Дело № 5-2-1/2018
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
с. Соболево Камчатского края 15 февраля 2018 года
Судья Усть-Большерецкого районного суда Камчатского края Валеев М.Р., при секретаре Ланских Г.И., с участием и.о. прокурора Соболевского района Камчатского края Абламонова Е.В., лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ФИО1, рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, в отношении должностного лица
заместителя главы администрации Соболевского муниципального района Камчатского края ФИО1, родившейся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, гражданки <данные изъяты>, проживающей по адресу: <адрес>, имеющей двух малолетних детей, ранее к административной ответственности за совершение однородного административного правонарушения не привлекавшейся,
установил:
постановлением и.о. прокурора Соболевского района Камчатского края от 13 декабря 2017 года в отношении заместителя главы администрации Соболевского муниципального района Камчатского края ФИО1 возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 17.7 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.
Из постановления следует, что в рамках проведения прокуратурой проверки исполнения администрацией Соболевского муниципального района требований федерального законодательства при назначении ФИО2 на должность руководителя Управления образования администрации Соболевского муниципального района (далее по тексту – Управление образования), 22 ноября 2017 года в адрес главы Соболевского муниципального района направлено требование о предоставлении информации, в срок до 29 ноября 2017 года, о положениях Устава Соболевского муниципального района и распоряжения администрации от 8 февраля 2017 года № 46-р, предусматривающих полномочия заместителя главы администрации Соболевского муниципального района ФИО1 по назначению ФИО2 на соответствующую должность, а также статистических сведений об объемах бюджетных средств, израсходованных Управлением образования на цели деятельности данного органа в период замещения ФИО2 вышеуказанной должности и сумме выплаченной ей за данный период заработной платы.
29 ноября 2017 года в прокуратуру района поступил ответ заместителя главы администрации Соболевского муниципального района от 28 ноября 2017 года, которым отказано в представлении запрашиваемых сведений, по причине отсутствия у администрации Соболевского муниципального района полномочий по разъяснению положений указанных выше нормативных правовых актов и в связи с неуказанием в требовании периода, за который необходимо представить статистические сведения в части объемов израсходованных бюджетных средств.
29 ноября 2017 года и.о. прокурора в адрес главы Соболевского муниципального района повторно направлено требование с предложением в срок до 5 декабря 2017 года представить документы, необходимые для установления законности назначения ФИО2 на должность.
4 декабря 2017 года в прокуратуру района поступил ответ должностного лица ФИО1 в котором в представлении запрашиваемой информации и сведений повторно отказано, по причине отсутствия в требованиях прокурора разъяснений, каким образом запрашиваемая информация может быть связана с предметом проверки, отсутствием конкретного периода, за который необходимо представить статистические сведения в части объемов израсходованных бюджетных средств, а также отсутствия умысла на неисполнение требований прокурора.
При указанных обстоятельствах и.о. прокурора Соболевского района усмотрел в действиях заместителя главы администрации Соболевского муниципального района ФИО1 признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ.
В судебном заседании и.о. прокурора Абламонов Е.В. полагает обоснованным привлечение должностного лица ФИО1 к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ, поскольку требование прокурора о представлении информации и сведений исполнено не было. При этом ФИО1 имела возможность согласовать объем и содержание информации, необходимой для разрешения вопросов поставленных в требовании прокурора.
Заместитель главы администрации Соболевского муниципального района ФИО1 в судебном заседании полностью не признала факт совершенного административного правонарушения, с учетом представленных суду письменных возражений пояснила, что постановление о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено спустя 11 дней после совершения якобы ею административного правонарушения, что является грубейшим нарушением норм КоАП РФ. Объяснения по факту умышленного невыполнения требований прокурора у нее не отбирались. В постановлении прокурора не расписана объективная сторона административного правонарушения, не указано, какие полномочия и требования прокурора проигнорированы. Считает, что факт умышленного неисполнения требования прокурора не установлен и не доказан. На требования прокурора даны письменные ответы от 28 ноября 2017 года и от 4 декабря 2017 года в установленные сроки, в которых сообщено, что они изложены неконкретно, необходимо указать период, за который требуется представить информацию. При этом в Управлении образования в настоящее время нет руководителя, ФИО2 замещает должность на основании срочного трудового договора. Отмечает, что администрация не обладает полномочиями по разъяснению положений Устава Соболевского муниципального района и распоряжения администрации от 8 февраля 2017 года № 46-р, при этом в указанных документах все прописано, данные документы находятся в общем доступе на официальном сайте муниципального образования, а также имеются в наличии у прокурора района. В ее должностных обязанностях отсутствуют полномочия по разъяснению нормативных правовых актов администрации муниципального района. Между тем, прокурор в своем постановлении сам приводит выдержки из документов, положения которых он требовал разъяснить. Представить сведения об объеме бюджетных средств, израсходованных управлением образования на цели деятельности данного органа в период замещения ФИО2 должности руководителя, а также о сумме выплаченной ей за данный период заработной платы, не представляется возможным, поскольку в запросах прокуратуры не конкретизирован период, за который необходимо представить такую информацию. Это связано с тем, что ФИО2 работала в управлении образования на указанной должности в разные периоды времени, начиная с 2003 года. Считает, что в ее действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 КоАП РФ.
Выслушав и.о. прокурора Соболевского района, лицо, привлекаемое к административной ответственности, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Статьей 17.7 КоАП РФ установлена административная ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее по тексту - Федерального закона «О прокуратуре РФ») прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц, органов местного самоуправления представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений в сроки и порядке, которые установлены пунктами 2, 2.1, 2.3, 2.4, 2.5 статьи 6 настоящего Федерального закона.
В силу п. 2 ст. 6 Федерального закона «О прокуратуре РФ» статистическая и иная информация, документы (в том числе электронные документы, подписанные электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации), справки и другие материалы или их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора безвозмездно в течение пяти рабочих дней с момента поступления требования прокурора руководителю или иному уполномоченному представителю органа (организации), а в ходе проведения проверок исполнения законов - в течение двух рабочих дней с момента предъявления требования прокурора. В требовании прокурора могут быть установлены более длительные сроки.
Из представленных материалов усматривается, что основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной статьей 17.7 КоАП РФ, послужило то, что последняя, являясь заместителем главы администрации Соболевского муниципального района, по требованию прокурора Соболевского района в срок, установленный прокурором, не представила мотивированную информацию о положениях Устава Соболевского муниципального района и распоряжения администрации от 8 февраля 2017 года № 46-р, предусматривающих полномочия заместителя главы администрации Соболевского муниципального района ФИО1 по назначению ФИО2 на должность руководителя Управления образования, а также статистические сведения об объемах бюджетных средств, израсходованных Управлением образования на цели деятельности данного органа в период замещения ФИО2 вышеуказанной должности и сумме выплаченной ей за данный период заработной платы.
Из буквального толкования положений статьи 17.7 КоАП РФ следует, что административная ответственность по данной норме наступает лишь в случае невыполнения законных требований прокурора.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежит выяснению, в частности, виновность лица в совершении административного правонарушения.
При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния. Следовательно, необходимо доказать, что именно это лицо совершило данное административное правонарушение.
Противоправное деяние, предусмотренное ст. 17.7 КоАП РФ, должно быть совершено с умыслом.
Из материалов дела усматривается, что в ответах от 28 ноября 2017 года № 2489 и от 4 декабря 2017 года № 2543 на требования прокурора района, заместитель главы администрации ФИО1 сообщила о том, что требование о предоставлении интересующих сведений является неисполнимым, в частности по тем основаниям, что администрация не обладает полномочиями по разъяснению Устава Соболевского муниципального района и распоряжения администрации муниципального района от 8 февраля 2017 года № 46-р, указанные документы имеются у сотрудников прокуратуры, а также находятся в общем доступе на сайте администрации муниципального образования, в них конкретно прописаны полномочия должностных лиц. В запросах не указано, за какой период необходимо представить информацию об объемах бюджетных средств, израсходованных Управлением образования на цели деятельности данного органа в период замещения ФИО2 должности руководителя (л.д. 12, 15-16).
Согласно исследованной копии распоряжения о прекращении трудового договора с работником от 17 марта 2017 года № 107-к, трудовой договор с руководителем управления образования администрации Соболевского муниципального района ФИО2 от 27 мая 2003 года прекращен с 17 марта 2017 года (л.д. 58).
Согласно копиям распоряжения о приеме на работу от 15 августа 2017 года № 388-к, срочного трудового договора от 15 августа 2017 года, ФИО2 принята на временную должность руководителя Управления образования с 15 августа 2017 года (л.д. 60, 61-65).
Следовательно, ФИО2 замещала должность руководителя Управления образования в разные периоды.
Между тем, из направленных в адрес главы Соболевского муниципального района требований прокурора непонятно, за какой именно период необходимо представить информацию об объемах бюджетных средств, израсходованных Управлением образования на цели деятельности данного органа в период замещения ФИО2 должности руководителя и сумме выплаченной последней заработной платы.
Кроме того, оснований требовать от главы администрации Соболевского муниципального района представить мотивированную информацию о положениях устава Соболевского муниципального района и распоряжения администрации муниципального района от 8 февраля 2017 года № 46-р, предусматривающих полномочия заместителя главы администрации Соболевского муниципального района ФИО1 по назначению ФИО2 на должность руководителя Управления образования у прокурора не имелось, поскольку данные нормативные правовые акты находятся в общем доступе, а также имелись в распоряжении прокурора, и более того, 15 ноября 2017 года были проанализированы заместителем прокурора, о чем свидетельствуют его рапорт на имя прокурора района от 15 ноября 2017 года, а также пояснения в судебном заседании (л.д. 8).
При этом в ходе рассмотрения дела прокурором не представлено доказательств того, что заместитель главы администрации Соболевского муниципального района ФИО1 уполномочена давать разъяснения нормативных правовых актов администрации Соболевского муниципального района.
В силу ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Поскольку ФИО1 в соответствии с возложенными на нее обязанностями на требования прокурора письменно ответила, тем самым совершила действия направленные на их исполнение, возможности их исполнить не имела, то умышленного невыполнения требований прокурора ею не допущено.
Учитывая изложенное, в действиях ФИО1 отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 КоАП РФ, в связи с чем производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению в силу требований п. 2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
Руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ, судья
постановил:
производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, в отношении заместителя главы администрации Соболевского муниципального района ФИО1 прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, – в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья М.Р. Валеев