Дело № 5-2-62/2022
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о назначении административного наказания
п. Мари-Турек, ул. Красноармейская, 13 06 апреля 2022 года
Судья Сернурского районного суда Республики Марий Эл Курбанова Л.Р.,
рассмотрев административный материал по ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ, в отношении
должностного лица – главы администрации Мари-Турекского муниципального района Республики Марий Эл Решетова Сергея Юрьевича, <данные изъяты>,
УСТАНОВИЛ:
В связи с неисполнением (ненадлежащим) исполнением должностным лицом – главой администрации Мари-Турекского муниципального района Республики Марий Эл Решетовым С.Ю. своих служебных обязанностей, нарушены порядок и условия расходования межбюджетных трансфертов, выразившиеся в следующем: в заключении Администрацией Мари-Турекского муниципального района Республики Марий Эл с Министерством образования и науки Республики Марий Эл соглашения о предоставлении субсидии из республиканского бюджета Республики Марий Эл бюджету муниципального образования на проектные и изыскательские работы, иные работы в отсутствие соответствующей субсидии в Перечне, утвержденном законом о республиканском бюджете Республики Марий Эл; Соглашение не соответствует типовой форме, утвержденной постановлением Правительства Республики Марий Эл, а также заключено в отсутствие соответствующего Порядка предоставления и распределения субсидий из республиканского бюджета Республики Марий Эл бюджетам городских округов и муниципальных районов в Республике Марий Эл на софинансирование расходных обязательств по проведению проектных и изыскательских работ, иных работ; со дня принятия Порядка изменения и дополнения в соглашение не внесены; положительный результат использования субсидии в установленный соглашением срок не достигнут.
В судебное заседание Решетов С.Ю., а также представитель административного органа, составившего протокол об административном правонарушении, Государственной счетной палаты Республики Марий Эл, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте его проведения, не явились, посредством телефонограмм заявили ходатайства о рассмотрении дела об административном правонарушении в их отсутствие.
Главой администрации Мари-Турекского муниципального района Республики Марий Эл Решетовым С.Ю. в суд представлены письменные объяснения по делу, согласно которым, указывая, что выявленные нарушения порядка и (или) условий расходования межбюджетных трансфертов не привели к неисполнению муниципального контракта, нарушению сроков реализации мероприятий регионального проекта «Современная школа» в рамках национального проекта «Образование» и сроков введения в эксплуатацию нового здания Сардаяльской основной общеобразовательной школы в д.Сардаял Мари-Турекского района, Решетов С.Ю. просит прекратить производство по делу об административном правонарушении в связи с его малозначительностью.
Судья счел возможным рассмотреть дело по имеющимся в деле доказательствам в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и должностного лица административного органа, составившего протокол об административном правонарушении.
Исследовав представленные с протоколом об административном правонарушении материалы, изучив письменные объяснения Решетова С.Ю., судья приходит к следующему.
Государственной счетной палатой Республики Марий Эл в период с 24 мая по 06 июля 2021 года проведена плановая проверка законности, результативности (эффективности) использования средств, выделенных в рамках соглашений о предоставлении субсидий из республиканского бюджета Республики Марий Эл бюджету муниципального образования Мари-Турекский муниципальный район на реализацию мероприятий регионального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование».
Перечнем объектов капитального строительства, проектов государственно-частного партнерства с участием Республики Марий Эл, реализуемых в рамках Государственной программы Республики Марий Эл «Развитие образования» на 2013-2025 годы (II этап) в рамках показателя «Создание новых мест в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и поселках городского типа, на 2019 - 2023 годы» предусмотрено проектирование и строительство объекта «Сардаяльская основная общеобразовательная школа» в д.Сардаял Мари-Турекского района» на 60 мест.
По результатам проведенной Государственной счетной палатой Республики Марий Эл плановой проверки выявлен ряд нарушений порядка и условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов Администрацией Мари-Турекского муниципального района Республики Марий Эл, являющейся получателем субсидии из республиканского бюджета Республики Марий Эл, на проектные и изыскательские работы, иные работы и услуги, указанные в описательной части постановления.
Согласно ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
В соответствии с ч.1 ст.139 БК РФ под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Согласно ч.3 ст.139 БК РФ правила, устанавливающие общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам, устанавливаются нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Одним из условий предоставления субсидии бюджету муниципального образования является заключение соглашения о предоставлении из бюджета субъекта Российской Федерации субсидии бюджету муниципального образования, предусматривающего обязательства муниципального образования по исполнению расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, и ответственность за неисполнение предусмотренных указанным соглашением обязательств (абз.3 ч.3 ст.139 БК РФ)
В соответствии с абз.6 ч.3 ст.139 БК РФ предоставление субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации бюджетам муниципальных образований предусматривается в соответствии с перечнем субсидий бюджетам муниципальных образований, предоставляемых из бюджета субъекта Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, утверждаемым законом о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период.
Согласно абз.7 ч.3 ст.139 БК РФ предоставление субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации бюджетам муниципальных образований, не соответствующих указанному перечню, за исключением субсидий, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации, субсидий, предоставление которых обусловлено увеличением бюджетных ассигнований в соответствии с абз.3 п.3 ст.95 БК РФ, не допускается.
Нормы, аналогичные абз. 3, 6 и 7 ч.3 ст.139 БК РФ, предусмотрены ст.9 Закона Республики Марий Эл №26-З от 06 июля 2005 «О межбюджетных отношениях в Республике Марий Эл», а также п. 2 и 6 Порядка формирования, предоставления и распределения субсидий из республиканского бюджета Республики Марий Эл местным бюджетам (утв. пост. Правительства Республики Марий Эл №306 от 11 июля 2018 года).
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что между Министерством образования и науки Республики Марий Эл (далее - Министерство), в лице министра Адамовой Н.В., и администрацией Мари-Турекского муниципального района Республики Марий Эл, в лице главы администрации Решетова С.Ю., заключено соглашение о предоставлении субсидии из республиканского бюджета Республики Марий Эл бюджету муниципального образования на проектные и изыскательские работы, иные работы и услуги от 29 июня 2020 года №1/1 (далее - Соглашение №1/1).
В Перечне субсидий, предоставляемых бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств по вопросам местного значения, на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов (Приложение №11 к Закону Республики Марий Эл № 49-3 от 29 ноября 2019 (в ред. Закона №10-3 от 15.06.2020) «О республиканском бюджете Республики Марий Эл на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов») (далее - Перечень субсидий) субсидия на проектные и изыскательские работы, иные работы и услуги на момент заключения Соглашения №1/1 не предусмотрена. Названная субсидия внесена в Перечень субсидий Законом Республики Марий Эл №31-3 от 11 сентября 2020 года «О внесении изменений в Закон Республики Марий Эл «О республиканском бюджете Республики Марий Эл на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов».
Порядок предоставления и распределения субсидий из республиканского бюджета Республики Марий Эл бюджетам городских округов и муниципальных районов в Республике Марий Эл на софинансирование расходных обязательств по проведению проектных и изыскательских работ, иных работ и услуг объектов капитального строительства муниципальной собственности, создаваемых в рамках реализации национальных проектов и указанных в паспортах региональных проектов, утвержден Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 11 сентября 2020 года №353.
Таким образом, Администрацией Мари-Турекского муниципального района Республики Марий Эл с Министерством образования и науки Республики Марий Эл соглашения о предоставлении субсидии из республиканского бюджета Республики Марий Эл бюджету муниципального образования на проектные и изыскательские работы, иные работы заключено в отсутствие соответствующей субсидии в Перечне, утвержденном законом о республиканском бюджете Республики Марий Эл, а также в отсутствие соответствующего Порядка предоставления и распределения субсидий.
Со дня утверждения Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 11 сентября 2020 года №353 Порядка предоставления и распределения субсидий на проектные и изыскательские работы, иные работы Соглашение №1/1 от 29 июня 2020 года в соответствие с действующими нормами и правилами не приведено, изменения в него не внесены.
В соответствии с п.8 Порядка формирования, предоставления и распределения субсидий из республиканского бюджета Республики Марий Эл местным бюджетам (утв. пост. Правительства Республики Марий Эл №306 от 11 июля 2018 года), действующего на момент заключения Соглашения №1/1, соглашение заключается в соответствии с типовой формой соглашения, утвержденной приказом Министерства финансов Республики Марий Эл. В случае софинансирования из федерального бюджета расходного обязательства Республики Марий Эл по предоставлению субсидии местному бюджету в целях оказания финансовой поддержки выполнения органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения указанное соглашение должно соответствовать требованиям, установленным правилами, предусмотренными абз.1 п.3 ст.132 БК РФ.
Типовая форма соглашения о предоставлении субсидии из республиканского бюджета Республики Марий Эл бюджету муниципального образования в Республике Марий Эл утверждена приказом Министерства финансов Республики Марий Эл №16-н от 25 декабря 2019 года (далее – Типовая форма).
Соглашение №1/1 от 29 июня 2020 года Типовой форме не соответствует, в преамбуле отсутствует информация в соответствии с какими порядками предоставления субсидии заключено соглашение, в разделе II не указан пункт 2.3, в разделе IV не указан п.4.3.3, в соглашении отсутствуют приложения №№ 2, 3 и 6.
Согласно п.12 Порядок предоставления и распределения субсидий (утв. пост. Правительства Республики Марий Эл №353 от 11 сентября 2020 года) оценка эффективности использования субсидий осуществляется Министерством на основании достижения значения результата использования субсидий - разработанная проектно-сметная документация, получившая положительное заключение государственной экспертизы проектной документации, и положительное заключение государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации.
Таким образом, из вышеизложенного следует, что результатом использования средств субсидии по Соглашению №1/1 от 29 июня 2020 года должна являться разработанная проектно-сметная документация, получившая положительное заключение государственной экспертизы проектной документации.
Из приложения 4 Соглашения №1/1 от 29 июня 2020 года следует, что срок выполнения проектных и изыскательских работ, иных работ и услуг по объекту капитального строительства «Сардаяльская основная общеобразовательная школа в д.Сардаял Мари-Турекского района» запланирован на ноябрь 2020 года.
Договор на проведение государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и проектных изысканий разработанной в 2020 году проектно-сметной документации администрацией Мари-Турекского муниципального района с Автономным учреждением Республики Марий Эл «Управление государственной проектной документации и результатов инженерных изысканий» заключен лишь 13 января 2021 года, результат оказанных по договору услуг принят по акту сдачи-приемки 19 апреля 2021 года, ввиду чего положительный результат использования субсидии достигнут с нарушением установленного Соглашением №1/1 срока.
Согласно ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Примечанием к указанной норме предусмотрено, что под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
В соответствии с п.5.1, п.5.2 Положения об администрации Мари-Турекского муниципального района Республики Марий Эл (утв. реш. Собрания Депутатов №48 от 30 декабря 2019 года) администрацией района на принципах единоначалия руководит глава администрации, назначаемый Собранием депутатов муниципального района.
Решетов С.Ю. назначен на должность главы администрации Мари-Турекского муниципального района Республики Марий Эл решением Собрания Депутатов Мари-Турекского муниципального района Республики Марий Эл №22 от 24 октября 2019 года, с ним заключен служебный контракт на замещение должности главы администрации Мари-Турекского муниципального района от 24 октября 2019 года.
Таким образом, Решетов С.Ю. наделен полным объемом организационно-распорядительных и административно-хозяйственных полномочий, ввиду чего является должностным лицом, к которому по смыслу положений статьи 2.4 КоАП РФ может быть применена административная ответственность.
Доказательств, свидетельствующих об отсутствии у Решетова С.Ю. объективной возможности либо затруднительности исполнения обязанности, предусмотренной действующими нормами и правилами, а также о принятии им необходимых мер для их соблюдения и недопущения правонарушения, в материалах дела не содержится.
Санкция ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ в качестве административного наказания предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ч.1 ст.4.1 КоАП РФ). При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч.2 ст.4.1 КоАП РФ).
В качестве обстоятельств, смягчающих ответственность, судья учитывает полное признание вины, совершение административного правонарушения впервые.
Обстоятельств, отягчающих ответственность, судья не усматривает.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, исключающих вину Решетова С.Ю. в совершении административного правонарушения, а также обстоятельств, вызывающих неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, не установлено.
Длительное непрекращающееся невыполнение (ненадлежащее выполнение) предусмотренных законом обязанностей свидетельствует о длящемся характере совершенного административного правонарушения. Срок привлечения к административной ответственности, в соответствии со ст.4.5 КоАП РФ составляющий 2 года со дня его выявления, то есть со дня окончания плановой проверки 06 июля 2021 года, не истек.
С учетом всех обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения, личности виновного, его имущественного и семейного положения, а также наличия смягчающих и отсутствия отягчающих наказание обстоятельств судья считает необходимым назначить наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ.
Согласно правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 17 февраля 2016 года №5-П, относительно правомочия суда признать административное правонарушение малозначительным и, соответственно, освободить совершившее его лицо от административной ответственности (ст.2.9 КоАП РФ), то такой способ обеспечения справедливости административного наказания и его соразмерности правонарушающему деянию можно считать оправданным лишь при условии, что это деяние с учетом его характера, личности правонарушителя и тяжести наступивших последствий хотя формально и содержит признаки состава административного правонарушения, но не причиняет существенного ущерба охраняемым общественным отношениям.
Однако использование такой возможности всякий раз, когда правоприменительный орган считает наказание несоразмерным, способствовало бы, как отмечал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлениях от 17 января 2013 года №1-П и от 25 февраля 2014 года №4-П, формированию атмосферы безнаказанности, несовместимой с принципом неотвратимости ответственности, вытекающим из статей 4 (часть 2), 15 (часть 2) и 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации.
Состав административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ, является формальным, то есть не предусматривает материально-правовых последствий содеянного как обязательной составляющей объективной стороны правонарушения. Правонарушение считается оконченным независимо от наступления вредных последствий. Административная ответственность в данном случае направлена на дисциплинирование субъектов бюджетных правоотношений, укрепление законности и правопорядка, формирование уважительного отношения к закону.
Таким образом, вопреки доводам лица, привлекаемого к административной ответственности, исходя из характера и обстоятельств совершенного административного правонарушения, судья не усматривает оснований для признания его малозначительным.
С учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 10 октября 2017 года №2255-О, положения ст.4.1.1 КоАП РФ о замене административного штрафа предупреждением к должностным лицам органов местного самоуправления не применимы.
На основании изложенного и руководствуясь ст.23.1, 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать главу администрации Мари-Турекского муниципального района Республики Марий Эл Решетова Сергея Юрьевича виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 (десять тысяч) рублей.
Сумма штрафа вносится в банк или иную кредитную организацию по следующим реквизитам:
Банк получателя ОТДЕЛЕНИЕ-НБ РЕСПУБЛИКА МАРИЙ ЭЛ БАНКА РОССИИ// УФК по Республике Марий Эл г. Йошкар-Ола,
БИК получателя 018860003,
к/с 40102810545370000075,
номер счета 03100643000000010800,
ИНН получателя 1200001557,
КПП получателя 121501001,
код дохода 805 1 16 01156 01 0000 140,
ОКТМО 88701000,
наименование получателя - УФК по Республике Марий Эл (Государственная счетная палата Республики Марий Эл),
код уникального идентификатора начисления (УИН): 0411830500000002200017062,
назначение платежа: денежные взыскания (штрафы) за нарушение бюджетного законодательства РФ по протоколу №01-38/22-03 от 03.02.2022.
Согласно ст.32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 1.3 и 1.4 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.
Несвоевременная уплата административного штрафа влечет административную ответственность, предусмотренную ч.1 ст.20.25 КоАП РФ.
Документ, свидетельствующий об уплате административного штрафа предоставить судье, вынесшему постановление.
В случае неуплаты административного штрафа в указанный срок постановление будет направлено судебному приставу-исполнителю для принудительного исполнения.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл в течение десяти суток со дня его вручения или получения копии постановления.
Судья Л.Р. Курбанова
Мотивированное постановление составлено 08 апреля 2022 года
Постановление28.04.2022