ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-2006/20 от 30.11.2020 Псковского городского суда (Псковская область)

Дело № 5-2006/2020

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

30 ноября 2020 года <...>

Судья Псковского городского суда Псковской области Новикова М.В., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 16.1 КоАП РФ в отношении гражданина Л. ФИО1) **.**.1965 года рождения, уроженца г. К.Л.Р., проживающего по адресу: <адрес> ранее не привлекавшегося к административной ответственности за однородные правонарушения,

УСТАНОВИЛ:

**.**.2020 в ** часов ** минут на т/п МАПП Убылинка Псковской таможни, в зону таможенного контроля поста, по направлению «Выезд из Российской Федерации», прибыло транспортное средство марки S регистрационный номер **, VIN-**, под управлением гражданина Литвы ФИО1 (Astrauskas A.)

В результате таможенного досмотра (АТД № 10209050/210820/Ф000233 от 21.08.2020), установлено, что в приборной панели в области с предохранителями и под приборной панелью под ящиком был обнаружен сокрытый товар, а именно:

1) Сигареты марки «ФЭСТ 7» - 20 пачек. На пачках имеются маркировки «20 сигарет с фильтром «ФЭСТ 7» ОАО «Гродненская табачная фабрика «Неман» ул. Орджоникидзе, 18, 230771, г.Гродно, Республика Беларусь WWW.TABAK.BY», а также, белорусские акцизные марки и картинки о вреде курения. Вес 20 пачек - 0,242 кг. Вес 1 пачки - 0,024 кг.

2) Сигареты марки «NZ Gold» - 20 пачек. На пачках имеются маркировки «20 сигарет с фильтром «NZ Gold» ОАО «Гродненская табачная фабрика «Неман» ул. Орджоникидзе, 18, 230771, г.Гродно, Республика Беларусь WWW.TABAK.BY», а также, белорусские акцизные марки и картинки о вреде курения. Вес 20 пачек - 0,172 кг. Вес 1 пачки-0,017 кг.

Таким образом, в ходе досмотра обнаружено 40 пачек сигарет. Общим весом 0,415 кг.

Поскольку товар был размещен в месте, препятствующем обнаружению товара при визуальном осмотре должностным лицом таможенного органа, и такое перемещение товара расценивается как сокрытие товаров от таможенного контроля, путем использования способов, затрудняющих обнаружение товаров, то в действиях данного лица усматривается административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 16.1 КоАП РФ.

Лицо, в отношении которого составлен протокол - ФИО1 (Astrauskas A.) извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился; представил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, просил назначить наказание в виде конфискации товара.

Выслушав представителя Псковской таможни, поддержавшего доводы протокола об административном правонарушении, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.

Согласно п. 2 ст. 9 ТК ЕАЭС товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному контролю в соответствии с ТК ЕАЭС.

Согласно п. 25 ч. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС незаконное перемещение товаров через таможенную границу Союза" - перемещение товаров через таможенную границу Союза вне мест, через которые в соответствии со статьей 10 настоящего Кодекса должно или может осуществляться перемещение товаров через таможенную границу Союза, или вне времени работы таможенных органов, находящихся в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным таможенным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации.

К способам, затрудняющим обнаружение товаров, относятся физическое сокрытие товаров, когда должностное лицо таможенного органа не может их обнаружить путем обычного визуального осмотра без проведения личного досмотра как исключительной формы таможенного контроля или применения технических средств таможенного контроля, а также нахождение товаров в местах, не предназначенных для их транспортировки или хранения, доступ в которые затруднен.

Установлено, что **.**.2020 в ** часов ** минут на т/п МАПП Убылинка Псковской таможни, в зону таможенного контроля поста, по направлению «Выезд из Российской Федерации», прибыло транспортное средство марки S", регистрационный номер **, VIN-**, под управлением гражданина Литвы ФИО1 (Astrauskas A.)

В результате таможенного досмотра (АТД № 10209050/210820/Ф000233 от 21.08.2020), установлено, что в приборной панели в области с предохранителями и под приборной панелью под ящиком был обнаружен сокрытый товар, а именно: сигареты марки «ФЭСТ 7» - 20 пачек, весом 0,242 кг, сигареты марки «NZ Gold» - 20 пачек, весом 0,172 кг., всего 40 пачек сигарет. Общим весом 0,415 кг.

Перемещаемый товар гражданин ФИО1 (Astrauskas A.) должен был представить таможенному органу для проведения таможенного контроля, однако он сокрыл его от таможенного контроля, путем использования способа, затрудняющего обнаружение товаров при перемещении через таможенную границу Таможенного союза, за что предусмотрена ответственность по ч. 2 ст. 16.1 КоАП России. Указанное правонарушение влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до трехкратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой и конфискацию товаров и (или) транспортных средств, явившихся орудиями совершения административного правонарушения, либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Субъектом данного правонарушения является лицо, осуществляющее перевозку товаров через таможенную границу таможенного союза и скрывающее их от таможенного контроля.

Объектом правонарушения по ч. 2 ст. 16.1 КоАП РФ является нарушение порядка перемещения через таможенную границу Таможенного союза товаров и (или) транспортных средств международной перевозки.

Объективная сторона правонарушения включает в себя такой способ его совершения как использование иных способов, затрудняющих обнаружение товара.

К иным способам, затрудняющим обнаружение товаров, относятся различные изощренные способы утаивания товаров, такие как физическое сокрытие товаров, когда должностное лицо таможенного органа не может их обнаружить путем обычного визуального осмотра без проведения личного досмотра как исключительной формы таможенного контроля или применения технических средств таможенного контроля, а также нахождение товаров в местах, не предназначенных для их транспортировки или хранения, доступ в которые затруднен (например, перемещение товаров в шинах, топливных и иных емкостях транспортного средства).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона № 289-ФЗ под ввозом товаров в Российскую Федерацию понимается фактическое перемещение товаров через Государственную границу Российской Федерации, в результате которого товары прибыли из других государств - членов Союза или с территорий, не входящих в единую таможенную территорию Союза на территорию Российской Федерации, а также все последующие действия с указанными товарами до их выпуска таможенными органами, если такой выпуск предусмотрен международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) названным Федеральным законом.

Частью 4 статьи 246 Закона №289-ФЗ установлено, что проверка маркировки товаров акцизными марками и иными видами марок, контроль за соблюдением правил маркировки которыми возложен на таможенные органы, заключается в проверке таможенными органами порядка маркировки товаров такими марками, соответствия информации, размещенной (содержащейся) на таких марках, маркированным товарам и сведениям о товарах, заявленным в таможенной декларации и (или) содержащимся в представленных таможенным органам документах, а также иным сведениям, имеющимся в распоряжении таможенных органов, в том числе проверке наличия либо отсутствия признаков того, что такие марки являются поддельными.

Пунктом 7 постановления Правительства Российской Федерации от 20.02.2010 № 76 с 1 января 2011 г. установлен запрет ввоз в Российскую Федерацию табачной продукции без маркировки акцизными марками в соответствии с данным постановлением.

Пунктом 3 части 1 статьи 212 Закона № 289-ФЗ установлено, что Правительство Российской Федерации вправе вводить запрет на оборот в Российской Федерации товаров, в отношении которых государством - членом Союза, в том числе в случаях, определяемых актами, составляющими право Союза, в торговле с государствами, не являющимися членами Союза, в одностороннем порядке применяются тарифные льготы, тарифные преференции, тарифные квоты и (или) запреты и ограничения по правилам, отличающимся от общих правил, установленных актами, составляющими право Союза, и (или) правил, применяемых в Российской Федерации.

Пунктом 7 постановления Правительства Российской Федерации от 20.02.2010 № 76 «Об акцизных марках для маркировки ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации табачной продукции» установлено, что с 1 января 2011 г. запрещается ввоз на таможенную территорию Российской Федерации табачной продукции без маркировки акцизными марками в соответствии с данным постановлением.

Частью 4 статьи 246 Закона № 289-ФЗ установлено, что проверка маркировки товаров акцизными марками и иными видами марок, контроль за соблюдением правил маркировки которыми возложен на таможенные органы, заключается в проверке таможенными органами порядка маркировки товаров такими марками, соответствия информации, размещенной (содержащейся) на таких марках, маркированным товарам и сведениям о товарах, заявленным в таможенной декларации и (или) содержащимся в представленных таможенным органам документах, а также иным сведениям, имеющимся в распоряжении таможенных органов, в том числе проверке наличия либо отсутствия признаков того, что такие марки являются поддельными.

Согласно части 3 статьи 18 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» в целях предупреждения незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями каждая пачка и каждая упаковка табачных изделий подлежат в обязательном порядке маркировке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.

В статье 15 Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака (заключена в г. Женеве 21 мая 2003 г., 24 апреля 2008 г. принят Федеральный закон от 24.04.2008 № 51-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака») закреплено, что Стороны признают, что ликвидация всех форм незаконной торговли табачными изделиями, включая контрабанду, незаконное производство и подделку, а также разработка и осуществление соответствующего национального законодательства, помимо субрегиональных, региональных и глобальных соглашений, являются необходимыми компонентами борьбы против табака. Каждая Сторона принимает и осуществляет эффективные законодательные, исполнительные, административные или иные меры для обеспечения того, чтобы все пачки и упаковки табачных изделий и любая внешняя упаковка таких изделий были маркированы для оказания Сторонам помощи в определении происхождения табачных изделий и, в соответствии с национальным законодательством и соответствующими двусторонними и многосторонними соглашениями, оказания Сторонам помощи в установлении точки отклонения, а также мониторинга, документирования и контроля за движением табачных изделий и их юридическим статусом.

Частью 2 статьи 4 Федерального закона от 22.12.2008 № 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию» определено, что табачная продукция подлежит маркировке специальными (акцизными) марками, исключающими возможность их подделки и повторного использования.

В соответствии с частью 1 статьи 2.2 КоАП России административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее осознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало, либо относилось к ним безразлично.

По смыслу части 1 статьи 2.2 КоАП России гражданин ФИО1 (Astrauskas A.) данное правонарушение совершил умышлено.

Вина ФИО1 (Astrauskas A.) в совершении административного правонарушения подтверждается следующими доказательствами: акт таможенного досмотра №10209050/210820/Ф000233; протоколом изъятия вещей и документов; протоколом опроса ФИО1 (Astrauskas A.) и иными материалами дела в их совокупности.

Указанные доказательства оценены в совокупности с другими материалами дела в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

На основании совокупности представленных материалов суд приходит к выводу о наличии в действиях ФИО1 (Astrauskas A.) состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, как сокрытии товаров от таможенного контроля способом, затрудняющим их обнаружение, должностным лицом.

Нарушений при проведении досмотра товара, а также в ходе проведения административного расследования не установлено.

Санкция ч.2 ст. 16.2 КоАП РФ предусматривает наказание в виде конфискации предметов административного правонарушения.

С учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения, наличия смягчающего обстоятельства суд считает необходимым назначить ФИО1 наказание в виде конфискации предметов административного правонарушения.

Решая вопрос о применении конфискации изъятой табачной продукции, суд учитывает, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие наличие обязательной маркировки специальными и акцизными марками Российской Федерации, а также документы, подтверждающие легальность производства и оборота изъятого предмета правонарушения.

Вместе с тем, конфискация предмета административного правонарушения является одним из видов административного наказания, назначаемого за совершение административного правонарушения (п.4 ч.1 ст3.2 КоАП РФ). Согласно ч.1 ст.3.7 КоАП РФ конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей.

При этом указанная в п. 3 ст.18 Федерального закона от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" табачная продукция, находящаяся в незаконном обороте, подлежит изъятию.

Применение судом конфискации как вида административного наказания и изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, имеет различные правовые последствия.

В случае применения судом конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения, они передаются в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 3.7 КоАП РФ).

При осуществлении судом изъятия из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению, вещи, не изъятые из оборота, подлежат возвращению собственнику, законному владельцу, а при неустановлении его передаются в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч.3 ст.3.7, п. 1, 2, 2.1 ч.3 ст.29.10 КоАП РФ).

Конфискация как безальтернативное (обязательное) дополнительное наказание, предусмотренное за совершение административного правонарушения, не может быть применена в отношении орудий совершения и предметов административных правонарушений, находящихся в незаконном обороте.

Из положений ч.3 ст.3.3 КоАП РФ следует, что, если санкция статьи КоАП РФ предусматривает обязательное назначение дополнительного административного наказания наряду с основным, но при этом дополнительное наказание не может быть назначено лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, судья вправе назначить лишь основное наказание.

Следовательно, конфискация орудий совершения и (или) предметов административных правонарушений, находящихся в незаконном обороте, не подлежит применению даже в том случае, когда она предусмотрена санкцией соответствующей статьи в качестве безальтернативного (обязательного) дополнительного административного наказания.

В силу требований ст. 3 Федерального закона от 23.02.2013 № 18-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака", изъятая у ФИО1 табачная продукция подлежит изъятию из незаконного оборота.

Процессуальные издержки по делу отсутствуют.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 29.9 и 29.10, ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Гражданина Л. ФИО1) признать виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.1 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде конфискации предметов административного правонарушения с последующим их уничтожением в установленном законом порядке:

1) Сигареты марки «ФЭСТ 7» - 20 пачек. На пачках имеются маркировки «20 сигарет с фильтром «ФЭСТ 7» ОАО «Гродненская табачная фабрика «Неман» ул. Орджоникидзе, 18, 230771, г.Гродно, Республика Беларусь WWW.TABAK.BY», а также, белорусские акцизные марки и картинки о вреде курения. Вес 20 пачек - 0,242 кг. Вес 1 пачки - 0,024 кг.

2) Сигареты марки «NZ Gold» - 20 пачек. На пачках имеются маркировки «20 сигарет с фильтром «NZ Gold» ОАО «Гродненская табачная фабрика «Неман» ул. Орджоникидзе, 18, 230771, г.Гродно, Республика Беларусь WWW.TABAK.BY», а также, белорусские акцизные марки и картинки о вреде курения. Вес 20 пачек - 0,172 кг. Вес 1 пачки-0,017 кг, находящиеся на ответственном хранении в СВХ ООО "Транзит-Терминал", расположенном по адресу: Псковская область, Пыталовский р-н, д. Убылинка.

Обязать Псковскую таможню в порядке исполнения настоящего постановления передать конфискованный товар в Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской и Новгородской областях.

Процессуальных издержек по делу нет.

Постановление может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Срок предъявления к исполнению 2 (два) года.

Судья М.В. Новикова