ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-2016/20 от 15.01.2021 Ленинскогого районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело № 5-5/2021 (5-2016/2020)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

15 января 2021 года г. Пермь

Судья Ленинского районного суда г. Перми Полевщиков А.В., с участием лица, в отношении которого осуществляется производство по делу об административном правонарушении, ФИО2, защитника ФИО6, рассмотрев материалы дела в отношении ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженца г. Перми, проживающего по адресу <Адрес>, квартал , <Адрес>, состоит в браке, на иждивении никого не имеет, работающего техническим директором в ООО «<данные изъяты>», имеющего среднемесячный доход в размере 100 000 рублей,

о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2, являясь собственником объекта культурного наследия регионального значения «<данные изъяты>», расположенного по адресу <Адрес>, поставленного на учет Распоряжением Губернатора Пермской области от 5.12.2000 г. № 713-р «О государственном учете недвижимых памятников истории и культуры Пермского края регионального значения», в отношении которого оформлено охранное обязательство от 17.05.2012 г. и приказом Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края от 28.11.2013 г. № СЭД-27-01-12-392 утверждены режим использования и предмет охраны объекта культурного наследия, допустил нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, что выразилось в следующем.

В период времени с 30.05.2019 г. по 1.07.2019 г. ФИО9. в нарушение охранного обязательства от 17.05.2012 г. организовал проведение работ по окраске части южного фасада, замене деревянных оконных заполнений на металлопластиковые, окраске (замене) дверных заполнений первого этажа объекта культурного наследия регионального значения <данные изъяты>», по адресу <Адрес>, в отсутствие разрешения и разработанной проектной документации на проведение таких работ, выдаваемых органом охраны объектов культурного наследия, по окончании проведения указанных работ ФИО10 в установленный срок (до 31.03.2020 г.) не обеспечил приемку выполненных работ и не представил в орган охраны объектов культурного наследия отчет о выполненных работах, чем нарушил требования ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

В судебном заседании ФИО2 вину в совершении правонарушения признал частично и пояснил, что ему принадлежит здание по адресу <Адрес>, являющееся объектом культурного наследия регионального значения; в период с 1.06.2019 г. до 1.07.2019 г. с его ведома были проведены работы по частичному ремонту штукатурки фасада (на площади 0,7 кв.м.), замене деревянных окон на пластиковые, окраске дверей здания по адресу <Адрес>; указанные работы были проведены в целях сохранения здания ИП ФИО7 и затем ФИО5 на основании заключенных с ними договоров; акт приемки выполненных работ с ИП ФИО7 не составлялся; полагает, что с учетом времени проведения работ и их окончания истек предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, в связи с чем просит прекратить производство по делу об административном правонарушении; обращает внимание, что он не был извещен сотрудниками Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия о проведении осмотра здания по адресу <Адрес>, не присутствовал при его проведении ДД.ММ.ГГГГ и не мог давать пояснения по установленным в ходе проверки фактам.

Защитник ФИО6 в судебном заседании просил прекратить производство по делу об административном правонарушении в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности, т.к. события, относящиеся к вменяемому правонарушению, имели место до 1.07.2019 г.; полагает, что в силу положений ст. 45 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» обязанность представить в установленный срок в орган охраны объектов культурного наследия отчетную документацию, включая научный отчет о проведенных работах, возложена на лицо, осуществляющее научное руководство проведением таких работ и авторский надзор за их проведением.

По ходатайству ФИО2 и защитника ФИО6 в судебном заседании была заслушана свидетель ФИО7, которая показала, что является индивидуальным предпринимателем; 30.05.2019 г. она заключила с ФИО2 договор аренды нежилых помещений на первом этаже здания по адресу <Адрес>, и договор аренды движимого имущества, находящегося в указанном помещении; 7.11.2019 г. отношения по этим договорам были прекращены по инициативе ФИО2; в летний период 2019 г. ею проводились работы по ремонту фасада и внутри помещений здания по адресу <Адрес>; ФИО2 присутствовал при проведении указанных работ, объем работ был с ним согласован; сроки проведения и состав работ она не помнит; проектно-сметная документация и акты выполненных работ ею не составлялись и не подписывались; после 7.11.2019 г. какие-либо работы от ее имени на здании по адресу <Адрес>, не проводились.

Отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также особенности владения, пользования и распоряжения объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации как особым видом недвижимого имущества регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".

В соответствии с указанным Федеральным законом защите и сохранению подлежат объекты культурного наследия, в т.ч., памятники, представляющие собой отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями.

Согласно ч. 1 ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

Выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, разрешения на проведение таких работ и согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия регионального значения осуществляются региональным органом охраны объектов культурного наследия (часть 2 статьи 45).

Лицо, осуществляющее разработку проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, осуществляет научное руководство проведением этих работ и авторский надзор за их проведением (часть 5 статьи 45).

К проведению работ по сохранению объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности (часть 6 статьи 45).

После выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия лицо, осуществлявшее научное руководство проведением этих работ и авторский надзор за их проведением, в течение девяноста рабочих дней со дня выполнения указанных работ представляет в соответствующий орган охраны объектов культурного наследия, выдавший разрешение на проведение указанных работ, отчетную документацию, включая научный отчет о выполненных работах (часть 7 статьи 45).

Приемка работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляется собственником или иным законным владельцем указанного объекта культурного наследия либо лицом, выступающим заказчиком работ по сохранению данного объекта культурного наследия, при участии соответствующего органа охраны объектов культурного наследия, выдавшего разрешение на проведение указанных работ. При этом обязательными условиями приемки работ являются утверждение соответствующим органом охраны объектов культурного наследия отчетной документации, предусмотренной пунктом 7 настоящей статьи, и выдача им акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия (часть 8 статьи 45 указанного Федерального закона).

В силу требований ст. 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, которым объект культурного наследия принадлежит на праве собственности, обязаны осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, при этом не вправе проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия.

В силу требований ст. 47.6 Федерального закона от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ требования в отношении объектов культурного наследия указываются в охранном обязательстве собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, которое утверждается соответствующим органом охраны объектов культурного наследия. При этом лицо, которому объект культурного наследия принадлежит на праве собственности, обязано выполнять охранное обязательство, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.

В силу требований ч. 12 ст. 48 Федерального закона от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ при передаче третьим лицам прав владения и (или) пользования объектом культурного наследия, включенным в реестр, собственник или иной законный владелец объекта культурного наследия, включенного в реестр, не освобождается от ответственности за выполнение установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр.

Обстоятельства административного правонарушения и вина ФИО2 в его совершении подтверждаются совокупностью следующих исследованных судьей доказательств:

- протоколом об административном правонарушении № 65 от 23.11.2020 г., который составлен в присутствии ФИО2,

- копией выписки из ЕГРН от 28.03.2019 г., согласно которой собственником административного нежилого здания по адресу <Адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ является ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р.;

- копией охранного обязательства № 06-04/4 от 17.05.2012 г., заключенного между Министерством культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в отношении объекта культурного наследия регионального значения «<данные изъяты>» нач. 20 в., <Адрес>, согласно которого ФИО2 принял на себя обязательства, в том числе: соблюдать правила охраны, реставрации и использования объекта культурного наследия, содержать объект культурного наследия в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, обеспечивать неизменность облика объекта культурного наследия, проводить за свой счет работы по сохранению объекта культурного наследия, производить своевременно поддерживающий текущий, капитальный ремонт объекта культурного наследия, производить все работы на основании письменного разрешения и задания на проведение работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, в соответствии с согласованной им проектной документацией на проведение работ и при условии осуществления им контроля, представлять письменный отчет о проведенных работах по сохранению объекта культурного наследия ежегодно в течение 3 месяцев после окончания финансового года;

- копией приказа Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края от 28.11.2013 г. № СЭД-27-01-12-392 «Об установлении границ территории, утверждении режима использования территории и предмета охраны объекта культурного наследия регионального значения – памятника <данные изъяты>» с приложениями; к предмету охраны объекта культурного наследия отнесены в том числе, материал фасадной поверхности – лицевая кладка с расшивкой, характер декоративной отделки южного фасада из лекального кирпича в стиле «национальный модерн», расположение, количество, габариты, расстекловка оконных проемов, материал заполнения – дерево;

- копией акта внеплановой документарной проверки -з-2018 от ДД.ММ.ГГГГ и фототаблицей к нему, их которых следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ведущим специалистом сектора государственного надзора Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края ФИО8 в отношении ФИО2 проведена проверка, которой установлен факт невыполнения предписания Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушения, а именно в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести работы по ремонту штукатурки главного фасада, оконных заполнений, водосточной системы объекта культурного наследия регионального значения <данные изъяты>» (<Адрес>);

- копией акта осмотра объекта культурного наследия «<данные изъяты>», расположенного по адресу <Адрес>, и фототаблицей к нему от ДД.ММ.ГГГГ, которыми установлено, что произведена окраска части южного фасада здания, замена оконных заполнений южного фасада на металлопластиковые, окраска (замена) дверные заполнений первого этажа; акт подписан от имени заместителя начальника отдела государственного надзора Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края ФИО8

Указанные доказательства согласуются между собой, друг другу не противоречат и в совокупности с объяснениями ФИО2 в судебном заседании подтверждают, что, являясь собственником объекта культурного наследия регионального значения «<данные изъяты>», расположенного по адресу <Адрес>, ФИО2 в нарушение требований Федерального закона от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в период времени с 30.05.2019 г. по 1.07.2019 г. организовал проведение работ по окраске части южного фасада, замене деревянных оконных заполнений южного фасада на металлопластиковые, окраске (замене) дверных заполнений первого этажа здания по адресу <Адрес>, в отсутствие задания и разрешения на проведение таких работ, разработанной и согласованной проектной документации на проведение таких работ, а по окончании указанных работ не организовал их приемку, а также не представил в установленный срок (до 31.03.2020 г.) отчет о выполненных работах в орган охраны объектов культурного наследия.

Указанные обстоятельства, по сути, не оспариваются ФИО2 и его защитником и не опровергаются представленными письменными пояснениями ФИО2 и иными документами, в том числе копиями договора аренды нежилых помещений № 30-05 от 30.05.2019 г. между ИП ФИО2 и ИП ФИО7, акта приема-передачи нежилого помещения к нему от 30.05.2019 г., договора аренды движимого имущества от 30.05.2019 г. между ИП ФИО2 и ИП ФИО7 с приложением 2, договора подряда от 4.06.2019 г. между ФИО2 и ФИО5, спецификаций к нему и акта о приемке работ № 1 от 1.07.2019 г.

Из содержания объяснений ФИО2 и указанных документов следует, что указанные работы по окраске части южного фасада, замене деревянных оконных заполнений южного фасада на металлопластиковые, окраске (замене) дверных заполнений первого этажа здания по адресу <Адрес>, были проведены по поручению и под контролем ФИО2 в период с ДД.ММ.ГГГГ по 1.07.2019 г., что согласуется также с содержанием показаний свидетеля ФИО7 в судебном заседании.

Принимая во внимание период выполнения указанных работ, ФИО2 был обязан в течение предусмотренного охранным обязательством от 17.05.2012 г. трехмесячного срока по окончании финансового года, в течение которого были проведены указанные выше работы, т.е. до 31.03.2020 г. представить в орган охраны объектов культурного наследия отчет о выполненных работах, однако данную обязанность не выполнил, чем нарушил требования ст.ст. 45, 47.6 Федерального закона от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".

Бездействие ФИО2 судья квалифицирует по части 1 ст. 7.13 КоАП РФ как нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.

Доводы ФИО2 и защитника ФИО6 об истечении срока давности привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ не основаны на установленных судьей фактических обстоятельствах правонарушения и имеют целью избежать привлечения к административной ответственности.

В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

Согласно правовой позиции, отраженной в п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 г. № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.

Таким образом, предусмотренный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения ФИО2 к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ при установленных судьей обстоятельствах совершения правонарушения, выразившегося в невыполнении обязанности предоставить в установленный срок (до 31.03.2020 г.) в Государственную инспекцию по охране объектов культурного наследия Пермского края отчет о выполненных в течение 2019 года работах на объекте культурного наследия, начал течь 1.04.2020 г. и на момент рассмотрения дела об административном правонарушении не истек.

С учетом характера допущенного нарушения основания для признания правонарушения малозначительным и освобождения ФИО2 от административной ответственности в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ отсутствуют.

Обстоятельств, предусмотренных ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, влекущих прекращение производства по делу об административном правонарушении, судьей не установлено.

При назначении наказания судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, личность ФИО2, его имущественное положение. Смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств судьей не установлено.

При назначении наказания судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, личность виновного (женат, на иждивении никого не имеет), его имущественное положение (трудоустроен и имеет источник постоянного дохода), обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, не установлено. С учетом указанного судья считает возможным назначить ФИО2 наказание в виде административного штрафа в пределах санкции ч. 1 ст. 17.3 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10, 29.11 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:

ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженца г. Перми признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 (пятнадцать тысяч) рублей.

Реквизиты для уплаты штрафа:

Получатель: Межрегиональное операционное УФК (Министерство культуры Российской Федерации, л/с 04951000540)

ИНН 7705851331 КПП 770301001

Банк получателя: Операционный департамент Банка России, г. Москва, 701

Расчетный счет: 40101810500000001901

БИК: 044501002

КБК (код бюджетной классификации): 054 1 16 01071 01 0013 140

ОКТМО 55382000

Постановление может быть обжаловано в течение 10 дней в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми.

Судья (подпись) А.В. Полевщиков

Копия верна. Судья –

Подлинный документ хранится

в материалах дела № 5-5/2021 (5-2016/2020)

Ленинского районного суда г. Перми