ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-2-6/2023 от 22.06.2023 Карсунского районного суда (Ульяновская область)

Дело № 5-2-6/2023

УИДMS0064-01-2023-00786-82

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

о назначении административного наказания

р.п. Сурское 22 июня 2023 года

Судья Карсунского районного суда Ульяновской области Лобина Н.В., при секретаре Поляевой Ю.В., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении

Афанасьевой Надежды Васильевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки и жителя <адрес> Ульяновской области, проживающей по адресу: <адрес> гражданки РФ, занимающей муниципальную должность Главы администрации муниципального образования Лавинское сельское поселение Сурского района Ульяновской области, не привлекавшейся к административной ответственности за административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов,

у с т а н о в и л:

24.04.2023 в 10 часов при осуществлении контрольного мероприятия по проверке законности использования и результативности использования денежных средств бюджета, соблюдения установленного порядка управления распоряжения и управления имуществом, находящимся в муниципальной собственности в муниципальном учреждении Администрация муниципального образования Лавинское сельское поселение Сурского района Ульяновской области, расположенного по адресу: Ульяновская область, <адрес> было установлено, что Афанасьева Н.В., занимающая муниципальную должность Главы администрации муниципального образования Лавинское сельское поселение Сурского района Ульяновской области в нарушение требований ст. 38, 162 Бюджетного кодекса РФ и принципа целевого характера расходования бюджетных средств, выделенных на коммунальное хозяйство, заявкой на оплату расходов № 331 от 07.07.2022 произвела оплату работ по грейдерованию дорог в с. Лава ИП Лапшаеву Ю.И. по договору № 1 от 30.06.2022 в сумме 10000 руб. за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных по коду бюджетной классификации подраздел 0502 «Коммунальное хозяйство», целевая статья 6600060080 «Поддержка коммунального хозяйства», по виду расходов 244, тогда как согласно приказу Министерства финансов РФ № 85н от 06.06.2019 указанные расходы следует осуществлять по подразделу 0409 «Дорожное хозяйство»; заявкой на оплату расходов № 371 от 03.08.2022 произвела оплату работ по окашиванию дорог с. Лава КФХ Трифонову Г.С. по договору № 1 от 18.07.2022 в сумме 10000 руб. за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных по коду бюджетной классификации подраздел 0502 «Коммунальное хозяйство», целевая статья 6600060080 «Поддержка коммунального хозяйства», по виду расходов 244, тогда как согласно приказу Министерства финансов РФ № 85н от 06.06.2019 указанные расходы следует осуществлять по подразделу 0409 «Дорожное хозяйство»; заявкой на оплату расходов № 602 от 22.12..2022 произвела оплату работ по расчистке дорог от снега в с. Лава ИП Сулейманову Н. по договору № 2 от 16.12.2022 в сумме 9900 руб. за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных по коду бюджетной классификации подраздел 0502 «Коммунальное хозяйство», целевая статья 6600060080 «Поддержка коммунального хозяйства», по виду расходов 244, тогда как согласно приказу Министерства финансов РФ № 85н от 06.06.2019 указанные расходы следует осуществлять по подразделу 0409 «Дорожное хозяйство»; заявкой на оплату расходов № 582 от 29.11.2022 в сумме 21100 руб. произвела оплату работ по оказанию ритуальных услуг ИП Шокола Л.М. по договору от 18.11.2022 за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных по коду бюджетной классификации подраздел 0502 «Коммунальное хозяйство», целевая статья 6600060080 «Поддержка коммунального хозяйства», по виду расходов 244, тогда как согласно приказу Министерства финансов РФ № 85н от 06.06.2019 указанные расходы следует осуществлять по подразделу 1003 «Социальное обеспечение населения».

В судебном заседании Афанасьева Н.В. вину в совершении правонарушения не признала, суду пояснила, что не отрицает факты осуществления расходов, указанных в протоколе об административном правонарушении, за счет КБК «Коммунальное хозяйство», однако она не знала, что нужно было проводить по другой статье, поскольку ранее эти расходы проводились по коду 0502. Полагает, что данные действия не свидетельствуют о нецелевом использовании денежных средств, поскольку средства потрачены на нужды поселения, а выделенных денежных средств на содержание дорожного хозяйства и социальное обеспечение оказалось недостаточно. Поддержала свои письменные пояснения, согласно которым полагает, что в ее действиях отсутствует состав административного правонарушения, поскольку денежные средства были израсходованы на оплату обязательств, связанных с решением вопросов местного значения. В данном случае не содержится существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, отсутствют тяжкие последствия либо угроза их наступления, поэтому совершенное ею правонарушение следует признать малозначительным либо применить к ней в соответствии с ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ административное наказание в виде предупреждения.

Защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу, Гордеев В.А. поддержал позиции Афанасьевой Н.В., приведя аналогичные доводы.

Должностное лицо, составившее протокол, в судебном заседании не присутствовало.

Выслушав присутствующих лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.

Пунктом 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Из материалов дела установлено, что контрольно-счетной палатой муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области в соответствии с планом работы контрольно-счетной палаты на 2023 г. в МУ Администрация муниципального образования Лавинское сельское поселение Сурского района Ульяновской области проведено контрольное мероприятие: проверка законности использования и результативности средств бюджета, соблюдения установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, по результатам которого составлен акт проверки от 20.04.2023.

В ходе проведения проверки выявлено, что в нарушение требований ст. 38, 162 Бюджетного кодекса РФ и принципа целевого характера расходования бюджетных средств, выделенных на коммунальное хозяйство, заявкой на оплату расходов № 331 от 07.07.2022 произведена оплата работ по грейдерованию дорог в с. Лава ИП Лапшаеву Ю.И. по договору № 1 от 30.06.2022 в сумме 10000 руб. за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных по коду бюджетной классификации подраздел 0502 «Коммунальное хозяйство», целевая статья 6600060080 «Поддержка коммунального хозяйства», по виду расходов 244, тогда как согласно приказу Министерства финансов РФ № 85н от 06.06.2019 указанные расходы следует осуществлять по подразделу 0409 «Дорожное хозяйство»; заявкой на оплату расходов № 371 от 03.08.2022 произведена оплата работ по окашиванию дорог с. Лава КФХ Трифонову Г.С. по договору № 1 от 18.07.2022 в сумме 10000 руб. за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных по коду бюджетной классификации подраздел 0502 «Коммунальное хозяйство», целевая статья 6600060080 «Поддержка коммунального хозяйства», по виду расходов 244, тогда как согласно приказу Министерства финансов РФ № 85н от 06.06.2019 указанные расходы следует осуществлять по подразделу 0409 «Дорожное хозяйство»; заявкой на оплату расходов № 602 от 22.12.2022 произведена оплата работ по расчистке дорог от снега в с. Лава ИП Сулейманову Н.Н. по договору № 2 от 16.12.2022 в сумме 9900 руб. за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных по коду бюджетной классификации подраздел 0502 «Коммунальное хозяйство», целевая статья 6600060080 «Поддержка коммунального хозяйства», по виду расходов 244, тогда как согласно приказу Министерства финансов РФ № 85н от 06.06.2019 указанные расходы следует осуществлять по подразделу 0409 «Дорожное хозяйство»; заявкой на оплату расходов № 582 от 29.11.2022 в сумме 21100 руб. произведена оплата работ по оказанию ритуальных услуг ИП Шокола Л.М. по договору от 18.11.2022 за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных по коду бюджетной классификации подраздел 0502 «Коммунальное хозяйство», целевая статья 6600060080 «Поддержка коммунального хозяйства», по виду расходов 244, тогда как согласно приказу Министерства финансов РФ № 85н от 06.06.2019 указанные расходы следует осуществлять по подразделу 1003 «Социальное обеспечение населения».

В соответствии с Приказом Минфина России от 06.06.2019 № 85н (действовавшим до 01.01.2023) «О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения» предусмотрены следующие коды разделов и подразделов классификации расходов бюджетов: 0409 Дорожное хозяйство, 0502 Коммунальное хозяйство, 1003 социальное обеспечение населения.

Согласно п. 18.1 названного Порядка отнесение расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на разделы и подразделы классификации расходов бюджетов осуществляется с учетом следующего:

Подраздел 0409 «Дорожное хозяйство (дорожные фонды)» классификации расходов бюджетов включает расходы на обеспечение деятельности учреждений, осуществляющих управление в сфере дорожного хозяйства, расходы на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значений, местного значения и искусственных сооружений на них, расходы на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ в сфере дорожного хозяйства, расходы на государственную (муниципальную) поддержку в указанной сфере, а также расходы на предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации в целях софинансирования и (или) финансового обеспечения содержания и развития дорожного хозяйства. Кроме того, по данному подразделу классификации расходов бюджетов подлежат отражению расходы на капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов, предоставление субсидий бюджетам бюджетной системы Российской Федерации на указанные цели, осуществляемые за счет средств дорожного фонда, а также расходы на капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов, осуществляемые за счет средств местных бюджетов сельских поселений.

По подразделу 0502 «Коммунальное хозяйство» классификации расходов бюджетов подлежат отражению расходы, связанные с вопросами коммунального развития, предоставлением субсидий организациям, оказывающим коммунальные услуги населению, расходы по организации и функционированию предприятий утилизации и переработки бытовых отходов, а также расходы на другие мероприятия в области коммунального хозяйства.

По подразделу 1003 «Социальное обеспечение населения» классификации расходов бюджетов подлежат отражению расходы бюджетов, связанные с обеспечением мер социальной поддержки граждан, включая все виды пособий, социальных и страховых выплат, а также осуществление ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан, осуществляемых Фондом социального страхования Российской Федерации и Пенсионным фондом Российской Федерации, а также расходы на предоставление социальных выплат гражданам на приобретение (строительство) жилья, обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, обеспечение путевками в установленных законодательством Российской Федерации случаях (за исключением расходов на обеспечение путевками судей, пребывающих в отставке), осуществление накопительных взносов на именные накопительные счета военнослужащих - участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, расходы на уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, расходы на реализацию мер социальной поддержки по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан Российской Федерации, в том числе возмещение выпадающих доходов транспортных организаций, осуществляющих перевозки граждан льготных категорий транспортом общего пользования, другие аналогичные расходы.

Решением Совета депутатов МО Лавинское сельское поселение Сурского района Ульяновской области от 27.12.2022 № 60/23 внесены изменения в решение Совета депутатов от 07.12.2022 № 44/23 и утверждены объемы и распределение бюджетных ассигнований бюджета поселения по разделам, подразделам, целевым статьям, группам видам расходов и по целевым статьям на 2022 год, утверждены бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств по коду бюджетной классификации подраздел 0502, целевая статья 6600060080, вид расходов 244 в сумме 1136819,24 руб..

Приказом МУ Финансовое управление администрации МО «Сурский район» от 09.12.2021 № 157-р утверждены Указания о порядке применения целевых статей бюджетной классификации расходов, предусмотренных в бюджете муниципального образования Лавинское сельское поселение, согласно которому расходы по направлению дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения следует классифицировать по коду 60330, организации ритуальных услуг и организации мест захоронения - по коду 60370.

Афанасьева Н.В. назначена на должность муниципальной службы – Главы администрации муниципального образования Лавинское сельское поселение Сурского района Ульяновской области с 26.10.2018 распоряжением Главы муниципального образования Лавинское сельское поселение от 25.10.2018 № 6-р.

Факт совершения Главой администрации муниципального образования Лавинское сельское поселение Сурского района Ульяновской области Афанасьевой Н.В. административного правонарушения подтверждается представленными суду доказательствами, в частности, протоколом об административном правонарушении от 24.04.2023, заявкой на оплату расходов от 07.07.2022 № 330, договором № 1 на выполнение работ от 30.06.2022, заключенным с ИП Лапшаевым Ю.И. на проведение грейдирования дорог с. Лава на сумму 10000 руб.; заявкой на оплату расходов от 03.08.2022 № 371, договором № 1 на выполнение работ от 18.07.2022, заключенным с КФХ Трифонова Г.С. на проведение работ по окашиванию дорог в с. Лава на сумму 10000 руб.; заявкой на оплату расходов от 22.12.2022 № 602, договором № 2 на выполнение работ от 16.12.2022, заключенным с ИП Сулейманов Н.Н. на проведение расчистки дорог с. Лава на сумму 20235 руб.; заявкой на оплату расходов от 29.11.2022 № 582, договором от 18.11.2022, заключенным с ИП Шокола Л.М. на оказание ритуальных услуг на сумму 21100 руб.; актом проверки от 20.04.2023.

Деяние главы администрации МО Лавинское сельское поселение Афанасьевой Н.В. суд квалифицирует по ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

При назначении административного наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, личность виновной, ее имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, к которым суд относит привлечение к административной ответственности впервые.

Отягчающих ответственность обстоятельств судом не установлено.

Вопреки доводам Афанасьевой Н.В. исходя из характера и обстоятельств совершенного ею административного правонарушения оснований для признания такового малозначительным суд не находит.

В связи с изложенным суд приходит к выводу о назначении Афанасьевой Н.В. административного наказания в виде административного штрафа.

Вместе с тем в силу ч. 1 ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

В силу ч. 2 ст. 3.4 названного Кодекса предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, а также тот факт, что Афанасьева Н.В. впервые привлекается к административной ответственности за совершение административного правонарушения, выявленного в ходе осуществления муниципального контроля, ее действия не повлекли причинения вреда и имущественного ущерба, суд считает возможным заменить назначенное Афанасьевой Н.В. административное наказание в виде штрафа в соответствии с ч. 1 ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на предупреждение.

Руководствуясь ст. ст. 29.9 - 29.10, 4.1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

п о с т а н о в и л:

Признать Главу администрации муниципального образования Лавинское сельское поселение Сурского района Ульяновской области Афанасьеву Надежду Васильевну виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ей наказание с применением ч. 1 ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде предупреждения.

Постановление может быть обжаловано в Ульяновский областной суд в течение 10 суток со дня получения копии постановления.

Судья Н.В. Лобина