ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-2-39/20 от 20.07.2020 Жуковского районного суда (Калужская область)

УИД: 40RS0008-02-2020-000236-18

Дело №5-2-39/2020

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

20 июля 2020 года г.Таруса Калужской области

Судья Жуковского районного суда Калужской области Васильев Д.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании

дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.13 ч.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

в отношении ФИО2, *** к административной ответственности ранее не привлекавшегося,

У С Т А Н О В И Л:

Протоколом от <дата> составленным начальником отдела охраны и государственного надзора за состоянием и использованием объектов культурного наследия управления по охране объектов культурного наследия Калужской области ФИО1, к административной ответственности привлечен ФИО2, за совершения административного правонарушения предусмотренного ст.7.13ч.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Из протокола от <дата> следует, что на основании задания на проведение мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия от <дата> Управлением в период с <дата> по <дата> проведены мероприятия по контролю за состоянием выявленного объекта культурного наследия - достопримечательного места «Исторический центр г.Таруса, XVIII-cep.XX вв.», Калужская область, г.Таруса.

На основании приказа министерства культуры Калужской области от 05 мая 2009 года № 97 достопримечательное место «Исторический центр г.Таруса, XVIII- cep.XX вв.», Калужская область, г.Таруса является выявленным объектом культурного наследия, состоит на государственной охране (далее - достопримечательное место).

В ходе проведенных мероприятий по контролю установлено, что на земельном участке с кадастровым номером ***, расположенном по адресу: <адрес> и находящемся на территории достопримечательного места, ведутся земляные, строительные работы, вырыт котлован глубиной более 2м в самой высокой точке. На срезе земли имеются следы воздействия ковша тяжелой техники (экскаватора, трактора). Вокруг котлована имеются кучи грунта. На дне котлована в опалубке из плит с ориентированной стружкой (OSB-фанера) залит бетонный ленточный фундамент размером 5м*5м.

Указанный земельный участок принадлежит ФИО2 на праве аренды, предоставленный администрацией городского поселения «Город Таруса» на основании договора аренды от <дата>, что также подтверждается выпиской из ЕГРН от <дата>.

В непосредственной близости от указанного земельного участка находится еще один выявленный объект культурного наследия - здание «Бывшего соляного амбара, кон. ХУШ-нач.Х1Х вв.», расположенный по адресу: <адрес> и поставленный на государственную охрану решением Малого совета Калужского областного совета народных депутатов от 22 мая 1992 года № 76.

ФИО2 Управлением выданы предписания от <дата> и от <дата> об устранении нарушений законодательства об охране объектов культурного наследия.

В соответствии с абзацем 3 статьи 30 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ (в ред. от 29 декабря 2017 года) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон № 73-ФЗ) земли, подлежащие воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ являются объектами государственной историко-культурной экспертизы.

В соответствии с абзацем 8 статьи 28 Закона № 73-ФЗ одной из целей проведения государственной историко-культурной экспертизы является определение наличия или отсутствия объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, на земельных участках, землях лесного фонда либо в границах водных объектов или их частей, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ, в случае, если орган охраны объектов культурного наследия не имеет данных об отсутствии на указанных земельных участках, землях лесного фонда либо водных объектах или их частях объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 Закона № 73-ФЗ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 31 Закона № 73-ФЗ государственная историко-культурная экспертиза проводится до начала работ по сохранению объекта культурного наследия, землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, осуществление которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на объект культурного наследия, включенный в реестр, выявленный объект культурного наследия либо объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, и (или) до утверждения градостроительных регламентов.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 33 Закона № 73-ФЗ государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя государственный учет объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, в том числе принятие решения о включении объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия или об отказе во включении объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия, формирование и ведение перечня выявленных объектов культурного наследия, формирование и ведение реестра.

Установление законодателем обязанности проведения историко-культурной экспертизы земель до начала проведения на таких землях работ (в случае отсутствия у органа охраны объектов культурного наследия сведений о наличии/отсутствии на этих землях объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов, объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия) направлено на обеспечение сохранности как объектов культурного наследия, включенных в реестр, так и выявленных объектов культурного наследия, а также объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия (при их наличии) и исключения возможности причинения вреда таким объектам или уничтожения (что следует из названия статьи 36 Закона № 73-ФЗ).

Из буквального толкования вышеприведенных положений законодательства следует, что сведения о наличии или отсутствии на определенной территории (землях) объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, а также объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия, находятся в ведении регионального органа охраны объектов культурного наследия как уполномоченного на государственный учет объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, в том числе на принятие решения о включении объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия или об отказе во включении объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия, формирование и ведение перечня выявленных объектов культурного наследия, формирование и ведение реестра (подпункт 2 пункта 1 статьи 9.1, подпункт 1 пункта 2 статьи 33 Закона № 73-ФЗ).

В случае отсутствия у регионального органа охраны объектов культурного наследия сведений о наличии или отсутствии на земельных участках, землях лесного фонда либо в границах водных объектов или их частей, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, акт историко-культурной экспертизы является документом, подтверждающим наличие или отсутствие таких объектов (статьи 28, 30 Закона № 73-ФЗ).

С учетом норм пункта 2 статьи 32 Закона № 73-ФЗ заключение историко- культурной экспертизы является основанием для принятия соответствующим органом охраны объектов культурного наследия решения о возможности проведения работ, указанных в пункте 1 статьи 31 указанного Федерального закона.

Кроме того, в соответствии со статьей 5.1 Закона № 73-ФЗ на территории достопримечательного места разрешаются работы, исключительно направленные на сохранение объекта культурного наследия.

На основании пунктов 3, 7 статьи 36 Закона № 73-ФЗ строительные, земляные и иные работы на территории объекта культурного наследия проводятся при условии обеспечения сохранности объекта культурного наследия.

Таким образом, правообладатель земельного участка ФИО2, в нарушение вышеуказанных требований законодательства в области охраны объектов культурного наследия, до начала земляных, строительных работ на принадлежащем ему на праве аренды земельном участке с кадастровым номером ***, расположенном по адресу: <адрес>, и находящемся на территории достопримечательного места, не обеспечив проведение государственной историко- культурной экспертизы земельного участка и не согласовав с управлением по охране объектов культурного наследия Калужской области заключение указанной экспертизы, документацию, содержащую результаты археологических разведок, а также не разработав и не согласовав проект обеспечения сохранности объекта культурного наследия, допустил административное правонарушение, предусмотренное статьей 7.13 частью 3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, совершенное на территории выявленного объекта культурного наследия.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, начальник отдела охраны и государственного надзора за состоянием и использованием объектов культурного наследия управления по охране объектов культурного наследия Калужской области ФИО1 просил признать ФИО2 виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ст.7.13 ч.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

ФИО2 и его защитник Логвиненко В.И. просили производство по административному делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения при этом пояснив, что земельный участок с кадастровым номером 40:20:100601:207, расположенном по адресу: <адрес> каких либо ограничений не имеет. Какие-либо зоны на объекты культурного наследования, на которые ссылается должностное лицо, не установлены. Приказ №07 от 05 мая 2009 года нигде и никогда не публиковался. При составлении протокола об административном правонарушении вообще не устанавливалась вина ФИО2

Согласно ст.26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, виновность лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Изучив материалы административного дела, судья приходит к следующему.

В подтверждение факта совершения административного правонарушения должностным лицом представлены следующие доказательства:

- протокол об административном правонарушении от <дата> в отношении ФИО2 /л.д./,

- уведомление (извещение) о времени и месте составления протокола об административном правонарушении /л.д./;

- задание на проведение мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия и систематическому наблюдению в отношении объектов культурного наследия от <дата>, согласно которого в период с <дата> по <дата> запланированы мероприятия по контролю (систематическому наблюдению) за состоянием объекта (выявленного объекта) культурного наследия: выявленный объект культурного наследия – достопримечательное место «Исторический центр г.Таруса, XVIII- cep.XX вв.», Калужская область, г.Таруса, лицами уполномоченными на проведение мероприятий по контролю (систематическому наблюдению) за состоянием объекта (выявленного объекта культурного наследия назначены ФИО1 и ФИО4 /л.д./;

- письмо врио главы администрации МР «Тарусский район» ФИО5 от <дата> /л.д./;

- предписание об устранении нарушений, выявленных в результате мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия от <дата>, согласно которого ФИО2 немедленно с момента получения предписания необходимо приостановить проведение земляных, строительных и иных работ на земельном участке с кадастровым номером ***, расположенном по адресу: <адрес> и находящимся в границах территории объекта культурного наследия – достопримечательного места «Исторический центр г.Таруса, XIII-XX вв.», Калужская область, г.Таруса /л.д./;

- предписание об устранении нарушений, выявленных в результате мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия от <дата>, согласно которого ФИО2 в срок до <дата> необходимо обеспечить проведение государственной историко-культурной экспертизы, в соответствии с абзацем 9 ст. 28 Федерального закона от 25 июня 2020 года №73-ФЗ
«Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ», в целях определения наличия или отсутствия объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, на земельном участке с кадастровым номером ***; разработать проект обеспечения сохранности объекта культурного наследия – достопримечательного места «Исторический центр г.Таруса, XIII-XX вв.», Калужская область, г.Таруса, включающий оценку культурного наследия, и представить указанный проект вместе с актом государственной историко-культурной экспертизы на согласование в управление по охране культурного наследия Калужской области /л.д./;

-акт осмотра от <дата> с фотографиями, согласно которого был осмотрен земельный участок с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: <адрес> /л.д./;

- актом по результатам мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия и систематическому наблюдению в отношении объектов культурного наследия от <дата>, согласно которого в результате проведенных мероприятий установлено, что достопримечательное место «Исторический центр г.Таруса, XIII-XX вв.», Калужская область, г.Таруса является выявленным объектом культурного наследия, состоит на государственной охране. На земельном участке с кадастровым номером *** по адресу: <адрес> находящемся на территории объекта культурного наследия - достопримечательное место «Исторический центр г.Таруса, XIII-XX вв.», Калужская область, г.Таруса, вырыт котлован глубиной 2м в самой высокой точке. На срезе земли имеются следы воздействия ковша тяжелой техники, вокруг котлована имеются кучи грунта. На дне котлована в опалубке из плит с ориентированной стружкой залит бетонный ленточный фундамент размером 5м*5м. Указанный земельный участок принадлежит ФИО2 на праве аренды, предоставленный для размещения гаража. В непосредственной близости от указанного земельного участка находится еще один выявленный объект культурного наследия – здание «Бывшего соляного амбара, кон. XVIII- нач. XIX вв.» расположенный по адресу: <адрес> /л.д./;

-выписка из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером *** по адресу: <адрес>/л.д.;

-приказ Министра культуры Калужской области «О включении в списки выявленных объектов культурного наследия» №97 от 5 мая 2009 года, согласно которого в список выявленных объектов культурного наследия включен Исторический центр города Таруса /л.д./;

- учетная карточка памятника – достопримечательное место «Истерический центр города Тараса» /л.д./;

- решение Малого Совета народных депутатов от 22 мая 1992 года №76 «Об утверждении списка памятников истории и культуры области и принятии их на государственную охрану», согласно которого в список включен – Бывший соляной амбар, кон. XVIII- нач. XIX вв. г.Таруса /л.д./;

-договор переуступки права арены земельного участка, государственная собственность на который не разграничена от <дата>, согласно которого новым арендатором земельного участка с кадастровым номером *** площадью *** кв.м. по адресу: <адрес> стал ФИО2, срок аренды земельного участка с <дата> по <дата> /л.д./.

Административная ответственность по ч.1 ст.7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях наступает за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.

Административная ответственность по ч.3 ст.7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях наступает за действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные в отношении выявленных объектов культурного наследия или на их территориях.

Статьей 47.3 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» установлены требования к содержанию и использованию объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия.

В соответствии с пунктами 8, 9 и 11 статьи 16.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» региональный орган охраны объектов культурного наследия не позднее трех рабочих дней со дня получения информации от органа кадастрового учета уведомляет собственника и (или) иного законного владельца объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, о включении указанного объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия с приложением копии решения о включении объекта в указанный перечень, а также о необходимости выполнять требования к содержанию и использованию выявленного объекта культурного наследия, определенные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона.

Собственник или иной законный владелец выявленного объекта культурного наследия обязан выполнять определенные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона требования к содержанию и использованию выявленного объекта культурного наследия.

Региональный орган охраны объектов культурного наследия не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения о включении объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия направляет копию решения о включении объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия в орган кадастрового учета.

Решением малого Совета Калужского областного Совета народных депутатов от 22 мая 1992 года за №76 утвержден список памятников истории и культуры Калужской области, в том числе здание «Бывшего соляного амбара, кон. ХУШ-нач.Х1Х вв.

Приказом Министерства культуры Калужской области от 05 мая 2009 года №97 в списки объектов культурного наследия включено достопримечательное место «Исторический центр г.Таруса, XVIII- cep.XX вв.»

В тоже время в силу пункта 12 статьи 16.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» обязанность собственника или иного законного владельца выявленного объекта культурного наследия по выполнению указанных в пунктах 8 и 9 настоящей статьи требований к содержанию и использованию выявленного объекта культурного наследия возникает с момента получения данным лицом предусмотренного пунктом 8 настоящей статьи уведомления.

В договоре аренды земельного участка от <дата> и в договоре переуступки права аренды от <дата> отсутствуют сведения о том, что арендованный земельный участок расположен в зоне выявленного объекта культурного наследия.

Кроме того, в выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от <дата>, сведения о том, что земельный участок с кадастровым номером *** имеет какие либо обременения, либо находится в зоне объекта культурного наследия, отсутствуют.

Из материалов дела также не следует, что устанавливались зоны объектов культурного наследия, Решение малого Совета Калужского областного Совета народных депутатов от 22 мая 1992 года за №76 и Приказ Министерства культуры Калужской области от 05 мая 2009 года №97 опубликовывались в установленном законом порядке.

Из копии градостроительного плана, представленного ГП «Город Таруса», выданного ФИО2 следует, что в зоне застройки земельного участка с кадастровым номером *** отсутствуют объекты, включенные в единый государственный реестр объектов культурного наследия. /л.д./.

Согласно частям 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Статьей 2.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях определены формы вины, лица привлекаемого к административной ответственности. Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично. Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Каких-либо доказательств свидетельствующих и устанавливающих форму вины ФИО2, в совершении инкриминируемом ему деянии материалы дела не содержат.

С учетом установленных обстоятельств судья приходит к выводу об отсутствии вины ФИО2 в совершении административного правонарушения, предусмотренном частью 3 статьи 7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и отсутствия в действиях ФИО2 состава административного правонарушения (пункт 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Руководствуясь ст.ст.24.5, 29.7, 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

П О С Т А Н О В И Л:

Производство по делу об административном правонарушении предусмотренном ч.3 ст.7.13 Кодекса РФ об административных нарушениях в отношении ФИО2 прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Постановление может быть обжаловано в Калужский областной суд через Жуковский районный суд (г.Таруса) Калужской области в течение десяти дней со дня вручения или получения копии постановления.

Судья: подпись

Копия верна: судья Д.Г. Васильев