ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-2-92/2022 от 05.03.2022 Сенгилеевского районного суда (Ульяновская область)

Дело № 5-2-92/2022

УИД-73RS0021-02-2022-000066-16

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

р.п. Тереньга 05 марта 2022 года

Ульяновской области

Судья Сенгилеевского районного суда Ульяновской области Яшонова Н.В.,

при секретаре Никулиной Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.20 ч.3 КоАП РФ в отношении:

муниципального общеобразовательного учреждения «Сосновская средняя общеобразовательная школа» муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области, ИНН , ОГРН , расположенного по адресу: <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

Согласно протокола об административном правонарушении от 01.02.2022г., составленного консультантов отдела государственного контроля (надзора) в сфере образования департамента по надзору и контролю в сфере образования Министерства просвещения и воспитания Ульяновской области в отношении муниципального общеобразовательного учреждения «Сосновская средняя общеобразовательная школа» муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области (далее МОУ Сосновская СОШ) по ст.19.20 ч.3 КоАП РФ, 01.02.2022 МОУ Сосновская СОШ по месту фактического осуществления образовательной деятельности: <адрес>, было совершено противоправное деяние, выразившееся в нарушении лицензионных требований к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности, а именно: 1 - в нарушении п.п. «д» п.7 постановления Правительства РФ от 18.09.2020 «О лицензировании образовательной деятельности» у МОУ Сосновская СОШ отсутствует необходимое наличие в соответствии с пунктом 2 статьи 40 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений помещений оборудования и иного имущества, необходимых для осуществления образовательной деятельности по реализуемой образовательной программе дополнительного образования детей и взрослых, указанной в лицензии, что свидетельствует о ненадлежащем выполнении функций образовательной организации, по созданию безопасных условий обучения, отнесенных к ее компетенции; 2 – в нарушении п.п. «г» п.7 постановления Правительства РФ от 18.09.2020 «О лицензировании образовательной деятельности» МОУ Сосновская СОШ привлекается к педагогической деятельности педагогический работник К*** (учитель – логопед, учитель – дефектолог), не имеющая высшего профессионального образования в области дефектологии и не отвечающая квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, необходимым для осуществления образовательной деятельности по реализуемым адаптированным образовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с п.2 ч.3 ст. 11, ст.46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Законный представитель юридического лица, привлеченного к административной ответственности – Ф***** в судебном заседании с протоколом об административном правонарушении согласился, вину в совершении административного правонарушения признал, и пояснил, что в настоящее время приняты меры к устранению указанных в протоколе нарушений, а именно, подготовлены все необходимые документы для получения санитарно-эпидемиологического заключения необходимого для осуществления образовательной деятельности по реализуемой программе дополнительного образования детей и взрослых, а так же учитель К*** уволена и на должность учителя-логопеда, учителя-дефектолога принята Т****, имеющая высшее образование.

Исследовав представленные материалы, заслушав законного представителя юридического лица, привлеченного к административной ответственности, суд приходит к следующему.

Статьей 19.20 частью 3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно Примечанию к ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

В пунктах 17, 18, 19 и 20 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» даны понятия образовательной деятельности - деятельность по реализации образовательных программ; образовательной организации - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана; организации, осуществляющей обучение - юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности; организации, осуществляющей образовательную деятельность - образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение.

Согласно частей 1, 4 статьи 91 Федерального Закона РФ «Об образовании в РФ», образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования. Лицензия на осуществление образовательной деятельности (далее также - лицензия) имеет приложение, являющееся ее неотъемлемой частью. В приложении к лицензии указываются сведения о видах образования, об уровнях образования (для профессионального образования также сведения о профессиях, специальностях, направлениях подготовки и присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки квалификации), о подвидах дополнительного образования, а также адреса мест осуществления образовательной деятельности, за исключением мест осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения. По каждому филиалу организации, осуществляющей образовательную деятельность, оформляется отдельное приложение к лицензии с указанием также наименования и места нахождения такого филиала. Форма лицензии, форма приложения к лицензии и технические требования к указанным документам устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Согласно п. 40 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" образовательная деятельность относится к видам деятельности, на которые требуются лицензии.

Порядок лицензирования образовательной деятельности, а также лицензионные требования и условия осуществления образовательной деятельности определены в Положении о лицензировании образовательной деятельности, утвержденном постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 N 1490.

В силу подпунктов «г», «д» пункта 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 N 1490, лицензионными требованиями к лицензиату являются: наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам в соответствии с пунктом 2 части 3, частью 10 статьи 11, статьей 46 и статьей 50 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"; наличие в соответствии с пунктом 2 статьи 40 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, необходимых для осуществления образовательной деятельности по образовательным программам, указанным в лицензии или заявленным к лицензированию.

Согласно ч.1 ст.46 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих (утв. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010г. №761н), раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», в качестве требования к квалификации учителя-дефектолога, учителя-логопеда установлено наличие высшего профессионального образования в области дефектологии без предъявления требований к стажу работы.

В соответствии с пп. «а» п.9 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 N 1490, к грубым нарушениям лицензионных требований относятся нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "ж" пункта 7 и подпунктами "б", "д" и "е" пункта 8 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 10 статьи 19.2 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".

В силу ч.10 ст.19.2 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:

1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.

Судом установлено, что МОУ «Сосновская СОШ», осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии от 25.11.2015г., выданной Министерством образования и науки Ульяновской области. Приложением №1 к указанной лицензии предусмотрено право юридического лица на осуществление образовательной деятельности, в том числе, по программе дополнительного образования детей и взрослых.

Факт совершения юридическим лицом МОУ Сосновская СОШ административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ так же подтверждается исследованными в судебном заседании материалами дела об административном правонарушении, а именно: протоколом об административном правонарушении от 01.02.2022 ; решением о проведении выездной плановой проверки от 24.12.2021; актом выездной проверки -п от 01.02.2022, которым зафиксированы вышеуказанные нарушения; приказом директора МОУ Сосновская СОШ о зачислении учащихся в кружки от 02.09.2021 /о, приказом об утверждении руководителей кружков /о от 20.08.2021, приказом об утверждении планов внеурочной деятельности и дополнительного образования от 20.08.2021 /о, учебным планом для дополнительного образования на 2021-2022 учебный год, расписанием кружковых объединений в МОУ Сосновская СОШ (утв. Приказом директора от 20.08.2021), дополнительными общеразвивающими программами туристско-краеведческой направленности «Патриот», физкультурно-спортивной направленности «Легкая атлетика», технической направленности «Робототехника», естественно-научной направленности «Юный астроном» и «Мир растений», художественной направленности «Мордовский фольклор» и «Чувашский фольклор», журналами; выпиской из Реестра санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии (несоответствии) видов деятельности (работ, услуг) требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов от ДД.ММ.ГГГГ, от 01.022.022, согласно которой у МОУ Сосновская СОШ имеются санитарно-эпидемиологические заключения от 18.12.2017 о соответствии условий осуществления образовательной деятельности по образовательным программам: начальное общее образование, основное общее образовательное, среднее общее образование, от 21.09.2016 о соответствии условий осуществления образовательной деятельности по образовательной программе среднее общее образование, от 18.12.2017 о соответствии условий осуществления образовательной деятельности по образовательным программам: начальное общее образование, основное общее образовательное, среднее общее образование; копиями приказов директора МОУ Сосновская СОШ от 01.09.2017 и 14.12.2017 о приеме на работу К*** учителем-логопедом и учителем-дефектологом, а также тарификационным списком педагогических работников МОУ Сосновская СОШ, штатами и ставка на 2021-2022 учебный год МОУ Сосновская СОШ; копией диплома <данные изъяты> на имя И****; копией диплома о профессиональной переподготовке на ведение профессиональной деятельности в сфере логопедии на имя К***

Вышеназванные письменные материалы дела полностью согласуются между собой, оснований не доверять им у суда не имеется.

Оценивая представленные суду доказательства в совокупности, с точки зрения относимости и допустимости, руководствуясь положениями ст.ст. 26.2, 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд приходит к выводу о наличии события правонарушения, предусмотренного ст. 19.20 ч. 3 Кодекса РФ об административных правонарушениях и виновности МОУ Сосновская СОШ в совершении указанного правонарушения - осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных лицензией, если лицензия обязательна.

При назначении административного наказания юридическому лицу, в соответствии с ч.3 ст.4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд учитывает характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность.

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, следует признать те обстоятельства, что МОУ Сосновская СОШ впервые привлекается к административной ответственности за нарушение законодательства против порядка управления, представитель юридического лица – МОУ Сосновская СОШ вину признал полностью, принял меры для устранения выявленных нарушений.

Отягчающих обстоятельств по делу судом не установлено.

Оснований для применения ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях суд не усматривает, поскольку исходит из характера допущенных нарушений в сфере лицензирования.

С учетом всех обстоятельств дела, характера совершенного административного правонарушения, совокупности смягчающих вину обстоятельств, принимая во внимание отсутствие отягчающих вину обстоятельств, суд полагает возможным назначить МОУ Сосновская СОШ наказание в виде штрафа, не находит оснований для назначения наказания в виде административного приостановления деятельности.

Согласно ст.4.1 ч.3.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (п.3.3. ст.4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях ).

Обстоятельства совершения административного правонарушения, характер совершенного административного правонарушения, отсутствие каких-либо тяжких последствий от совершенного правонарушения на момент проверки, совокупность смягчающих вину обстоятельств, имущественное и финансовое положение юридического лица, которое является бюджетным учреждением, суд расценивает как исключительные обстоятельства и полагает возможным при назначении наказания применить положения ч.3.2, ч.3.3 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначить наказание МОУ Сосновская СОШ в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, а именно в размере 75 000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9- 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Признать муниципальное общеобразовательное учреждение «Сосновская средняя общеобразовательная школа» муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ и подвергнуть административному наказанию в виде административного штрафа в размере 75 000 рублей.

Административный штраф подлежит перечислению по следующим реквизитам: Межрегиональное операционное УФК (Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки) ИНН/КПП <***>/770201001 Единый казначейский счет, открытый в Операционном департаменте Банка России —

40102810045370000002, Казначейский счет, открытый в Межрегиональном операционном УФК г. Москва – 03100643000000019500, БИК 024501901, ОГРН <***>, ОКПО 00083397, ОКОГУ 1322520, ОКТМО 45379000, КБК 077 1 16 01191 01 0020 140.

Разъяснить, что в соответствии с положениями ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Настоящее постановление может быть обжаловано в Ульяновский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления через Сенгилеевский районный суд Ульяновской области.

Мотивированное постановление изготовлено 05 марта 2022 года.

Судья Яшонова Н.В.