ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-2025/20 от 08.12.2020 Кстовского городского суда (Нижегородская область)

Дело (номер обезличен)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г.Кстово 08 декабря 2020 года

Судья Кстовского городского суда Нижегородской области Матвиенко М.А., c участием старшего помощника Кстовского городского прокурора ФИО3, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ, в отношении должностного лица – первого заместителя администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области ФИО1,

УСТАНОВИЛ:

(дата обезличена) Кстовским городским прокурором вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ в отношении должностного лица – первого заместителя администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области ФИО1

Городской прокуратурой в связи с обращением председателя контрольно-счетной группы (адрес обезличен)ФИО4 от (дата обезличена) проведена проверка соблюдения законов о бюджете и бюджетном процессе в деятельности администрации Кстовского муниципального района.

В соответствии со ст.ст. 28, 38 БК РФ, бюджетная система РФ основана на принципах, в числе которых принцип адресности и целевого характера бюджетных средств. Указанный принцип означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 306.1, ч. 1 ст. 306.4 БК РФ, бюджетным нарушением признается совершенное высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ (местной администрацией), финансовым органом, главным администратором (администратором) бюджетных средств, государственным (муниципальным) заказчиком нарушение положений бюджетного законодательства РФ и иных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы РФ и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.

В рамках регионального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» между министерством образования, науки и молодежной политики (адрес обезличен) и администрацией Кстовского муниципального района заключено соглашение от (дата обезличена)(номер обезличен), предметом которого является предоставление из бюджета (адрес обезличен) бюджету Кстовского муниципального района субсидии на строительство общеобразовательной школы на 792 учащихся в микрорайоне (номер обезличен)(адрес обезличен).

Установлено, что администрацией Кстовского муниципального района (дата обезличена) с ООО «Твой Мир» заключены договоры подряда №(номер обезличен), предметом которых является выполнение топографической съемки в масштабе 1:500, геодезическо-разбивочное обоснование и заправка четырех опорных пунктов, выполнение выноса в натуру поворотных точек на земельном участке под строительство общеобразовательной школы на 792 учащихся в микрорайоне (номер обезличен) в (адрес обезличен) на общую сумму 180 000 рублей соответственно.

Выполненные работы по указанным договорам оплачены в полном объеме (дата обезличена) администрацией Кстовского муниципального района посредством платежных поручений (номер обезличен) на сумму 180 000 рублей, направление средств бюджета городского поселения «(адрес обезличен)» осуществлено по коду бюджетной классификации 0702 «Общее образование».

В силу Порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения, утвержденного Приказом Минфина России от (дата обезличена)(номер обезличен)н, по подразделу 0702 «Общее образование» классификации расходов бюджетов подлежат отражению расходы на оказание услуг (выполнение работ) по реализации основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования и обеспечение деятельности общеобразовательных организаций.

Таким образом, расходы на выполнение кадастровых работ, а именно: топографическая съемка в масштабе 1:500, геодезическо-разбивочное обоснование и заправка четырех опорных пунктов, выполнение выноса в натуру поворотных точек на земельном участке под строительство общеобразовательной школы на 792 учащихся в микрорайоне (номер обезличен) в (адрес обезличен) на общую сумму 180 000 рублей не подлежат отражению по подразделу 0702 «Общее образование».

Вместе с тем в нарушение указанных требований законодательства направление средств бюджета и оплата денежных обязательств перед ООО «Твой Мир» осуществлены администрацией района по подразделу 0702 «Общее образование» в целях, полностью не соответствующих определенным решением городской Думы (адрес обезличен) от (дата обезличена)(номер обезличен) «О бюджете городского поселения «(адрес обезличен)» (адрес обезличен) на (дата обезличена)

Таким образом, администрацией Кстовского муниципального района допущено нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы РФ и оплаты денежных обязательств в целях, полностью не соответствующих целям, определенным решением городской Думы (адрес обезличен) от (дата обезличена)(номер обезличен) «О бюджете городского поселения «(адрес обезличен)» (адрес обезличен)(дата обезличена) в размере 180 000 рублей.

Договоры подряда от (дата обезличена) с ООО «Твой Мир» №(номер обезличен) заключены администрацией Кстовского муниципального района в лице первого заместителя главы администрации ФИО1, распоряжение об оплате выставленных счетов на оплату указанных услуг также дано ФИО1

Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы РФ и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ.

В судебном заседании ФИО1 полагал, что действовал правомерно. Просила дело прекратить.

Старший помощник Кстовского городского прокурора в судебном заседании полагала вину администрации Кстовского муниципального района в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, установленной.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии со ст. 26. 11 КоАП РФ, судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Противоправные деяния могут выражаться как в форме активных действий (нарушение), так и в форме бездействия (невыполнение требований).

Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ).

В соответствии со ст. 15.14 КоАП РФ, нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы РФ и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы РФ, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

В силу абз. 6, 11 ст. 28 БК РФ, бюджетная система РФ основана на принципах эффективности использования бюджетных средств и адресности и целевого характера бюджетных средств.

Так, согласно ст. 34 БК РФ, принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

В соответствии со ст. 38 БК РФ, принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

На основании ст. 219 БК РФ, получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. Оплата денежных обязательств по публичным нормативным обязательствам может осуществляться в пределах доведенных до получателя бюджетных средств бюджетных ассигнований.

В силу ст. 81, ч. 1 ст. 306.4 БК РФ, порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства РФ, резервного фонда высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, резервного фонда местной администрации, предусмотренных в составе федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета, устанавливается соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией.

Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы РФ и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.

В соответствии с ч. 2 ст. 40 БК РФ, денежные средства считаются поступившими в доходы соответствующего бюджета бюджетной системы РФ с момента их зачисления на единый счет этого бюджета.

Согласно ч.ч. 1, 4 ст. 41 БК РФ, к доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления. К безвозмездным поступлениям относятся: дотации из других бюджетов бюджетной системы РФ; субсидии из других бюджетов бюджетной системы РФ (межбюджетные субсидии); субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов РФ; иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы РФ; безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

В силу ст. 47 БК РФ, к собственным доходам бюджетов относятся, в том числе, доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных поступлений, за исключением субвенций.

Судом установлены и материалами дела подтверждаются следующие обстоятельства.

Городской прокуратурой в связи с обращением председателя контрольно-счетной группы (адрес обезличен)ФИО4 от (дата обезличена) проведена проверка соблюдения законов о бюджете и бюджетном процессе в деятельности администрации Кстовского муниципального района.

В соответствии со ст.ст. 28, 38 БК РФ, бюджетная система РФ основана на принципах, в числе которых принцип адресности и целевого характера бюджетных средств. Указанный принцип означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 306.1, ч. 1 ст. 306.4 БК РФ, бюджетным нарушением признается совершенное высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ (местной администрацией), финансовым органом, главным администратором (администратором) бюджетных средств, государственным (муниципальным) заказчиком нарушение положений бюджетного законодательства РФ и иных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы РФ и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.

В рамках регионального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» между министерством образования, науки и молодежной политики (адрес обезличен) и администрацией Кстовского муниципального района заключено соглашение от (дата обезличена)(номер обезличен), предметом которого является предоставление из бюджета (адрес обезличен) бюджету Кстовского муниципального района субсидии на строительство общеобразовательной школы на 792 учащихся в микрорайоне (номер обезличен)(адрес обезличен).

Установлено, что администрацией Кстовского муниципального района (дата обезличена) с ООО «Твой Мир» заключены договоры подряда №(номер обезличен), предметом которых является выполнение топографической съемки в масштабе 1:500, геодезическо-разбивочное обоснование и заправка четырех опорных пунктов, выполнение выноса в натуру поворотных точек на земельном участке под строительство общеобразовательной школы на 792 учащихся в микрорайоне (номер обезличен) в (адрес обезличен) на общую сумму 180 000 рублей соответственно.

Выполненные работы по указанным договорам оплачены в полном объеме (дата обезличена) администрацией Кстовского муниципального района посредством платежных поручений №(номер обезличен), 185, 186 на сумму 180 000 рублей, направление средств бюджета городского поселения «(адрес обезличен)» осуществлено по коду бюджетной классификации 0702 «Общее образование».

В силу Порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения, утвержденного Приказом Минфина России от (дата обезличена)(номер обезличен)н, по подразделу 0702 «Общее образование» классификации расходов бюджетов подлежат отражению расходы на оказание услуг (выполнение работ) по реализации основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования и обеспечение деятельности общеобразовательных организаций.

Таким образом, расходы на выполнение кадастровых работ, а именно: топографическая съемка в масштабе 1:500, геодезическо-разбивочное обоснование и заправка четырех опорных пунктов, выполнение выноса в натуру поворотных точек на земельном участке под строительство общеобразовательной школы на 792 учащихся в микрорайоне (номер обезличен) в (адрес обезличен) на общую сумму 180 000 рублей не подлежат отражению по подразделу 0702 «Общее образование».

Вместе с тем в нарушение указанных требований законодательства направление средств бюджета и оплата денежных обязательств перед ООО «Твой Мир» осуществлены администрацией района по подразделу 0702 «Общее образование» в целях, полностью не соответствующих определенным решением городской Думы (адрес обезличен) от (дата обезличена)(номер обезличен) «О бюджете городского поселения «(адрес обезличен)» (адрес обезличен) на (дата обезличена)

Таким образом, администрацией Кстовского муниципального района допущено нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы РФ и оплаты денежных обязательств в целях, полностью не соответствующих целям, определенным решением городской Думы (адрес обезличен) от (дата обезличена)(номер обезличен) «О бюджете городского поселения «(адрес обезличен)» (адрес обезличен) на (дата обезличена)» в размере 180 000 рублей.

Договоры подряда от (дата обезличена) с ООО «Твой Мир» (номер обезличен) заключены администрацией Кстовского муниципального района в лице первого заместителя главы администрации ФИО1, распоряжение об оплате выставленных счетов на оплату указанных услуг также дано ФИО1

В настоящее время ФИО1 занимает должность заместителя главы администрации.

Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы РФ и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ.

Местом совершения данного правонарушения является место нахождения администрации Кстовского муниципального района, а именно: (адрес обезличен)

Время совершения правонарушения – (дата обезличена).

Факт нарушения бюджетного законодательства администрацией Кстовского муниципального района полностью подтверждается материалами дела, пояснениями сторон в судебном заседании.

Срок привлечения к административной ответственности юридического лица – администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области не истек.

Суд, учитывая установленные по делу обстоятельства и в силу вышеприведенных правовых норм приходит к выводу о том, что действия юридического лица – администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области правильно квалифицированы по ст. 15.14 КоАП РФ - нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы РФ и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенных законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной метой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы РФ, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно – наказуемого деяния.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, в силу вышеизложенного с учетом приведенных правовых норм не установлено, оснований для прекращении производства по делу удовлетворению не имеется.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность юридического лица, судом по делу не установлено.

При назначении административного наказания, суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного административного правонарушения, финансовое положение должностного лица, обстоятельства дела, связанные с совершением административного правонарушения, его характером и последствиями, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность должностного лица, и в целях обеспечения баланса конституционно-значимых ценностей и в интересах субъектов права, считает возможным назначить административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ст. 15.14 КоАП РФ, что будет отвечать, как полагает суд, принципу справедливости наказания и соразмерности совершенного административного правонарушения, а именно в размере 20 000 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 15.14, ст. 29.9-29.10 КоАП РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Признать должностное лицо ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Штраф за административное правонарушение перечислить на следующие реквизиты: получатель: УФК по Нижегородской области (Администрация Кстовского муниципального района); ИНН 5250000838; КПП 525001001; банк - Волго-Вятское ГУ Банка России г. Н.Новгород; БИК 042202001; л/с 04323D09460; расчетный счет 40101810400000010002; КБК 48711609040130000140; ОКТМО 22637101.

Разъяснить ФИО1, что, в соответствии с ч.ч. 1, 3, 5 ст. 32.2 КоАП РФ, административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение трех суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, составляет судебный пристав-исполнитель.

Постановление может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья М.А. Матвиенко