ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1/2024 от 15.01.2024 Комсомольского районного суда г. Тольятти (Самарская область)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

15 января 2024 г. г. Тольятти

Судья Комсомольского районного суда Самарской области Милованов И.А.,

с участием защитников ПАО «ТОАЗ» Плугиной Е.В., Цыкуновой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - публичного акционерного общества «Тольяттиазот» (ИНН ..., ОГРН ..., юридический и фактический адрес: ....),

УСТАНОВИЛ:

Определением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Самарской и Ульяновской областям, заместителем начальника отдела государственного надзора в сфере обращения с отходами, охраны атмосферного воздуха и водных объектов по Самарской области Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям в Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области передан для рассмотрения по существу протокол об административном правонарушении от 05.10.2023 г. ... и другие материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, в отношении юридического лица – публичного акционерного общества «Тольяттиазот» (далее ПАО «ТОАЗ»).

Из представленных материалов следует, что Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям проведена плановая выездная проверка в отношении объекта негативного воздействия на окружающую среду - ... ПАО «ТОАЗ», 1-категории опасности (категория риска чрезвычайно высокая) на предмет соблюдения требований природоохранного законодательства.

В ходе проверки установлено, что ПАО «ТОАЗ» осуществляет деятельность по производству удобрений и азотных соединений на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (далее НВОС) ..., расположенном по адресу: ...., являющемся основной производственной площадкой.

В 2018 г. компанией ООО «ЭКОСТАНДАРТ «Технические решения» разработан проект нормативов предельно-допустимых загрязняющих веществ в атмосферу для вышеуказанной основной производственной площадки ПАО «ТОАЗ» (свидетельство о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду ... от ..., 1 категория негативного воздействия).

В результате проведенной инвентаризации зафиксировано наличие территории предприятия (на основной производственной площадке) 267 источников выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух (в том числе 176 организованных, 17 как совокупность точечных источников и 74 неорганизованных источников). В атмосферный воздух выбрасывалось 74 загрязняющих вещества, из которых 22 - твердых, 52 - газообразных и жидких. Валовый выброс предприятия ПАО «ТОАЗ» составляет 11 490,657474 тонн/год при мощности 370,6670468 г/с.

Указанные нормативы утверждены Приказом Управления Росприроднадзора по Самарской области ... от 27.12.2018 г. Выдано Разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух ... от 27.12.2018 г. сроком действия до 26.12.2025 г. Разрешенное валовое количество выбросов загрязняющих веществ составляет 10783, 333378 тонн / год.

В ПТО учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, - в карточке объекта НВОС ...-П поставлено на учет 260 ИЗАВ с валовым выбросом 10783,819098728820 т/год.

В 2022 году на территории объекта ... проведена инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных загрязняющих веществ, согласованная и подписанная 16.03.2022 г. главным инженером ПАО «ТОАЗ» Кургиным А.А., согласно которой на территории основной производственной площадки ПАО «ТОАЗ» в 2022 году выявлено 353 стационарных источника загрязнения атмосферного воздуха, в том числе 224 организованных и 129 неорганизованных, а также 13 передвижных источников.

Согласно новой инвентаризации, согласованной 16.03.2022 г., изменение количества источников загрязнения атмосферного воздуха (далее ИЗАВ) и валового выброса загрязняющих веществ на основной производственной площадке ПАО «ТОАЗ» связано, в том числе с введением в эксплуатацию ряда нового оборудования. По итогам инвентаризации выявлены новые ИЗАВ: Цех ...: ИЗАВ №..., 6543; Цех ...: ИЗАВ ...; Цех ...: ИЗАВ №..., 0649, 6507, 6544; Цех ...: ИЗАВ №...,6509; Цех ...: ИЗАВ №...,6511,6545; Цех ...: ИЗАВ ...; Цех ...: ИЗАВ ...; Цех...: ИЗАВ №...,6516; Цех ...: ИЗАВ №..., 0549, 0647, 0648, 6547; Цех ...: ИЗАВ ...; Цех ...: ИЗАВ №..., 0617; Цех ...: ИЗАВ ...; Цех...: ИЗАВ №..., 6518, 6519,6520; Цех ...: ИЗАВ ...; Цех...: ИЗАВ №..., 6522, 6523, 6549; Цех ...: ИЗАВ ...; Цех ...: ИЗАВ №..., 0624,0625,0626, 0627; Цех ...: ИЗАВ №..., 0630, 0631,0632, 0634, 06X5, 6525, 6526, 6527, 6548; Цех ...: ИЗАВ №..., 0636; Цеха №...: ИЗАВ №..., 0638; Цех ...: ИЗАВ №...,6531; Цех ...: ИЗАВ №..., 0620, 0621; Цех ...: ИЗАВ №...,6532,6533, 6534,6535; Цех ...: ИЗАВ №..., 0645; Цех ...: ИЗАВ №..., 6538, 6539; Цех ...: ИЗАВ №..., 0643; Цех ...: ИЗАВ №...,6541; Цех ...: ИЗАВ ....

В атмосферный воздух от деятельности ПАО «ТОАЗ» выбрасывается 75 ингредиентов загрязняющих веществ, из них 25 твёрдых и 50 жидких и газообразных (15 групп загрязняющих веществ, обладающих эффектом суммации). Количество выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных ИЗАВ составило 15262,4675178 т/г, в том числе 375,5453420 т/г твердых и 14886,9221758 т/г жидких и газообразных; от передвижных - 10,6880219 т/г (твердых 0,1276040 т/г, жидких и газообразных 10,5604179 т/г).

Таким образом, общий выброс загрязняющих веществ составил 15273,1555397 т/год (твердых 375,6729460 т/г, жидких и газообразных - 597.4825937 т/г). При проведении инвентаризации стационарных источников и сбросов загрязняющих веществ на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (далее ОНВ) ПАО «ТОАЗ» инструментальные методы использованы для 83 ИЗАВ, из них для 14 ИЗАВ на основе инструментальных измерений произведён расчет выбросов, согласно расчётным методикам, для 11 временно выведенных из эксплуатации источников приняты параметры инструментальных измерений.

Инвентаризация выбросов 2022 г. легла в основу проекта нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее ПДВ) для основной производственной площадки ПАО «ТОАЗ», согласованного главным инженером ФИО2

Согласно п. 1.6.1 сведений о стационарных источниках и выбросов ОНВ проекта ПДВ в цехе ... зафиксирован ИЗАВ ..., цех ... ИЗАВ ..., цех ... ИЗАВ .... Данные источники отсутствуют в действующем разрешении на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух ... от ... На стр. 29 проекта ПДВ учтен ИЗАВ ..., который не учтен в разрешении. Источники ИЗАВ 0649 выбросов ОНВ в цехе ..., цех ... ИЗАВ ..., цех ... ИЗАВ ... учтены в проведенной инвентаризации 2022 г.

Таким образом, в 2022 г. на объекте ... ПАО «ТольттиАзот» выявлены вышеуказанные 74 ИЗАВ, которые отсутствуют в разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух ... от ...

В связи с чем, юридическим лицом ПАО «ТОАЗ» осуществляется выброс загрязняющих веществ на 74 ИЗАВ, которые отсутствуют в разрешении на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух ... от 27.12.2018 г., чем нарушаются требования п. 8 ст. 15 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха». В связи с чем действия ПАО «ТОАЗ» должностным лицом квалифицированы по ч. 1 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Защитник ПАО «ТОАЗ» Плугина Е.В. в судебном заседании, а также в своих письменных пояснениях указала, что первичная инвентаризация ИЗАВ ПАО «ТОАЗ» была выполнена в 2018 году. Приказом Управления Росприроднадзора по Самарской области ... от 27.12.2018 г. в отношении ИЗАВ утверждены нормативы предельно допустимых выбросов. Обществу выдано разрешение ... от 27.12.2018 г. на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух сроком действия до 26.12.2025 г.

ПАО «ТОАЗ», не дожидаясь срока окончания действующего разрешения, в 2022 году силами ООО «ЭКОСТАНДАРТ» по договору выполнило мероприятия по инвентаризации ИЗАВ на своем производстве. Выявив новые ИЗАВ, отсутствовавшие в имеющемся разрешении и приказе ПАО «ТОАЗ» обратилось в Росприроднадзор за установлением нормативов допустимых выбросов и выдачей нового разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, что подтверждается заявлением от ноября 2022 года. Однако Росприроднадзором нормативы установлены не были, в выдаче нового разрешения на выбросы ПАО «ТОАЗ» неоднократно было отказано по формальным основаниям, в чем усматривается как злоупотребление Росприроднадзором своего права сильной стороны в рассматриваемых публично-правовых отношениях, так и использование добросовестности ПАО «ТОАЗ» в целях привлечения его к административной ответственности.

В действиях ПАО «ТОАЗ» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, поскольку факт выброса вредных веществ в атмосферу в ходе проверки административным органом не подтвержден. В акте выездной проверки ... содержится указание на то, что в ходе проверки не установлено наличие превышений загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, а также отсутствуют сведения об отборе проб в каком-либо из поименованных 74 ИЗАВ, также отсутствуют сведения о том, что в ходе выездной проверки производился осмотр 74 ИЗАВ.

ПАО «ТОАЗ» длительное время в течение 2022-2023 г.г. предприняло все возможные меры по регистрации 74 ИЗАВ в административном органе: привлекло специализированную организацию для подготовки природоохранной документации, произвело оплат услуг, представило все необходимые документы для регистрации. Неоднократно административный орган по надуманным, формальным и незаконным основаниям отказывал в регистрации 74 ИЗАВ - в письмах от 29.11.2022 г. (исх. ...), от 06.03.2023 г. (исх. ...), незаконно добавлял новые требования, в том числе обязывая ПАО «ТОАЗ» применять такую методику расчетов, которая противоречит закону, о чем имеется письмо Центрального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) от 20.04.2023 г. (№ ...).

При указанных обстоятельствах производство по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ подлежит прекращению в связи с отсутствием состава правонарушения.

Кроме этого, диспозиция ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ предусматривает 2 правонарушения: выброс вредных веществ в атмосферный воздух; вредное физическое воздействие на него без специального разрешения. При этом, влечет загрязнение только нахождение (в том числе поступление, накопление и образование) такого вещества в атмосферном воздухе в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха. Для отнесения какого-либо вещества к категории вредных (загрязняющих) необходимо установить, что его количество и (или) концентрация превысили установленные нормативы. В протоколе об административном правонарушении по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ должны быть отражены сведения о том, какие вредные вещества выбрасываются в воздух, об их количестве и (или) концентрации, а также нормативы содержания этих веществ в атмосферном воздухе и факт их превышения. Между тем, протоколом Росприроднадзора выброс вредных веществ в атмосферный воздух на новых ИЗАВ не фиксировался, загрязняющие вещества и их количественные показатели не отражены, поскольку при проведении проверки ни новые ИЗАВ, ни возможные выбросы из ИЗАВ Росприроднадзором не проверялись. В протоколе указано лишь на неопределенную информацию, поступающую в Межрегиональное управление о фиксации неопределенных случаев превышений концентраций загрязнителей в атмосферном воздухе по веществам, которые предположительно содержатся в производственных выбросах ПАО «ТОАЗ», что не может служить достоверным и доказанным фактом нарушений со стороны ПАО «ТОАЗ».

Кроме этого, использование Росприроднадзором сведений, предоставленных ПАО «ТОАЗ» еще в 2022 году в рамках правого урегулирования выявленных ИЗАВ при проведении плановой проверки в сентябре 2023 года, а равно выдача отказов на протяжении практически годичного срока ставит ПАО «ТОАЗ» в позицию зависимой стороны указанных правоотношений, а действия Росприроднадзора искусственно «множат» вменяемые нарушения, тем самым налицо злоупотребление правом сильной стороны. ПАО «ТОАЗ» считает, что в рассматриваемом споре Общество предприняло и предпринимает необходимые действия по регистрации новых ИЗАВ, однако, отказы Росприроднадзора делают эти действия ПАО «ТОАЗ» безнадежными.

ПАО «ТОАЗ» предпринимало все зависящие от него меры: действовало открыто и добровольно по выявлению и определению правового статуса выявленных ИЗАВ; привлекло специализированную организацию для оказания услуг по получению и согласованию комплексного экологического разрешения для основной производственной площадки ПАО «ТОАЗ»; заключило договор ... от 22.05.2020 г.; оплатило услуги подрядчика и предоставило все необходимые исходные данные и документы для надлежащего исполнения ООО «ЭКОСТАНДАРТ» принятых обязательств; подготовленные ООО «ЭКОСТАНДАРТ» документы направлялись в Росприроднадзор; недостатки заявления и приложенных к нему документов допущены ООО «ЭКОСТАНДАРТ»; после получения отказа Росприроднадзора от 29.11.2022г. (исх. ...) ПАО «ТОАЗ» обратилось в ООО «ЭКОСТАНДАРТ» с письмом об устранении нарушений; повторно обратилось в Росприроднадзор уже после устранения выявленных замечаний ООО «ЭКОСТАНДАРТ»; после получения второго отказа Росприроднадзора от ... (исх. ...) снова обратилось в ООО «ЭКОСТАНДАРТ» с письмом об устранении нарушений, которые были допущены привлеченной организацией; обратилось в Центральное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) от 20.04.2023 г. (№ ...) за дачей разъяснения применения методики расчетов для подтверждения верности их применения; в настоящее время все замечания, озвученные Росприроднадзором устранены, подано новое заявление; в рамках ненадлежащего исполнения ООО «ЭКОСТАНДАРТ» принятых договорных обязательств ведется претензионная работа; посредством личного кабинета природопользователя подано заявление о регистрации ИЗАВ в реестре.

Все вышеописанные указанные обстоятельства подтверждают тот факт, что ПАО «ТОАЗ» выступает открытым и добросовестным участником отношений в сфере природопользования и руководствуется основными принципами в области охраны атмосферного воздуха. Предприняло и неоднократно предпринимает меры по регистрации ИЗАВ и их эксплуатации в соответствии с действующим законодательством.

В свою очередь, Росприроднадзор своими действиями признал, что с 2022 года знал о новых ИЗАВ ПАО «ТОАЗ» и имел в своем распоряжении сведения о них и их подробные характеристики и, владея указанными сведениями, применил их только спустя год после заявления ПАО «ТОАЗ» при проведении плановой проверки в 2023 году применил такие сведения исключительно для целей привлечения ПАО «ТОАЗ» к административной ответственности в виде крайней меры (административного приостановления деятельности), а не для целей предотвращения негативного воздействия на окружающую среду и достижения экологической безопасности, что противоречит принципам законности привлечения к административной ответственности.

Росприроднадзор при получении заявления от ПАО «ТОАЗ» не выявил никакой угрозы ни в количестве выбросов из новых источников ИЗАВ, ни в составе таких выбросов, не усмотрел угрозы экологии, замечания касались только документарного оформления заявления. Тем самым Росприроднадзор косвенно подтвердил, что угрозы выявленные ИЗАВ не несут.

Указанное обстоятельство подтверждается и сроками устранения выявленных нарушений, установленных Росприроднадзором в предписании, выданному ПАО «ТОАЗ». Срок установлен до 15.12.2023 г.

Также в протоколе об административном правонарушении в целом не определена объективная сторона нарушения: выброс вредных веществ в атмосферный воздух (с указанием конкретных веществ, их показателей); вредное физическое воздействие на него Росприроднадзором не проверялось, а объективная сторона в виде отсутствия разрешения ПАО «ТОАЗ» не вменяется. Также место, дата совершения правонарушения, согласно протокола - с 04 по 15 сентября 2023 г. противоречит установленному в ходе проверки обстоятельству выявления новых ИЗАВ в 2022 году.

Обстоятельства правонарушения, позволяющие оценить необходимость назначения наказания в виде приостановления деятельности, в протоколе об административном правонарушении и иных материалах дела отсутствуют.

В рассматриваемый период (с 2022 года) в связи со сложившейся ситуацией, связанной с санкциями, введёнными государствами и международными организациями в отношении Российской Федерации, ПАО «ТОАЗ» частично приостановило работу агрегатов по производству аммиака, работают 4 агрегатов по производству аммиака из 7. Следовательно, объем промышленных выбросов в атмосферный воздух значительно ниже разрешенного объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, что подтверждается тем, что по количеству и по перечню загрязняющих веществ Росприроднадзор нарушений не выявил.

Также характеристиками новых ИЗАВ подтверждается, что такое вещество как формальдегид, на который указывается в определение о передаче дела на рассмотрение, в качестве загрязняющего вещества из них не выбрасывается. В указанные источники входят такие источники, как: точильно-шлифовальный станок; сверлильный станок; сварка электродами; вытяжной шкаф в лаборатории; вертикально-фрезерный станок; участок пайки; фиксажная (комната обработки пленки). Указанные источники по своему функциональному назначению не могут быть причиной возможного вреда экологической обстановки городского масштаба.

На производственной площадке ПАО «ТОАЗ» превышений концентрации загрязняющих веществ не фиксируется, что также подтверждается проведенной Росприроднадзором проверкой.

Связь между документарным учетом ИЗАВ и непосредственной угрозой причинения вреда не установлена и не доказана. Таким образом, контролирующим органом не доказаны обстоятельства, которые в силу ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ могут послужить основанием для назначения административного наказания в виде приостановления деятельности.

В своих письменных дополнениях защитник Плугина Е.В. указала, что ПАО «ТОАЗ» обратилось в Росприроднадзор с заявлением об установлении нормативов допустимых выбросов и выдачей нового разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух с указанными новыми источниками выбросов 22 ноября 2022 года, что подтверждается отметкой о получении Росприроднадзором указанного заявления в накладной курьерской почты (представлено в материалы дела).

Таким образом, Росприроднадзор узнал о 74 источниках ИЗАВ ПАО «ТОАЗ» 22 ноября 2022 года, следовательно, срок давности привлечения Общества к административной ответственности на момент рассмотрения административного производства истек. В связи с чем, защитник просила прекратить производство по делу об административном правонарушении в отношении АО «ТОАЗ» по ч. 1 ст. 8.21. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

Кроме этого, указала, что за совершение, в том числе вменённого ПАО «ТОАЗ» по настоящему делу административного правонарушения должностное лицо – начальник отдела охраны окружающей среды ПАО «ТОАЗ» Цыкунова Е.А. постановлением от 10.11.2023 г. привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ в виде административного штрафа, в связи с чем ПАО «ТОАЗ» в силу положений ч. 4 ст. 2.1 КоАП РФ не подлежит административной ответственности по настоящему делу.

Защитник Цыкунова Е.А. вышеуказанные доводы в судебном заседании поддержала и дополнила, что в ходе инвентаризации 2022 года проводились замеры фактических выбросов в окружающую атмосферу по всем вновь выявленным ИЗАВ, проводились расчеты по всем загрязняющим веществам, которые выбрасываются в процессе работы данных ИЗАВ. По результатам замеров и расчетов составлялись соответствующие протоколы. При этом на несколько источников мог составляться 1 протокол. Отчет по всем выбросам ПАО «ТОАЗ» за 2022-2023 г.г. представлен в материалы дела. Превышение пределов разрешенного объема выбросов вредных веществ в атмосферу ПАО «ТОАЗ» не допускало. По каждому ИЗАВ прописаны загрязняющие вещества и нормативы загрязнения. Новые ИЗАВ образовывались в результате замены сварочных постов. Некоторые ИЗАВ не были внесены в инвентаризацию 2018 года (6543, 0646), на них не было разрешения; добавилось несколько источников в цеху ..., 0549. Многие ИЗАВ не работали. ИЗАВ 0649, 0650 участвуют в технологическом процессе, данные источники в инвентаризацию 2018 года также не были внесены.

Представитель Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской и Ульяновской областям Толмасова Е.Г. в судебное заседание не явилась, уведомлялась надлежащим образом, просила дело рассмотреть в отсутствие представителя Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской и Ульяновской областям, представила письменные пояснения, согласно которым обстоятельства, указанные в протоколе об административном правонарушении, подтвердила.

Выслушав защитников ПАО «ТОАЗ», исследовав материалы дела, а также дополнительно представленные материалы, прихожу к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАПРФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии со ст. 2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).

В силу положений статьи 26.1 названного Кодекса по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ предусмотрено, что выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста восьмидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Состав указанного административного правонарушения сконструирован законодателем по типу формального и для привлечения лица к административной ответственности достаточно наличие самого факта отсутствия специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух вне зависимости от наступивших в результате совершения такого правонарушения последствий.

В соответствии с пунктом 8 статьи 15 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" действия, направленные на изменение состояния атмосферного воздуха и атмосферных явлений, могут осуществляться только при отсутствии вредных последствий для жизни и здоровья человека и для окружающей среды на основании разрешений, выданных федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее - разрешения и документы), полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к объектам I и II категорий, до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.

Согласно п 1.1 ст. 11 указанного Федерального закона с 1 января 2019 года и до получения комплексных экологических разрешений в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи, допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такие разрешения и документы действуют до дня получения комплексного экологического разрешения в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи. Разрешениями устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ (далее - нормативы допустимых выбросов), нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ (далее - нормативы допустимых сбросов) для стационарных источников загрязнения окружающей среды, при соблюдении которых обеспечиваются требования в области охраны окружающей среды. При невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов устанавливаются лимиты на выбросы загрязняющих веществ и лимиты на сбросы загрязняющих веществ (далее - лимиты на выбросы и сбросы), действующие в период реализации планов снижения выбросов загрязняющих веществ и планов снижения сбросов загрязняющих веществ (далее - планы снижения выбросов и сбросов), с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и нормативов допустимых сбросов. Установление лимитов на выбросы и сбросы допускается только при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

В судебном заседании установлено, что ПАО «ТОАЗ», ИНН ..., согласно коду 20.15 по ОКВЭД осуществляет производство удобрений и азотных соединений.

В своей производственной деятельности ПАО «ТОАЗ» производит выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух на основании утвержденных нормативов выбросов и разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от 27 декабря 2018 года № 473, выданного Управлением Росприроднадзора по Самарской области на основании приказа от 27 декабря 2018 года № 1674, сроком действия с 27.12.2018 г. до 26.12.2025 г.

Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям на основании п. 2 ч. 1 ст. 57 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», Положения о федеральном государственном экологическом контроле (надзоре), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1096, в соответствии с Планом проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям на 2023 год от 12.12.2022 ... и на основании решения от 01.09.2023 г. ... в период с 04 по 15 сентября 2023 года проведена плановая выездная проверка в отношении объекта негативного воздействия на окружающую среду - ПАО «ТОАЗ», ИНН ..., 1-категории (категория риска чрезвычайно высокая, объект НВОС ... расположен по адресу: объект Самарская область, г. Тольятти, шоссе Поволжское, 32) на предмет соблюдения требований природоохранного законодательства.

По результатам проверки установлено, что по адресу основной производственной площадки ПАО «ТОАЗ»: .... (свидетельство о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду ... от 30.03.2017 г., 1 категория негативного воздействия) инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух выполнена в 2018 году. Согласно указанной инвентаризации установлено, что на основной производственной площадке ПАО «ТОАЗ» - объекте НВОС ... осуществляется выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух 267 источниками выброса (в том числе 176 организованных, 17 как совокупность точечных источников и 74 неорганизованных источников). В атмосферный воздух выбрасывается 74 загрязняющих вещества, из которых 22 - твердых, 52 - газообразных и жидких. Валовый выброс предприятия ПАО «ТОАЗ» составляет 11 490,657474 тонн/год при мощности 370,6670468 г/с. Разрешенное валовое количество выбросов загрязняющих веществ составляет 10783, 333378 тонн / год.

В ПТО учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, - в карточке объекта ... поставлено на учет 260 ИЗАВ с валовым выбросом 10783,819098728820 т/год.

Согласно справке №б/н, полученной в ходе проведения плановой проверки, следует, что технологический процесс и используемое сырье за последние 3 года, предшествующие дате проверки, на вышеуказанной производственной площадке ПАО «ТОАЗ» не изменялись.

В ходе проведения проверки с учетом проведенной в 2022 году ПАО «ТОАЗ» инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных загрязняющих веществ, 15.09.2023 г. на территории объекта НВОС ... ПАО «ТОАЗ», расположенного по адресу: ...., установлено наличие 353 стационарных источников загрязнения атмосферного воздуха, в том числе 224 организованных и 129 неорганизованных, а также 13 передвижных источников, из которых новых 74 ИЗАВ: Цех ...: ИЗАВ №..., 6543; Цех ...: ИЗАВ ...; Цех ...: ИЗАВ №..., 0649, 6507, 6544; Цех ...: ИЗАВ №...,6509; Цех ...: ИЗАВ №...,6511,6545; Цех ...: ИЗАВ ...; Цех ...: ИЗАВ ...; Цех...: ИЗАВ №...,6516; Цех ...: ИЗАВ №..., 0549, 0647, 0648, 6547; Цех ...: ИЗАВ ...;

Цех ...: ИЗАВ №..., 0617; Цех ...: ИЗАВ ...; Цех...: ИЗАВ №..., 6518, 6519,6520; Цех ...: ИЗАВ ...; Цех...: ИЗАВ №..., 6522, 6523, 6549; Цех ...: ИЗАВ ...; Цех ...: ИЗАВ №..., 0624,0625,0626, 0627; Цех ...: ИЗАВ №..., 0630, 0631,0632, 0634, 06X5, 6525, 6526, 6527, 6548; Цех ...: ИЗАВ №..., 0636; Цеха №...: ИЗАВ №..., 0638; Цех ...: ИЗАВ №...,6531; Цех ...: ИЗАВ №..., 0620, 0621; Цех ...: ИЗАВ №...,6532,6533, 6534,6535; Цех ...: ИЗАВ №..., 0645; Цех ...: ИЗАВ №..., 6538, 6539; Цех ...: ИЗАВ №..., 0643;Цех ...: ИЗАВ №...,6541; Цех ...: ИЗАВ ....

Установлено, что в атмосферный воздух от деятельности ПАО «ТОАЗ» с учетом проведенной в 2020 году инвентаризации выбрасывается 75 ингредиентов загрязняющих веществ (диАлюминий триаксид, диЖелезо триаксид, марганец и его соединения, медь оксид, натрий оксид и другие), из них 25 твёрдых, 50 жидких и газообразных (15 групп загрязняющих веществ, обладающих эффектом суммации).

Количество выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных ИЗАВ составило 15262,4675178 т/г, в том числе 375,5453420 т/г твердых и 14886,9221758 т/г жидких и газообразных; от передвижных - 10,6880219 т/г (твердых 0,1276040 т/г, жидких и газообразных 10,5604179 т/г). Таким образом, общий выброс загрязняющих веществ согласно исследованным в ходе проверки документам составил 15273,1555397 т/год (твердых 375,6729460 т/г, жидких и газообразных - 597.4825937 т/г).

Согласно п. 1.6.1 сведений о стационарных источниках и выбросов объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (ОНВ), проекта нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (ПДВ) для основной производственной площадки ПАО «ТОАЗ» зафиксированы в цехе ... ИЗАВ ..., цехе ... ИЗАВ ..., цехе ... ИЗАВ .... Данные источники отсутствуют в действующем разрешении на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух ... от 27.12.2018 г. На странице 29 проекта ПДВ учтен ИЗАВ ..., который не учтен в действующем разрешении.

Согласно материалам дела ИЗАВ №... допускают выбросы таких вредных (загрязняющих) веществ как аммиак, метанол, карбамид.

Вышеуказанные 74 ИЗАВ, в том числе ИЗАВ №..., установленные на объекте НВОС ...-П ПАО «ТОАЗ», осуществляют выброс вредных (загрязняющих) веществ, в отсутствие соответствующего разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ. В имеющемся у ПАО «ТОАЗ» действующем разрешении от ......, вышеуказанные 74 ИЗАВ отсутствуют.

Таким образом, ПАО «ТОАЗ» нарушены требования п. 8 ст. 15 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

Обстоятельства совершенного правонарушения подтверждаются протоколом об административном правонарушении ... от 05.10.2023 г.; актом проверки ... от 15.09.2023 г.; предписанием ... от 15.09.2023 г.; отчетом 2022 года по инвентаризации источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для основной производственной площадки ПАО «ТОАЗ», согласованным 16.03.2022 г. главным инженером ПАО «ТОАЗ» Кургиным А.А.; разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух ... от 27.12.2018г.; выпиской и государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду ... от 16.11.2023 г. и другими материалами дела.

Указанные доказательства с точки зрения относимости, допустимости и достаточности соответствуют положениям ст.26.2 КоАПРФ. Достоверность указанных доказательств сомнений не вызывает.

Факт наличия на объекте НВОС ...-П ПАО «ТОАЗ» 74 новых, ранее не учтенных ИЗАВ, не отрицается и защитниками ПАО «ТОАЗ».

Плановая проверка ПАО «ТОАЗ» в период с 04 по 15.09.2023 г. проведена Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям на основании п. 2 ч. 1 ст. 57 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», Положения о федеральном государственном экологическом контроле (надзоре), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1096, в соответствии с Планом проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям на 2023 год от 12.12.2022 .... Законность проведения указанной проверки сомнений не вызывает. Права ПАО «ТОАЗ» при проведении указанной проверки не нарушены.

Протокол об административном правонарушении от 05.10.2023 г. составлен уполномоченным должностным лицом, по своему содержанию и оформлению соответствует требованиям 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в нем отражены. Права ПАО «ТОАЗ» при составлении протокола об административном правонарушении соблюдены. Существенных нарушений, влекущих признания протокола об административном правонарушении от 05.10.2023 г., недопустимым доказательством, составившим его должностным лицом, не допущено.

Указание в протоколе об административном правонарушении на то, что правонарушение ПАО «ТОАЗ» совершено в форме бездействия не свидетельствует о существенном нарушении, допущенном при составлении протокола об административном правонарушении, поскольку в соответствии с разъяснениями, данными в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", право окончательной юридической квалификации действий (бездействия) лица относится к полномочиям судьи.

Оценив в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ исследованные по данному делу доказательства в их совокупности, прихожу к убеждению, что представленные по делу доказательства последовательны, непротиворечивы, соответствуют фактически установленным обстоятельствам дела, составлены полномочным должностным лицом, и в своей совокупности являются достаточными для объективного вывода о виновности ПАО «ТОАЗ» в совершении административного правонарушения, поскольку исследованными доказательствами по делу установлено, что ПАО «ТОАЗ» в период до 15.09.2023 г. осуществляло выброс загрязняющих веществ (аммиак, метанол, карбомид и другие) в атмосферный воздух в ходе эксплуатации 74 ИЗАВ на объекте, относящемся к объектам I категории (код объекта ...) по негативному воздействию на окружающую среду, расположенном по адресу: ...., без получения в установленном законом порядке комплексного экологического разрешения или разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух.

Доводы защитников о том, что факт выброса вредных веществ в атмосферу не подтвержден, опровергается представленными материалами дела, в том числе отчетом 2022 года об инвентаризации источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для основной производственной площадки ПАО «ТОАЗ», согласованным 16.03.2022 г. главным инженером ПАО «ТОАЗ» Кургиным А.А.; разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух ... от 27.12.2018г.; условиями действия разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух ПАО «ТОАЗ»; протоколами исследований ... от 01.07.2022 г., ... от 30.04.2022 г., ... от 20.10.2022 г. и другими материалами дела.

Доводы защитников о том, что ответственность по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ следует только за превышение нормативов содержания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, с учетом установленных в судебном заседании обстоятельств дела, согласно которым у ПАО «ТОАЗ» отсутствовала на момент проверки разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух на 74 ИЗАВ, не основаны на диспозиции ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения. Состав данному правонарушения является формальным. Кроме этого, сам факт отсутствия соответствующего разрешения на вышеуказанные 74 источника загрязнения атмосферного воздуха защитниками в судебном заседании не оспаривался.

Доводы защитников о том, что ПАО «ТОАЗ» предпринимало все зависящие от него меры по соблюдению требований природоохранного законодательства для чего ПАО «ТОАЗ» дважды подавало заявления в Межрегиональное управление Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям за установлением нормативов допустимых выбросов и выдаче разрешения на выбросы для основной производственной площадки ПАО «ТОАЗ», но в удовлетворении заявлений было незаконно отказано, сами по себе не свидетельствует об отсутствии в действиях ПАО «ТОАЗ» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ. Кроме этого, указанные отказы административного органа, содержащиеся в письмах от ... (исх. ...), от 06.03.2023 г. (исх. ...), по абсолютному большинству изложенных в них недостатках не оспаривались ПАО «ТОАЗ», и наоборот предпринимались меры к устранению выявленных административным органом недостатков, что подтверждается в том, числе пояснениями защитников в судебном заседании.

Согласно п 1.1 ст. 11 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 января 2019 года и до получения комплексных экологических разрешений в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи, допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такие разрешения и документы действуют до дня получения комплексного экологического разрешения в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи.

В силу ч. 6 ст. 11 указанного Федерального закона юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, включенных в утвержденный уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти перечень объектов, обязаны обратиться в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти с заявкой на получение комплексного экологического разрешения в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2024 года включительно.

Из представленных материалов дела установлено, что договор ... на получение и согласование комплексного экологического разрешения для основной производственной площадки ПАО «ТОАЗ» заключен с ООО «ЭКОСТАНДАРТ «Технические решения» только 22.05.2020 г.

Согласно приложению ... к договору ... от 22.05.2020 г. инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, а также иные виды работы должны были быть завершены до 01.10.2020 г. Оформление отчета, формирование и предоставление заявки на комплексное экологическое заключение должны были быть выполнены до 31.12.2021 г.

Однако, из представленных материалов дела следует, что отчет по инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для основной производственной площадки ПАО «ТОАЗ» был выполнен в 2022 году и согласован главным инженером ПАО «ТОАЗ» Кургиным А.А. только 16.03.2022 г. При этом, первое заявление с пакетом документов в Межрегиональное управление Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям об установлении нормативов допустимых выбросов и выдаче разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух направлен ПАО «ТОАЗ» только 18.11.2022 г.

В последующем после получения ПАО «ТОАЗ» ответа Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям от 06.03.2023 г. и до проведения в сентябре 2023 года вышеуказанной плановой проверки, ПАО «ТОАЗ» необходимых и своевременных мер к получению разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух по вышеуказанным ранее неучтенным 74 ИЗАВ не предприняло.

Кроме этого, доводы защитников о том, что ПАО «ТОАЗ» само инициировало, в том числе выявление новых 74 ИЗАВ, что подтверждается исследованными доказательствами по делу, свидетельствует об отсутствии в ПАО «ТОАЗ» надлежащем образом организованной работы по своевременному (после допуска к эксплуатации) учету новых ИЗАВ и получению на них соответствующих разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

При указанных обстоятельствах прихожу к выводу о том, что у ПАО «ТОАЗ» имелась возможность для соблюдения вышеуказанных требований природоохранного законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, но ПАО «ТОАЗ» не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При указанных обстоятельствах доводы защитников ПАО «ТОАЗ» со ссылкой на ч.ч. 2, 4 ст. 2.1 КоАП РФ и факт привлечения должностного лица Цыкуновой Е.А. к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ за аналогичное правонарушение, не могут служить основанием для освобождения ПАО «ТОАЗ» от административной ответственности по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ.

Доводы защитников об отсутствии негативных последствий для окружающей среды с учетом особенностей работы ПАО «ТОАЗ» и ввиду частичной приостановке работы агрегатов по производству аммиака, и снижении тем самым (ниже разрешенных) промышленных выбросов в атмосферный воздух в 2022-2023 г.г. также не свидетельствуют об отсутствии в действия ПАО «ТОАЗ» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, но могут являться смягчающим обстоятельством по делу.

С учетом установленных обстоятельств дела признаю виновным и квалифицирую действия ПАО «ТОАЗ» по ч. 1 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как совершение выбросов вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения.

Доводы защитников ПАО «ТОАЗ» об истечении сроков давности привлечения ПАО «ТОАЗ» к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, не нашли своего подтверждения в судебном заседании в связи со следующим.

В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ сроки давности привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ составляют 1 год.

Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

В судебном заседании установлено, что факт совершения ПАО «ТОАЗ» с учетом вышеуказанных обстоятельств дела длящегося административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, был обнаружен Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям в результате плановой проверки в период с 04 по 15.09.2023 г., проведенной на основании п. 2 ч. 1 ст. 57 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», Положения о федеральном государственном экологическом контроле (надзоре), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1096, в соответствии с Планом проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям на 2023 год от 12.12.2022 ... и на основании решения от 01.09.2023 г. .... Именно в установленном законом порядке и в результате исследования всех представленных документов Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям были обнаружены признаки вышеуказанного административного правонарушения в действия ПАО «ТОАЗ».

При указанных обстоятельствах само по себе получение Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям в ноябре 2022 года отдельного пакета документов, в котором содержались сведения о количестве ИЗАВ ПАО «ТОАЗ», без проведения в установленном Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» порядке проверки ПАО «ТОАЗ», не может свидетельствовать об обнаружении Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям в действиях ПАО «ТОАЗ» административного правонарушения, а лишь может свидетельствовать о наличии оснований для организации соответствующей проверки ПАО «ТОАЗ», которая и была проведена в плановом порядке Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям в сентябре 2023 года.

С учетом изложенного обстоятельств, предусмотренных п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, а также иных обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении в отношении ПАО «ТОАЗ», в судебном заседании не установлено.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 4.1).

При назначении административного наказания ПАО «ТОАЗ», учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 3 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Как следует из исследованных судом материалов дела, ПАО «ТОАЗ» предпринимало меры к устранению выявленных в ходе проверки нарушений природоохранного законодательства. Также установлено, что в результате работы новых 74 ИЗАВ, ПАО «ТОАЗ» не было допущено превышение объемов разрешенных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (Разрешение ... от 27.12.2018 г.). Указанные обстоятельства признаются обстоятельствами, смягчающими административную ответственность ПАО «ТОАЗ» в соответствии со ст. 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.

Принимая во внимание вышеизложенное, учитывая характер и обстоятельства совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение ПАО «ТОАЗ», наличие обстоятельств, смягчающих административную ответственность и отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, прихожу к выводу о том, что цели административного наказания могут быть достигнуты путем назначения ПАО «ТОАЗ» наказания в виде административного штрафа в размере 180000 рублей. Оснований для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности с учетом установленных обстоятельств дела не имеется.

Оснований для применения при назначении наказания положений ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ и снижения наказания, также не усматривается, поскольку каких-либо исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением ПАО «ТОАЗ», в судебном заседании не установлено.

Равным образом отсутствуют основания для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ.

С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 указанного Кодекса. В рассматриваемом случае такой совокупности обстоятельств по делу не установлено.

Обстоятельств, свидетельствующих о наличии предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ признаков малозначительности административного правонарушения, исходя из оценки фактических обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения и степени вины ПАО «ТОАЗ» не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.7-29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Признать публичное акционерное общество «Тольяттиазот» (ИНН ..., ОГРН ..., юридический и фактический адрес: ....) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 180 000 (ста восьмидесяти тысяч) рублей.

Сумму штрафа необходимо перечислить по следующим реквизитам: л/с ..., ИНН ..., КПП ..., ОКПО 48108014, ОГРН ..., ОКТМО 36740000, ОКГУ 1323020, ОКФС 12, ОКОПФ 75104, код БК 048 1 16 01081 01 0001 140, единый казначейский счет ..., казначейский счет ..., наименование Банка - отделение Самара Банка России/УФК по Самарской области г. Самара, БИК 013601205 (БИК ТОФК).

Разъяснить ПАО «ТОАЗ», что в соответствии со ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с ч. 1 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Постановление может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления через Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области.

Судья И.А. Милованов