ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-2-16/18 от 24.07.2018 Хотынецкого районного суда (Орловская область)

дело № 5-2-16/2018

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

с. Знаменское 24 июля 2018 года

Судья Хотынецкого районного суда Орловской области Наумкина В.Н., с участием защитника - представителя юридического лица Государственного унитарного предприятия Орловской области «Дорожная служба» - по доверенности ФИО1, должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении – государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Хотынецкое» ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Хотынецкого районного суда Орловской области (адрес: 303100, <...>) дело об административном правонарушении по ч.27 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Государственного унитарного предприятия Орловской области «Дорожная служба», юридический адрес: <адрес>, дата регистрации юридического лица – 23.12.2011,

права, предусмотренные ст.ст. 25.4, 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, разъяснены.

УСТАНОВИЛ:

29 июня 2018 года государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Хотынецкое» ФИО3 в отношении Государственного унитарного предприятия Орловской области «Дорожная служба» (далее по тексту ГУП ОО «Дорожная служба») составлен протокол об административном правонарушении по ч. 27 ст. 19.5 КоАП РФ за то, что 14 июня 2018 года в 11 часов 00 минут ГУП ОО «Дорожная служба», являясь ответственным юридическим лицом за содержание автодороги Болхов-Орел –Витебск, не исполнило предписание должностного лица – главного государственного инспектора БДД по Хотынецкому и Знаменскому районам от 31 мая 2018 года о необходимости устранения нарушений п.п.3.11,3.21,4.2 ГОСТ Р 50597 – 93 на участке данной автодороги с 42 км + 100м по 43 км +100м, а именно не приведено асфальто – бетонное покрытие проезжей части в нормативное состояние, не нанесена горизонтальная разметка согласно 1.1,1.2,1.5 ПДД РФ, не приведена обочина в нормативное состояние.

В судебном заседании защитник ГУП ОО «Дорожная служба» ФИО1, действующий по доверенности , вину ГУП ОО «Дорожная служба» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 27 ст. 19.5 КоАП РФ, не признал и пояснил, что ГУП ОО «Дорожная служба» является подрядной организацией и на момент выдачи должностным лицом предписания от 31 мая 2018 года и составления протокола об административном правонарушении от 29 июня 2018 года ГУП ОО выполняло работы по содержанию автомобильных дорог общего пользования согласно контракта на выполнение работ для государственных нужд от 08 августа 2017 года 31 мая 2018 года, хотя и срок выполнения работ по данному контракту в соответствии с п. 5.1 – до 30 июня 2018 года. В связи с чем ГУП ОО «Дорожная служба» не обладало финансовой возможностью выполнить предписание, поскольку согласно справки о стоимости выполненных работ ( отчёт КС – 3), подписанного КУ ОО «Орёлгосзаказчик» и ГУП ОО «Дорожная служба» на 31 мая 2018 года, ГУП ОО «Дорожная служба» исполнило бюджетные обязательство перед КУ ОО «Орёлгосзаказчик» и по согласованию с КУ «Орелгосзаказчик» и Департамента строительства Орловской области перевыполнило на 3822970 рублей 82 копейки. После получения предписания ГУП ОО «Дорожная служба» направило в адрес КУ ОО «Орёлгосзаказчик» копию предписания и письмо о выделении дополнительных денежных средств на выполнение предписания. Однако КУ ОО «Орёлгосзаказчик» денежные средства на выполнение работ по предписанию не выделило. В связи с чем просит прекратить производство по данному административному делу из - за отсутствия состава административного правонарушения, так как нет вины ГУП ОО «Дорожная служба». При этом ежегодно КУ ОО «Орёлгосзаказчик» направляется дефектная ведомость, в которой указано состояние дорог. Однако деньги на устранение дефектов автодорог: ямочный ремонт, разметка и т. д., которые необходимы ГУП ОО «Дорожная служба» для приведения автодорог в нормативное состояние, в достаточном объеме не выделяются.

Лицо, составившее протокол об административном правонарушении №57 ЕА №003231 от 29июня 2018 года, государственный инспектор по ИАЗ ОГИБДД МО МВД России «Хотынецкое» ФИО3 пояснил, что ГУП ОО «Дорожная служба» согласно контракта на выполнение работ для государственных нужд от 08 августа 2017 года, заключенного с КУ ОО «Орёлгосзаказчик», несёт ответственность за содержание автомобильной дороги Болхов-Орел –Витебск, отвечает за безопасные условия дорожного движения. Но на момент составления акта от 31 мая 2018 года на участках автодороги Болхов-Орел -Витебск с 42 км + 100м по 43 км +100м ( село Гнездилово Знаменского района Орловской области) имелись выбоины, размер которых составлял: глубина-7 см, длина-1м. 70см, ширина 1 м 00см ; глубина-10см, длина-3м 60см, ширина-2м; глубина-10см, длина-5м30см, ширина-3м 10см, так же на этом участке автодороги в нарушение п.п. 1.1, 1.2,1.5 ПДД РФ отсутствовала горизонтальная разметка, обочина, не отделенная от проезжей части бордюром, ниже уровня прилегающей кромки проезжей части более чем на 4 см., а именно на 10 см, что угрожает безопасности дорожного движения. В связи с чем 31 мая 2018 года ГУП ОО «Дорожная служба» было дано предписание. Однако в срок, установленный предписанием, вышеуказанные работы не были проведены, и 14 июня 2018 года был составлен акт, а 29 июня 2018 года составлен протокол об административном правонарушении по ч. 27 ст. 19.5 КоАП РФ. Вина ГУП ОО «Дорожная служба» в совершении административного правонарушения подтверждается представленными доказательствами.

Из пояснений представителей КУ ОО «Орелгосзаказчик» ФИО4 и ФИО5 от 19 июля 2018 года следует, что ГУП ОО «Дорожная служба» согласно контракта от 08.08.2017 г. обязан осуществлять мониторинг состояния автомобильных дорог путём непрерывного контроля за их транспортно – эксплуатационным состоянием, выполнять работы по уходу за разметкой, нанесением вновь и восстановлению изношенной вертикальной и горизонтальной разметки. Согласно условиям контракта, ГУП ОО «Дорожная служба» обязано было выполнить работы, указанные в предписании, а КУ ОО «Орелгосзаказчик» должен был принять их и согласно акта выполненных работ, оплатить. Но поскольку данные работы не были выполнены, КУ ОО «Орелгосзаказчик» и не выделил денежные средства. ГУП ОО «Дорожная служба» необоснованно ссылается на отсутствие денежных средств, поскольку в апреле - мае 2018 года перевыполнило план на 4500000 рублей, произвел работы на автомобильных дорогах, ведущие в ФГБУ «Национальный парк «Орловское полесье» и другие работы.

Выслушав объяснения защитника ГУП ОО «Дорожная служба» ФИО2, инспектора по ИАЗ ОГИБДД МО МВД России «Хотынецкое» ФИО3, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

Статьей 24.1 КоАП РФ предусмотрено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно статье 26.1 КоАП РФ к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, относятся, в частности: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В силу частей 1, 3 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.

Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Согласно ч. 27 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный надзор в области обеспечения безопасности дорожного движения, об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Как следует материалов дела, 31 мая 2018 года в 12 часов 00 минут государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Хотынецкое» ФИО3 был составлен акт выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги, в котором указано, что в населенном пункте Гнездилово на автомобильной дороге Болхов- Орёл – Витебск 42 км. +100 м. по 43 км. +100 м. (Знаменский район) выявлены следующие недостатки: в нарушение п.п. «а», «г» ст. 13.2; п. «б» ст.13.5 ТР ТС 014/2011 (Технического регламента таможенного союза), а также в нарушение п. 3.1.1., п. 3.2.1, п. 4.2. ГОСТ Р 5050597-93 - имеются выбоины, размер которых:

- отсутствует горизонтальная разметка: предусмотренная п.1.1, п.1.2., п.1.5 Правил дорожного движения Российской Федерации,

- обочина, не отделенная от проезжей части бордюром, ниже уровня прилегающей кромки проезжей части более чем на 4 см а именно на 10 см,

что угрожает безопасности дорожного движения ( л.д. ).

На основании данного акта главным государственным инспектором безопасности дорожного движения Хотынецкого и Знаменского районов ФИО6 31 мая 2018 года юридическому лицу ГУП ОО «Дорожная служба» в целях устранения нарушений, выявленных 31 мая 2018 года, было выдано предписание, согласно которого предлагалось организовать проведение следующих мероприятий:

1. привести асфальта – бетонное покрытие проезжей части в нормативное состояние в срок до 11 июня 2018 года до 15 часов,

2. нанести горизонтальную дорожную разметку 1.1,1.2,1.5 ПДД РФ в срок до 01 июля 2018 года до 15 часов,

3. привести обочину в нормативное состояние в соответствии с ТР ТС 014/2011,ГОСТ Р 50597 – 93 до 01 июля 2018 года до 15 часов ( л.д.).

Однако 14 июня 2018 года государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Хотынецкое» ФИО3 было установлено, что вышеуказанные нарушения, указанные в акте от 31 мая 2018 года, ГУП ОО «Дорожная служба» не устранены, в связи с чем им был составлен акт выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги от 14.06.2018 г. (л.д.) и вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении ( л.д.).

При проведении административного расследования установлено, что лицом, ответственным за состояние дорог общего пользования регионального значения в Орловской области в безопасном для дорожного движения состоянии является ГУП ОО «Дорожная служба».

И 29 июня 2018 года государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Хотынецкое» ФИО3 на юридическое лицо ГУП ОО «Дорожная служба» был составлен протокол об административном правонарушении, совершённым юридическим лицом по ч. 27 ст. 19.5 КоАП РФ(л.д).

Однако с данным выводом согласиться нельзя по следующим основаниям.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 года №257-ФЗ).

В соответствии с п.6 ст.3 данного Федерального закона дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п. 12 ст.3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года №257-ФЗ).

Согласно п.1 и п. 2 ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ), ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В силу ст. 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 года №257-ФЗ, осуществление дорожной деятельности обеспечивается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также физическими или юридическими лицами, являющимися собственниками таких автомобильных дорог или правообладателями земельных участков, предоставленных для размещения таких автомобильных дорог.

Согласно ч.2 ст. 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 настоящей статьи.

Как следует из материалов дела, 08 августа 2017 года КУ ОО «Орелгосзаказчик» заключило с ГУП ОО « Дорожная служба» контракт на выполнение работ для государственных нужд, а именно работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения в границах Северо – Западного транспортного коридора Орловской области в 2017 – 2018 годах, в том числе и автодороги Болхов - Орёл- Витебск ( л.д.<данные изъяты>).

Согласно п. 1.2 Контракта, содержание автомобильных дорог осуществляется Подрядчиком в соответствии с Техническим заданием Заказчика.

Срок выполнения работ по контракту установлен с 08 августа 2017 года по 30 июня 2018 года ( п. 5.1 Контракта).

Цена контракта составляет 291220343 рубля ( п. 2.1 Контракта).

Но согласно первоначальной справке о стоимости выполненных работ и затрат от 31 мая 2018 года, подписанной КУ ОО «Орелгосзаказчик» и ГУП ОО « Дорожная служба», последний на 31 мая 2018 года выполнило работы на сумму 292352171 рубль 61 копейку, что не оспаривалось представителями КУ ОО «Орелгосзаказчик» ( л.д.).

Установлено, что работы, которые необходимо было выполнить для исполнения Предписания, не были предусмотрены техническим заданием.

Согласно п. п. 2.2.2 Контракта финансирование работ по Контракту осуществляется за счет средств областного бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов.

Стоимость работ по месяцам определена Графиками финансирования работ. При этом допускается корректировка стоимости работ за месяц в связи с выполнением Подрядчиком работ, предусмотренных предписаниями / распоряжениями органов, осуществляющих контроль за безопасностью дорожного движения, судебными решениями и заданиями Заказчика и изначально не содержащихся в Плане работ по содержанию автомобильных дорог на соответствующий месяц.

Однако срок для исполнения пункта 1. предписания ГУП ОО «Дорожная служба» был определен в 10 дней.

И поскольку ГУП ОО «Дорожная служба» не обладало финансовой возможностью выполнить предписание и устранить указанные в нем нарушения, 05 июня 2018 года обратилось с письмом КУ ОО «Орёлгосзаказчик», в котором сообщило о поступлении предписания и просило выделить дополнительные денежные средства на исполнение предписания, поскольку лимиты бюджетных обязательств на данную дату были выполнены ( л.д.).

Также ГУП ОО «Дорожная служба» направило письмо государственному инспектору безопасности дорожного движения Хотынецкого и Знаменского районов о продлении срока исполнения предписания до положительного решения вопроса о дополнительном финансировании работ ( л.д.).

Однако 07 июня 2018 года КУ ОО «Орёлгосзаказчик» направило ГУП ОО «Дорожная служба» ответ, в котором просит организовать проведение мероприятий по устранению выявленных недостатков в срок, указанный в предписании, но денежные средства для выполнения предписания не выделило( л.д.).

При этом 20 июня 2018 года КУ ОО «Орёлгосзаказчик» государственному инспектору безопасности дорожного движения Хотынецкого и Знаменского районов сообщило, что в рамках текущего контракта выделение дополнительных средств ГУП ОО «Дорожная служба» не представляется возможным ( л.д.).

Согласно же ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При таких обстоятельствах прихожу к выводу о том, что у юридического лица ГУП ОО «Дорожная служба» отсутствует вина в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 27 ст. 19.5 КоАП РФ, поскольку свои обязательства перед КУ ОО «Орёлгосзаказчик» в пределах доведённых лимитов бюджетных обязательств ГУП ОО «Дорожная служба» выполнило, а исполнить предписание не могло, поскольку не обладало финансовой возможностью, так как денежные средства для выполнения предписания ему не были выделены, а сумму перевыполнения бюджетных обязательств в размере 3822970 рублей 82 копейки до настоящего времени КУ ОО «Орёлгосзаказчик» не возвращена, что подтверждается последней справкой о стоимости выполненных работ и затрат ( л.д.) и претензией, направленной 05.07.2018 г. № 1513 КУ ОО «Орёлгосзаказчик» ( л.д.).

В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно п.2 ч. 1 ст.24.5 КоАП РФ, при отсутствии состава административного правонарушения производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.

Следовательно, в действиях юридического лица ГУП ОО «Дорожная служба» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.27 ст.19.5 КоАП РФ, что влечет прекращение производства по настоящему делу на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1.1 ст.29.9, ст.29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

ПОСТАНОВИЛ:

производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.27 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - Государственного унитарного предприятия Орловской области «Дорожная служба» прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Орловский областной суд через Хотынецкий районный суд Орловской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья В.Н. Наумкина