ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-2002/20 от 18.01.2021 Октябрьского районного суда г. Архангельска (Архангельская область)

№ 5-50/2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

18 января 2021 года

город Архангельск

Судья Октябрьского районного суда г. Архангельска Чебыкина Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2.1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении Администрации муниципального образования «Город Архангельск», зарегистрированной в Едином государственном реестре юридических лиц 20 августа 2002 года за ОГРН <***>, ИНН <***>, находящейся по адресу: 163000, <...>,

УСТАНОВИЛ:

Судебным приставом-исполнителем межрайонного отдела по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов РФ по Архангельской области и Ненецкому автономному округу ФИО1 в отношении Администрации муниципального образования «Город Архангельск» (далее – Администрация МО «Город Архангельск») составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2.1 ст. 17.15 КоАП РФ, в котором вменено неисполнение должником исполнительного документа, содержащего требования неимущественного характера, связанного с обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о наложении административного штрафа.

Как следует из протокола об административном правонарушении и материалов дела, решением Октябрьского районного суда г. Архангельска от 29 июля 2014 года, вступившим в законную силу 17 ноября 2014 года, на мэрию города Архангельска возложена обязанность в срок до 31 декабря 2017 года по итогам проведения инвентаризации сетей дренажно-ливневой канализации города Архангельска обеспечить очистку сточных вод на выпусках дренажно-ливневой канализации города Архангельска в водный объект.

На основании исполнительного листа ВС № 056684079, выданного Октябрьским районным судом г. Архангельска, в Межрайонном отделе по ОВИП УФССП России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу 19 января 2015 года возбуждено исполнительное производство № 140/15/29047-ИП.

28 февраля 2018 года в связи с невыполнением должником требований исполнительного документа в установленный для должника срок, судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с мэрии города Архангельска исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.

Вступившим в законную силу постановлением заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава межрайонного отделения по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Архангельской области от 29 сентября 2020 года Администрация МО «Город Архангельск» - правопреемник мэрии города Архангельска признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.17.15 КоАП РФ, с назначением административного штрафа в размере 70 000 рублей.

23 октября 2020 года судебным приставом-исполнителем межрайонного отдела по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в адрес Администрации МО «Город Архангельск» направлено требование об исполнении в полном объеме решения суда в срок до 23 ноября 2020 года (получено 30 октября 2020 года).

Администрацией МО «Город Архангельск» представлена информация о неисполнении решения суда.

Защитник Администрации МО «Город Архангельск» ФИО2 против привлечения к административной ответственности возражала по основаниям, изложенным в письменном отзыве, пояснила также, что для исполнения решения суда необходимо перестроить канализацию под городом, для этого необходимо провести актуализацию дренажно-ливневой системы. Инвентаризация сетей дренажно-ливневой канализации была проведена, но постановление о прекращении исполнительного производства было отменено по требованию прокуратуры.

В судебном заседании судебный пристав-исполнитель межрайонного отдела по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов РФ по Архангельской области и Ненецкому автономному округу ФИО1 обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении, подтвердил, показал, что действительно имеется другое исполнительное производство, где предметом исполнения является инвентаризация сетей дренажно-ливневой канализации.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, судья приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Статьей 2 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве) установлено, что задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Согласно ч.ч. 1, 3 ст. 6 Закона об исполнительном производстве, законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.

Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Пунктом 1 ст. 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах» (далее – Закон о судебных приставах) определено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

В силу ч.ч. 1, 2 ст. 14 Закона о судебных приставах, законные требования судебного пристава подлежат выполнению всеми органами, организациями, должностными лицами и гражданами на территории Российской Федерации.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 105 Закона об исполнительном производстве, в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Частью 2.1 ст. 17.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником исполнительного документа, содержащего требования неимущественного характера, связанные с обеспечением пожарной безопасности, промышленной безопасности или безопасности гидротехнических сооружений, соблюдением требований в области строительства и применения строительных материалов (изделий), реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства или ввода его в эксплуатацию либо обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о наложении административного штрафа.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

На основании ст. 26.11 КоАП РФ судья оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

В силу ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Как установлено в судебном заседании, Администрацией МО «Город Архангельск» принимаются все возможные меры по исполнению решения суда в установленные сроки – произведены действия, направленные на инвентаризацию сетей дренажно-ливневой канализации, запрошены в проектных организациях коммерческие предложения по мероприятию «Актуализация схемы водоотведения с использованием централизованной ливневой канализации на территории муниципального образования «Город Архангельск»».

Из пояснений защитника и представленных доказательств также следует, что бюджет МО «Город Архангельск» является дефицитным, финансовых средств, предусмотренных бюджетом, недостаточно на исполнение текущих полномочий Администрации МО «Город Архангельск», данный вопрос установлен при формировании городского бюджета на 2021, 2022 и 2023 г.г.

Согласно ст. 132 Конституции РФ, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, вводят местные налоги и сборы, решают иные вопросы местного значения.

В силу ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ), к вопросам местного значения отнесены вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решения которых осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

В соответствии с ч. 1 ст. 52 Федерального закона № 131-ФЗ, ст. 15 Бюджетного кодекса РФ каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет). Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.

К вопросам местного значения муниципального образования относятся составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета соответствующего муниципального образования, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении поселения, которые осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом РФ.

Пункт 1 ст. 9 Бюджетного кодекса РФ определяет бюджетные полномочия муниципальных образований, к числу которых отнесено также установление и исполнение расходных обязательств муниципальных образований.

В соответствии со ст. 86 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. Расходные обязательства муниципального образования устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ, в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении.

Согласно ст. 5 Устава муниципального образования «Город Архангельск», принятого Архангельским городским Советом депутатов 25 ноября 1997 года, представительным органом является Архангельская городская Дума.

Таким образом, получение необходимого финансирования на окончательное исполнение решения суда находится в исключительной компетенции Архангельской городской Думы, которая, несмотря на неоднократные ходатайства, не приняла решения о выделении денежных средств, достаточных для исполнения решения суда в полном объеме.

При этом, требованием судебного пристава-исполнителя установлен месячный срок исполнения судебного решения (с учетом даты получения требования – менее месяца), который не отвечает критериям разумности и исполнимости, поскольку недостаточен для производства работ, включающих разработку проектно-сметной документации, конкурсную процедуру и строительно-монтажные работы.

Кроме того, как следует из самого предмета исполнительного производства, очистка сточных вод на выпусках дренажно-ливневой канализации должна быть произведена по итогам инвентаризации сетей дренажно-ливневой канализации, что является предметом иного исполнительного производства, о чем пояснили участники процесса.

Таким образом, неисполнение решения суда вызвано объективными обстоятельствами, а не бездействием Администрации МО «Город Архангельск», принимающей все возможные меры для его исполнения.

В соответствии с п. 1 ч. 1.1 ст. 29.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса.

На основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

В судебном заседании установлено, что вина Администрации МО «Город Архангельск» в совершении вменяемого ей административного правонарушения отсутствует, в связи с чем производство по делу подлежит прекращению ввиду отсутствия состава административного правонарушения.

Резолютивная часть постановления объявлена в судебном заседании 14 января 2021 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2.1 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении Администрации муниципального образования «Город Архангельск» прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Архангельский областной суд непосредственно или через Октябрьский районный суд г. Архангельска в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Н.А. Чебыкина