ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1/2024 от 15.01.2024 Заднепровского районного суда г. Смоленска (Смоленская область)

дело № 5-1/2024 (5-465/2023)

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

<...> 15 января 2024 года

Судья Заднепровского районного суда г. Смоленска Новиков Р.В., с участием: защитника Мишина С.С. (действующего на основании ордера),

при секретаре Суворовой П.И.,

рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 16.3 КоАП РФ, в отношении ООО «МеталлФонд», г. Москва вн.тер.г. муниципальный округ Нагатинский затон, ул. Судостроительная, д. 26, к. 1, помещ. 1П, ИНН <***>, ОГРН <***>,

у с т а н о в и л:

ДД.ММ.ГГГГ при проведении проверочных мероприятий на 454 км автомобильной дороги «М1-Беларусь» в районе н.<адрес>, должностными лицами ОРО и ОКВОТ Смоленской таможни было остановлено транспортное средство с рег. номером № АС8908-7/А7660Е-7.

Водителем ФИО3 представлен комплект документов: ДТ , СMR от ДД.ММ.ГГГГ, инвойс от ДД.ММ.ГГГГ на товар «слитки цилиндрические из никелевых сплавов» марки UNS N06625, классифицируемый в товарной побсубпозиции 7502200009 ТН ВЭД ЕАЭС в количестве 3 грузовых мест, общим весом 21 945 кг.

Согласно сведениям, содержащимся в товаросопроводительных документах, перевозчиком товара является - УП «Белпожтехнология» (РБ), отправитель товара - ООО «МеталлФонд» (РФ, <адрес>), получатель товара - «Русполимет ГМБХ», Германия (Ruspolymet GmbH) по ДТ , товар «слитки цилиндрические из никелевых сплавов» марки UNS N06625, классифицируемый в товарной подсубпозиции 7502200009 ТН ВЭД ЕАЭС в количестве 3 грузовых мест, общим весом 21 945 кг, производитель - АО «Русполимет» (РФ).

Данный товар перемещался с территории Российской Федерации в Германию.

ДД.ММ.ГГГГ указанное транспортное средство было помещено на СВХ «Альфа Транс» для проведения таможенного досмотра.

В ходе проведения таможенного контроля в отношении товара, находящегося в т/с peг. № АС8908-7/А7660Е-7 назначена идентификационная экспертиза. Согласно заключению таможенного эксперта от ДД.ММ.ГГГГ перевозимый товар представляет собой металлические слитки в форме прямых круглых цилиндров, по своим химическим свойствам соответствует сведениям, заявленным в ДТ , CMR 001-2023 и инвойсе от ДД.ММ.ГГГГ.

В результате проведенного таможенного досмотра (акт таможенного досмотра ) подтверждено соответствие информации о товаре, находящемся в т/с peг. № АС8908-7/А7660Е-7, информации указанной в ДТ и товаросопроводительных документах: CMR 001-2023 и инвойсе от ДД.ММ.ГГГГ.

При проведении оперативных мероприятий было получено письмо Федеральной службы по техническому и экспортному контролю от ДД.ММ.ГГГГ, согласно, которому указанный товар, представляющий собой деформируемые (не порошковые) сплавы на никелевой основе, может применяться для производства продукции как гражданского, так и военного назначения. В связи с риском использования вышеназванной к металлопродукции, поставляемой в Германию в адрес компании «Русполимет ГМБХ», Германия (Ruspolymet GmbH), в военных целях, а также принимая во внимание принадлежность Германии к «недружественным» государствам (Распоряжение Правительства Российской Федерации -р от ДД.ММ.ГГГГ), участвующим в поставках киевскому режиму вооружений и военной техники, внешнеэкономическая сделка по ее экспорту должна рассматриваться в соответствии со статьей 20 Федерального закона Российской Федерации «Об экспортном контроле» от ДД.ММ.ГГГГ № 183-ФЗ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 20 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 «Об экспортном контроле» российские участники внешнеэкономической деятельности обязаны получить в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, разрешение межведомственного координационного органа по экспортному контролю (Комиссия по экспортному контролю Российской Федерации) на осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), не подпадающими под действие списков (перечней), в случаях, если российские участники внешнеэкономической деятельности имеют основания полагать, в том числе, что эти товары, информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности (права на них) могут быть использованы для создания оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники.

Согласно служебной записке отдела запретов, ограничений и товарной номенклатуры Смоленской таможни от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с отсутствием у экспортера ООО «МеталлФонд» разрешения Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации, вывоз товара «слитки цилиндрические из никелевых сплавов» из Российской Федерации в Германию запрещен и установленные ст. 7 ТК ЕАЭС запреты и ограничения в области экспортного контроля при вывозе товара с территории РФ не соблюдены.

В соответствии с п. 3 ст. 5 ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» под вывозом товаров из РФ понимается фактическое перемещение (убытие) любым способом товаров за пределы территории РФ, а также совершение лицами действий, направленных на такое фактическое перемещение (убытие) товаров, до фактического пересечения товарами Государственной границы РФ.

В силу п. 7 ст. 11 Закона № 289-ФЗ вывоз товаров из Российской Федерации, имеющих статус товаров Союза в соответствии с Кодексом Союза, из Российской Федерации в государства - члены Союза осуществляется без ограничений, предусмотренных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации и (или) законодательством Российской Федерации. Положения настоящей части не освобождают лиц, вывозящих товары из Российской Федерации, от соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля, валютного законодательства Российской Федерации и иных требований, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 32 Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от ДД.ММ.ГГГГ № 164-ФЗ в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, исходя из национальных интересов, могут вводиться меры, не носящие экономического характера и затрагивающие внешнюю торговлю товарами, если эти меры необходимы для охраны жизни или здоровья граждан, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений.

Согласно ч. 2 ст. 20 Федерального закона РФ «Об экспортном контроле» от ДД.ММ.ГГГГ № 183-ФЗ российские участники внешнеэкономической деятельности обязаны получить в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, разрешение межведомственного координационного органа по экспортному контролю на осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), не подпадающими под действие списков (перечней), указанных в статье 6 настоящего Федерального закона, в случаях, если российские участники внешнеэкономической деятельности имеют основания полагать, что эти товары, информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности (права на них) могут быть использованы для создания оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники или приобретаются в интересах лиц, в отношении которых имеются полученные в соответствии с законодательством Российской Федерации сведения об их участии в террористической деятельности, либо если российские участники внешнеэкономической деятельности информированы в письменной форме об этом специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области экспортного контроля.

Распоряжением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ-р, Германия включена в перечень иностранных государств и территорий, совершающих в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия.

Таким образом, ООО «МеталлФонд» не были соблюдены установленные нормативными правовыми актами РФ ограничения о необходимости получения разрешения Комиссии по экспортному контролю РФ в соответствии со ст. 20 ФЗ «Об экспортном контроле» от ДД.ММ.ГГГГ № 183-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ на вывоз товара «слитки цилиндрические из никелевых сплавов» марки UNS N06625 классифицируемый в товарной подсубпозиции 7502200009 ТН ВЭД ЕАЭС в количестве 3 грузовых мест, общим весом 21 945 кг.

В настоящее время товар, явившийся предметом административного правонарушения, изъят и помещен на СВХ ООО «Альфа Транс» (<адрес>).

Законный представитель привлекаемого к административной ответственности юридического лица, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился; ходатайства об отложении рассмотрения дела не поступало.

Защитник Мишин С.С. в судебном заседании вину ООО «МеталлФонд» во вменяемом административном правонарушении признал, просил назначить административное наказание без конфискации предмета административного правонарушения.

Исследовав представленные материалы, заслушав защитника, суд приходит к следующему.

Согласно ст.ст. 7, 9 ТК ЕАЭС, товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному контролю в соответствии с настоящим Кодексом, и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.

Согласно ст.ст. 104-106 ТК ЕАЭС, товары при помещении под таможенную процедуру подлежат таможенному декларированию. Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем в электронной форме (по общему правилу) с использованием электронной таможенной декларации. В декларации на товары указываются основные сведения, в том числе наименование и количество товаров.

В силу ст. 140 ТК ЕАЭС, одним из условий помещения товаров под таможенную процедуру экспорта является соблюдение запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 84 ТК ЕАЭС, декларант обязан, в том числе соблюдать условия использования товаров в соответствии с таможенной процедурой или условия, установленные для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом помещению под таможенные процедуры. За неисполнение данных обязанностей, а также за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, за представление таможенному представителю недействительных документов, в том числе поддельных и (или) содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения, декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов ЕЭС.

В соответствии с ДТ в графе 14 декларантом товара значится ООО «МеталлФонд». Таким образом, именно ООО «МеталлФонд» несет ответственность за неисполнение обязанности по соблюдению запретов и ограничений при вывозе товара «слитки цилиндрические из никелевых сплавов» марки UNS N06625.

Факт совершения административного правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении, а также имеющимися в материалах дела рапортами должностных лиц таможни (т. 1 л.д. 6-7, 8-9, 24-25),данными, содержащимися в декларации на товары (ДТ) (т. 1 л.д. 27-28, 36-37, 225-227), актом таможенного досмотра (т. 1 л.д. 70-74), данными товаросопроводительных документов (т. 1 л.д. 31-33, 38-63), протоколами изъятия и осмотра (т. 1 л.д. 17-18, 22-23), заключением специалиста (т. 1 л.д. 67-69), сообщением от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 82, т. 2 л.д. 7), сообщением Приволжской электронной таможни (т.1 л.д. 140-157), сообщением от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 145), письмом от ДД.ММ.ГГГГ из которого следует, что идентификационное заключение от ДД.ММ.ГГГГ было аннулировано (т. 1 л.д. 167-172, т. 2 л.д. 1-6), письмом от ДД.ММ.ГГГГ из которого следует, что идентификационное заключение от ДД.ММ.ГГГГ было аннулировано (т. 2 л.д. 82), и другими материалами дела, из которых следует, что декларант ООО «МеталлФонд» нарушил установленный нормативно правовыми актами запрет на вывоз товара «слитки цилиндрические из никелевых сплавов» марки UNS N06625.

Из сообщений ООО «ЦЭК» от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ следует, что выданное ООО «МеталлФонд» идентификационное заключение от ДД.ММ.ГГГГ было аннулировано ДД.ММ.ГГГГ в связи с предоставлением информации ФСТЭК России, в том числе и в ООО «МеталлФонд». Основанием для аннулирования явилось письменное информирование ООО «Металлофонд» со стороны ФСТЭК России о необходимости осуществления внешнеэкономических операций по поставкам в недружественные страны слитков цилиндрических из никелевых сплавов UNS N06625 на основании Разрешений Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации (письмо ФСТЭК России от ДД.ММ.ГГГГ). В этом случае, согласно статье 20 вторая часть Федерального Закона об экспортном контроле от ДД.ММ.ГГГГ № 183-ФЗ для реализации внешнеэкономической операции, указанной в идентификационном заключении (на вывоз товара «слитки цилиндрические из никелевых сплавов» марки UNS N06625), ООО «Металлофонд» обязано было обратиться в ФСТЭК России за получением Разрешения Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации на осуществление данной внешнеэкономической операции. Выданное идентификационное заключение утратило свое действие, поскольку в соответствии с информацией ФСТЭК России на данную внешнеэкономическую сделку требовалось Разрешение Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации (т. 2 л.д. 83-85, 157-196).

Таким образом, ООО «МеталлФонд» как лицо, обязанное соблюдать запреты и ограничения государств-членов ЕЭС, нарушило установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации ограничения на вывоз товара: «слитки цилиндрические из никелевых сплавов» марки UNS N06625, классифицируемого в товарной подсубпозиции 7502200009 ТН ВЭД ЕАЭС в количестве 3 грузовых мест, общим весом 21 945 кг.

При соблюдении Обществом той степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него, как таможенного декларанта, у ООО «МеталлФонд» имелась возможность не допустить нарушений закона.

Указанные выше действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ.

Учитывая количество и стоимость товара, в отношении которого нарушен запрет на вывоз товара, суд не находит оснований для признания содеянного малозначительным.

При определении размера и вида наказания суд учитывает характер совершенного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица. В качестве смягчающего административную ответственность обстоятельства суд учитывает признание защитником вины ООО «МеталлФонд» в совершенном административном правонарушении. Отягчающих административную ответственность обстоятельств по делу не установлено.

Обстоятельства, при которых совершено административное правонарушение не являются исключительными.

Принимая во внимание все вышеуказанные обстоятельства, суд считает необходимым подвергнуть ООО «МеталлФонд» в виде штрафа, без конфискации предмета административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд

п о с т а н о в и л:

Признать ООО «МеталлФонд» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ, и подвергнуть административному наказанию в виде штрафа в размере 200 000 (двести тысяч) рублей, без конфискации предмета административного правонарушения.

Штраф подлежит уплате не позднее 60 дней со дня вступления в законную силу данного постановления по делу об административном правонарушении на следующие реквизиты: получатель - Межрегиональное операционное УФК (ФТС России), банк получателя - Операционный департамент Банка России г. Москва, номер счета банка получателя средств (поле 15) 40102810045370000002, номер счета получателя средств (номер казначейского счета, поле 17) 03100643000000019502, БИК: 024501901, КПП: 773001001, ОКТМО: 45328000, ИНН: <***>, КБК: 15311601161019000140, назначение платежа - штраф за нарушение таможенных правил по данному постановлению для Смоленской таможни (10113000), УИН: 15310101130001274236, статус плательщика «06».

Товар - «слитки цилиндрические из никелевых сплавов» марки UNS N06625, в количестве 3 грузовых мест, общим весом 21 945 кг, - передать для хранения в Смоленскую таможню, - до принятия собственником (лицом, обладающим полномочиями в отношении данного товара) мер к его таможенному оформлению либо до вступления в законную силу судебного решения о признании этого товара бесхозяйным имуществом.

Постановление может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Заднепровский районный суд г. Смоленска в течение десяти суток.

Судья Р.В. Новиков