№ 5-200/2021
11RS0009-01-2021-000704-31
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
17 мая 2021 года Республика Коми, Княжпогостский район,
<...> «а»
Судья Княжпогостского районного суда Республики Коми Закидальский Д.Е.,
при секретаре судебного заседания Баранюк Я.Н.,
с участием законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении Кредитного потребительского кооператива «Виктория» (КПК «Виктория»), ОГРН <***>, ИНН <***>, юридический адрес: 169200, Республика Коми, <...>,
установил:
согласно протоколу об административном правонарушении от 13 апреля 2021 года № ТУ-87-ЮЛ-21-1053/1020-1, возбужденному по части 3 статьи 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, КПК «Виктория», являясь организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, не исполнило в срок до 24 февраля 2021 года предписание Отделения – Национального банка по Республике Коми Северо-Западного главного управления Центрального банка РФ (далее – Отделение-НБ Республики Коми), вынесенного в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма или финансированию распространения оружия массового уничтожения.
Представитель административного органа Центрального банка РФ ходатайствовал о рассмотрении дела без их участия. В связи с материальным положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица просил рассмотреть вопрос о назначении административного наказания в виде приостановления деятельности, поскольку назначение административного штрафа не целесообразно и усугубит экономическое положение юридического лица.
ФИО1 событие административного правонарушения не оспаривала, пояснив, что нарушение в части направления ответа на представление контролирующего органа вызвано загруженностью ответственного лица – бухгалтера организации – в связи с ликвидацией юридического лица. ФИО1 дополнила, что фактически деятельность не ведется около года, просила не применять административное наказание в виде административного штрафа.
Выслушав законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 3 статьи 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях воспрепятствование организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, проведению уполномоченным или соответствующим надзорным органом проверок либо неисполнение предписаний, выносимых этими органами в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма или финансированию распространения оружия массового уничтожения, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от семисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно статье 5 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Закон № 115) в целях этого закона к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся кредитные потребительские кооперативы.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона № 115 Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения разрабатывать правила внутреннего контроля, а в случаях, установленных пунктом 2.1 настоящей статьи, также целевые правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля и целевых правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
В силу положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7 Закона № 115 КПК «Виктория» обязана не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством РФ, а для кредитных организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг (за исключением профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих деятельность исключительно по инвестиционному консультированию), операторов инвестиционных платформ, страховых организаций (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), страховых брокеров, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, кредитных потребительских кооперативов, в том числе сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, микрофинансовых организаций, обществ взаимного страхования, негосударственных пенсионных фондов, ломбардов, операторов финансовых платформ, операторов информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, операторов обмена цифровых финансовых активов в порядке, установленном Центральным банком РФ по согласованию с уполномоченным органом.
Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, в дополнение к предусмотренным пунктом 1 статьи 7 настоящего Федерального закона мерам обязаны не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, включенных в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством РФ, а кредитные организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг (за исключением профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих деятельность исключительно по инвестиционному консультированию), операторы инвестиционных платформ, страховые организации (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), страховые брокеры, управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, кредитные потребительские кооперативы, в том числе сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы, микрофинансовые организации, общества взаимного страхования, негосударственные пенсионные фонды, ломбарды, операторы финансовых платформ, операторы информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, операторы обмена цифровых финансовых активов - в порядке, установленном Центральным банком РФ по согласованию с уполномоченным органом (пункта 6 статьи 7.5 Закона № 115).
В целях реализации полномочий по надзору за деятельностью некредитных финансовых организаций в части организации и осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, Отделение-НБ Республики Коми направило в КПК «Виктория» запрос о направлении до 12 октября 2020 года:
- копии действующих правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее – ПОД/ФТ/ФРОМУ), а также копии иных внутренних документов, регламентирующих указанную деятельность;
- сведения о наличии/отсутствии технологий дистанционного обслуживания;
- сведения о наличии/отсутствии обособленных подразделений (филиалов);
- сведения о наличии/отсутствии порядка взаимодействия с третьими лицами, осуществляющими сбор сведений и документов в целях идентификации, принимаемых на обслуживание (в случае если третьи лица привлекаются для сбора сведений и документов в целях идентификации).
Кроме того, запрошены информация и документы, подтверждающие выполнение требований подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 6 статьи 7.5 Закона № 115 за период с 25 июня 2020 года, а именно:
- копии актов проверок наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества;
- копии формализованных электронных сообщений по актам проверок наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, направленных в уполномоченный орган;
- копии квитанций, содержащих подтверждение принятия уполномоченным органом указанных ФЭС, либо квитанций, содержащих подтверждение непринятия уполномоченным органом ФЭС, которые размещаются в Личном кабинете.
За период с 01 января 2020 года по дату представления сведений запрошена:
- информация о наличии/отсутствии фактов применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества организаций и физических лиц в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 7, пунктом 5 статьи 7.5 Закона № 115-ФЗ;
- информация о случаях отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции с денежными средствами или иным имуществом по основаниям, указанным в пункте 11 статьи 7 Закона № 115-ФЗ, с указанием причин и описанием характеристики деятельности и операций клиента;
- информация о случаях приостановления операций с денежными средствами или иным имуществом по основаниям, предусмотренными в пункте 10 статьи 7 Закона № 115-ФЗ;
- копии досье (анкет) клиентов, иных документов, содержащих сведения в отношении 20 клиентов, полученные НФО во исполнение требований Положения Банка России № 444-П, Положения Банка России № 445-П, Закона № 115-ФЗ, Правил при проведении идентификации клиентов, а также представителей клиентов, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев клиентов (при их наличии);
- информация о мерах, предпринимаемых НФО в целях идентификации бенефициарных владельцев, а также выявления среди физических лиц, находящихся на обслуживании или принимаемых на обслуживание, иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций, а также лиц, замещающих (занимающих) государственные должности РФ, должности членов Совета директоров Центрального банка РФ, должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом РФ или Правительством РФ, должности в Центральном Банке РФ, государственных корпорациях и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, включенные в перечни должностей, определяемые Президентом РФ;
- информацию/документы, подтверждающие выполнение НФО требований Указания Банка России № 3471-У по подготовке и обучению кадров, в том числе:
- копии распорядительных документов о назначении сотрудников, отвечающих за организацию и проведение в НФО обучающих мероприятий в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ;
- перечень сотрудников НФО, которые должны пройти обучение по ПОД/ФТ/ФРОМУ;
- документы, подтверждающие проведение обучения сотрудников НФО по ПОД/ФТ/ФРОМУ;
- документы, подтверждающие проведение проверок знаний сотрудников НФО по ПОД/ФТ/ФРОМУ;
- информацию о проведении вводного (первичного) инструктаж;
- копии документов о прохождении повышения квалификации (планового инструктажа) специальными должностными лицами, ответственными за соблюдение в НФО Правил и реализацию программ внутреннего контроля по ПОД/ФТ/ФРОМУ;
- копии документов о прохождении целевого (внепланового) инструктажа сотрудниками НФО;
- копии приказов (распоряжений) о приеме (переводе) сотрудников НФО на работу, должности которых включены в перечень сотрудников, которые должны проходить обучение по ПОД/ФТ/ФРОМУ, изданные в период с 01 января 2020 года по дату предоставления сведений.
В ответ на запрос 12 марта 2021 года КПК «Виктория» представил Правила внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ, приказ о введении их в действие, поэтому Отделение-НБ Республики Коми направило КПК «Виктория» предписание о предоставлении в течение одного месяца запрошенной ранее информации и документов за исключением Правил внутреннего контроля.
Предписание размещено в личном кабинете 21 января 2021 года.
Согласно статье 76.9 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)» Банк России взаимодействует с некредитными финансовыми организациями посредством информационных ресурсов, размещенных на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в том числе путем предоставления таким организациям доступа к личному кабинету, ведение которого осуществляется Банком России в установленном им порядке, а также с использованием электронных документов.
Личный кабинет используется некредитными финансовыми организациями в целях получения от Банка России документов, в том числе запросов, требований (предписаний) Банка России, и передачи в Банк России отчетности, документов (информации), сведений, а также осуществления некредитными финансовыми организациями иных прав и обязанностей, установленных федеральными законами, нормативными актами Банка России.
В соответствии с пунктами 4.1 и 4.2 Указания Банка России от 19.12.2019 № 5361-У «О порядке взаимодействия Банка России с кредитными организациями, некредитными финансовыми организациями и другими участниками информационного обмена при использовании ими информационных ресурсов Банка России, в том числе личного кабинета» Банк России путем размещения в личном кабинете направляет участнику информационного обмена документы, в том числе запросы, требования (предписания) Банка России, процессуальные документы по делу об административном правонарушении и ответы на запросы участника информационного обмена.
При размещении в личном кабинете электронных документов, содержащих информацию ограниченного доступа, Банком России должно быть применено шифрование информации с использованием действующих квалифицированных сертификатов участника информационного обмена, размещенных в личном кабинете.
Электронный документ Банка России считается полученным участником информационного обмена по истечении 24 часов с момента его размещения в личном кабинете, за исключением случаев, предусмотренных абзацами первым и вторым пункта 4.3 настоящего Указания.
Учитывая изложенное, предписание считалось доставленным КПК «Виктория» 22 января 2021 года.
В установленный срок, до 24 февраля 2021 года, предписание не исполнено, в связи с чем должностным лицом Отделения-НБ Республики Коми составлен протокол об административном правонарушении № ТУ-87-ЮЛ-21-1053/1020-1.
Установленные должностным лицом обстоятельства неисполнения предписания подтверждаются исследованными в судебном заседании доказательствами: соответствующими запросами, предписанием, сведениями об отправке этих документов, включая сведения из личного кабинета, протоколом об административном правонарушении.
Действия КПК «Виктория» квалифицируются судьей по части 3 статьи 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях как неисполнение предписаний, выносимых этими органами в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма или финансированию распространения оружия массового уничтожения.
Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные частью 3 статьи 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, равен одному году, следовательно, по настоящему делу он не истек.
Принимая во внимания разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, изложенные в Постановлении от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях» - малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, судья приходит к выводу, что выявленные должностным лицом нарушения законодательства по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма или финансированию распространения оружия массового уничтожения, свидетельствуют о том, что административное правонарушение не является малозначительным.
Обстоятельств, смягчающих административную ответственность, судьей не установлено. Обстоятельством, отягчающим административную ответственность, судья признает повторное совершение однородного административного правонарушения, поскольку КПК «Виктория» дважды подвергался административному наказанию по части 6 статьи 15.38 Кодекса РФ об административных правонарушениях по постановлениям Отделения-НБ Республики Коми от 26.02.2020 № 20-1849/3110-1, от 15.06.2020 № 20-5480/3110-1.
Принимая во внимание характер совершенного административного правонарушения, финансовое положение виновного лица, отягчающее ответственность обстоятельство, судья приходит к выводу о назначении административного приостановления деятельности, поскольку назначение административного штрафа не будет соответствовать целям наказания.
Руководствуясь статьей 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
постановил:
Признать Кредитный потребительский кооператив «Виктория» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного приостановления деятельности на срок 60 (шестьдесят) суток.
Постановление в соответствии со статьей 32.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях подлежит немедленному исполнению.
Дата составления постановления в полном объеме – 17 мая 2021 года.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Княжпогостский районный суд Республики Коми в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Д.Е. Закидальский