Дело № 5-1/2024 (5-781/2023)
91RS0009-01-2023-004322-13
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
18 января 2024 года пр. Ленина, 30, г. Евпатория
<...>
Судья Евпаторийского городского суда Республики Крым Нанаров Алексей Александрович, рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – Муниципального унитарного предприятия «Экоград» городского округа Евпатория Республики Крым, <данные изъяты> юридический адрес: <адрес>,
с участием в ходе рассмотрения дела:
директора МУП «Экоград» - ФИО2,
представителя МУП «Экоград» - ФИО3,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ в ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведения выездной проверки Южного межрегионального управления Росприроднадзора было выявлено, что Муниципальное унитарное предприятие «Экоград» городского округа Евпатория Республики Крым (далее по тексту – МУП «Экоград») допустило несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, на полигоне твердых коммунальных (бытовых) отходов по адресу: <адрес>, при следующих обстоятельствах.
Так, МУП «Экоград» создано, в том числе для выполнения работ, оказании услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Республики Крым, муниципальными правовыми актами полномочий муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым в сфере оборота опасных отходов 4,5 класса опасности (твердые бытовые и жидкие бытовые отходы).
С указанной целью, МУП «Экоград» во временное владение и пользование предоставлен земельный участок по адресу: <адрес>, на котором расположен полигон твердых коммунальных (бытовых) отходов (далее по тексту – полигон ТКО).
В силу п. 2 ст.11 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее по тексту – ФЗ от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ) юридические лица при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
В пункте 1.25 Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденной Министерством строительства Российской Федерации 02 ноября 1996 года (далее по тесту – Инструкция) указано, что по периметру всей территории полигона ТБО проектируется ограждение. Ограждение могут заменять: осушительная траншея глубиной более 2 м, вал высотой более 3 м. В ограде полигона у производственно-бытового здания проектируются ворота или шлагбаум.
В нарушение указанной нормы, территория полигона по периметру не ограждена, осушительная траншея глубиной более 2 м, вал высотой более 3 м отсутствуют.
В силу п. 2.4 Инструкции выгруженные из машин ТБО складируются на рабочей карте. Не допускается беспорядочное складирование ТБО по всей площади полигона, за пределами площадки, отведенной на данные сутки (рабочие карты).
При этом, согласно утвержденного директором МУП «Экоград» графика эксплуатации полигона на 2023 год размещение отходов осуществляется на всех четырех картах одновременно, то есть, в нарушение указанного пункта Инструкции, допускается беспорядочное складирование ТБО по всей площади полигона.
Пунктом 2.6 Инструкции установлено, что для обеспечения равномерной просадки тела полигона необходимо два раза в год делать контрольное определение степени уплотняемости ТБО.
В ходе проверки МУП «Экоград» не предоставило информацию о проведении работ по определению степени уплотняемости ТБО на полигоне ТКО.
В соответствии с п. 2.7 Инструкции увлажнение ТБО летом необходимо осуществлять в пожароопасные периоды. Расход воды на полив принимается 10 л на 1 куб. м ТБО.
В ходе проведения проверки МУП «Экоград» предоставлен журнал учета водопотребления из скважины для увлажнения отходов, согласно которому в июне 2023 года расход воды на увлажнение ТБО составил 15 куб. м (15 000 литров воды).
При этом, среднесуточный объем поступающих МУП «Экоград» отходов к размещению на полигоне составляет 1904,534 куб. м, то есть необходимый для увлажнения ТБО среднесуточный объем воды составляет 19,045 куб. м (19 045 литров воды) в сутки.
Учитывая изложенное, в нарушение п. 2.7 Инструкции, МУП «Экоград» не обеспечило достаточное увлажнение ТБО в июне 2023 года.
В силу п. 2.8 Инструкции промежуточная и окончательная изоляция уплотненного слоя ТБО осуществляется грунтом. При складировании ТБО на открытых, незаглубленных картах промежуточная изоляция в теплое время года осуществляется ежесуточно, в холодное время года - с интервалом не более трех суток. Слой промежуточной изоляции составляет 0,25 м, при уплотнении ТБО катками КМ-305 - 0,15 м.
В нарушение указанной нормы МУП «Экоград» с апреля 2023 года не проводило промежуточную и окончательную изоляция уплотненного слоя ТБО.
В пункте 2.11 предусмотрено, что мерный столб (репер) устанавливается на карте для контроля высоты отсыпаемого 2-метрового слоя ТБО. Соблюдение заданной высоты слоя отсыпки обеспечивает равномерность осадки толщи полигона. С помощью репера контролируется степень уплотнения твердых бытовых отходов.
Проведенным осмотром карт полигона ТКО установлено, что МУП «Экоград» мерный столб (репер) не установило, что препятствует контролю степени уплотнения ТБО и соблюдению высоты слоя отсыпки для равномерности осадки толщи полигона.
В соответствии с п. 2.17 Инструкции с целью исключения несанкционированного складирования отходов, содержащих радионуклиды, при поступлении на полигон отходы проходят радиационный дозиметрический контроль. Для этих целей используются геологоразведочные поисковые приборы СРП-68-01 или СРП-88Н. Данное обязательство также регламентировано Инструкцией «О порядке приема отходов на объекте размещения отходов», утвержденной директором МУП «Экоград» и согласованной заместителем начальника Департамента городского хозяйства администрации г. Евпатории Республики Крым.
Указанная норма МУП «Экоград» также не соблюдена. На дозиметр рентгеновского и гамма-излучения отсутствует поверка, таким образом, фактически радиационный дозиметрический контроль поступающих отходов не производится.
Пунктом 8 ст. 12 ФЗ от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ определены требования к объектам размещения отходов - захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается. Перечень видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Перечень видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, приведен в распоряжении Правительства Российской Федерации № 1589-р от 25 июля 2017 года «Об утверждении перечня видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается» (далее по тексту- Распоряжение Правительства).
В ходе обследования территории полигона ТКО были обнаружены виды отходов, захоронение которых запрещается в соответствии Распоряжением Правительства, а именно: «отходы упаковочного картона незагрязненные соответствует V классу опасности» (код 4 05 183 01 60 5); «покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные» (код 9 21 130 02 50 4); «отходы пленки полиэтилена и изделий из нее незагрязненные» (код 4 34 110 02 29 5); «использованные книги, журналы, брошюры, проспекты, каталоги» (код 4 05 122 01 60 5); «камеры пневматических шин автомобильных отработанные» (код 9 21 120 01 50 4); «водонагреватель бытовой, утративший потребительские свойства» (код 4 82 524 21 52 4).
Таким образом, захоронение МУП «Экоград» отходов, входящих в установленный Распоряжением Правительства перечень видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, является нарушением п. 8 ст. 12 ФЗ от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ.
В ходе рассмотрение дела директор МУП «Экоград» ФИО2 указанные в протоколе об административном правонарушении обстоятельства подтвердил, с квалификацией деяния согласился. Дополнительно пояснил, что закреплённый за МУП «Экоград» полигон ТКО имеет высокий социально значимый статус для Республики Крым, так как принимает отходы из территории пяти районов Республики Крым. Приостановка его деятельности может привести к непоправимым экологическим последствиям. Обратил внимание, что МУП «Экоград» в настоящее время находится в неудовлетворительном финансовом состоянии, так как занимается только размещением отходов на полигоне ТКО и несет расходы по ремонту дорог. Просил назначить минимально возможное наказание.
Представитель МУП «Экоград» ФИО3 также подтвердил изложенные в протоколе обстоятельства совершения обществом административного правонарушения. Дополнительно пояснил, что ссылка должностного лица о возникновении пожара вследствие нарушения МУП «Экоград» предусмотренных Законом норм, влекущих ответственность по ч.4 ст.8.2 КоАП РФ, является излишней, так как конкретная причина возгорания не была установлена заключением эксперта. Просил назначить МУП «Экоград» минимально возможное наказание.
От должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствии.
Выслушав участвовавших в ходе рассмотрения дела лиц, исследовав материалы дела, прихожу к выводу, что вина МУП «Экоград» в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ, установлена и полностью доказана.
В соответствии с ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного указанной нормой права, являются отношения по охране окружающей среды, порядок природопользования. Виновный посягает на установленные требования и порядок работы с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в действиях (бездействии) по несоблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при размещении отходов производства и потребления.
Субъектом административного правонарушения являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по размещению отходов производства и потребления.
С субъективной стороны правонарушения, предусмотренные данной статьей, могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.
Материалы дела свидетельствуют о том, что МУП «Экоград» при указанных выше обстоятельствах нарушило положения п. 2 ст.11, п. 8 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п.п. 1.25, 2.4, 2.6-2.8, 2.11, 2.17 Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденной Министерством строительства Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, то есть совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вина и правильность квалификации деяния МУП «Экоград» в совершении указанного правонарушения подтверждается: протоколом об административном правонарушении <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указаны место, время, событие совершения административного правонарушения; решением о проведении выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ, которым инициировано проведение мероприятий по проверке деятельности МУП «Экоград», в ходе которой было выявлено совершение административного правонарушения; актом выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ, которым зафиксированы выявленные нарушения; протоколами от ДД.ММ.ГГГГ отбора проб (образцов): воды, почвы, отходов, донных отложений; протоколом испытаний (измерений) воды от ДД.ММ.ГГГГ; экспертным заключением от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>, которым установлено, что отдельные отходы входят в установленный Распоряжением Правительства перечень видов отходов, захоронение которых запрещается, а также другими материалами дела исследованными в судебном заседании.
Изложенные доказательства, являющиеся относимыми, допустимыми и достаточными, подтверждают, что МУП «Экоград» совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ.
При этом, следует отметить, что в протоколе об административном правонарушении имеется указание на факт возгорания на территории полигона ТКО.
Из акта выездной проверки (л.д.23-41) следует, что в ходе данного мероприятия в деяниях МУП «Экоград» выявлены признаки ряда правонарушений, ответственность за которые установлена различными статьями КоАП РФ.
Заключение эксперта по результатам пожарно-технической экспертизы с выводами о причинах возгорания в материалах дела отсутствует.
Учитывая изложенное, суждение должностного лица о причинах возникновения пожара в протоколе указаны излишне, что не свидетельствует об отсутствии вины МУП «Экоград» в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ.
При назначении наказания учитывается следующее.
Согласно ч.1,3 ст.4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
Санкция ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ предусматривает возможность назначения юридическим лицам наказания в виде штрафа или административного приостановления деятельности.
При назначении административного наказания МУП «Экоград» учитываю наличие смягчающего административную ответственность обстоятельства – признанные вины, отсутствие отягчающих обстоятельств, а также социальную значимость работы предприятия для региона, осуществляющего прием ТБО из пяти районов Республики Крым, и считаю необходимым назначить административное наказание в виде штрафа, так как приостановление деятельности МУП «Экоград» может привести к негативным последствиям.
Пунктом 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ установлено, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Часть 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ устанавливает, что при назначении административного наказания в соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ.
Совершенное МУП «Экоград» правонарушение предусматривает минимальный размер административного штрафа для юридических лиц триста тысяч рублей.
Как следует из представленных представителям МУП «Экоград» документов, данное предприятие является убыточным: согласно финансовому отчету за 9 месяцев 2023 года совокупный финансовый результат составил <данные изъяты> рублей, при непокрытом убытке <данные изъяты> рублей; по результатам финансово-хозяйственной деятельности за 2023 года получение предприятием прибыли не ожидается; остаток денежных средств на расчетных счетах предприятия на конец 2023 года составил <данные изъяты> рубле, <данные изъяты> копейки.
Сведений о том, что МУП «Экоград» ранее привлекалось к административной ответственности материалы дела не содержат, часть выявленных в ходе проведения проверки нарушений, МУП «Экоград» уже устранило, о чем направило соответствующее уведомление должностному лицу.
Учитывая характер административного правонарушения, наличие смягчающего и отсутствие отягчающего административную ответственность обстоятельств, устранение части выявленных в ходе проведения проверки нарушений, первое привлечение предприятия к административной ответственности, социальную значимость предприятия для региона, его неудовлетворительное финансовое состояние, назначение административного наказания в виде штрафа в размере 300 000 рублей не будет отвечать целям административной ответственности и с очевидностью повлечет избыточное ограничение прав привлекаемого к административной ответственности лица, в виду чего, с целью индивидуализации наказания применительно к установленным обстоятельствам, прихожу к выводу, что цель административного наказания может быть достигнута при снижении административного штрафа с 300 000 рублей до 150 000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 8.2 ч. 4, 4.1 ч.3.2, 30.3 ч. 1 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Юридическое лицо - Муниципальное унитарное предприятие «Экоград» городского округа Евпатории Республики Крым признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного штрафа, с применением положений ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ, в размере 150 000 (ста пятидесяти тысяч) рублей.
Штраф подлежит уплате по следующим реквизитам: <данные изъяты>.
Разъяснить МУП «Экоград» обязанность уплатить административный штраф в течение 60 дней добровольно, в противном случае оно может быть подвергнуто наказанию по ст.20.25 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в Верховный Суд Республики Крым.
Судья А.А. Нанаров