Дело № 5-202/2018
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
<...> 01 февраля 2018 года
Судья Благовещенского городского суда Амурской области Кургунова Н.З.,
при секретаре Кролевецком А.А.,
с участием защитника Косьяненко В.А.,
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном по ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении юридического лица Некоммерческого партнерства «ДальТрансАэро», ИНН<***>, ОГРН <***>, находящегося по адресу: <...>,
УСТАНОВИЛ:
В Благовещенский городской суд поступил административный материал в отношении юридического лица Некоммерческого партнерства «ДальТрансАэро» по факту совершения правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.20 КоАП РФ.
В судебном заседании защитник Косьяненко В.А. возражал против привлечения общества к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ. В обоснование возражений указал, что в соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 14.06.2012 № 67-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном" указанный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, определяет правовые, экономические и организационные основы этого вида обязательного страхования, а также регулирует отношения, возникающие в связи с возмещением вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, причиненного при их перевозках метрополитеном. При этом для целей указанного Федерального закона под перевозкой понимается услуга, признаваемая перевозкой пассажира транспортными уставами или кодексами, а также статьей 31 указанного Федерального закона, а перевозчиком - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которые зарегистрированы на территории Российской Федерации и в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют перевозки, независимо от вида транспорта и вида перевозок (п. 1, п. 3 ст. 3 Федерального закона от 14.06.2012 № 67-ФЗ). Согласно ч. 1 ст. 100 Воздушного кодекса РФ перевозчиком является эксплуатант, осуществляющий воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты и имеющий лицензию на осуществление подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации вида деятельности в области авиации. Порядок осуществления такой деятельности урегулирован Положением о лицензировании деятельности по перевозкам воздушным транспортом пассажиров (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05 мая 2012 г. N 457. В силу п. 3 данного Положения деятельность по перевозкам воздушным транспортом пассажиров включает работы и услуги по выполнению регулярных и (или) нерегулярных (чартерных) перевозок воздушным транспортом пассажиров. На основании ч. 1 ст. 103 Воздушного кодекса РФ по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете. Срок доставки пассажира и багажа определяется установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок. Пассажир воздушного судна обязуется оплатить воздушную перевозку, а при наличии у него багажа сверх установленной перевозчиком нормы бесплатного провоза багажа и провоз этого багажа. Перевозчики при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными авиационными правилами (ч. 1 ст. 102 Воздушного кодекса РФ). Согласно свидетельству эксплуатанта, выданному некоммерческому партнёрству "ДальТрансАэро", оно осуществляет деятельность в области авиации общего назначения. При этом в материалах дела отсутствует подтверждение факта заключения договора перевозки (либо фрахтования) в отношении гражданина БВ, а также данные об осуществлении некоммерческим партнёрством "ДальТрансАэро" работ и услуг по выполнению регулярных и (или) нерегулярных (чартерных) перевозок воздушным транспортом пассажиров, выдачи билетов, взимание платы за указанные работы и услуги. Согласно ч. 1 ст. 123.11 Гражданского кодекса РФ член ассоциации (союза), к которым также относится некоммерческое партнёрство, вправе на равных началах с другими членами ассоциации (союза) безвозмездно, если иное не предусмотрено законом, пользоваться оказываемыми ею услугами. В материалах дела отражено, что НВ является членом НП "ДальТрансАэро", полёт 02-03 ноября 2017 года по маршруту Фрегат - Удское совершался в её интересах как члена партнёрства. Согласно ч. 1 ст. 64 Семейного кодекса РФ родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий. В силу указанных положений Гражданского Кодекса РФ. Семейного кодекса РФ у некоммерческого партнёрства "ДальТрансАэро" не было правовых оснований к заключению возмездного договора перевозки в отношении БВ, а также к отказу НВ в перелёте совместно с ребёнком или к какому-либо иному ограничению её прав как законного представителя БВ Таким образом, нахождение на борту воздушного судна АН-2 RA-02305, осуществлявшего 02-03 ноября 2017 года перелёт по маршруту Фрегат - Удское, гражданина БВ не может быть признано перевозкой пассажира по смыслу Воздушного кодекса РФ, в связи с чем в действиях юридического лица отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ.
В судебное заседание не явились законный представитель Некоммерческого партнерства «ДальТрансАэро» ФИО1, представители УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора, уведомленные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в переданном ходатайстве и.о. начальника УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора просил рассмотреть дело в отсутствии должностного лица Управления.
Учитывая положения ст.25.4 КоАП РФ, судья определил рассмотреть дело в отсутствии неявившегося лица.
Выслушав пояснения защитника, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Частью 1 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Из протокола об административном правонарушении 22ГА/2017У от 18.12.2017г., служебной записки старшего государственного инспектора отдела НАД и ОВП УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора ДН от 27.11.2017 г. следует, что в ходе внеплановой выездной проверки в связи с произошедшей катастрофой 06.11.2017 г. 23.25 (UTC) (07.11.2017 г. в 08.25 (местное время) с самолетом Ан-2 RA-02305 на аэродроме Экимчан, выявлено осуществление Некоммерческим партнерством «ДальТрансАэро» 03.11.2017 г. деятельности по перевозке пассажиров –НВ и БВ без специального разрешения (лицензии) в нарушение п.22 ч.1 ст.12 Федерального закона N 99-ФЗ от 04.05.2011 "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении Некоммерческого партнерства «ДальТрансАэро» дела об административном правонарушении за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии) в нарушение п.п.22 п.1 ст.12 Федерального закона N 99-ФЗ от 04.05.2011 "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Исследовав представленные доказательства и оценив их в совокупности в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд приходит к выводу, что состав административного правонарушения в действиях Некоммерческого партнерства «ДальТрансАэро» отсутствует, поскольку факт осуществления им деятельности по перевозке пассажиров –НВ и БВ без специального разрешения (лицензии) в нарушение п.22 ч.1 ст.12 Федерального закона N 99-ФЗ от 04.05.2011 "О лицензировании отдельных видов деятельности" не подтвержден совокупностью достаточных доказательств.
Так, из материалов дела усматривается, что в ходе рассмотрения дела привлекаемой стороной указывалось, что совместно с членом Некоммерческого партнерства «ДальТрансАэро» НВ находился ее малолетний сын БВ В силу норм действующего законодательства квалифицировать НВ и ее малолетнего сына как пассажиров не представляется возможным, т.к. это не коммерческая перевозка. Договоры воздушной перевозки пассажиров между НП «ДТА» и лицами, находящимися 03.11.2017 г. на борту воздушного судна Ан-2 RA-02305, либо организациями, в чьих интересах осуществлена перевозка НВ и ее малолетнего сына БВ не заключались, плата за перевозку не взималась, в силу данных обстоятельств и правового статуса НВ расчетно-платежные документы не оформлялись. Сводно-загрузочная ведомость и грузовая накладная на полет, осуществленный 03.11.2017г. по маршруту п/п Фрегат-Удское не оформлялись, т.к. данные виды документов оформляются при осуществлении коммерческой перевозки груза. В данном случае на борту ВС находилось 24 мешка с овсом, о чем экипаж оформил справку о массе и свойствах груза, предлагаемого к перевозке. Груз принадлежал члену партнёрства с 2009 г. ВД
В соответствие со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в том числе, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу ст. 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении обязательному выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия, виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а так же причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а так же иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии со ст.26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ выражается в осуществлении лицензируемого вида деятельности при отсутствии или лишении лицензии либо в нарушении условий, предусмотренных лицензией.
В соответствии со ст. 20 Воздушного кодекса РФ авиация подразделяется на гражданскую, государственную и экспериментальную авиацию. Данное деление осуществляется с учетом целей, для которых используется конкретное воздушное судно.
Согласно ч. 3 ст. 21 Воздушного кодекса РФ гражданская авиация, не используемая для осуществления коммерческих воздушных перевозок и выполнения авиационных работ, относится к авиации общего назначения.
В силу ст. 62 Воздушного кодекса РФ российские авиационные предприятия и российские индивидуальные предприниматели вправе осуществлять коммерческую деятельность в области гражданской авиации при наличии лицензий, полученных в соответствии со ст. 9 Воздушного кодекса РФ.
Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона от 14 июня 2012 г. N 67-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном" перевозчиком признается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которые зарегистрированы на территории Российской Федерации и в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют перевозки (независимо от вида транспорта и вида перевозок).
В силу ч. 1 ст. 100 Воздушного кодекса РФ перевозчиком является эксплуатант, осуществляющий воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты и имеющий лицензию на осуществление подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации вида деятельности в области авиации.
В соответствии с п. 22 ст. 12 Федерального закона от 04 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по перевозкам воздушным транспортом пассажиров (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) подлежит лицензированию.
Порядок осуществления такой деятельности урегулирован Положением о лицензировании деятельности по перевозкам воздушным транспортом пассажиров (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05 мая 2012 г. N 457.
В силу п. 3 данного Положения деятельность по перевозкам воздушным транспортом пассажиров включает работы и услуги по выполнению регулярных и (или) нерегулярных (чартерных) перевозок воздушным транспортом пассажиров.
На основании ч. 1 ст. 103 Воздушного кодекса РФ по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете. Срок доставки пассажира и багажа определяется установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок. Пассажир воздушного судна обязуется оплатить воздушную перевозку, а при наличии у него багажа сверх установленной перевозчиком нормы бесплатного провоза багажа и провоз этого багажа.
Согласно п. п. "а", "б", "в" п. 4 Положения лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии (лицензиату) для осуществления деятельности по перевозкам воздушным транспортом пассажиров, являются: наличие у соискателя лицензии (лицензиата) сертификата эксплуатанта, полученного в порядке, установленном федеральными авиационными правилами в соответствии со ст. 8 Воздушного кодекса РФ; наличие у лицензиата на праве собственности или ином законном основании воздушных судов с действующим сертификатом летной годности в количестве, достаточном (с учетом резервирования) для выполнения перевозок воздушным транспортом пассажиров в соответствии с формируемыми лицензиатом расписанием регулярных перевозок воздушным транспортом пассажиров и (или) программой выполнения нерегулярных (чартерных) перевозок воздушным транспортом пассажиров; соблюдение лицензиатом общих правил перевозок воздушным транспортом пассажиров и требований к обслуживанию пассажиров, устанавливаемых федеральными авиационными правилами в соответствии со ст. 102 Воздушного кодекса РФ.
Согласно представленному свидетельству эксплуатанта №АОН-03-16-023 Некоммерческое партнерство «ДальТрансАэро» (НП «ДТА), утвержденному Дальневосточным межрегиональным территориальным управлением воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта 01.04.2016 г., и действительного до 01.04.2021 г., НП «ДТА» способен осуществлять полеты на территории Российской Федерации в целях авиации общего назначения. В соответствии с приложением к настоящему свидетельству эксплуатанта авиации общего назначения разрешен к использованию, в том числе, самолет Ан-2 RA-02305.
Исходя из положений ст. 121 ГК РФ ассоциацией (союзом) признается объединение юридических лиц и (или) граждан, основанное на добровольном или в установленных законом случаях на обязательном членстве и созданное для представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных, а также иных не противоречащих закону и имеющих некоммерческий характер целей.
Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" юридические лица и (или) граждане в целях представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных, а также иных не противоречащих федеральным законам и имеющих некоммерческий характер целей вправе создавать объединения в форме ассоциаций (союзов), являющиеся некоммерческими организациями, основанными на членстве.
Пункт 3 ст. 123 ГК РФ и п. 3 ст. 12 Закона "О некоммерческих организациях" предусматривают возможность вступления в ассоциацию (союз) нового члена, то есть присоединения к числу участников ассоциации (союза) юридического лица. Для вступления в ассоциацию (союз) нового члена необходимо согласие членов ассоциации (союза).
В соответствии с частью 1 статьи 123.11 Гражданского кодекса РФ член ассоциации (союза) осуществляет корпоративные права, предусмотренные пунктом 1 статьи 65.2 настоящего Кодекса, в порядке, установленном в соответствии с законом уставом ассоциации (союза). Он также вправе на равных началах с другими членами ассоциации (союза) безвозмездно, если иное не предусмотрено законом, пользоваться оказываемыми ею услугами.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности НП «ДТА» является деятельность грузового воздушного транспорта.
Из содержания пункта 5.3 Устава НП «ДТА» следует, что членами Партнерства признаются его учредители, а также вновь вступившие физические и юридические лица, принятые в члены Партнерства. Прием в члены Партнерства осуществляется Президиумом Партнерства на основании заявления (п.5.4 Устава).
Из материалов дела усматривается, что НВ, а также ее отец ВД являются членом НП «ДТА», что следует из письменных заявлений 09.11.2009г., от 17.03.2015г., протоколов заседания Президиума НП «ДТА» от 10.11.2009г., 20.03.2015г.
Согласно пояснениям защитника, справке о массе и свойствах груза, предлагаемого к перевозке с датой вылета 03.11.2017 г., перевозимый груз (24 мешка с овсом) с маршрутом перевозки Фрегат - Удское принадлежал отцу НВ-ВД
Как указано выше, следует из списка находящихся на борту воздушного судна лиц с датой вылета 03.11.2017 г. вместе с матерью НВ находился малолетний БВ (1,2 года).
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 64 Семейного кодекса РФ родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.
Поскольку на момент перевозки 03.11.2017 г. БВ являлся несовершеннолетним, то законным представителем, наделенным правами действовать в защиту его прав и интересов согласно положениям вышеприведенной статьи 64 Семейного кодекса Российской Федерации являлась его мать НВ
Таким образом из материалов дела следует, что основанием для привлечения к административной ответственности НП «ДТА» послужил факт перевозки двух пассажиров 03.11.2017 г. по маршруту п/п Фрегат – Удское на воздушном судне Ан-2 RA-02305 на безвозмездной основе, то есть без заключения договора воздушной перевозки (выдачи билета). И материалами дела не установлено, что НП «ДТА» осуществляет регулярные и чартерные перевозки.
Согласно ч. 1, 2, 3 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. При этом, бремя доказывания вины лежит на органах, должностных лицах, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Приведенные выше обстоятельства, а также изложенные требования Воздушного кодекса РФ в системной связи с нормами Положения о лицензировании деятельности по перевозкам воздушным транспортом пассажиров, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05 мая 2012 г. N 457, позволяют прийти к выводу о том, что НП «ДТА» при осуществлении некоммерческой перевозки двух пассажиров членов НП «ДТА» НВ и ее малолетнего сына ***, не обязано было иметь лицензию на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров воздушным транспортом, в связи с чем, в его действиях отсутствует состав инкриминируемого правонарушения.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
При указанных обстоятельствах производство по делу подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ судья
ПОСТАНОВИЛ:
производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении Некоммерческого партнерства «ДальТрансАэро» прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием в действиях Некоммерческого партнерства «ДальТрансАэро» состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Амурский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Благовещенского
городского суда Н.З. Кургунова