ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1/2024 от 26.01.2024 Дзержинского районного суда г. Ярославля (Ярославская область)

76RS0016-01-2023-006817-98

Дело № 5-1/2024

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

26 января 2024 г. г. Ярославль

Судья Дзержинского районного суда г. Ярославля Насекин Д.Е.,

при секретаре Подвальной К.Н.,

с участием представителя юридического лица, ФИО1 участвующего на основании доверенности, выданной 25.02.2022 года, сроком на 3 года.

рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, в отношении ООО «ФЕНИКС»: юридический адрес: Россия, 398024, Липецкая область, г.о. <...> влд. 14 литер 1А, офис 7, ИНН <***>, ОГРН <***>, КПП 482401001, дата внесения 25.10.2019 г.,

у с т а н о в и л:

28.11.2023 г. при проведении проверки в рамках Распоряжения № 49/034 от 17.11.2023 г. о проведении внеплановой документарной проверки в отношении ООО «ФЕНИКС», установлено, что договор ГПХ от 16.01.2023 г. между ООО «ФЕНИКС» и гражданкой Республики <адрес>ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. был заключен 16.01.2023 г., что подтверждается договором № ГПХ ИГ-20 от 16.01.2023 г.

В силу пункта 8 статьи 13 Федерального закона № 115-ФЗ от 25.07.2002 "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее по тексту - ФЗ №115 от 25.07.2002), работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.

В абзаце 3 п. 8 статьи 13 Федерального закона № 115-ФЗ указано, что форма и порядок подачи указанного уведомления (в том числе в электронном виде) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Уведомление о заключении трудового договора в отношении гражданки ФИО12 в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, подано ООО «ФЕНИКС» 18.01.2023 г., то есть в установленный законом срок. Однако, при подаче указанного уведомления, Обществом нарушена установленная форма уведомления, а именно, в пункте 3.2 работодателем допущена ошибка.

В соответствии с п. 4 ст. 13 ФЗ №115 от 25.07.2002 работодатель имеет право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента. Согласно п. 16 ст. 13.3 ФЗ №115 от 25.07.2002 в случае принятия высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) решения об указании в патенте, выдаваемом на территории данного субъекта Российской Федерации, профессии (специальности, должности, вида трудовой деятельности) иностранного гражданина иностранный гражданин не вправе осуществлять на территории данного субъекта Российской Федерации трудовую деятельность по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), которая не указана в патенте.

На территории Ярославской области с 22.01.2015 г. по настоящее время действует Указ Губернатора Ярославской области № 20 от 19.01.2015 г. «Об указании в патенте, выданном на территории Ярославской области, профессии (специальности, должности, вид трудовой деятельности) иностранного гражданина».

Гражданка <адрес>ФИО13 осуществляла трудовую деятельность на территории Ярославской области на основании выданного ей патента серии выданного 24.10.2022 г. УМВД России по Ярославской области, по профессии (специальности, должности, вида трудовой деятельности) уборщик производственных и служебных помещений. Однако при заполнении уведомления о заключении трудового договора с гражданкой ФИО14 работодателем в пункте 3.2 указана неверно профессия (вид трудовой деятельности) по которой осуществляла свою трудовую деятельность на основании заключенного трудового договора (гражданско-правового договора) в нарушении приложения № 9 к Приказу МВД России от 30.07.2020 № 536 "Об утверждении формы ходатайства иностранного гражданина (лица без гражданства) о привлечении его в качестве высококвалифицированного специалиста и порядка его заполнения, а также форм и порядков уведомления Министерства внутренних дел Российской Федерации или его территориального органа об осуществлении иностранными гражданами (лицами без гражданства) трудовой деятельности на территории Российской Федерации".

Местом совершения административного правонарушения является место осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином: <...> д. ЗВ.

Тем самым, ООО «ФЕНИКС» совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст.18.15 КоАП РФ, выразившееся в нарушении порядка уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции о заключении трудового договора с гражданкой Республики <адрес>ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р.

В судебное заседание вызывались представитель ООО «ФЕНИКС» и представитель отдела иммиграционного контроля УВМ УМВД России по Ярославской области.

Представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в судебном заседании, просил производство по делу об административном правонарушении прекратить, в виду истечения сроков давности привлечения к административной ответственности, представил суду письменную позицию по делу.

Представитель отдела иммиграционного контроля УВМ УМВД России по Ярославской области, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, ходатайств об отложении не представил. Судом было определено рассмотреть административное дело при имеющейся явке.

Исследовав письменные материалы дела об административном правонарушении, выслушав явившихся участников процесса, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ не уведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

В соответствии с положениями п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.

Указанное в абзаце первом настоящего пункта уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

Форма и порядок подачи указанного уведомления (в том числе в электронном виде) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора. (абз. 1 п. 8 ст. 13 упомянутого Закона, п. 2 Порядка).

В силу ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения за нарушение трудового законодательства, иммиграционных правил, правил пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников).

Согласно ч. 1.1 ст. 29.9 КоАП РФ постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

В силу п. 13.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 23.12.2021) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в постановлении о прекращении производства по делу по названному основанию, исходя из положения, закрепленного в пункте 4 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ, должны быть указаны все установленные по делу обстоятельства, а не только связанные с истечением срока давности привлечения к административной ответственности. При этом необходимо учитывать, что в названном постановлении о прекращении производства по делу не могут содержаться выводы юрисдикционного органа о виновности лица, в отношении которого был составлен протокол об административном правонарушении. При наличии таких выводов в обжалуемом постановлении судья, с учетом положений статьи 1.5 КоАП РФ о презумпции невиновности, обязан вынести решение об изменении постановления, исключив из него указание на вину этого лица (пункт 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ).

Также судом были исследованы представленные материалы дела, а именно: протокол об административном правонарушении № 1815/23195 от 28.11.2023 г., уведомление о заключении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином (лицом без гражданства) ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., сведения о наличии у ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. патента, договор № ГПХ ИГ-20 по уборке помещений от 16.01.2023 г., распоряжение органа государственного контроля (надзора) о проведении внеплановой документарной проверки юридического лица от 17.11.2023 г. № 49/034, акт проверки юридического лица № 49/034 от 28.11.2023 г. в отношении ООО «ФЕНИКС», письмо – объяснение об ошибке в уведомлении ген. директора ООО «ФЕНИКС» ФИО8 от 20.11.2023 г., доверенность представителя ООО «ФЕНИКС» ФИО9, копия паспорта ФИО9, приказ (распоряжение) о приеме работника на работу ФИО9 № 18 от 27.07.2021 г., выписка из ЕГРЮЛ.

Как усматривается из материалов дела, договор ГПХ от 16.01.2023 г. между ООО «ФЕНИКС» и гражданкой Республики <адрес>ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. был заключен 16.01.2023 г.

Уведомление о заключении трудового договора в отношении гражданки ФИО15 в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, подано ООО «ФЕНИКС» 18.01.2023 г., то есть в установленный законом срок.

Из объяснений ген. директора ООО «ФЕНИКС» ФИО8 от 20.11.2023 г. следует, что действительно при подаче уведомления в УМВД России по Ярославской области были допущены нарушения, а именно в п. 3.2 уведомления о заключении договора ГПХ с гражданкой Республики <адрес>ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., имеется несоответствие указанной в патенте профессии с видом деятельности, вместо «уборщик производственных и служебных помещений» указано «оператор по уборке».

В соответствии с п. 4 ст. 13 ФЗ №115 от 25.07.2002 работодатель имеет право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента. Согласно п. 16 ст. 13.3 ФЗ №115 от 25.07.2002 в случае принятия высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) решения об указании в патенте, выдаваемом на территории данного субъекта Российской Федерации, профессии (специальности, должности, вида трудовой деятельности) иностранного гражданина иностранный гражданин не вправе осуществлять на территории данного субъекта Российской Федерации трудовую деятельность по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), которая не указана в патенте.

Приказом МВД России от 30.07.2020 г. № 536 утвержден порядок предоставления работодателем или заказчиком работ (услуг) уведомлений о заключении и прекращении (расторжении) трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными гражданами (лицами без гражданства), а также формы банков уведомлений. Указанный приказ вступил в законную силу 01.01.2021 г.

На территории Ярославской области с 22.01.2015 г. по настоящее время действует Указ Губернатора Ярославской области № 20 от 19.01.2015 г. «Об указании в патенте, выданном на территории Ярославской области, профессии (специальности, должности, вид трудовой деятельности) иностранного гражданина».

Судом достоверно установлено, что уведомление о заключении трудового договора с гражданкой Республики <адрес>ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., было подано в нарушение приложения № 9 Приказа МВД России от 30.07.2020 г. № 536, а именно: п. 3.2 уведомления о заключении договора ГПХ с гражданкой Республики <адрес>ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., имеется несоответствие указанной в патенте профессии с видом деятельности, вместо «уборщик производственных и служебных помещений» указано «оператор по уборке».

28.11.2023 г. ст. инспектором отдела иммиграционного контроля УВМ УМВД России по Ярославской области ФИО10 был составлен протокол об административном правонарушении в отношении ООО «ФЕНИКС» по ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ.

Таким образом, действия ООО «ФЕНИКС» образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Из материалов дела усматривается, что обстоятельства послужившие основанием для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ООО «ФЕНИКС» по ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ имели место 18.01.2023 г., т.е. в день подачи уведомления в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции.

Таким образом, срок давности привлечения ООО «ФЕНИКС» к административной ответственности, истек 18.01.2024 г.

Истечение срока давности привлечения к административной ответственности в соответствии с требованиями п. 6 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ является обстоятельством исключающим производство по делу об административном правонарушении, вследствие чего производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «ФЕНИКС» подлежит прекращению.

Руководствуясь ст.ст.29.9, 29.10,29.11,ст.2.9, ст.24.5 КоАП РФ,

п о с т а н о в и л:

производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «ФЕНИКС»: юридический адрес: Россия, 398024, Липецкая область, г.о. <...> влд. 14 литер 1А, офис 7, ИНН <***>, ОГРН <***>, КПП 482401001, дата внесения 25.10.2019 г., по ч.3 ст.18.15 КоАП РФ прекратить, на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, т.е. в связи, с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Постановление может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Дзержинский районный суд г. Ярославля в течение 10 суток с момента его оглашения (либо получения копии постановления участниками процесса).

Судья Д.Е. Насекин