная сторона правонарушения по 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях характеризуется умыслом.

Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично (ч. 1 ст. 2.2 КоАП РФ).

Умысел подразделяется на прямой (т.е. когда лицо осознает общественную опасность своих действий (бездействия), предвидит возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желает их наступления) и косвенный (т.е. когда лицо осознает общественную опасность своих действий (бездействия), предвидит возможность наступления общественно опасных последствий, не желает, но сознательно допускает эти последствия либо относится к ним безразлично).

По мнению суда, представленные прокурором доказательства достоверно свидетельствуют о том, что ФИО1 умышленно не выполнила законные требования прокурора, не направив своевременно ответ по результатам рассмотрения протеста прокурора.

Доводы ФИО1 о том, что она своевременно направила ответ, судом не принимается, поскольку, давая пояснения в суде, она пояснила, что сама направила ответ по электронной почте помощнику прокурора, в дальнейшем, отвечая на вопросы суда о том, почему ответ направлен 20.02, как отражено в скриншоте, ФИО1 стала говорить о том, что она дала поручение сотруднику администрации, а также стала пояснять о том, что она направила ответ на протест почтой. При этом, каких-либо доказательств, подтверждающих данный факт, не представила.

Журнал исходящей корреспонденции об отправке ответа на протест 18.02.2021 года, как доказательство, подтверждающее данный факт, судом не принимается, поскольку в нем не отражено на какой протест дан ответ, нет отметки о способе отправки ответа.

Довод ФИО1 о том, что она считала ответ направленным, судом не принимается, поскольку в представлении от 30.03.2021 года, полученном Администрацией Усть-Ишинского сельсовета, указано об отсутствии сведений о рассмотрении протеста, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что, достоверно зная об отсутствии ответа на протест, глава Администрации Усть-Ишинского сельсовета ФИО1 только после повторного запроса 30.12.2021 года представила письменный ответ о рассмотрении протеста от 04.02.2021 года.

Довод ФИО1 о том, что она надлежащим образом направила ответ в прокуратуру 20.02.2021 года, также судом не принимается, поскольку из сообщений специалистов следует, что данный файл на электронную почту помощника прокурора района К.А.А. не поступал.

Вопреки пояснениям ФИО1 в судебном заседании, в ходе проведенной проверки прокуратуры Алтайского края не установлено фактов, свидетельствующих об умышленных действиях К.А.А., приведших к утрате файла, а также не установлено сбоев, при которых бы файл был утрачен.

С учетом результатов данной проверки, а также пояснений специалиста, допрошенного в судебном заседании, суд приходит к выводу о том, что ответ на протест от 04.02.2021 года электронной почтой не направлялся.

Доказательств отправки ответа в письменном виде в прокуратуру района по официальному адресу, либо на официальную электронную почту, суду ФИО1 в подтверждение своих доводов не представлено.

Пояснения ФИО1 о том, что она дала поручение сотруднику администрации поручение направить ответ на протест электронной почтой, судом оцениваются критически, как способ избежать ответственности.

Также судом признается необоснованным довод ФИО1 о том, что ненаправление ответа своевременно не нарушило чьих-либо прав, не привело к каким-то существенным последствиям, поскольку несвоевременность направления ответа на протест лишает прокурора возможности своевременно, в установленные законом сроки, опротестовать данный нормативно-правовой акт в суд в порядке административного судопроизводства.

Утверждение ФИО1 об отсутствии умысла в невыполнении требований прокурора нельзя признать состоятельным, поскольку установленные в ходе производства по делу обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что достоверно зная об отсутствии ответа на протест прокурора, ФИО1 умышленно не приняла мер по его направлению.

В силу Устава муниципального образования Усть-Ишинский сельсовет Красногорского района Алтайского края ФИО1, занимая должность главы администрации, является ответственным должностным лицом за отправку ответа по результатам рассмотрения протеста прокурора и должна принять все меры для выполнения предъявленных требований.

В связи с изложенным действия должностного лица – главы Администрации Усть-Ишинского сельсовета Красногорского района Алтайского края – ФИО1 суд квалифицирует по ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.

При назначении административного наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, личность лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, его имущественное положение, отсутствие обстоятельств смягчающих и отягчающих наказание.

ФИО1 находится в трудоспособном возрасте, инвалидности не имеет, в связи с чем суд приходит к выводу о назначении ей наказания в виде штрафа.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.10. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

П О С Т А Н О В И Л

ФИО1 признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ей по данной статье административное наказание в виде административного штрафа в размере 2000 (две тысячи) рублей.

Разъяснить ФИО1, что административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней после дня вступления в законную силу соответствующего постановления по делу об административном правонарушении, по следующим реквизитам:

Расчетный счет получателя: 40101810350041010001 Банк получателя: ОТДЕЛЕНИЕ БАРНАУЛ, г. Барнаула, БИК: 040173001, ИНН <***>, КПП: 222501001.

Получатель УФК по Алтайскому краю (Прокуратура Алтайского края, л.сч 04171278260)

Код ОКТМО: -01701000.

Разъяснить лицу, привлеченному к административной ответственности, что согласно ст. 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока 60 дней со дня вступления настоящего постановления в законную силу, судья, вынесший постановление, изготавливают второй экземпляр указанного постановления и направляет его в течение десяти суток судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. При этом судебный пристав-исполнитель составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ в отношении лица, не уплатившего административный штраф.

Согласно ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Постановление может быть обжаловано или опротестовано в Алтайский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Е.Н. Исламова

.

.